бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 28 сентября 2017 г.
Д.Б. Петрова заведующий кафедрой
согласовано 5 марта 2018 г.
Д.В. Ларкович декан факультета

Б1.Б.3 Основы саморазвития личности, 1 семестр

Б-07081, 44.03.05, Педагогическое образование (направленность Русский язык и литература), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК - 6) знать содержание понятий "развитие" и "саморазвитие" знаниевый
знать содержание понятий "субъект деятельности" и "субъект труда" знаниевый
знать структуру учебной деятельности знаниевый
выбирать схему анализа сформированости компонентов учебной деятельности ориентировочный
понимать роль учения в психическом развитии ориентировочный
владеть методами анализа сформированности компонентов учебной деятельности операциональный
Способность проектировать траекторию своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10) знать понятия "цель", "целеполагание" знаниевый
знать профессионально-значимые качества педагога знаниевый
знать пути и способы саморазвития в избранной профессии знаниевый
владеть критериями оценки способов профессионального роста и личностного развития ориентировочный
владеть схемой анализа методов профессионального роста и личностного развития ориентировочный
понимать критерии отбора информации по саморазвитию личности ориентировочный
владеть методами проектирования траектории своего профессионального роста и личностного развития операциональный
составлять план саморазвития личности операциональный
владеть опытом рефлексии, анализа психических состояний, установок и т.д. опыт
иметь опыт построения траектории своего профессионального роста и личностного развития опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов способности и готовности к самопознанию и саморазвитию

Задачи

  1. формировать образ актуального и проспективного представления о себе как субъекте учебной деятельности на основе самопознания и адекватной самооценки
  2. формировать образ проспективного представления о себе как субъекте профессиональной деятельности на основе самопознания и адекватной самооценки

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 21,0 ч. (19,44%)
Контроль самостоятельной работы 9,0 ч.
Самостоятельная работа студента 87,0 ч. (80,56%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 3,5 ч.
Часов в неделю 1,31 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Основы самопознания и самооценки формировать образ актуального и проспективного представления о себе как субъекте учебной деятельности на основе самопознания и адекватной самооценки · знать: понятия развития и саморазвития; общую характеристику психического развития; понятия индивида, субъекта деятельности, личности, субъектности; структуру учебной деятельности. · понимать: роль учения в психическом развитии человека. · уметь: анализировать психологическую структуру учебной деятельности; характеризовать себя с точки зрения развитости компонентов учебной деятельности; ставить задачи развития себя как субъекта учебной деятельности, планировать деятельность по саморазвитию. · владеть: методами анализа сформированности компонентов учебной деятельности; способами постановки задач саморазвития в учебной деятельности и проектирования способов их решения.
  • Понятие развития и саморазвития личности
  • Студент как субъект учебной деятельности
  • Мотивация в структуре учебной деятельности
  • Цель учебной деятельности
  • Учебные действия
Субъектность в профессиональной сфере формировать образ проспективного представления о себе как субъекте профессиональной деятельности на основе самопознания и адекватной самооценки · знать: понятия труд, профессия, субъект труда, индивидуальный стиль деятельности; перечень личностных особенностей, необходимых в профессиональной деятельности; этапы профессионального развития; · понимать: роль профессиональной деятельности в развитии личности; · уметь: характеризовать психологические аспекты будущей профессиональной деятельности; ставить задачи развития себя как субъекта будущей профессиональной деятельности, планировать деятельность по саморазвитию. · владеть: способами постановки задач саморазвития в будущей профессиональной деятельности и проектирования способов их решения.
  • Психологические аспекты избранной профессии
  • Профессиональное саморазвитие личности
  • Успешность профессиональной деятельности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Способность и готовность к саморазвитию как ключевая компетенция современного специалиста Лекция 2,0 1
2 Развитие субъектной позиции в учебной деятельности Лекция 2,0 1
3 Мотивация в структуре учебной деятельности Самостоятельное изучение 12,0 2
4 Мотивы и цели как системообразующие компоненты учебной деятельности Практическая работа 2,0 2
5 Цель учебной деятельности Самостоятельное изучение 12,0 2
6 Учебные действия Самостоятельное изучение 13,0 2
7 Оценка сформированности учебных действий Практическая работа 2,0 2
8 Проблемы профессионального саморазвития человека как субъекта трудовой деятельности Лекция 2,0 3
9 Психологические аспекты избранной профессии Самостоятельное изучение 12,0 3
10 Успешность профессиональной деятельности Самостоятельное изучение 14,0 3
11 Проблема успешности профессиональной деятельности Лекция 2,0 4
12 Экзамен Другое 9,0 4

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Способность и готовность к саморазвитию как ключевая компетенция современного специалиста Лекция определять сущностные характеристики развития Воспроизведение
перечислить виды развития Узнавание
дать определение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность", "субъект деятельности" Узнавание
дать определение понятие "саморазвитие" Узнавание
выделить основные характеристики саморазвития Воспроизведение
перечислить этапы саморазвития Узнавание
2 Развитие субъектной позиции в учебной деятельности Лекция -охарактеризовать современное состояние российского образования Узнавание
обосновать развитие учащегося как цель образования Воспроизведение
дать определение учебной деятельности Узнавание
3 Мотивация в структуре учебной деятельности Самостоятельное изучение дать определение понятия "мотивация" Узнавание
раскрыть роль потребностей, мотивов, ценностей, убеждений и др. в структуре мотивации Воспроизведение
дать определение понятия «учебная мотивация» Узнавание
перечислить мотивационные факторы учебной деятельности Узнавание
назвать виды учебных мотивов Узнавание
4 Мотивы и цели как системообразующие компоненты учебной деятельности Практическая работа дать определение понятия "мотивация" Узнавание
раскрыть роль потребностей, мотивов, ценностей, убеждений и др. в структуре мотивации Воспроизведение
дать определение понятия «учебная мотивация» Узнавание
перечислить мотивационные факторы учебной деятельности Узнавание
назвать виды учебных мотивов Узнавание
анализировать мотивационную формулу собственной учебной мотивации Применение
5 Цель учебной деятельности Самостоятельное изучение дать определение цели как системообразующему компоненту деятельности Узнавание
дать общую характеристику цели в структуре учебной деятельности Узнавание
ставить цель собственной учебной деятельности Применение
6 Учебные действия Самостоятельное изучение дать определение действию как морфологической единицы учебной деятельности Узнавание
перечислить основные виды учебных действий Воспроизведение
охарактеризовать степень развитости учебных действий, выделяемых на основании осуществляемой психической деятельности Узнавание
7 Оценка сформированности учебных действий Практическая работа дать определение действию как морфологической единицы учебной деятельности Узнавание
перечислить основные виды учебных действий Воспроизведение
8 Проблемы профессионального саморазвития человека как субъекта трудовой деятельности Лекция дать обобщенную характеристику человека как субъекта труда Воспроизведение
обосновать роль профессиональной деятельности в развитии личности Узнавание
дать определение понятия профессионального развития Воспроизведение
перечислить этапы профессионального развития Воспроизведение
планировать собственное профессиональное становление и развитие Применение
9 Психологические аспекты избранной профессии Самостоятельное изучение перечислить профессионально-значимые качечства специалиста Узнавание
охарактеризовать развитость профессионально-значимых качеств личности в соответствии с будущей профессией Применение
10 Успешность профессиональной деятельности Самостоятельное изучение выделить личностные качества, способствующие успешности в профессиональной деятельности Воспроизведение
11 Проблема успешности профессиональной деятельности Лекция дать определение понятий «успех», успешность» Узнавание
определить признаки успешности профессионального обучения Воспроизведение
уметь выделять критерии профессионального и карьерного успеха в будущей профессии Воспроизведение
выделить личностные качества, способствующие успешности в профессиональной деятельности Воспроизведение
12 Экзамен Другое определять сущностные характеристики развития Воспроизведение
перечислить виды развития Узнавание
дать определение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность", "субъект деятельности" Узнавание
дать определение понятие "саморазвитие" Узнавание
выделить основные характеристики саморазвития Воспроизведение
перечислить этапы саморазвития Узнавание
-охарактеризовать современное состояние российского образования Узнавание
обосновать развитие учащегося как цель образования Воспроизведение
дать определение учебной деятельности Узнавание
дать определение понятия "мотивация" Узнавание
раскрыть роль потребностей, мотивов, ценностей, убеждений и др. в структуре мотивации Воспроизведение
дать определение понятия «учебная мотивация» Узнавание
перечислить мотивационные факторы учебной деятельности Узнавание
назвать виды учебных мотивов Узнавание
дать определение цели как системообразующему компоненту деятельности Узнавание
дать общую характеристику цели в структуре учебной деятельности Узнавание
ставить цель собственной учебной деятельности Применение
дать определение действию как морфологической единицы учебной деятельности Узнавание
перечислить основные виды учебных действий Воспроизведение
охарактеризовать познавательные учебные действия Воспроизведение
охарактеризовать степень развитости учебных действий, выделяемых на основании позиции субъекта учебной деятельности Применение
дать определение понятий Узнавание
раскрыть содержание будущей трудовой деятельности Воспроизведение
перечислить типы и виды профессиональной деятельности Узнавание
дать обобщенную характеристику человека как субъекта труда Воспроизведение
дать определение понятия "индивидуальный стиль деятельности" Воспроизведение
перечислить профессионально-значимые качечства специалиста Узнавание
охарактеризовать развитость профессионально-значимых качеств личности в соответствии с будущей профессией Применение
обосновать роль профессиональной деятельности в развитии личности Узнавание
дать определение понятия профессионального развития Воспроизведение
перечислить этапы профессионального развития Воспроизведение
охарактеризовать особенности собственных профессиональных качеств, склонностей и способностей Применение
разрабатыать план собственного профессионального развития Применение
дать определение понятий «успех», успешность» Узнавание
выделить личностные качества, способствующие успешности в профессиональной деятельности Воспроизведение
уметь определять особенности профессионального и карьерного успеха Воспроизведение
определить признаки успешности профессионального обучения Воспроизведение
сравнить понятия "индивид", "субъект деятельности", "личность" Применение
дать определение понятия "психическое развитие" Узнавание
описать формальную структуру учебной деятельности Воспроизведение
раскрыть психологическую структуру учебной деятельности Воспроизведение
анализировать собственную позицию с точки зрения субъектности в учебной деятельности Воспроизведение
анализировать мотивационную формулу собственной учебной мотивации Применение
охарактеризовать степень развитости учебных действий, выделяемых на основании позиции субъекта учебной деятельности Узнавание
охарактеризовать степень развитости учебных действий, выделяемых на основании осуществляемой психической деятельности Узнавание
раскрыть роль контроля в чебной деятельности Воспроизведение
охарактеризовать степень развитости действия самоконтроля Применение
раскрыть роль оценки в учебной деятельности Воспроизведение
охарактеризовать степень развитоски самооценки Применение
планировать собственное профессиональное становление и развитие Применение
уметь выделять критерии профессионального и карьерного успеха в будущей профессии Воспроизведение
выделить личностные качества, способствующие успешности в профессиональной деятельности Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 376 с.
  2. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Е. В. Андриенко ; Междунар. акад. наук пед. образования ; под ред. В. А. Сластенина. - 6-е изд., испр. - М. : Академия, 2011. - 262, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-8080-2 : 362-55.
  3. Асмолов, А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Текст]: учеб. для студентов вузов / Александр Асмолов. - 4-е изд., испр. - М. : Смысл [и др.], 2010. - 447, [1] c. - (Психология для студента). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-89357-258-2 : 360-36
  4. Гуревич, П.С. Психология личности [электронный ресурс]: Учебник/П.С. Гуревич.- 2-е изд.- М. : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 479 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks.–Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52637.htmi.-Загл. с экрана
  5. Слотина, Т. В. Психология личности : [учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей вузов] / Т. В. Слотина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 447, [1] с.

Дополнительная

  1. Бортникова, Л.Г.Основы саморазвития личности: учебно-методическое пособие[Текст]: Учеб.- методическое пособие / Л.Г.Бортникова [и др.]- Сургут: РИО СурГПУ, 2016. - 228 с.
  2. Духновский, С. В. Психология личности и деятельности педагога : учеб. пособие [для магистрантов, соискателей и аспирантов, обучающихся по направлению " Психолого-педагогическое образование"] / С. В. Духновский. - М. : РИОР [и др.], 2016. - 298, [2] с.
  3. Капустина, Н. Г. Основы саморазвития личности : учеб.-метод. пособие с основами практикума / Н. Г. Капустина, В. П. Прядеин ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО "Урал. гос. пед. ун-т" ; Ин-т соц. образования, Каф. психологии и соц. педагогики. - Екатеринбург : [Урал. гос. пед. ун-т], 2016. - 297, [1] с.
  4. Капустина, Н.Г. Психология саморазвития личности: [учеб. пособие] / Н.Г. Капустина, Н.В. Бякова. - Сургут, 2010.
  5. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [учеб. пособие] / В.Г. Маралов. - М., 2004.
  6. Минюрова, С. А. Психология самопознания и саморазвития : учеб. для студентов высш. пед. вузов, обучающихся по направлению подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / С. А. Минюрова. - М. : Флинта [и др.], 2016. - 474, [2] с. - (Библиотека психолога). - Гриф УМО.
  7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2008. - 560 с.
  8. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжников; Ред. И.Б.Чистякова. - М. : Академия, 2001. - 480с. - (Высшее образование).
  9. Шапарь, В.Б. Практическая психология инструментарий [текст] / В.Б. Шапарь - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 760, [2] с.

Цифровые ресурсы

  1. Дружинин В.Н. Психология [Электронный ресурс]: учебник / В.Н. Дружинин. - Доступ с сайта электронно - библиотечной системы "Библиотека Гумер - гуманитарные науки" . - Режим доступа: http://www.gumer.info.
  2. Слотина Т.В. Психология личности [Электронный ресурс]: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с. - Доступ с сайта электронной библиотеки KOOB.RU.- Режим доступа: http://www.klex.ru/fq3

Источники

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // «ГАРАНТ.РУ». - Москва, 2013. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3cXSMY2ni/, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». - Москва, 2013. - 238 с. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/, свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа Б1.Б.11 Основы саморазвития личности [Электронный ресурс]:Направление подготовки 38.03.03. Управление персоналом /ГОУ ВПО "Сургут. гос. пед. ун-т"; сост. А.А. Ефимова, Н.А. Мишанкиина, Д.Б. Петрова, М.А. Плюснина. - Электрон.дан. Сургут: СурГПУ, 2016. - Режим доступа: http:// els.surgpu.ru/, доступ ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.