бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 28, 2017 утверждено June 5, 2018
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 9, 2018
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Feb. 21, 2018

Б1.Б.3 Основы саморазвития личности, 1 семестр

Б-07171, 46.03.02, Документоведение и архивоведение, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7) знать понятия "развитие", "саморазвитие",пути и способы саморазвития в избранной профессии знаниевый
знать профессионально-значимые качества менеджера по управлению персоналом знаниевый
знать структуру учебной деятельности, понятия "мотивация", "цель", "целеполагание", учебные действия, этапы формирования умственных действий знаниевый
владеть критериями оценки способов профессионального роста и личностного развития ориентировочный
владеть схемой анализа методов профессионального роста и личностного развития ориентировочный
понимать критерии отбора информации по саморазвитию личности ориентировочный
владеть методами проектирования траектории своего профессионального роста и личностного развития операциональный
составлять план саморазвития личности операциональный
владеть опытом рефлексии, анализа психических состояний, установок и т.д. опыт
иметь опыт построения траектории своего провессионального роста и личностного развития опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов способности и готовности к самопознанию и саморазвитию

Задачи

  1. формировать образ актуального и проспективного представления о себе как субъекте учебной деятельности на основе самопознания и адекватной самооценки
  2. формировать образ проспективного представления о себе как субъекте профессиональной деятельности на основе самопознания и адекватной самооценки

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 2.0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 0.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 96.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 3.0 ч.
Часов в неделю 0.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Основы самопознания и самооценки формировать образ актуального и проспективного представления о себе как субъекте учебной деятельности на основе самопознания и адекватной самооценки · знать: понятия развития и саморазвития; общую характеристику психического развития; понятия индивида, субъекта деятельности, личности, субъектности; структуру учебной деятельности. · понимать: роль учения в психическом развитии человека. · уметь: анализировать психологическую структуру учебной деятельности; характеризовать себя с точки зрения развитости компонентов учебной деятельности; ставить задачи развития себя как субъекта учебной деятельности, планировать деятельность по саморазвитию. · владеть: методами анализа сформированности компонентов учебной деятельности; способами постановки задач саморазвития в учебной деятельности и проектирования способов их решения.
  • Понятие развития и саморазвития личности
  • Студент как субъект учебной деятельности
  • Мотивация в структуре учебной деятельности
  • Цель учебной деятельности
  • Учебные действия
Субъектность в профессиональной сфере формировать образ проспективного представления о себе как субъекте профессиональной деятельности на основе самопознания и адекватной самооценки · знать: понятия труд, профессия, субъект труда, индивидуальный стиль деятельности; перечень личностных особенностей, необходимых в профессиональной деятельности; этапы профессионального развития; · понимать: роль профессиональной деятельности в развитии личности; · уметь: характеризовать психологические аспекты будущей профессиональной деятельности; ставить задачи развития себя как субъекта будущей профессиональной деятельности, планировать деятельность по саморазвитию. · владеть: способами постановки задач саморазвития в будущей профессиональной деятельности и проектирования способов их решения.
  • Психологические аспекты избранной профессии
  • Профессиональное саморазвитие личности
  • Успешность профессиональной деятельности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Проблема саморазвития личности в психологии: подходы, сущность и основные характеристики Лекция 2.0 1
2 Проблема саморазвития личности в психологии: подходы, сущность и основные характеристики Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Человек как субъект процесса саморазвития: механизмы и барьеры саморазвития Самостоятельное изучение 6.0 1
4 Проблема субъектности в учебной деятельности Лекция 2.0 1
5 Проблема субъектности в учебной деятельности Самостоятельное изучение 6.0 1
6 Учебные действия в структуре учебной деятельности. Познавательные учебные действия Самостоятельное изучение 5.0 1
7 Студент как субъект учебной деятельности Самостоятельное изучение 6.0 1
8 Учебные действия в структуре учебной деятельности. Познавательные учебные действия Практическая работа 2.0 1
9 Мотивация в структуре учебной деятельности и средства саморазвития субъектов учебной деятельности Самостоятельное изучение 7.0 1
10 Оценка особенностей мотивации учебной деятельности студента Самостоятельное изучение 7.0 1
11 Учебные действия. Действие контроля и оценки Самостоятельное изучение 5.0 2
12 Цель учебной деятельности Самостоятельное изучение 5.0 2
13 Психологические основы трудовой деятельности Самостоятельное изучение 7.0 2
14 Проблема профессионального саморазвития человека как субъекта трудовой деятельности Лекция 2.0 2
15 Проблема профессионального саморазвития человека как субъекта трудовой деятельности Самостоятельное изучение 6.0 2
16 Профессиональное саморазвитие личности Семинар 2.0 2
17 Профессиональное саморазвитие личности Самостоятельное изучение 6.0 2
18 Успешность в профессиональной деятельности Лекция 2.0 2
19 Психологические аспекты избранной профессии Самостоятельное изучение 7.0 3
20 Успешность в профессиональной деятельности Самостоятельное изучение 6.0 3
21 Успешный студент как основа будущей профессиональной деятельности Самостоятельное изучение 5.0 3
22 Рубежный контроль - аналитическая справка Другое 0.0 3

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Проблема саморазвития личности в психологии: подходы, сущность и основные характеристики Лекция Знать понятие "развитие", определять сущностные характеристики развития Воспроизведение
Перечислять виды развития Воспроизведение
Знать понятия "индивид", "личность", "индивидуальность", "субъект деятельности" Узнавание
Знать понятие "саморазвитие" Узнавание
2 Проблема саморазвития личности в психологии: подходы, сущность и основные характеристики Самостоятельное изучение Знать понятие "развитие", определять сущностные характеристики развития Воспроизведение
Описывать саморазвитие как вид развития Воспроизведение
обосновывать способность к саморазвитию как ключевую компетентность специалиста Воспроизведение
3 Человек как субъект процесса саморазвития: механизмы и барьеры саморазвития Самостоятельное изучение Знать понятие "развитие", определять сущностные характеристики развития Воспроизведение
Знать понятия "индивид", "личность", "индивидуальность", "субъект деятельности" Узнавание
Знать понятие "саморазвитие" Узнавание
Описывать саморазвитие как вид развития Воспроизведение
обосновывать способность к саморазвитию как ключевую компетентность специалиста Воспроизведение
4 Проблема субъектности в учебной деятельности Лекция - характеризовать современное состояние российского образования Воспроизведение
- давать определение учебной деятельности Воспроизведение
- обосновывать развитие субъектной позиции учащегося как цель образования Применение
5 Проблема субъектности в учебной деятельности Самостоятельное изучение - характеризовать студенчество как социально-психологическую категорию Воспроизведение
- давать определение субъекта деятельности Воспроизведение
- обосновывать развитие субъектной позиции учащегося как цель образования Применение
6 Учебные действия в структуре учебной деятельности. Познавательные учебные действия Самостоятельное изучение - давать определение действию как морфологической единицы учебной деятельности Узнавание
- перечислить основные виды учебных действий Воспроизведение
- характеризовать познавательные учебные действия Воспроизведение
- характеризовать степень развитости учебных действий, выделяемых на основании позиции субъекта учебной деятельности Применение
7 Студент как субъект учебной деятельности Самостоятельное изучение - характеризовать студенчество как социально-психологическую категорию Воспроизведение
- характеризовать современное состояние российского образования Воспроизведение
- давать определение учебной деятельности Воспроизведение
- давать определение субъекта деятельности Воспроизведение
- обосновывать развитие субъектной позиции учащегося как цель образования Применение
- перечислить основные виды учебных действий Воспроизведение
8 Учебные действия в структуре учебной деятельности. Познавательные учебные действия Практическая работа - перечислить основные виды учебных действий Воспроизведение
- характеризовать степень развитости учебных действий, выделяемых на основании позиции субъекта учебной деятельности Применение
- составлять алгоритм выполнения познавательных учебных действий Применение
9 Мотивация в структуре учебной деятельности и средства саморазвития субъектов учебной деятельности Самостоятельное изучение - давать определение понятию "Мотивационная сфера личности" Узнавание
- давать характеристику мотивационной сфере человека Воспроизведение
- знать определение понятия «мотивация» Узнавание
- раскрывать роль потребностей, мотивов, ценностей, убеждений и др. в структуре мотивации Воспроизведение
- знать определение понятия «учебная мотивация» Узнавание
- называть мотивационные факторы учебной деятельности Узнавание
- характеризовать место учебной мотивации в структуре учебной деятельности Воспроизведение
- знать классификацию учебных мотивов Узнавание
- характеризовать виды и уровни мотивов учения Узнавание
10 Оценка особенностей мотивации учебной деятельности студента Самостоятельное изучение - характеризовать особенности собственной учебной мотивации Применение
11 Учебные действия. Действие контроля и оценки Самостоятельное изучение - давать определение действию как морфологической единицы учебной деятельности Узнавание
- перечислить основные виды учебных действий Воспроизведение
12 Цель учебной деятельности Самостоятельное изучение - давать определение цели как системообразующему компоненту деятельности Узнавание
- описывать правила постановки цели учебной деятельности Воспроизведение
- давать общую характеристику цели в структуре учебной деятельности Воспроизведение
- определять цель собственной учебной деятельности Применение
13 Психологические основы трудовой деятельности Самостоятельное изучение - давать определение понятию «труд» Узнавание
- перечислять основные признаки труда Воспроизведение
- раскрывать содержание трудовой деятельности Воспроизведение
- раскрывать содержание будущей трудовой деятельности Применение
- знать и называть классификации труда и профессий Воспроизведение
14 Проблема профессионального саморазвития человека как субъекта трудовой деятельности Лекция - называть сущностные признаки человека как субъекта труда Узнавание
- давать обобщенную характеристику человека как субъекта труда Применение
- определять признаки индивидуального стиля деятельности Применение
- описывать индивидуальный стиль деятельности Применение
- давать определение профессионально-важным качествам Узнавание
15 Проблема профессионального саморазвития человека как субъекта трудовой деятельности Самостоятельное изучение - называть сущностные признаки человека как субъекта труда Узнавание
- описывать индивидуальный стиль деятельности Применение
- давать определение профессионально-важным качествам Узнавание
- называть основные виды ПВК Воспроизведение
16 Профессиональное саморазвитие личности Семинар - давать определение понятиям «профессиональное развитие» и «профессиональное саморазвитие" Узнавание
- выделять роль и условия профессионального развития Воспроизведение
- выделять условия профессионального развития Воспроизведение
- уметь перечислять этапы профессионального развития Воспроизведение
- характеризовать особенности собственных профессиональных качеств, склонностей и способностей Применение
- разрабатыать план собственного профессионального развития Применение
17 Профессиональное саморазвитие личности Самостоятельное изучение - давать определение понятиям «профессиональное развитие» и «профессиональное саморазвитие" Узнавание
- выделять условия профессионального развития Воспроизведение
- уметь перечислять этапы профессионального развития Воспроизведение
18 Успешность в профессиональной деятельности Лекция - выделять личностные качества, способствующие успешности в профессиональной деятельности Применение
- уметь определять особенности профессионального и карьерного успеха Узнавание
- уметь определять признаки успешности профессионального обучения Применение
19 Психологические аспекты избранной профессии Самостоятельное изучение - давать определение профессионально-важным качествам Узнавание
- называть основные виды ПВК Воспроизведение
- знать и давать определение понятию «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «модель специалиста», «формула профессии» Узнавание
- знать основные виды профессиограмм, их структуру Узнавание
20 Успешность в профессиональной деятельности Самостоятельное изучение - давать определение понятиям «успех», успешность» Узнавание
- выделять личностные качества, способствующие успешности в профессиональной деятельности Применение
- уметь определять особенности профессионального и карьерного успеха Узнавание
- уметь определять признаки успешности профессионального обучения Применение
21 Успешный студент как основа будущей профессиональной деятельности Самостоятельное изучение - уметь выделять критерии профессионального и карьерного успеха в будущей профессии Применение
- уметь выделять личностные качества, способствующие успешности в профессиональной деятельности Применение
22 Рубежный контроль - аналитическая справка Другое - выделять условия профессионального развития Воспроизведение
- уметь перечислять этапы профессионального развития Воспроизведение
- характеризовать особенности собственных профессиональных качеств, склонностей и способностей Применение
- разрабатыать план собственного профессионального развития Применение
- уметь определять особенности профессионального и карьерного успеха Узнавание

Литература

Основная

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 376 с.
  2. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Е. В. Андриенко ; Междунар. акад. наук пед. образования ; под ред. В. А. Сластенина. - 6-е изд., испр. - М. : Академия, 2011. - 262, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-8080-2 : 362-55.
  3. Асмолов, А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Текст]: учеб. для студентов вузов / Александр Асмолов. - 4-е изд., испр. - М. : Смысл [и др.], 2010. - 447, [1] c. - (Психология для студента). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-89357-258-2 : 360-36
  4. Гуревич, П.С. Психология личности [электронный ресурс]: Учебник/П.С. Гуревич.- 2-е изд.- М. : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 479 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks.–Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52637.htmi.-Загл. с экрана
  5. Слотина, Т. В. Психология личности : [учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей вузов] / Т. В. Слотина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 447, [1] с.

Дополнительная

  1. Бортникова, Л.Г.Основы саморазвития личности: учебно-методическое пособие[Текст]: Учеб.- методическое пособие / Л.Г.Бортникова [и др.]- Сургут: РИО СурГПУ, 2016. - 228 с.
  2. Духновский, С. В. Психология личности и деятельности педагога : учеб. пособие [для магистрантов, соискателей и аспирантов, обучающихся по направлению " Психолого-педагогическое образование"] / С. В. Духновский. - М. : РИОР [и др.], 2016. - 298, [2] с.
  3. Капустина, Н. Г. Основы саморазвития личности : учеб.-метод. пособие с основами практикума / Н. Г. Капустина, В. П. Прядеин ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО "Урал. гос. пед. ун-т" ; Ин-т соц. образования, Каф. психологии и соц. педагогики. - Екатеринбург : [Урал. гос. пед. ун-т], 2016. - 297, [1] с.
  4. Капустина, Н.Г. Психология саморазвития личности: [учеб. пособие] / Н.Г. Капустина, Н.В. Бякова. - Сургут, 2010.
  5. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [учеб. пособие] / В.Г. Маралов. - М., 2004.
  6. Минюрова, С. А. Психология самопознания и саморазвития : учеб. для студентов высш. пед. вузов, обучающихся по направлению подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / С. А. Минюрова. - М. : Флинта [и др.], 2016. - 474, [2] с. - (Библиотека психолога). - Гриф УМО.
  7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2008. - 560 с.
  8. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжников; Ред. И.Б.Чистякова. - М. : Академия, 2001. - 480с. - (Высшее образование).
  9. Шапарь, В.Б. Практическая психология инструментарий [текст] / В.Б. Шапарь - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 760, [2] с.

Цифровые ресурсы

  1. Дружинин В.Н. Психология [Электронный ресурс]: учебник / В.Н. Дружинин. - Доступ с сайта электронно - библиотечной системы "Библиотека Гумер - гуманитарные науки" . - Режим доступа: http://www.gumer.info.
  2. Слотина Т.В. Психология личности [Электронный ресурс]: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с. - Доступ с сайта электронной библиотеки KOOB.RU.- Режим доступа: http://www.klex.ru/fq3

Источники

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // «ГАРАНТ.РУ». - Москва, 2013. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3cXSMY2ni/, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». - Москва, 2013. - 238 с. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/, свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа Б1.Б.11 Основы саморазвития личности [Электронный ресурс]:Направление подготовки 38.03.03. Управление персоналом /ГОУ ВПО "Сургут. гос. пед. ун-т"; сост. А.А. Ефимова, Н.А. Мишанкиина, Д.Б. Петрова, М.А. Плюснина. - Электрон.дан. Сургут: СурГПУ, 2016. - Режим доступа: http:// els.surgpu.ru/, доступ ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.