бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 9 октября 2017 г. утверждение отклонено 6 февраля 2018 г.
Н.В. Ганущак заведующий кафедрой
согласовано 13 сентября 2018 г.
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано 18 сентября 2018 г.

Б1.В.ДВ.7 Литературное краеведение как предмет исследовательской деятельности учащихся, 3 семестр

М-6082, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Организация научно-исследовательской работы по русскому языку и литературе в школе), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.В. Галян ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность использовать филологические методы в научно-исследовательской деятельности (ПК-23) Уметь анализировать текст сообразно родо-видовой специфике произведения ориентировочный
Владеть навыком анализа литературного произведения с учетом возможных контекстов: литературного (творчества автора, эпохи, региональной и национальной литературы, мирового литературного процесса) и общекультурного. операциональный
Уметь составлять вопросы для беседы по анализу регионального литературного материала. операциональный
способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5) Описывать основные методы, используемые в литературном краеведении. ориентировочный
Уметь отбирать литературные и научные региональные тексты для решения конкретной исследовательской задачи. ориентировочный
Уметь составлять план иследовательской работы по литературному краеведению операциональный
Уметь составлять сценарий урока литературы с использованием регионального литературного материала. операциональный
Опыт проведения учебного занятия с использованием регионального литературного материала опыт
способность самостоятельно исследовать конкретные языковые факты в контексте общих закономерностей развития словесной культуры (ПК-24) Описывать основные этапы развития региональной литературы ориентировочный
Уметь сопрягать литературно-краеведческий материал с темами школьных программ по русскому языку и литературе операциональный
Иметь опыт обзора публикаций по литературному краеведению и их анализа опыт

Цели изучения дисциплины

Познакомиться с методами и формами организации исследовательской деятельности учащихся по литературному краеведению

Задачи

  1. Совершенствовать навыки литературоведческого анализа региональных текстов различных жанров
  2. Научиться планировать исследовательскую работу школьников по литературному краеведению

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18,0 ч. (25,0%)
Контроль самостоятельной работы 4,0 ч.
Самостоятельная работа студента 54,0 ч. (75,0%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 5,0 ч. из 4,5 ч.
Часов в неделю 1,38 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Совершенствовать навыки литературоведческого анализа региональных текстов различных жанров Производить литературоведческий анализ региональнго текста
  • Предмет, задачи, специфика курса «литературное краеведение»
  • Источники литературного краеведения ХМАО-Югры.
  • Методы изучения регионального литературного материала.
  • Особенности литературоведческого анализа регионального художественного текста
Модуль 2 Научиться планировать исследовательскую работу школьников по литературному краеведению Составить план исследовательской работы школьников по литературному краеведению
  • Индивидуальная исследовательская работа по литературному краеведению в школе.
  • Произведения региональных авторов на уроке литературы
  • Планирование работы кружка (факультатива) по литературному краеведению.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Литературное краеведение, его предмет, задачи, специфика. Лекция 2,0 1
2 Региональный текст и его признаки. Самостоятельное изучение 2,0 2
3 Литературоведческий анализ регионального текста. Практическая работа 4,0 3
4 Литературоведческий анализ регионального текста. Индивидуальная работа 1,0 4
5 Литературоведческий анализ регионального текста. Самостоятельное изучение 4,0 4
6 Рубежный контроль. Минизачет 2,0 5
7 Краеведение в воспитательной системе общеобразовательного учреждения. Краеведческая работа в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ. Место регионального материала в программе по литературе. Самостоятельное изучение 4,0 6
8 Работа с региональными текстами на уроках литературы Практическая работа 4,0 7
9 Подготовка учащимися научных проектов по литературному краеведению Практическая работа 4,0 8
10 Подготовка учащимися научных проектов по литературному краеведению Самостоятельное изучение 4,0 9
11 Внеклассная работа по литературному краеведению Практическая работа 4,0 10
12 Внеклассная работа по литературному краеведению Вариативное задание 4,0 11
13 Зачет Минизачет 2,0 12

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Литературное краеведение, его предмет, задачи, специфика. Лекция Формулировать предмет, цель и задачи курса "Литературное краеведение" Воспроизведение
Описывать специфику курса "Литературное краеведение" Воспроизведение
Описывать связь курса с другими дисциплинами филологического цикла. Воспроизведение
2 Региональный текст и его признаки. Самостоятельное изучение Перечислять источники литературного краеведения ХМАО-Югры Узнавание
Давать краткую характеристику (обзор) одного из источников литературного краеведения ХМАО-Югры. Применение
3 Литературоведческий анализ регионального текста. Практическая работа Перечислять методы изучения регионального литературного материала Узнавание
Описывать методы изучения регионального литературного материала Воспроизведение
Описывать элементы литературоведческого анализа художественного текста Воспроизведение
4 Литературоведческий анализ регионального текста. Индивидуальная работа Описывать особенности поэтики произведений региональной литературы Воспроизведение
Производить анализ произведения региональной литературы в его родо-жанровой специфике Применение
5 Литературоведческий анализ регионального текста. Самостоятельное изучение Производить анализ произведения региональной литературы в его родо-жанровой специфике Применение
6 Рубежный контроль. Минизачет Описывать особенности поэтики произведений региональной литературы Воспроизведение
Производить анализ произведения региональной литературы в его родо-жанровой специфике Применение
7 Краеведение в воспитательной системе общеобразовательного учреждения. Краеведческая работа в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ. Место регионального материала в программе по литературе. Самостоятельное изучение Знать принципы планирования исследовательской работы по литературному краеведению в школе Узнавание
Анализировать план исследовательской работы по литературному краеведению в школе Применение
8 Работа с региональными текстами на уроках литературы Практическая работа Знать принципы отбра произведений регипональной литературы для изучения на уроках литературы Узнавание
Описывать принципы использования регионального материала на уроках изучения русской литературы Воспроизведение
9 Подготовка учащимися научных проектов по литературному краеведению Практическая работа Давать краткую характеристику (обзор) одного из источников литературного краеведения ХМАО-Югры. Применение
Описывать методы изучения регионального литературного материала Воспроизведение
Производить анализ произведения региональной литературы в его родо-жанровой специфике Применение
10 Подготовка учащимися научных проектов по литературному краеведению Самостоятельное изучение Описывать особенности поэтики произведений региональной литературы Воспроизведение
Производить анализ произведения региональной литературы в его родо-жанровой специфике Применение
11 Внеклассная работа по литературному краеведению Практическая работа Алгоритм планирования работы кружка (факультатива) по литературному краеведению. Воспроизведение
Создавать план работы кружка (факультатива) по литературному краеведению. Применение
12 Внеклассная работа по литературному краеведению Вариативное задание Создавать план работы кружка (факультатива) по литературному краеведению. Применение
13 Зачет Минизачет Знать принципы планирования исследовательской работы по литературному краеведению в школе Узнавание
Понимать структуру плана индивидуальной исследовательской работы по литературному краеведению в школе Воспроизведение
Анализировать план исследовательской работы по литературному краеведению в школе Применение

Литература

Основная

  1. Сироткина Т.А., Галян С.В. Литературное краеведение: элективный курс. Для учителей общеобразовательных школ. – Сургут: РИО СурГПУ, 2016.

Дополнительная

  1. Бельчиков, Н.Ф. Литературное источниковедение / Н.Ф. Бельчиков. – М., 1983. – 110 с.
  2. Ганущак, Н. В. Литературное краеведение : учеб.-метод. пособие [для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (бакалавр)] / Н. В. Ганущак ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ". - Сургут : РИО СурГПУ, 2013. - 87 с.
  3. Ганущак, Н.В. Югорская литература: история и перспективы развития / Н.В. Ганущак // Вестник СурГПУ. – 2014. – № 5. – С. 100–107.
  4. Дворяшин, Ю.А. Постижение Сибири. Очерки просвещения и культуры Тюменского края / Ю.А. Дворяшин. – Сургут, 2004. – 100 с.
  5. Деткова, Н.Ю. Малый провинциальный город как текст культуры / Н.Ю. Деткова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 18.
  6. Куприяновский, П.В. Проблемы регионального изучения литературы / П.В. Куприяновский // Русская литература. – 1984. – № 1.
  7. Милонов, Н.А. Литературное краеведение : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Н.А. Милонов. – М., 1985. – 80 с.
  8. Скепнер, Л.С. О литературоведческом аспекте «северного текста» / Л.С. Скепнер // Северный текст в русской культуре : материалы междунар. конф. ; отв. ред. Н.И. Николаев. – Архангельск, 2003.
  9. Штильмарк, Р. Уникальный талант / Р. Штильмарк // Хантыйская литература. – М. : Литературная Россия, 2002. – С. 50–53.

Цифровые ресурсы

  1. Инфомационный портал «Югра литературная» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ugralit.okrlib.ru.
  2. Сайт «Коренные малочисленные народы Севера» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kmns.admhmao.ru/vse-novosti.
  3. Электронная антология «Культурное наследие Югры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hmao.kaisa.ru.
  4. Электронный реестр нематериального культурного наследия народов Ханты- Мансийского автономного округа-Югры [Электронный ресурс]. – Режим досту- па: http://ugra-nasledie.ru.

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.В.ДВ.7 Литературное краеведение как предмет исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс]: 44.04.01 Педагогическое образование, Магистерская программа: Организация научно-исследовательской работы по русскому языку и литературе в школе, экзамен / ГОУ ВПО «Сургут.гос. пед. ун-т» ; сост. С.В. Галян. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.