бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа*

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 6, 2017 утверждение отклонено Oct. 31, 2017
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласование отклонено Oct. 31, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласование отклонено Oct. 31, 2017

Б1.Б.1.2 История и философия науки, 1 семестр

М-7091, 37.04.01, Психология (направленность Психологическое консультирование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе (ПК-3) Знание общих и специальных методов научного исследования знаниевый
Умение применять теоретические знания в научно-исследовательской деятельности, в решении практических задач, связанных с реализацией профессиональных функций ориентировочный
Владение общефилософскими принципами и методами анализа при решении социальных и профессиональных задач операциональный
Опыт применения общенаучных методов познания в рамках познавательной деятельности опыт
способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу( ОК-1) Владение навыками диалогичного мышления, способствующего обретению философского способа ориентации в мире знаниевый
Знание основных компонентов мыслительной деятельности (обобщение анализ, классификация и т.д.) знаниевый
Знание условий совершенствования и развития общеинтеллектуального и общекультурного уровня знаниевый
Умение строить обобщение, оценку, классификацию и т.д. в соответствии с культурной нормой ориентировочный
Владение способами критического, исследовательского отношения к решению социально и личностно значимых проблем операциональный
Опыт осуществления философской рефлексии по актуальным мировоззренческим и социальным вопросам опыт
Опыт применения теоретических знаний по истории философии науки в научно-исследовательской деятельности, в решении практических задач, связанных с реализацией профессиональных функций опыт
Опыт самостоятельного анализа научно-философской литературы и обоснования своей позиции по актуальным мировоззренческим и социальным вопросам ( опыт
Опыт создания устных сообщений, рефератов, докладов, как форм организации сложной научной информации в логически последовательной форме опыт

Цели изучения дисциплины

формирование умения использовать в профессиональной деятельности историко-философские концепции науки с учетом специфики области знания

Задачи

  1. Рассмотреть философию и методологию научного познания в широком социокультурном контексте и историческом развитии
  2. Обосновать основные методы и формы эмпирического и теоретического познания, приемы научного исследования применительно к специфике социальных и гуманитарных наук

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 55.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 1.29 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Введение в историю и философию науки раскрыть особенности исторических этапов развития науки, основных концепций философии науки знать основные исторические этапы развития науки; осмыслить специфику концепций философии науки
  • Взаимодействие философии и науки. Феномен науки
  • Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
  • Гносеологические и методологические основания науки
  • Наука как социальный институт.Этика науки и ответственность ученого
Модуль 2. Философские проблемы социально-гуманитарных наук знать основные философские проблемы и методологию современного социально-гуманитарногого знания раскрыть специфику, формы и методы научного познания; применять теоретические знания в решении практических задач, связанных с реализацией профессиональных функций
  • Особенности социального и гуманитарного познания

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предметная область философии науки Лекция 2.0 1
2 Наука как познавательная деятельность и знание Семинар (М) 2.0 2
3 Генезис европейской науки. Основные этапы развития науки Лекция 2.0 3
4 Генезис европейской науки. Основные этапы развития науки Семинар (М) 2.0 4
5 Генезис европейской науки. Основные этапы развития науки Индивидуальная работа 2.0 4
6 Философия науки в философских школах и направлениях XIX-XX вв. Лекция 2.0 5
7 Философия науки в философских школах и направлениях XIX-XX вв. Самостоятельное изучение 4.0 5
8 Философия науки в философских школах и направлениях XIX-XX вв. Индивидуальная работа 1.0 5
9 Онтологические основания науки Вариативное задание 2.0 6
10 Гносеологические основания науки Коллоквиум 2.0 7
11 Гносеологические основания науки Самостоятельное изучение 2.0 7
12 Структура научного познания Самостоятельное изучение 2.0 8
13 Структура научного познания Индивидуальная работа 1.0 8
14 Традиции и новации в науке. Научные революции и типы научной рациональности Самостоятельное изучение 2.0 9
15 Наука и общество. Наука как социальный институт. Этика науки Вариативное задание 2.0 10
16 Рубежный контроль по модулю 1.Основные проблемы истории и философии науки Конференция 2.0 11
17 Рубежный контроль по модулю 1.Основные проблемы истории и философии науки Реферат 2.0 11
18 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук Вариативное задание 2.0 12
19 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук Практическая работа (М) 2.0 12
20 Проблема рациональности социального и гуманитарного познания Самостоятельное изучение 2.0 13
21 Герменевтика как методология социального и гуманитарного познания Самостоятельное изучение 2.0 13
22 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук Реферат 3.0 14
23 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук Коллоквиум 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предметная область философии науки Лекция Знать предмет философии науки, его историческое и социокультурное развитие Узнавание
Раскрыть основные черты философии и науки Узнавание
Обосновать модели взаимодействия философии и науки Воспроизведение
Структура истории, философии науки как учебной дисциплины Воспроизведение
2 Наука как познавательная деятельность и знание Семинар (М) Раскрыть специфику научной деятельности Воспроизведение
Обосновать особенности субъекта объекта познавательной деятельности Воспроизведение
Выделить основные функции науки Воспроизведение
Раскрыть многообразие форм научного знания Воспроизведение
Выделить основные черты вненаучного знания Воспроизведение
показать роль научного знания в профессиональной деятельности психолога Применение
3 Генезис европейской науки. Основные этапы развития науки Лекция Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья. Воспроизведение
4 Генезис европейской науки. Основные этапы развития науки Семинар (М) Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Раскрыть основные научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья. Воспроизведение
Раскрыть значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
5 Генезис европейской науки. Основные этапы развития науки Индивидуальная работа Раскрыть основные научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья. Воспроизведение
6 Философия науки в философских школах и направлениях XIX-XX вв. Лекция Раскрыть проблемы философии науки в позитивистской традиции (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм) Узнавание
Обосновать современные концепции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани) Узнавание
Знать особенности и значение основных концепций философии науки Воспроизведение
7 Философия науки в философских школах и направлениях XIX-XX вв. Самостоятельное изучение Раскрыть проблемы философии науки в позитивистской традиции (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм) Узнавание
Обосновать современные концепции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани) Узнавание
Знать особенности и значение основных концепций философии науки Воспроизведение
8 Философия науки в философских школах и направлениях XIX-XX вв. Индивидуальная работа Раскрыть проблемы философии науки в позитивистской традиции (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм) Узнавание
Обосновать современные концепции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани) Узнавание
9 Онтологические основания науки Вариативное задание Назвать основные черты классической картины мира Узнавание
Показать влияние научной революции на развитие человека и общества Применение
Раскрыть онтололоческие, гносеологические, аксиологические основания неклассической науки Воспроизведение
Обосновать онтологические, гносеологические, аксиологические основания постнеклассической науки Воспроизведение
Знать сущность научной картины мира и ее исторические формы Узнавание
Обосновать особенности натурфилософского, классического и современного этапов развития научной картины мира Воспроизведение
Знать функции картины мира в научном исследовании Узнавание
10 Гносеологические основания науки Коллоквиум Раскрыть структуру и особенности научного познания Воспроизведение
Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
Обьяснить различие научного и вненаучного знания Воспроизведение
11 Гносеологические основания науки Самостоятельное изучение Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
Обьяснить различие научного и вненаучного знания Воспроизведение
12 Структура научного познания Самостоятельное изучение Знать общие закономерности развития науки Узнавание
Раскрыть основные концепции развития начного знания Узнавание
Знать альтернативные модели эволюции и синергетический подход как новые направления эволюционной эпистемологии Узнавание
Обосновать кумудятивизм и антикумулятивизм как два крайних подхода к анализу динамики научного знания Воспроизведение
13 Структура научного познания Индивидуальная работа Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
Обьяснить различие научного и вненаучного знания Воспроизведение
14 Традиции и новации в науке. Научные революции и типы научной рациональности Самостоятельное изучение Знать влияниеглобальных научных революций на смену типов рациоанальности Узнавание
Показать влияние частнонаучных революций на развитие наук Воспроизведение
15 Наука и общество. Наука как социальный институт. Этика науки Вариативное задание Знать социокультурные факторы развития науки Узнавание
Раскрыть особенности современной науки как социального института Воспроизведение
Выявить этические проблемы науки XX века Воспроизведение
Раскрыть проблемы государственного регулирования науки Узнавание
16 Рубежный контроль по модулю 1.Основные проблемы истории и философии науки Конференция Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Раскрыть основные научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья. Воспроизведение
Раскрыть значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
Знать особенности становления опытной науки в новоевропейской культуре Узнавание
Раскрыть основные черты механической картины мира и становление первого типа научной рациональности Воспроизведение
Показать значимость дифференциации наук и возрастание их социальной роли Воспроизведение
Назвать основные черты классической картины мира Узнавание
Показать влияние научной революции на развитие человека и общества Применение
17 Рубежный контроль по модулю 1.Основные проблемы истории и философии науки Реферат Знать особенности становления опытной науки в новоевропейской культуре Узнавание
Раскрыть основные черты механической картины мира и становление первого типа научной рациональности Воспроизведение
Показать значимость дифференциации наук и возрастание их социальной роли Воспроизведение
18 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук Вариативное задание Показать роль философии в формировании научных знаний об обществе Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социального и гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социальных и гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта социального и гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы социальных и гуманитарных наук Воспроизведение
Показать коммуникативную природу социального и гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
19 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук Практическая работа (М) Раскрыть особенности становления социального и гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социальных и гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта социального и гуманитарного познания Узнавание
20 Проблема рациональности социального и гуманитарного познания Самостоятельное изучение Знать особенности модификации философских и общенаучных методов в сфере социальных и гуманитарных наук Узнавание
Применять основы научного мировоззрения и методологию научного исследования в педагогической сфере Применение
Знать наиболее существенные принципы и методы гуманитарного познания Узнавание
Обосновать основные черты новой формирующейся парадигмы в педагогическмх науках и ее методологию Воспроизведение
21 Герменевтика как методология социального и гуманитарного познания Самостоятельное изучение Знать наиболее существенные принципы и методы гуманитарного познания Узнавание
Обосновать основные черты новой формирующейся парадигмы в педагогическмх науках и ее методологию Воспроизведение
22 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук Реферат Показать роль философии в формировании научных знаний об обществе Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социального и гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социальных и гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта социального и гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы социальных и гуманитарных наук Воспроизведение
Показать коммуникативную природу социального и гуманитарного познания Воспроизведение
23 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук Коллоквиум Показать роль философии в формировании научных знаний об обществе Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социального и гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социальных и гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта социального и гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы социальных и гуманитарных наук Воспроизведение
Показать коммуникативную природу социального и гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
Знать особенности модификации философских и общенаучных методов в сфере социальных и гуманитарных наук Узнавание
Применять основы научного мировоззрения и методологию научного исследования в педагогической сфере Применение
Знать наиболее существенные принципы и методы гуманитарного познания Узнавание
Обосновать основные черты новой формирующейся парадигмы в педагогическмх науках и ее методологию Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Батурин, В.К. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.К. Батурин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. –303 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52654, ограничен, необходима авторизация. – ЭБС «IPRbooks».– Загл. с экрана.
  2. Булдаков, С.К. История и философия науки : учеб. пособие по дисциплине "История и философия науки" для аспирантов и соискателей ученой степени по прогр. кандид. минимума / С.К. Булдаков. - М. : РИОР, [2013]. - 140, [1] с.
  3. Рузавин, Г. И. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений / Г.И. Рузавин. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 182 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114561, ограничен, необходима авторизация. – Университетская библиотека онлайн.

Дополнительная

  1. Актуальные проблемы философии науки [Электронный ресурс]/ М.А. Розов [и др.].— Электрон дан.— М.: Прогресс-Традиция, 2007.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7170, ограничен: необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks». – Загл. с экрана.
  2. История и философия науки [Электронный ресурс].: учебное пособие / Н.В. Бряник, О.Н. Томюк, Е.П. Стародубцева, Л.Д. Ламберов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; под ред. Н.В. Бряник, О.Н. Томюк. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. – 289 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275721, ограничен, необходима авторизация. – «Университетская библиотека онлайн». – Загл. с экрана.
  3. Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Канке. – М.: Логос, 2000. – 318, [2] с.
  4. Радугин, А.А. Философия науки : учеб. пособие / А.А. Радугин, О.А. Радугина. - М. : Библионика, 2006. – 318, [2] с.
  5. Торосян, В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г.— М.: Владос, 2012.— 368 c.– Электрон. дан.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483, ограничен: необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks».- Загл. с экрана.
  6. Философия, логика и методология научного познания [Электронный ресурс]: для магистрантов нефилософских специальностей: учебник / Научный ред.: Бакулов В.Д., Кириллов А. – Ростов-н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2011. – 496 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=241036&sr=1, ограничен, необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks».- Загл. с экрана.
  7. Философия науки : общ. курс / под ред. С.А. Лебедева [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Академ. проект, 2005. –735 с.

Цифровые ресурсы

  1. Собрание наиболее известных философских текстов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://log.philos.msu.ru/library/library.htm, свободный. – Загл. с экрана.
  2. «Философский портал» Институт философии Российской Академии Наук (ИФ РАН) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Введение в философию науки: Учебное пособие/ Авт.-сост. Н.Н. Свирида. – Сургут: СурГПУ, 2009. – 160 с.
  2. Основы философии науки в схемах и комментариях / Авт-сост. Н.Н. Свирида. – Ханты-Мансийск, 2012, «Ханты-Мансийский Печатный Дом г. Ханты-Мансийска». – 234 с.