бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 6, 2017
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Oct. 8, 2017
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.Б.1 История и философия науки, 1 семестр

М-7111, 44.04.03, Специальное (дефектологическое) образование (направленность Образование детей дошкольного возраста с нарушениями в психофизическом развитии), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1) уметь применять теоретические знания в научно-исследовательской деятельности, в решении практических задач, связанных с реализацией профессиональных функций ориентировочный
владеть общефилософскими принципами и методами анализа при решении социальных и профессиональных задач операциональный
опыт применения теоретических знаний по истории философии науки в научно-исследовательской деятельности, в решении практических задач, связанных с реализацией профессиональных функций опыт
опыт создания устных сообщений, рефератов, докладов, как форм организации сложной научной информации в логически последовательной форме опыт
способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы (ОПК-2) знать исторический и философскоий контекст развития науки, особенности современной постнеклассической науки знаниевый
знать общие и специальные методы научного исследования знаниевый
владеть основами методологической культуры, а также ее места и значимости в учебной и профессиональной деятельности операциональный
владеть способами критического, исследовательского отношения к решению социально и личностно значимых проблем операциональный
опыт применения общенаучных методов познания в рамках познавательной деятельности опыт
опыт самостоятельного анализа научно-философской литературы и обоснования своей позиции по актуальным мировоззренческим и социальным вопросам опыт
способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1) знать основные компоненты мыслительной деятельности (обобщение анализ, классификация и знаниевый
уметь строить обобщение, оценку, классификацию и т.д. в соответствии с культурной нормой ориентировочный
владетьнавыками диалогичного мышления, способствующего обретению философского способа ориентации в мире операциональный
опыт осуществления философской рефлексии по актуальным мировоззренческим и социальным вопросам опыт

Цели изучения дисциплины

формирование умения использовать в профессиональной деятельности историко-философские концепции науки с учетом специфики области знания

Задачи

  1. Рассмотреть философию и методологию научного познания в широком социокультурном контексте и историческом развитии.
  2. Обосновать основные методы и формы эмпирического и теоретического познания, приемы научного исследования применительно к специфике социальных и гуманитарных наук.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 55.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.5 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 1.29 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Введение в историю и философию науки раскрыть особенности исторических этапов развития науки, основных концепций философии науки знать основные исторические этапы развития науки; осмыслить специфику концепций философии науки
  • Взамодействие философии и науки. Феномен науки
  • Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
  • Гносеологические и методологические основания науки
  • Наука как социальный институт.Этика науки и ответственность ученого
Модуль 2. Философские проблемы социально-гуманитарных наук знать основные философские проблемы и методологию современного социально-гуманитарногого знания раскрыть специфику, формы и методы научного познания; применять теоретические знания в решении практических задач, связанных с реализацией профессиональных функций
  • Особенности социального и гуманитарного познания

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предметная область философии науки Лекция 2.0 1
2 Наука как познавательная деятельность и знание Семинар (М) 2.0 2
3 Генезис европейской науки. Основные этапы развития науки Лекция 2.0 3
4 Генезис европейской науки. Основные этапы развития науки Семинар (М) 2.0 4
5 Генезис европейской науки. Основные этапы развития науки Индивидуальная работа 2.0 4
6 Философия науки в философских школах и направлениях XIX-XX вв. Лекция 2.0 5
7 Философия науки в философских школах и направлениях XIX-XX вв. Самостоятельное изучение 4.0 5
8 Философия науки в философских школах и направлениях XIX-XX вв. Индивидуальная работа 1.0 5
9 Гносеологические основания науки Коллоквиум 2.0 6
10 Гносеологические основания науки Самостоятельное изучение 2.0 6
11 Онтологические основания науки Вариативное задание 2.0 6
12 Структура научного познания Самостоятельное изучение 2.0 7
13 Структура научного познания Индивидуальная работа 1.5 7
14 Традиции и новации в науке. Научные революции и типы научной рациональности Самостоятельное изучение 2.0 8
15 Наука и общество. Наука как социальный институт. Этика науки Вариативное задание 2.0 9
16 Рубежный контроль по модулю 1.Основные проблемы истории и философии науки Конференция 2.0 10
17 Рубежный контроль по модулю 1.Основные проблемы истории и философии науки Реферат 2.0 10
18 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук Вариативное задание 2.0 11
19 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук Практическая работа (М) 2.0 11
20 Проблема рациональности социального и гуманитарного познания Самостоятельное изучение 2.0 12
21 Герменевтика как методология социального и гуманитарного познания Реферат 3.0 13
22 Герменевтика как методология социального и гуманитарного познания Самостоятельное изучение 2.0 13
23 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук. Коллоквиум 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предметная область философии науки Лекция Знать предмет философии науки, его историческое и социокультурное развитие Узнавание
Раскрыть основные черты философии и науки Узнавание
Обосновать модели взаимодействия философии и науки Воспроизведение
Структура истории, философии науки как учебной дисциплины Воспроизведение
2 Наука как познавательная деятельность и знание Семинар (М) Раскрыть специфику научной деятельности Воспроизведение
Обосновать особенности субъекта объекта познавательной деятельности Воспроизведение
Выделить основные функции науки Применение
Раскрыть многообразие форм научного знания Воспроизведение
Выделить основные черты вненаучного знания Воспроизведение
Показать роль научного знания в профессиональной деятельности Применение
3 Генезис европейской науки. Основные этапы развития науки Лекция Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья. Воспроизведение
4 Генезис европейской науки. Основные этапы развития науки Семинар (М) Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Раскрыть первые научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья. Воспроизведение
Раскрыть значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
5 Генезис европейской науки. Основные этапы развития науки Индивидуальная работа Раскрыть первые научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья. Воспроизведение
6 Философия науки в философских школах и направлениях XIX-XX вв. Лекция Раскрыть проблемы философии науки в позитивистской традиции (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм) Узнавание
Обосновать современные концепции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани) Узнавание
Знать особенности и значение основных концепций философии науки Воспроизведение
7 Философия науки в философских школах и направлениях XIX-XX вв. Самостоятельное изучение Раскрыть проблемы философии науки в позитивистской традиции (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм) Узнавание
Обосновать современные концепции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани) Узнавание
Знать особенности и значение основных концепций философии науки Воспроизведение
8 Философия науки в философских школах и направлениях XIX-XX вв. Индивидуальная работа Раскрыть проблемы философии науки в позитивистской традиции (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм) Узнавание
Обосновать современные концепции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани) Узнавание
9 Гносеологические основания науки Коллоквиум Раскрыть структуру и особенности научного познания Воспроизведение
Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
Обьяснить различие научного и вненаучного знания Воспроизведение
10 Гносеологические основания науки Самостоятельное изучение Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
Обьяснить различие научного и вненаучного знания Воспроизведение
11 Онтологические основания науки Вариативное задание Знать особенности становления опытной науки в новоевропейской культуре Узнавание
Раскрыть основные черты механической картины мира и становление первого типа научной рациональности Воспроизведение
Показать значимость дифференциации наук и возрастание их социальной роли Воспроизведение
Назвать основные черты классической картины мира Узнавание
Показать влияние научной революции на развитие человека и общества Применение
Раскрыть онтололоческие, гносеологические, аксиологические основания неклассической науки Воспроизведение
Обосновать онтологические, гносеологические, аксиологические основания постнеклассической науки Воспроизведение
Знать сущность научной картины мира и ее исторические формы Узнавание
Обосновать особенности натурфилософского, классического и современного этапов развития научной картины мира Воспроизведение
Знать функции картины мира в научном исследовании Узнавание
12 Структура научного познания Самостоятельное изучение Знать общие закономерности развития науки Узнавание
Раскрыть основные концепции развития начного знания Узнавание
Знать альтернативные модели эволюции и синергетический подход как новые направления эволюционной эпистемологии Узнавание
Обосновать кумудятивизм и антикумулятивизм как два крайних подхода к анализу динамики научного знания Воспроизведение
13 Структура научного познания Индивидуальная работа Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
14 Традиции и новации в науке. Научные революции и типы научной рациональности Самостоятельное изучение Знать влияниеглобальных научных революций на смену типов рациоанальности Узнавание
Показать влияние частнонаучных революций на развитие наук Воспроизведение
15 Наука и общество. Наука как социальный институт. Этика науки Вариативное задание Знать социокультурные факторы развития науки Узнавание
Раскрыть особенности современной науки как социального института Воспроизведение
Выявить этические проблемы науки XX века Воспроизведение
Раскрыть проблемы государственного регулирования науки Узнавание
16 Рубежный контроль по модулю 1.Основные проблемы истории и философии науки Конференция Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Раскрыть первые научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья. Воспроизведение
Раскрыть значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
Знать особенности становления опытной науки в новоевропейской культуре Узнавание
Раскрыть основные черты механической картины мира и становление первого типа научной рациональности Воспроизведение
Показать значимость дифференциации наук и возрастание их социальной роли Воспроизведение
Назвать основные черты классической картины мира Узнавание
Показать влияние научной революции на развитие человека и общества Применение
17 Рубежный контроль по модулю 1.Основные проблемы истории и философии науки Реферат Знать особенности становления опытной науки в новоевропейской культуре Узнавание
Раскрыть основные черты механической картины мира и становление первого типа научной рациональности Воспроизведение
Показать значимость дифференциации наук и возрастание их социальной роли Воспроизведение
18 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук Вариативное задание Показать роль философии в формировании научных знаний об обществе Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социального и гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социальных и гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта социального и гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы социальных и гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу социального и гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
19 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук Практическая работа (М) Раскрыть особенности становления социального и гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социальных и гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта социального и гуманитарного познания Узнавание
20 Проблема рациональности социального и гуманитарного познания Самостоятельное изучение Знать особенности модификации философских и общенаучных методов в сфере социальнвх и гуманитарных наук Узнавание
Знать наиболее существенные принципы и методы гуманитарного познания Узнавание
Обосновать основные черты новой формирующейся парадигмы в педагогических науках и ее методологию Воспроизведение
Использование научной методологии исследования в конкретной научно-исследовательской деятельности Творчество
21 Герменевтика как методология социального и гуманитарного познания Реферат Показать роль философии в формировании научных знаний об обществе Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социального и гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социальных и гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта социального и гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы социальных и гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу социального и гуманитарного познания Воспроизведение
22 Герменевтика как методология социального и гуманитарного познания Самостоятельное изучение Знать особенности модификации философских и общенаучных методов в сфере социальнвх и гуманитарных наук Узнавание
Знать наиболее существенные принципы и методы гуманитарного познания Узнавание
Использование научной методологии исследования в конкретной научно-исследовательской деятельности Творчество
23 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук. Коллоквиум Показать роль философии в формировании научных знаний об обществе Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социального и гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социальных и гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта социального и гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы социальных и гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу социального и гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
Знать особенности модификации философских и общенаучных методов в сфере социальнвх и гуманитарных наук Узнавание
Обосновать основные черты новой формирующейся парадигмы в педагогических науках и ее методологию Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Батурин, В.К. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.К. Батурин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. –303 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52654, ограничен, необходима авторизация. – ЭБС «IPRbooks».– Загл. с экрана.
  2. Булдаков, С.К. История и философия науки : учеб. пособие по дисциплине "История и философия науки" для аспирантов и соискателей ученой степени по прогр. кандид. минимума / С.К. Булдаков. - М. : РИОР, [2013]. - 140, [1] с.
  3. Рузавин, Г. И. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений / Г.И. Рузавин. – М.: Юнити-Дана, 2015 – 182 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114561, ограничен, необходима авторизация. – Университетская библиотека онлайн.

Дополнительная

  1. Актуальные проблемы философии науки [Электронный ресурс]/ М.А. Розов [и др.].— Электрон дан.— М.: Прогресс-Традиция, 2007.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7170, ограничен, необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks». – Загл. с экрана.
  2. История и философия науки [Электронный ресурс].: учебное пособие / Н.В. Бряник, О.Н. Томюк, Е.П. Стародубцева, Л.Д. Ламберов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; под ред. Н.В. Бряник, О.Н. Томюк. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. – 289 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275721, ограничен, необходима авторизация. – «Университетская библиотека онлайн». – Загл. с экрана
  3. Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Канке. – М.: Логос, 2000. – 318, [2] с.
  4. Радугин, А.А. Философия науки : учеб. пособие / А.А. Радугин, О.А. Радугина. - М. : Библионика, 2006. – 318, [2] с.
  5. Торосян, В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г.— М.: Владос, 2012.— 368 c.– Электрон. дан.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483, ограничен: необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks».- Загл. с экрана.
  6. Философия, логика и методология научного познания [Электронный ресурс]: для магистрантов нефилософских специальностей: учебник / Научный ред.: Бакулов В.Д., Кириллов А. – Ростов-н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2011. – 496 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=241036&sr=1, ограничен, необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks».- Загл. с экрана.
  7. Философия науки : общ. курс / под ред. С.А. Лебедева [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Академ. проект, 2005. –735 с.

Цифровые ресурсы

  1. Собрание наиболее известных философских текстов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://log.philos.msu.ru/library/library.htm – Загл. с экрана.
  2. «Философский портал» Институт философии Российской Академии Наук (ИФ РАН) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Введение в философию науки: Учебное пособие/ Авт.-сост. Н.Н. Свирида. – Сургут: СурГПУ, 2009. – 160 с.
  2. Основы философии науки в схемах и комментариях / Авт-сост. Н.Н. Свирида. – Ханты-Мансийск, 2012, «Ханты-Мансийский Печатный Дом г. Ханты-Мансийска». – 234 с.