бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2013-14 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано March 13, 2013
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано April 8, 2013

М2.В.ОД.2 Социология образования, 1 семестр

М-2071, 050100.68, Педагогическое образование (профиль Историческое образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
С.Р. Аминов ____________
В.П. Засыпкин ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

Формирование у магистрантов целостного представления об образовательной деятельности общества и его структур, социальных институтов, социальных организаций, социальных общностей, личности, о социальных изменениях и процессах, механизмах социального взаимодействия в сфере образования, об особенностях методологии и методики социологического исследования социальных проблем в этой сфере

Задачи

  1. овладение магистрантами знаний об основных этапах возникновения и развития социологии образования, о содержании основных социологических концепций
  2. осознание методологической значимости социологического знания проблематики образования для последующей научно-исследовательской и педагогической деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 38.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 18.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 70.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.5 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 2.24 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Социология образования как отрасль социологической науки овладение магистрантами знаний об основных этапах возникновения и развития социологии образования, о содержании основных социологических концепций Понимать специфику социологии образования как отрасли социологической науки
  • Социологические концепции образования
Образование в зеркале институционального анализа осознание методологической значимости социологического знания проблематики образования для последующей научно-исследовательской и педагогической деятельности Понимать значимость социологического знания в научно-исследовательской и педагогической деятельности
  • Формы образовательной деятельности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предпосылки социологии образования и ее становление Лекция 2.0 1
2 Социологические концепции образования в западной и отечественной социологии XX века Коллоквиум 2.0 2
3 Социологические концепции образования в западной и отечественной социологии XX века Практическая работа 2.0 2
4 Социология образования как отрасль социологической науки Индивидуальная работа 1.0 3
5 Социология образования как отрасль социологической науки Другое 2.0 3
6 Образование как объект полидисциплинарного изучения Коллоквиум 2.0 4
7 Рубежный контроль Коллоквиум 2.0 5
8 Образование в зеркале институционального анализа Семинар 2.0 6
9 Образование в зеркале институционального анализа Индивидуальная работа 2.0 7
10 Образование в зеркале институционального анализа Практическая работа 2.0 7
11 Парадигмы образования Семинар 2.0 8
12 Парадигмы образования Индивидуальная работа 1.5 8
13 Парадигмы образования Практическая работа 2.0 8
14 Самообразование как парадигма образования XXI века Практическая работа 2.0 9
15 Самообразование как парадигма образования XXI века Семинар 2.0 10
16 Допрофессиональное образование Другое 4.0 11
17 Профессиональное образование Контрольная работа 2.0 12
18 Качество образования как социологическая проблема Практическая работа 2.0 13
19 Качество образования как социологическая проблема Минизачет 2.0 14
20 Технология эмпирического исследования образования Практическая работа 2.0 15
21 Технология эмпирического исследования образования Лекция 2.0 16
22 Рубежный контроль Конференция 2.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предпосылки социологии образования и ее становление Лекция Знать социологические концепции образования Воспроизведение
2 Социологические концепции образования в западной и отечественной социологии XX века Коллоквиум Знать социологические концепции образования Воспроизведение
3 Социологические концепции образования в западной и отечественной социологии XX века Практическая работа Знать социологические концепции образования Воспроизведение
4 Социология образования как отрасль социологической науки Индивидуальная работа Знать социологические концепции образования Воспроизведение
5 Социология образования как отрасль социологической науки Другое Знать социологические концепции образования Воспроизведение
6 Образование как объект полидисциплинарного изучения Коллоквиум Знать социологические концепции образования Воспроизведение
7 Рубежный контроль Коллоквиум Знать социологические концепции образования Воспроизведение
8 Образование в зеркале институционального анализа Семинар Знать формы и виды образовательной деятельности Воспроизведение
9 Образование в зеркале институционального анализа Индивидуальная работа Знать формы и виды образовательной деятельности Воспроизведение
10 Образование в зеркале институционального анализа Практическая работа Знать формы и виды образовательной деятельности Воспроизведение
11 Парадигмы образования Семинар Знать формы и виды образовательной деятельности Воспроизведение
12 Парадигмы образования Индивидуальная работа Знать формы и виды образовательной деятельности Воспроизведение
13 Парадигмы образования Практическая работа Знать формы и виды образовательной деятельности Воспроизведение
14 Самообразование как парадигма образования XXI века Практическая работа Знать формы и виды образовательной деятельности Воспроизведение
15 Самообразование как парадигма образования XXI века Семинар Знать формы и виды образовательной деятельности Воспроизведение
16 Допрофессиональное образование Другое Знать формы и виды образовательной деятельности Воспроизведение
17 Профессиональное образование Контрольная работа Знать социологические концепции образования Воспроизведение
Знать формы и виды образовательной деятельности Воспроизведение
18 Качество образования как социологическая проблема Практическая работа Знать формы и виды образовательной деятельности Воспроизведение
19 Качество образования как социологическая проблема Минизачет Знать формы и виды образовательной деятельности Воспроизведение
20 Технология эмпирического исследования образования Практическая работа Знать формы и виды образовательной деятельности Воспроизведение
21 Технология эмпирического исследования образования Лекция Знать социологические концепции образования Воспроизведение
Знать формы и виды образовательной деятельности Воспроизведение
22 Рубежный контроль Конференция Знать социологические концепции образования Воспроизведение
Знать формы и виды образовательной деятельности Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Бермус А.Г. Введение в гуманитарную методологию. Москва. Канон, 2004.
  2. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования. М.: Гардарики, 2005.
  3. Мухудадаев М.О. Социальная политика в сфере образования. Санкт-Петербург, Изд - во С.- Петерб. ун – та, 2008

Дополнительная

  1. Шуклина Е.А. Социология самообразования как отрасль социо¬логического знания // Социол. исслед.1999, №4.
  2. Шуклина Е.А. Социология самообразования: предпосылки, мето¬дология, методика. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. проф-пед ун-та, 1999.

Цифровые ресурсы

  1. http://sociology.net.ru (Портал по Социологии)
  2. http://www.isras.ru (Институт социологии РАН)

Источники

Учебно-методические материалы