бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 10 октября 2017 г.
Н.В. Ганущак заведующий кафедрой
согласовано 11 октября 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ДВ.15 ДВ: Основы лингвокультурологии в обучении русскому языку в классах с полиэтническим составом, 5 семестр 2 полусеместр

Б-5022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.И. Бреусова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) знание требований ФГОС знаниевый
понимать значимость соответствия требований ФГОС для реализации образовательных программ ориентировочный
владеть механизмами включения в образовательные программы компонентов с полиэтническим содержанием операциональный
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знать современные методы обучения знаниевый
ориентироваться в выборе оптимальных методов и технологий обучения детей-инофонов ориентировочный
применять алгоритм отбора методов и технологий обучения детей-инофонов операциональный
способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) знать особенности обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом знаниевый
понимать значимость учета особенностей детей-инофонов в обучении русскому языку ориентировочный
владеть технологией отбора и составления дидактического материала на лингвокультурологической основе для обучения русскому языку детей-инофонов операциональный

Цели изучения дисциплины

научить применять знания основ лингвокультурологи в обучении русскому языку детей-инофонов

Задачи

  1. Рассмотреть основы лингвокультурологии
  2. Продемонстрировать методы и приемы обучнеия русскому языку как неродному на лингвокультурологической основе

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 8,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 9,0 ч. из 8,5 ч.
Часов в неделю 3,5 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Основы лингвокультурологии Рассмотреть основы лингвокультурологии Ориентироваться в основыных вопросах лингвокультурологии
  • Единицы лингвокультурологии
  • Лингвокультурный анализ языковых сущностей
Особенности обучения русскому языку детей в классах с полиэтническим составом Продемонстрировать методы и приемы обучнеия русскому языку как неродному на лингвокультурологической основе овладеть методами и приемами обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом
  • Анализ ФГОС и образовательных программ на предмет обучения детей-инофонов
  • Формы, методы, приемы обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Понятие лингвокультурологии. Лекция 2,0 1
2 Базовые понятия ЛК Лекция 2,0 1
3 Базовые понятия ЛК Индивидуальная работа 2,0 1
4 Лингвокультурологическое поле Семинар 2,0 2
5 Лингвокультурологическое поле Индивидуальная работа 2,0 3
6 Лингвокультурный анализ языковых сущностей Семинар 2,0 3
7 Лингвокультурный анализ языковых сущностей Практическая работа 4,0 4
8 Лингвокультурный анализ языковых сущностей Другое 2,0 4
9 Рубежный контроль. Основы лингвокультурологии Индивидуальная работа 2,0 5
10 Рубежный контроль. Основы лингвокультурологии Коллоквиум 2,0 5
11 ФГОС НОО и образовательные программы об обучении детей-инофонов Семинар 2,0 5
12 ФГОС НОО и образовательные программы об обучении детей-инофонов Другое 2,0 5
13 Особенности обучения детей-инофонов Семинар 2,0 6
14 Особенности обучения детей-инофонов Индивидуальная работа 2,0 6
15 Отбор форм, методов и приемов для обучения русскому языку детей-инофонов Семинар 2,0 7
16 Отбор форм, методов и приемов для обучения русскому языку детей-инофонов Вариативное задание 3,0 7
17 Отбор форм, методов и приемов для обучения русскому языку детей-инофонов Практическая работа 2,0 8
18 Рубжный контроль. Особенности обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом Индивидуальная работа 1,0 8
19 Рубжный контроль. Особенности обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом Другое 2,0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Понятие лингвокультурологии. Лекция давать определение ЛК Узнавание
давать определение языка и культуры Узнавание
описывать взаимодействие языка и культуры Воспроизведение
различать языковую, культурную, национальную кртины мира Воспроизведение
2 Базовые понятия ЛК Лекция давать определение ЛК Узнавание
давать определение базовым понятиям лингвокультурологи Узнавание
классифицировать лингвокультуремы Применение
описывать концепцию лингвокультурологического поля Узнавание
3 Базовые понятия ЛК Индивидуальная работа давать определение ЛК Узнавание
давать определение базовым понятиям лингвокультурологи Узнавание
классифицировать лингвокультуремы Применение
описывать концепцию лингвокультурологического поля Узнавание
4 Лингвокультурологическое поле Семинар давать определение ЛК Узнавание
давать определение базовым понятиям лингвокультурологи Узнавание
классифицировать лингвокультуремы Применение
описывать концепцию лингвокультурологического поля Узнавание
5 Лингвокультурологическое поле Индивидуальная работа давать определение ЛК Узнавание
давать определение базовым понятиям лингвокультурологи Узнавание
классифицировать лингвокультуремы Применение
описывать концепцию лингвокультурологического поля Узнавание
6 Лингвокультурный анализ языковых сущностей Семинар давать определение ЛК Узнавание
давать определение базовым понятиям лингвокультурологи Узнавание
классифицировать лингвокультуремы Применение
знать структуру анализа описания языковых сущностей Узнавание
давать определение методам ЛК Узнавание
владеть алгоритмом анализа языковых сущностей Применение
применять методы ЛК в описании языковых сущностей Применение
7 Лингвокультурный анализ языковых сущностей Практическая работа классифицировать лингвокультуремы Применение
знать структуру анализа описания языковых сущностей Узнавание
давать определение методам ЛК Узнавание
владеть алгоритмом анализа языковых сущностей Применение
применять методы ЛК в описании языковых сущностей Применение
8 Лингвокультурный анализ языковых сущностей Другое классифицировать лингвокультуремы Применение
знать структуру анализа описания языковых сущностей Узнавание
владеть алгоритмом анализа языковых сущностей Применение
применять методы ЛК в описании языковых сущностей Применение
9 Рубежный контроль. Основы лингвокультурологии Индивидуальная работа давать определение ЛК Узнавание
давать определение базовым понятиям лингвокультурологи Узнавание
давать определение языка и культуры Узнавание
описывать взаимодействие языка и культуры Воспроизведение
различать языковую, культурную, национальную кртины мира Воспроизведение
классифицировать лингвокультуремы Применение
описывать концепцию лингвокультурологического поля Узнавание
знать структуру анализа описания языковых сущностей Узнавание
давать определение методам ЛК Узнавание
владеть алгоритмом анализа языковых сущностей Применение
применять методы ЛК в описании языковых сущностей Применение
10 Рубежный контроль. Основы лингвокультурологии Коллоквиум давать определение ЛК Узнавание
давать определение базовым понятиям лингвокультурологи Узнавание
давать определение языка и культуры Узнавание
описывать взаимодействие языка и культуры Воспроизведение
различать языковую, культурную, национальную кртины мира Воспроизведение
классифицировать лингвокультуремы Применение
описывать концепцию лингвокультурологического поля Узнавание
знать структуру анализа описания языковых сущностей Узнавание
давать определение методам ЛК Узнавание
владеть алгоритмом анализа языковых сущностей Применение
применять методы ЛК в описании языковых сущностей Применение
11 ФГОС НОО и образовательные программы об обучении детей-инофонов Семинар знать содержание ФГОС НОО об обучении детей-инофонов Узнавание
знать содержание образовательных программ на предмет обучения детей-инофонов Узнавание
12 ФГОС НОО и образовательные программы об обучении детей-инофонов Другое знать содержание ФГОС НОО об обучении детей-инофонов Узнавание
знать содержание образовательных программ на предмет обучения детей-инофонов Узнавание
13 Особенности обучения детей-инофонов Семинар знать принципы обучения детей-инофонов русскому языку Узнавание
знать формы, методы и приемы обучения русскому языку детей-инофонов Узнавание
уметь отбирать методиы, приемы, формы обучения русскому языку детей-инофнов Применение
14 Особенности обучения детей-инофонов Индивидуальная работа знать принципы обучения детей-инофонов русскому языку Узнавание
знать формы, методы и приемы обучения русскому языку детей-инофонов Узнавание
уметь отбирать методиы, приемы, формы обучения русскому языку детей-инофнов Применение
15 Отбор форм, методов и приемов для обучения русскому языку детей-инофонов Семинар знать принципы обучения детей-инофонов русскому языку Узнавание
знать формы, методы и приемы обучения русскому языку детей-инофонов Узнавание
уметь отбирать методиы, приемы, формы обучения русскому языку детей-инофнов Применение
16 Отбор форм, методов и приемов для обучения русскому языку детей-инофонов Вариативное задание знать принципы обучения детей-инофонов русскому языку Узнавание
знать формы, методы и приемы обучения русскому языку детей-инофонов Узнавание
уметь отбирать методиы, приемы, формы обучения русскому языку детей-инофнов Применение
17 Отбор форм, методов и приемов для обучения русскому языку детей-инофонов Практическая работа знать принципы обучения детей-инофонов русскому языку Узнавание
знать формы, методы и приемы обучения русскому языку детей-инофонов Узнавание
уметь отбирать методиы, приемы, формы обучения русскому языку детей-инофнов Применение
18 Рубжный контроль. Особенности обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом Индивидуальная работа знать содержание ФГОС НОО об обучении детей-инофонов Узнавание
знать содержание образовательных программ на предмет обучения детей-инофонов Узнавание
знать принципы обучения детей-инофонов русскому языку Узнавание
знать формы, методы и приемы обучения русскому языку детей-инофонов Узнавание
уметь отбирать методиы, приемы, формы обучения русскому языку детей-инофнов Применение
19 Рубжный контроль. Особенности обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом Другое знать содержание ФГОС НОО об обучении детей-инофонов Узнавание
знать содержание образовательных программ на предмет обучения детей-инофонов Узнавание
знать принципы обучения детей-инофонов русскому языку Узнавание
знать формы, методы и приемы обучения русскому языку детей-инофонов Узнавание
уметь отбирать методиы, приемы, формы обучения русскому языку детей-инофнов Применение

Литература

Основная

  1. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка : учеб. пособие [для магистрантов направления "Языквое образование"] / Н. Ф. Алефиренко. - 3-е изд. - М. : Флинта [и др.], 2013. - 282, [3] с.
  2. Радбиль, Т.Б. Основы изучения языкового менталитета : учеб. пособие / Т.Б. Радбиль. - 3-е изд. - М. : Флинта [и др.], 2013. - 325, [2] с.

Дополнительная

  1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М., 1999. – С. 896.
  2. Воробьев В.В. Лингвокультурология. – М., 2008. – 336 с.
  3. Маслова В.А. Лингвокультурология. ¬– М., 2001. – 208 с.
  4. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. Курс лекций. – М., 2007. – 432 с.

Цифровые ресурсы

  1. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studmed.ru/docs/document29175/cc1
  2. Лингвокультурология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramota.ru/book/ritorika/index3.htm
  3. Образовательные программы начальной школы по ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://schoolguide.ru/index.php/progs.html
  4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://polbu.ru/terminasova_language/ch08_all.html.
  5. ФГОС НОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s11027.edu35.ru/uchitelyam/639-fgos-s-izmeneniyami

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.15 ДВ: Основы лингвокультурологии в обучении русскому языку в классах с полиэтническим составом [Электронный ресурс]: Б-5022 Направление подготовки 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачет /БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Е.И. Бреусова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/wp/17501/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.