бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 25, 2017
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 19, 2018
В.В. Толмачева декан факультета

ДПП.Р.01 Интеграция и инклюзивное образование детей с ОВЗ, 5 семестр 1 полусеместр

Б-5062, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Ф. Богатая ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2) Уметь осуществлять выбор методического и технического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности операциональный
Иметь опыт осуществления выбора методического и технического обеспечения в процессе коррекционно-педагогической деятельности опыт
готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3) Знать структуру нарушений, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Уметь осуществлять анализ психолого-педагогического заключения с целью определения структуры дефекта, актуального состояния и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ ориентировочный
Иметь опыт анализа психолого-педагогического заключения с целью определения структуры дефекта, актуального состояния и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ опыт
готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7) Знать особенности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ для выявления потребности в комплексном сопровождении знаниевый
Владеть общей схемой организации конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для решения образовательных задач ориентировочный
Уметь выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для решения образовательных задач операциональный
способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК -1) Знать современные клинико-психолого-педагогические классификации нарушений в развитии знаниевый
Уметь выделять структуру дефекта при нарушениях в развитии детей раннего и дошкольного возраста ориентировочный
Иметь опыт выбора коррекционно-образовательных программ дошкольного образования в соответствии с нарушением развития опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование научных представлений об интегрированном и инклюзивном образовании, как новом явлении социальной образовательной политики, осуществление личностно-мотивационной и практической подготовки студентов к реализации инклюзивного и разных моделей интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Задачи

  1. Формировать знания о современной системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья
  2. Формировать умения определять специальные образовательные условия для интегрированного и инклюзивного образования детей разных нозологических групп с учетом их психофизического развития и данных психолого-педагогической и медицинской диагностики

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 15.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 3.63 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль I. Теоретико-методологические основы образования детей с ограниченными возможностями здоровья Формирование научных представлений о современной системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья Анализировать состояние и перспективы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования
  • Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Становление и развитие системы специального образования за рубежом и в России
  • Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Теоретические основы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Роль психолого-медико-педагогической комиссии в определении условий образования обучающихся с особенностями развития
  • Интегрированное и инклюзивное образование детей дошкольного возраста
  • Специфика деятельности общеобразовательной организации, реализующей инклюзивное образование
  • Содержание федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  • Концептуальные основы содержания АООП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Модуль II. Научно-методические и практические аспекты интегрированного и инклюзивного образования детей с разными нарушениями в развитии Формирование знаний о специальных образовательных условиях для интегрированного и инклюзивного образования детей разных нозологических групп с учетом их психофизического развития и данных психолого-педагогической и медицинской диагностики Определять специальные условия для интегрированного и инклюзивного образования детей разных нозологических групп на основе использования данных психолого-педагогической и медицинской диагностики и с учетом особенностей психофизического развития обучающихся
  • Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с нарушениями слуха
  • Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с нарушениями зрения
  • Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
  • Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с задержкой психического развития
  • Особенности образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
  • Организация образования обучающихся с умственной отсталостью
  • Взаимодействие участников образовательных отношений в реализации интегрированного и инклюзивного образования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 1
2 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 2.0 1
3 Становление и развитие системы специального образования за рубежом и в России Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ограни-ченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Теоретические основы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 1
6 Теоретические основы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа 2.0 1
7 Взаимодействие участников образовательных отношений в реализации интегрированного и инклюзивного образования Семинар 1.0 1
8 Теоретические основы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 2.0 2
9 Роль психолого-медико-педагогической комиссии в определении условий образования обучающихся с особенностями развития Семинар 2.0 2
10 Роль психолого-медико-педагогической комиссии в определении условий образования обучающихся с особенностями развития Индивидуальная работа 2.0 2
11 Интегрированное и инклюзивное образование детей дошкольного возраста Лекция 2.0 3
12 Специфика деятельности общеобразовательной организации, реализующей инклюзивное образование Лекция 2.0 3
13 Специфика деятельности общеобразовательной организации, реализующей инклюзивное образование Самостоятельное изучение 2.0 3
14 Содержание федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 4
15 Содержание федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа 2.0 4
16 Концептуальные основы содержания АООП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Минизачет 2.0 4
17 Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с нарушениями слуха Семинар 2.0 5
18 Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с нарушениями зрения Семинар 2.0 5
19 Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Лекция 2.0 6
20 Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Семинар 2.0 6
21 Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с задержкой психического развития Семинар 2.0 7
22 Особенности образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра Семинар 2.0 7
23 Особенности образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра Индивидуальная работа 1.0 7
24 Организация образования обучающихся с умственной отсталостью Семинар 2.0 8
25 Взаимодействие участников образовательных отношений в реализации интегрированного и инклюзивного образования Коллоквиум 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция Описывать модели интегрированного обучения. Воспроизведение
Описывать специальные образовательные условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Сравнивать организацию интегрированного и инклюзивного образования Применение
Перечислять образовательные организации, обучающие детей дошкольного возраста с ОВЗ Узнавание
Описывать специальные образовательные условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Применение
2 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Перечислить международные, российские, региональные и муниципальные законодательные акты и нормативные и документы, регламентирующие обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья Узнавание
Описывать модели интегрированного обучения. Воспроизведение
Описывать специальные образовательные условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Сравнивать организацию интегрированного и инклюзивного образования Применение
3 Становление и развитие системы специального образования за рубежом и в России Самостоятельное изучение Перечислять категории детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий Узнавание
Называть кадры, обеспечивающие специальное образование детей с ОВЗ Узнавание
Дать определение периодам эволюции общества по отношению к людям с нарушениями в развитии. Узнавание
Дать определение периодам эволюции общества по отношению к людям с нарушениями в развитии. Узнавание
Соотносить основные периоды становления и развития специального образования в России и за рубежом. Воспроизведение
4 Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ограни-ченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Перечислять категории детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий Узнавание
Называть кадры, обеспечивающие специальное образование детей с ОВЗ Узнавание
Описывать современные подходы к организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Перечислить международные, российские, региональные и муниципальные законодательные акты и нормативные и документы, регламентирующие обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья Узнавание
5 Теоретические основы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция Перечислять категории детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий Узнавание
Называть кадры, обеспечивающие специальное образование детей с ОВЗ Узнавание
Воспроизводить основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию инклюзивного образования детей с ОВЗ Узнавание
Описывать модели интегрированного обучения. Воспроизведение
Описывать специальные образовательные условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Сравнивать организацию интегрированного и инклюзивного образования Применение
Анализировать состояние и перспективы дифференцированного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Применение
6 Теоретические основы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа Перечислять категории детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий Узнавание
Называть кадры, обеспечивающие специальное образование детей с ОВЗ Узнавание
Дать определение периодам эволюции общества по отношению к людям с нарушениями в развитии. Узнавание
Воспроизводить основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию инклюзивного образования детей с ОВЗ Узнавание
Описывать модели интегрированного обучения. Воспроизведение
7 Взаимодействие участников образовательных отношений в реализации интегрированного и инклюзивного образования Семинар Результаты не указаны
8 Теоретические основы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Перечислять категории детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий Узнавание
Называть кадры, обеспечивающие специальное образование детей с ОВЗ Узнавание
Дать определение периодам эволюции общества по отношению к людям с нарушениями в развитии. Узнавание
Воспроизводить основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию инклюзивного образования детей с ОВЗ Узнавание
Описывать модели интегрированного обучения. Воспроизведение
9 Роль психолого-медико-педагогической комиссии в определении условий образования обучающихся с особенностями развития Семинар Описывать деятельность специалистов ПМПк Воспроизведение
Перечислять документы для обследования ребенка в территориальной ПМПК Узнавание
Сравнивать организацию деятельности территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута Творчество
10 Роль психолого-медико-педагогической комиссии в определении условий образования обучающихся с особенностями развития Индивидуальная работа Описывать деятельность специалистов ПМПк Воспроизведение
Перечислять документы для обследования ребенка в территориальной ПМПК Узнавание
Сравнивать организацию деятельности территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута Творчество
11 Интегрированное и инклюзивное образование детей дошкольного возраста Лекция Воспроизводить основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию инклюзивного образования детей с ОВЗ Узнавание
Описывать модели интегрированного обучения. Воспроизведение
Описывать специальные образовательные условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Сравнивать организацию интегрированного и инклюзивного образования Применение
Анализировать состояние и перспективы дифференцированного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Применение
12 Специфика деятельности общеобразовательной организации, реализующей инклюзивное образование Лекция Перечислить международные, российские, региональные и муниципальные законодательные акты и нормативные и документы, регламентирующие обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья Узнавание
Охарактеризовать специальные условия необходимые для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Применение
13 Специфика деятельности общеобразовательной организации, реализующей инклюзивное образование Самостоятельное изучение Перечислить международные, российские, региональные и муниципальные законодательные акты и нормативные и документы, регламентирующие обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья Узнавание
14 Содержание федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Лекция Описывать деятельность специалистов ПМПк Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута Творчество
Описывать содержание и специфику ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
15 Содержание федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа Перечислять документы для обследования ребенка в территориальной ПМПК Узнавание
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута Творчество
Описывать содержание и специфику ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
16 Концептуальные основы содержания АООП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Минизачет Перечислить международные, российские, региональные и муниципальные законодательные акты и нормативные и документы, регламентирующие обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья Узнавание
Описывать деятельность специалистов ПМПк Воспроизведение
Сравнивать организацию деятельности территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута Творчество
Описывать содержание и специфику ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Описывать структуру и содержание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с разными нарушениями развития Воспроизведение
Описывать структуру и содержание адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС Воспроизведение
Сравнивать требования ФГОС к условиям реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ и АООП обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с ФГОС Применение
17 Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с нарушениями слуха Семинар Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута Творчество
Перечислить технические средства и специальные методы обучения детей с патологией слуха Узнавание
Описать причины и механизмы нарушений слуха, особенности развития детей со слуховой депривацией. Воспроизведение
Описать требования к организации интегрированного и инклюзивного обучения детей с нарушением слуха в общеобразовательной организации Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного обучения детей с нарушением слуха в дошкольных образовательных организациях и в школах. Применение
Описать требования к организации интегрированного и инклюзивного обучения слепых и слабовидящих детей в образовательной организации Воспроизведение
18 Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с нарушениями зрения Семинар Результаты не указаны
19 Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Лекция Описать этиологию и механизмы нарушений опорно-двигательного аппарата, особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Воспроизведение
Перечислить технические средства и специфику организации "безбарьерной среды" для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Узнавание
Описать требования к организации инклюзивного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной организации Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных организациях и в школах Применение
20 Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Семинар Сравнивать содержание и соотношение в компонентов ФГОС НОО («академического» и «жизненной компетенции») с учетом специальных образовательных потребностей обучающихся с разными нарушениями развития Воспроизведение
Описать причины и механизмы нарушений речи, особенности психофизического развития детей с речевой патологией. Сравнить разные классификации нарушений речи Воспроизведение
Описать требования к организации инклюзивного и интегрированного образования детей с нарушениями речи в образовательной организации Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного образования детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных организациях и в школах Применение
21 Интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с задержкой психического развития Семинар Сравнивать требования ФГОС к условиям реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ и АООП обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с ФГОС Применение
Описать причины, патогенез и классификацию задержки психического развития, особенности развития познавательных процессов и личности ребенка с задержкой психического развития Воспроизведение
Описать требования к организации инклюзивного и интегрированного образования детей с задержкой психического развития в образовательной организации Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития в дошкольных образовательных организациях и в школах Творчество
22 Особенности образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра Семинар Описать причины, варианты аутистических расстройств. Воспроизведение
Описать классификацию расстройств аутистического спектра (по О.С. Никольской, особенности поведения, коммуникативно-потребностной и эмоционально-личностной сфер детей с расстройствами аутистического спектра Воспроизведение
Объяснить специфику организации инклюзивного и интегрированного образования детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных организациях и в школах Творчество
23 Особенности образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра Индивидуальная работа Описать причины, варианты аутистических расстройств. Воспроизведение
Описать классификацию расстройств аутистического спектра (по О.С. Никольской, особенности поведения, коммуникативно-потребностной и эмоционально-личностной сфер детей с расстройствами аутистического спектра Воспроизведение
Объяснить специфику организации инклюзивного и интегрированного образования детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных организациях и в школах Творчество
24 Организация образования обучающихся с умственной отсталостью Семинар Сравнивать требования ФГОС к условиям реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ и АООП обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с ФГОС Применение
Описать причины возникновения умственной отсталости, особенности развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы у детей с разной степенью умственной отсталости Воспроизведение
Описать особенности обучения и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации образования детей с разной степенью умственной отсталости в дошкольных образовательных организациях и в общеобразовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями Применение
Сформулировать специфику взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации в разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ, АООП и СИПР обучающихся с умственной отсталостью Применение
Результат (4) Узнавание
Результат (3) Узнавание
Результат (6) Узнавание
25 Взаимодействие участников образовательных отношений в реализации интегрированного и инклюзивного образования Коллоквиум Воспроизводить основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию инклюзивного образования детей с ОВЗ Узнавание
Описывать модели интегрированного обучения. Воспроизведение
Описывать специальные образовательные условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Сравнивать организацию интегрированного и инклюзивного образования Применение
Описывать деятельность специалистов ПМПк Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута Творчество
Охарактеризовать требования к комплектованию классов в общеобразовательных организациях, реализующих инклюзивное образование Применение
Сформулировать сущность профессиональной и педагогической готовности педагогов к работе в инклюзивном классе в рамках введения ФГОС обучающихся с ОВЗ. Творчество
Описывать содержание и специфику ФГОС НОО обучающихся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра Воспроизведение
Охарактеризовать специальные условия необходимые для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Применение
Описать сущность профессиональной и психологической готовности педагогов к работе с детьми, имеющими особенности развития, и их родителями. Воспроизведение
Составьте перечень тем консультаций для родителей, воспитывающих детей с особенностями развития, разработайте план проведения консультации для родителей. Творчество

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П.Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 311, [3] с.
  2. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования : пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. - М. : Владос, 2014. - 143, [1] с.
  3. Специальная психология : В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 428 с. – Серия : бакалавр и магистр. Академический курс.

Дополнительная

  1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика [Электронный ресурс]: Учеб. пособие для студентов пед. вузов/Л. И. Аксенова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - 3. изд., испр. - Электрон. Текстовые дан. –М.: Academia, 2004. – 395 с. - Доступ с сайта электронно – библиотечной системы «Elibrary.ru». – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=19888979. – Загл. с экрана
  2. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 83-92.
  3. Алмазова О.В. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие [Текст] /Алмазова О.В. - Екате-ринбург, Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ, 2010. – 305 с.
  4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом. – М., 1989.
  5. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М., 2007.
  6. Вакуленко, Л. С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подгот. 050700 "Специальное (дефектологическое) образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / Л. С. Вакуленко. - М. : Форум [и др.], 2015. - 271, [1] с.
  7. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Уч.- метод. Пособие [Текст] / Под ред. Т.В. Волосовец. М.: В. Секачев, 2008.- 128 с.
  8. Дети снарушениями речи. Технологии воспитания и обучения : методическое пособие /под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М. : НИИ шк. технологий [и др.], 2008. - 190, [1].
  9. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с наруше-ниями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  10. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. – СПб., 2005. – 90 с.
  11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи : учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности "Логопедия" / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М. : Сфера, 2007. - 127 с. - Гриф УМО. - ISBN 5-88923-018-2 : 47-30.
  12. Лубовский В.И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения / В.И. Лубовский // Специальная психология. – 2008. – № 4. – С. 11-15.
  13. Малофеев Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская; // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 5. – С. 6-11.
  14. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н.М. Назарова // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 4. – С. 8-16.
  15. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2000.
  16. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с. – (Коррекционная педагогика).
  17. Шматко Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушением слуха в России // Инклюзивное обучение: проблемы и перспективы. – СПб. 1998.

Цифровые ресурсы

  1. Закон об образовании РФ (полный текст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zakonbase.ru.
  2. Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 Об утверждении СанПин 2.4.2.3282-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WWW.RG.RU/SUJET/3410/

Источники

  1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи [Текст] /Авт.-сост. Г.А. Чиркина. – М., 2010. - 272 с.

Учебно-методические материалы

  1. Богатая О. Читалочка: Методическое пособие по закреплению произносительных навыков и чтения у детей с нарушениями речи [Текст] /Богатая О.Ф. - Сургут: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития образования»», 2007. - 152 с.
  2. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Науч.-исслед. лаб. инновац. образоват. технологий ; [авт.-сост.: Богатая О. Ф., Рассказова Н. П.]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 140, [1] с
  3. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях. Методические рекомендации / Составители: О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова – Тюмень: Аксиома, 2013. – 92 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.surgpu.ru.