бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 6 декабря 2017 г. утверждено 21 декабря 2017 г.
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано 7 декабря 2017 г.
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано 11 декабря 2017 г.

В.3.1 Введение в профессию, 1 семестр 2 полусеместр

Б-7191, 49.03.01, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Г.М. Акушев ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК - 12) знание основ оценки своих достижений знаниевый
умение критически оценивать свои достоинства и недостатки операциональный
Умение обосновывать условия получения качественного профессионального образования операциональный
Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК -13) Знание об опыте лучших представителей профессии знаниевый
Знание основных требований рынка труда к специалистам данного профиля знаниевый
Знание о социальной роли и значимости профессии знаниевый
Умение описывать сущностные признаки профессии и выделять ее место в современном обществе ориентировочный
Умение выделять признаки профессиональной деятельности операциональный
Умение соотносить требования общества к избранной профессии и возможности собственного профессионального развития операциональный
Описание, сравнение, построение обобщений, классификаций на примере описания профессии, социальной роли и значимости, компетентностной модели опыт
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК - 7) Знание содержания понятий профессиональное саморазвитие знаниевый
Знания о компетентностной модели выпускника знаниевый
Знания о конкретной профессиональной деятельности и способах достижения профессионального мастерства знаниевый
Умение строить собственную программу профессионального обучения ориентировочный
Умение обосновывать условия получения качественного профессионального образования операциональный
Умение составлять сообщения,доклады, рефераты операциональный
Опыт написания сообщений о лучших представителях профессии, выступление на круглых столах опыт
способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК - 11) знание основ постановки цели и выбора путей ее достижения знаниевый
умение обобщать, анализировать, воспринимать информацию о профессиональной деятельности операциональный

Цели изучения дисциплины

сформировать понимание избранной профессии и способах достижения профессионального мастерства

Задачи

  1. СФормировать представления об основных тенденциях возникновения и становления профессии
  2. Освоение базовых понятий профессиональной деятельности бакалавра АФК

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 8,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 9,0 ч. из 9,0 ч.
Часов в неделю 3,5 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Характеристика основных тенденций развития отрасли Сформировать представления об основных тенденциях возникновения и становления профессии В результате освоения данного модуля у студентов формируются представления об основных тенденциях возникновения и становления профессии бакалавра АФК
  • Возникновение и становление профессии
  • Виды профессиональной деятельности бакалавра АФК
  • Социальная роль и значимость профессии
  • Этика профессиональной деятельности бакалавра АФК
  • Опыт лучших представителей профессии
Модуль 2. Регламентация в организации современной системы подготовки выпускника высшей школы Освоение базовых понятий профессиональной деятельности бакалавра АФК В результате освоения данного модуля у студентов формируются базовые понятия профессиональной деятельности бакалавра АФК
  • Компетентностная модель выпускника
  • Требования к системе подготовки специалистов в высшей школе
  • Федеральный государственный образовательный стандарт бакалавра АФК
  • Индивидуальная траектория обучения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Введение в профессию. История становления и развития специальности АФК Лекция 2,0 1
2 Социальная роль и значимость профессии Практическая работа 2,0 1
3 Требования к профессиональным и личностным качествам бакалавра АФК Практическая работа 2,0 2
4 Виды профессиональной деятельности бакалавра АФК Практическая работа 2,0 2
5 Современный комплекс проблем и перспективы развития специальности АФК Индивидуальная работа 2,0 2
6 Современный комплекс проблем и перспективы развития специальности АФК Практическая работа 2,0 3
7 Этика профессиональной деятельности бакалавра АФК Практическая работа 2,0 3
8 Социальная роль и значимость профессии Индивидуальная работа 1,0 4
9 Опыт лучших представителей специальности Практическая работа 2,0 4
10 Опыт лучших представителей специальности Конференция 2,0 4
11 Требования к системе подготовки бакалавра в высшей школе Практическая работа 2,0 5
12 Рубежный контроль 1. Образ профессионала Другое 2,0 5
13 Профессиональные стандарты. Стандарт педагога Практическая работа 2,0 6
14 Компетентностная модель выпускника Практическая работа 2,0 6
15 Рубежный контроль 1. Образ профессионала Индивидуальная работа 2,0 6
16 Индивидуальная траектория обучения Другое 2,0 7
17 Компетентностная модель выпускника Индивидуальная работа 2,0 7
18 Рубежный контроль 2.Современная система подготовки выпускника высшей школы Другое 2,0 7
19 Рубежный контроль 2.Современная система подготовки выпускника высшей школы Индивидуальная работа 2,0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Введение в профессию. История становления и развития специальности АФК Лекция Называет основные этапы становления и развития специальности АФК Узнавание
2 Социальная роль и значимость профессии Практическая работа Перечисляет виды профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
Сопоставляет виды профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
Дает характеристику профессиональным качествам бакалавра АФК Воспроизведение
3 Требования к профессиональным и личностным качествам бакалавра АФК Практическая работа Перечисляет виды профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
Сопоставляет виды профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
4 Виды профессиональной деятельности бакалавра АФК Практическая работа Перечисляет виды профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
Сопоставляет виды профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
Дает характеристику профессиональным качествам бакалавра АФК Воспроизведение
Обосновывает требования к профессиональным качествам бакалавра АФК Воспроизведение
Раскрывает категории профессионально - педагогической этики Воспроизведение
Оценивает значимость этикета в профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
5 Современный комплекс проблем и перспективы развития специальности АФК Индивидуальная работа Называет составляющие комплекса проблем АФК Узнавание
Раскрывает основные пути развития специальности Воспроизведение
6 Современный комплекс проблем и перспективы развития специальности АФК Практическая работа Называет составляющие комплекса проблем АФК Узнавание
Раскрывает основные пути развития специальности Воспроизведение
7 Этика профессиональной деятельности бакалавра АФК Практическая работа Раскрывает категории профессионально - педагогической этики Воспроизведение
Оценивает значимость этикета в профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
8 Социальная роль и значимость профессии Индивидуальная работа Перечисляет виды профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
Сопоставляет виды профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
Дает характеристику профессиональным качествам бакалавра АФК Воспроизведение
9 Опыт лучших представителей специальности Практическая работа Перечисляет виды профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
Сопоставляет виды профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
Дает характеристику профессиональным качествам бакалавра АФК Воспроизведение
10 Опыт лучших представителей специальности Конференция Дает характеристику профессиональным качествам бакалавра АФК Воспроизведение
Обосновывает требования к профессиональным качествам бакалавра АФК Воспроизведение
Раскрывает категории профессионально - педагогической этики Воспроизведение
Оценивает значимость этикета в профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
Опыт оценки профессиональной деятельности лучших представителей профессии Творчество
11 Требования к системе подготовки бакалавра в высшей школе Практическая работа Знает структуру и содержание профессиональной подготовки бакалавра Узнавание
Раскрывает особенности профессионального самовоспитания и самообразования бакалавра Воспроизведение
Знает требования ФГОС Узнавание
Сопоставляет базовую и вариативную части основных блоков учебного плана Воспроизведение
12 Рубежный контроль 1. Образ профессионала Другое Называет основные этапы становления и развития специальности АФК Узнавание
Называет составляющие комплекса проблем АФК Узнавание
Раскрывает основные пути развития специальности Воспроизведение
Перечисляет виды профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
Сопоставляет виды профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
Дает характеристику профессиональным качествам бакалавра АФК Воспроизведение
Обосновывает требования к профессиональным качествам бакалавра АФК Воспроизведение
Определяет социальную роль будущей профессии Воспроизведение
Обосновывает значимость будущей профессии Воспроизведение
Раскрывает категории профессионально - педагогической этики Воспроизведение
Оценивает значимость этикета в профессиональной деятельности бакалавра АФК Воспроизведение
13 Профессиональные стандарты. Стандарт педагога Практическая работа Знает структуру и содержание профессиональной подготовки бакалавра Узнавание
Раскрывает особенности профессионального самовоспитания и самообразования бакалавра Воспроизведение
Знает требования ФГОС Узнавание
Сопоставляет базовую и вариативную части основных блоков учебного плана Воспроизведение
14 Компетентностная модель выпускника Практическая работа Называет компетенции бакалавра АФК Узнавание
Раскрывает структуру и составляющие компетентностной модели выпускника Воспроизведение
15 Рубежный контроль 1. Образ профессионала Индивидуальная работа Дает характеристику профессиональным качествам бакалавра АФК Воспроизведение
Обосновывает требования к профессиональным качествам бакалавра АФК Воспроизведение
16 Индивидуальная траектория обучения Другое Составляет индивидуальный образовательный маршрут Воспроизведение
Разрабатывает индивидуальную траекторию обучения Воспроизведение
Составляет матрицу индивидуальной траектории Воспроизведение
17 Компетентностная модель выпускника Индивидуальная работа Называет компетенции бакалавра АФК Узнавание
Раскрывает структуру и составляющие компетентностной модели выпускника Воспроизведение
18 Рубежный контроль 2.Современная система подготовки выпускника высшей школы Другое Дает характеристику профессиональным качествам бакалавра АФК Воспроизведение
Называет компетенции бакалавра АФК Узнавание
Раскрывает структуру и составляющие компетентностной модели выпускника Воспроизведение
Знает структуру и содержание профессиональной подготовки бакалавра Узнавание
Раскрывает особенности профессионального самовоспитания и самообразования бакалавра Воспроизведение
Знает требования ФГОС Узнавание
Сопоставляет базовую и вариативную части основных блоков учебного плана Воспроизведение
19 Рубежный контроль 2.Современная система подготовки выпускника высшей школы Индивидуальная работа Дает характеристику профессиональным качествам бакалавра АФК Воспроизведение
Называет компетенции бакалавра АФК Узнавание
Раскрывает структуру и составляющие компетентностной модели выпускника Воспроизведение
Раскрывает особенности профессионального самовоспитания и самообразования бакалавра Воспроизведение
Сопоставляет базовую и вариативную части основных блоков учебного плана Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ С.П. Евсеев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2014.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40766.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учеб. для студентов высш. проф. образования / В.В. Кузнецов. - 2-е изд., перераб. - М. : Академия, 2011. - 172, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-8003-1 : 332-37.
  3. Минникаева, Н.В. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебное пособие / Н.В. Минникаева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. - 142 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8353-1669-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=27849
  4. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб.для студентов, [аспирантов] вузов по направлениям 49.03.02- "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура" /[авт.сост.: О.Э.Аксенова, С.П.Евсеев.-М.: Спорт, 2016.- 384 с. :ил.-(Адаптивная физическая культура и спорт).- Гриф УМО.

Дополнительная

  1. Балашова В.Ф.Оценка профессиональной готовности будущих специалистов по АФК // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 7. - С. 37-38.
  2. Введение в профессию "Социальная работа" : учеб. пособие по направлению подгот. "Социальная работа" / М.В. Фирсов, Е.Г. Студёнова, И.В. Наместникова. - М. : КноРус, 2011. - 223, [1] с. - (Для бакалавров). - ISBN 978-5-406-00915-4 : 235-51.
  3. Дмитриев С.В. Если хочешь соответствовать современным требованиям профессионально-педагогического образования - опережай их (предметная область спортивной и адаптивной физической культуры) // Адаптивная физическая культура. 2010. - № 3. - С. 3-11.
  4. Евсеев С.П., Евсеева О.Э. Государственный образовательный стандарт третьего поколения по адаптивной физической культуре // Адаптивная физическая культура. - 2009. - № 4. - С. 11-18.
  5. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность : учеб. Пособие для студентов пед. специальностей вузов / В.С. Кукушин. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Ростов н/Д : МарТ [и др.], 2010. - 255c.
  6. Похоруков О.Ю.Инновационные направления подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в контексте индивидуализации образования // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10. - С. 274-279. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://elibrary.ru
  7. Похоруков О.Ю.Формирование профессионализма будущих педагогов адаптивной физической культуры на основе компетентностного подхода // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 13. - С. 462-470. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://elibrary.ru
  8. Путило Н.В. Государственные образовательные стандарты и право лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование // Ежегодник российского образовательного законодательства. - № 6. – 2011. – С.66 – 84. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://elibrary.ru
  9. Современные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры : сборник научных статей / науч. ред. В.А. Барков ; под ред. А.И. Навойчик, А.И. Шпаков, А.М. Полещук. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 122 с. - ISBN 978-5-4458-2201-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135304
  10. Строгова Н.А.Профессиональное самосознание и самоопределение студентов, обучающихся по специализации «Адаптивная физическая культура» // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 2. - С. 57-60.
  11. Строгова Н.А. Формирование профессионально значимых качеств личности у будущих специалистов по адаптивной физической культуре в процессе профессиональной подготовки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка № 1. – 2011. – с.26 – 28

Цифровые ресурсы

Источники

  1. Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2015 года № 203 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриата)»

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.Б.9 «Введение в профессию» Направление подготовки: 49.03.02 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), квалификация (степень) «бакалавр», зачет / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Н.А. Бойко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.Б.9 «Введение в профессию» Направление подготовки: 49.03.02 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), квалификация (степень) «бакалавр», зачет / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Н.А. Бойко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.