бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 9 ноября 2017 г. утверждение отклонено 17 мая 2018 г.
Н.В. Ганущак заведующий кафедрой
согласовано 21 мая 2018 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 21 мая 2018 г.

Б1.В.ОД.20 Практикум по выразительному чтению, 5 семестр 2 полусеместр

Б-5021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Авдеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5) Знает основные знаки и правила интонационно-выразительной разбивки текста знаниевый
Знает способы тренировки речевого аппарата знаниевый
Знает условия выразительности речи знаниевый
Владеет критериями выразительности речи ориентировочный
Владеет принципами интонационно-выразительной разметки текста ориентировочный
Владеет принципами логического анализа текста операциональный
Владеет четкой дикцией операциональный
Опыт выразительного чтения художественных текстов опыт
Опыт интонационно-выразительной разметки текста опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать профессиональные качества речи будущих педагогов - четкую артикуляцию, ясную дикцию, умение логично, образно, эмоционально действовать словом.

Задачи

  1. Соврешенствовать уровень техники речи; развивать интонационные умения
  2. Овладеть умением логического анализа текста и интонационно-выразительной разметки текста

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 6,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 9,0 ч. из 8,5 ч.
Часов в неделю 3,5 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Техника речи Совершенствовать уровень техники речи; развивать интонационные умения Владение необходимым уровнем развития качеств и профессиональных свойств голоса, четкой дикцией, правилами русской орфоэпии. Способность целенаправленно и продуктивно пользоваться логическим ударением, логической и психологической паузой, выбирать необходимый темпоритм и эмоциональный тон чтения
  • Техника речи
  • Интонация
Модуль 2. Практика выразительного чтения Овладеть умением логического анализа текста и интонационно-выразительной разметки текста Способность выполнять логический анализ текста, интонационно-выразительную разметку текста и использовать эти результаты для выразительного чтения текста различных жанров
  • Логичекий анализ и интонационно-выразительная разметка текста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основы искусства художественного чтения Лекция 2,0 1
2 Основы искусства художественного чтения Практическая работа 2,0 1
3 Дикция. Орфоэпия. Практическая работа 2,0 2
4 Дикция. Орфоэпия. Индивидуальная работа 2,0 2
5 Дыхание Практическая работа 3,0 3
6 Голос Практическая работа 3,0 4
7 Голос Индивидуальная работа 2,0 4
8 Паузы Практическая работа 2,0 5
9 Темпоритм. Мелодика. Эмоциональный тон. Практическая работа 2,0 5
10 Темпоритм. Мелодика. Эмоциональный тон. Лекция 2,0 5
11 Рубежный контроль. Модуль 1. Техника речи Другое 2,0 5
12 Логический анализ и интонационно-выразительная разметка текста Практическая работа 4,0 6
13 Логический анализ и интонационно-выразительная разметка текста Индивидуальная работа 2,0 6
14 Логический анализ и интонационно-выразительная разметка текста Практическая работа 2,0 7
15 Рубежный контроль. Модуль 2. Исполнительский анализ текста Другое 2,0 8
16 Зачет Минизачет 2,0 8
17 Зачет Индивидуальная работа 1,0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основы искусства художественного чтения Лекция Назвать характерные черты системы "словесного действия" Воспроизведение
Выполнять упражнения на тренировку воспроизводящего и творческого воображения Применение
2 Основы искусства художественного чтения Практическая работа Назвать характерные черты системы "словесного действия" Воспроизведение
Выполнять упражнения на тренировку воспроизводящего и творческого воображения Применение
3 Дикция. Орфоэпия. Практическая работа Выполнять упражнения на тренировку воспроизводящего и творческого воображения Применение
Выполнять артикулляционную гимнастику. Воспроизведение
Выполнять упражнения на совершенствование дикции. Воспроизведение
Уметь пользоваться различными орфоэпическими источниками Воспроизведение
4 Дикция. Орфоэпия. Индивидуальная работа Выполнять артикулляционную гимнастику. Воспроизведение
Выполнять упражнения на совершенствование дикции. Воспроизведение
5 Дыхание Практическая работа Назвать виды и типы дыхания. Узнавание
Выполнять упражнения на развитие диафрагмально-реберного дыхания. Воспроизведение
6 Голос Практическая работа Назвать качества и профессиональные свойства голоса. Узнавание
Выполнять упражнения на постановку голоса и развитие его профессиональных свойств. Воспроизведение
Уметь целенаправленно варьировать общую громкость звучания голоса. Воспроизведение
7 Голос Индивидуальная работа Выполнять упражнения на постановку голоса и развитие его профессиональных свойств. Воспроизведение
Уметь целенаправленно варьировать общую громкость звучания голоса. Воспроизведение
8 Паузы Практическая работа Определять место и назначение логической и психологической паузы в тексте. Применение
9 Темпоритм. Мелодика. Эмоциональный тон. Практическая работа Назвать правила мелодики различных синтаксических структур текста. Узнавание
Определять необходимый эмоциональный тон чтения текста. Применение
Характеризовать темпортим текста. Применение
10 Темпоритм. Мелодика. Эмоциональный тон. Лекция Назвать правила мелодики различных синтаксических структур текста. Узнавание
Определять необходимый эмоциональный тон чтения текста. Применение
Характеризовать темпортим текста. Применение
11 Рубежный контроль. Модуль 1. Техника речи Другое Выполнять упражнения на тренировку воспроизводящего и творческого воображения Применение
Выполнять упражнения на развитие диафрагмально-реберного дыхания. Воспроизведение
Выполнять упражнения на постановку голоса и развитие его профессиональных свойств. Воспроизведение
Уметь целенаправленно варьировать общую громкость звучания голоса. Воспроизведение
Выполнять артикулляционную гимнастику. Воспроизведение
Выполнять упражнения на совершенствование дикции. Воспроизведение
Уметь пользоваться различными орфоэпическими источниками Воспроизведение
Определять место и назначение логической и психологической паузы в тексте. Применение
12 Логический анализ и интонационно-выразительная разметка текста Практическая работа Выполнять логический анализ текста. Применение
Использовать результаты анализа текста для выразительного чтения текста Применение
Выполнять выразительное чтение текста различных жанров. Творчество
13 Логический анализ и интонационно-выразительная разметка текста Индивидуальная работа Выполнять логический анализ текста. Применение
Использовать результаты анализа текста для выразительного чтения текста Применение
Выполнять выразительное чтение текста различных жанров. Творчество
14 Логический анализ и интонационно-выразительная разметка текста Практическая работа Знать правила интонационно-выразительной разметки текста Воспроизведение
Владеть принципами интонационно-выразительной разметки текста Применение
Опыт интонационно-выразительной разметки текста Применение
15 Рубежный контроль. Модуль 2. Исполнительский анализ текста Другое Определять необходимый эмоциональный тон чтения текста. Применение
Характеризовать темпортим текста. Применение
Выполнять логический анализ текста. Применение
Использовать результаты анализа текста для выразительного чтения текста Применение
Выполнять выразительное чтение текста различных жанров. Творчество
Знать правила интонационно-выразительной разметки текста Воспроизведение
Владеть принципами интонационно-выразительной разметки текста Применение
Опыт интонационно-выразительной разметки текста Применение
16 Зачет Минизачет Назвать характерные черты системы "словесного действия" Воспроизведение
Выполнять упражнения на тренировку воспроизводящего и творческого воображения Применение
Назвать качества и профессиональные свойства голоса. Узнавание
Выполнять упражнения на постановку голоса и развитие его профессиональных свойств. Воспроизведение
Уметь целенаправленно варьировать общую громкость звучания голоса. Воспроизведение
17 Зачет Индивидуальная работа Выполнять упражнения на постановку голоса и развитие его профессиональных свойств. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению : учеб. пособие для студентов вузов / З. А. Гриценко. - М. : Академия, 2008. - 320 с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф МО.

Дополнительная

  1. Агеенко Р.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио, телевидения / Под ред. Д.Э. Розенталя. – 5-е изд. – М.: Русский язык, 1984. - 366 с.
  2. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты : энцикл. слов.-справ. / под ред. А. П. Сковородникова. - 5-е изд., стер. - М. : Флинта [и др.], 2017. - 479 с.
  3. Горобец Н. И. Интерпретационная деятельность учащихся на уроках литературы[Электронный ресурс] : учебное пособие Архангельск: САФУ, 2012. - 208 с.: 2-е изд., исправл. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=436356&sr=1 –Загл. с экрана
  4. Завадская Т. Ф., Майман Р. Р. Внеклассные занятия выразительным чтением / Т.Ф. Завадская, Р.Р. Майман.- М.: Дело, 2007. - 255 с.
  5. Миронова Н. Выразительное чтение // Дошкольное воспитание. - 2009. - №6. – С. 24-44
  6. Найденов Б.В., Коренюк Л.И. Методика выразительного чтения / Б.В. Найденов, Л.И. Коренюк.- М.: Просвещение, 2007. - 224 с.
  7. Приходько, В.К. Выразительные средства языка : учеб. пособие для вузов / В.К. Приходько. - М. : Академия, 2008. - 253 с.
  8. Шелестова З.А. Выразительное чтение и рассказывание / З.А. Шелестова. – М.: Просвещение, 2003. - 168 с.
  9. Шишкова М. Формирование навыка выразительного чтения // Логопед. - 2010. - №1. – С. 22-44.

Цифровые ресурсы

Источники

  1. ФГОС начального общего образования.[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.google.ru/search?client=opera&q=фгос+начального+общего+образования&sourceid=opera&ie=UTF-8&oe=UTF-8-, свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.В.ОД.20 Практикум по выразительному чтению [Электронный ресурс]: Направление подготовки Педагогическое образование, зачет / Сургут.гос. пед. ун-т ; сост. Е.А. Авдеева. – Электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.