бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Dec. 28, 2017 утверждено Feb. 5, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 19, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 19, 2018

Б1.В.ДВ.17 ДВ: Тактильная книга как средство обучения детей с нарушениями зрения , 6 семестр 2 полусеместр

Б-5111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Ф. Богатая ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2) Уметь применять методическое и техническое обеспечение в коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями операциональный
Опыт применения методического и технического обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности опыт
готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3) Уметь осуществлять проектирование содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Иметь опыт осуществления выбора методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ опыт
способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК -1) Уметь осуществлять выбор коррекционно-образовательных программ в соответствии с видом нарушения развития в детском возрасте и индивидуальными особенностями ребенка с ОВЗ операциональный
Иметь опыт выбора коррекционно-образовательных программ дошкольного образования в соответствии с нарушением развития опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умений проектировать и изготавливать рукодельные тактильные книги для реализации коррекционных задач в работе с незрячими и слабовидящеми детьми

Задачи

  1. Формировать практические умения проектировать и изготавливать рукодельные тактильные книги для организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения на основе знаний особенностей их психофизического развития
  2. Формировать умения разрабатывать методические рекомендации по использованию изготовленных рукодельных тактильных книг для обучения детей с нарушениями зрения

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 20.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.5 ч. из 8.5 ч.
Часов в неделю 3.33 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Технология изготовления рукодельных тактильных книг для обучения детей с нарушениями зрения Формирование умений проектирования и изготовления рукодельных тактильных книг для обучения детей с нарушениями зрения Изготовленные рукодельные тактильные книги для обучения незрячих и слабовидящих детей
  • Теоретико-методологические аспекты использования иллюстрированных пособий для обучения детей с нарушениями зрения
  • Специфика изготовления тактильных книг для незрячих и слабовидящих детей
  • Технология изготовления тактильных книг для незрячих и слабовидящих детей
  • Проектирование рукодельных тактильных книг для детей с нарушениями зрения
  • Презентация проектов рукодельных тактильных книг
  • Изготовление рукодельных тактильных книг
  • Презентация рукодельных тактильных книг
Методические и практические аспекты использования рукодельных тактильных книг для обучения детей с нарушениями зрения Формировать умения разрабатывать методические рекомендации по использованию изготовленных рукодельных тактильных книг для обучения детей с нарушениями зрения на основе знаний особенностей их психофизического развития Разработанные методические рекомендации по использованию изготовленных рукодельных тактильных книг для обучения детей с нарушениями зрения
  • Структура и содержание методических рекомендаций
  • Разработка методических рекомендаций
  • Роль тактильных пособий для абилитации детей с нарушениями зрения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретико-методологические аспекты использования иллюстрированных пособий для обучения детей с нарушениями зрения Лекция 2.0 1
2 Специфика изготовления тактильных книг для незрячих и слабовидящих детей Лекция 2.0 1
3 Проектирование рукодельных тактильных книг для детей с нарушениями зрения Практическая работа 4.0 2
4 Технология изготовления тактильных книг для незрячих и слабовидящих детей Лекция 2.0 2
5 Презентация проектов рукодельных тактильных книг Практическая работа 2.0 3
6 Проектирование рукодельных тактильных книг для детей с нарушениями зрения Индивидуальная работа 2.0 3
7 Презентация проектов рукодельных тактильных книг Индивидуальная работа 1.0 4
8 Изготовление рукодельных тактильных книг Практическая работа 10.0 4
9 Изготовление рукодельных тактильных книг Индивидуальная работа 2.0 5
10 Изготовление рукодельных тактильных книг Самостоятельное изучение 1.0 5
11 Презентация рукодельных тактильных книг Минизачет 2.0 5
12 Структура и содержание методических рекомендаций Лекция 2.0 7
13 Разработка методических рекомендаций Практическая работа 4.0 7
14 Разработка методических рекомендаций Индивидуальная работа 1.5 8
15 Роль тактильных пособий для абилитации детей с нарушениями зрения Коллоквиум 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретико-методологические аспекты использования иллюстрированных пособий для обучения детей с нарушениями зрения Лекция Проанализировать представленные рукодельные тактильные книги, определить вид тактильных книг, возраст детей, для которых разработаны данные книги Воспроизведение
Сформулировать задачи, реализуемые при обучении детей работе с предложенными тактильными книгами Воспроизведение
Перечислить приемы обследования объектов, применяемые при работе с рукодельной тактильной книгой Воспроизведение
2 Специфика изготовления тактильных книг для незрячих и слабовидящих детей Лекция Сформулировать задачи, реализуемые при обучении детей работе с предложенными тактильными книгами Воспроизведение
Описать степени сложности тактильных рукодельных изданий для детей разного возраста с нарушениями зрения Воспроизведение
Сформулировать требования к качеству тактильных изданий для детей с нарушениями зрения Воспроизведение
Определить содержание и тематику рукодельных тактильных изданий для детей разного возраста с нарушениями зрения в соответствии с программными требованиями и особенностями психофизического развития Воспроизведение
3 Проектирование рукодельных тактильных книг для детей с нарушениями зрения Практическая работа Сформулировать требования к качеству тактильных изданий для детей с нарушениями зрения Воспроизведение
Определить содержание и тематику рукодельных тактильных изданий для детей разного возраста с нарушениями зрения в соответствии с программными требованиями и особенностями психофизического развития Воспроизведение
Создать эскиз тактильной книги (согласно алгоритму): определить тему и название рукодельной тактильной книги, формат и вид издания; конкретный сюжет, предметы и персонажи книги, количество страниц; продумать размещение объектов и текста на странице; нарисовать страницы книги, предметы и персонажи в натуральную величину; выбрать способ прикрепления предметов и персонажей к страницам; сделать подписи к страницам и иллюстрациям шрифтом Л. Брайля; продумать оформление обложки книги; составить список материалов, перечень оборудования и инструментов для необходимых для проектируемого изделия. Творчество
4 Технология изготовления тактильных книг для незрячих и слабовидящих детей Лекция Сформулировать этапы изготовления рукодельных тактильных изделий Воспроизведение
Перечислить оборудование и инструменты, необходимые для изготовления тактильных изделий Узнавание
Составить алгоритм проектирования рукодельной тактильной книги Воспроизведение
Составить памятку по технике безопасности в работе при создании рукодельной тактильной книги Воспроизведение
5 Презентация проектов рукодельных тактильных книг Практическая работа Обосновать выбор темы; формата и вида книги, сюжета, предметов и персонажей, необходимых материалов для изготовления пособия Воспроизведение
Обосновать выбор материалов и видов рукоделия для изготовления тактильной книги Воспроизведение
Проиллюстрировать эскизы рукодельных тактильных книг Применение
Сопоставить степень сложности тактильных рукодельных изданий с уровнем возможностей ребенка воспринимать рельефное пособие Применение
6 Проектирование рукодельных тактильных книг для детей с нарушениями зрения Индивидуальная работа Составить памятку по технике безопасности в работе при создании рукодельной тактильной книги Воспроизведение
Создать эскиз тактильной книги (согласно алгоритму): определить тему и название рукодельной тактильной книги, формат и вид издания; конкретный сюжет, предметы и персонажи книги, количество страниц; продумать размещение объектов и текста на странице; нарисовать страницы книги, предметы и персонажи в натуральную величину; выбрать способ прикрепления предметов и персонажей к страницам; сделать подписи к страницам и иллюстрациям шрифтом Л. Брайля; продумать оформление обложки книги; составить список материалов, перечень оборудования и инструментов для необходимых для проектируемого изделия. Творчество
7 Презентация проектов рукодельных тактильных книг Индивидуальная работа Перечислить оборудование и инструменты, необходимые для изготовления тактильных изделий Узнавание
Составить памятку по технике безопасности в работе при создании рукодельной тактильной книги Воспроизведение
Создать эскиз тактильной книги (согласно алгоритму): определить тему и название рукодельной тактильной книги, формат и вид издания; конкретный сюжет, предметы и персонажи книги, количество страниц; продумать размещение объектов и текста на странице; нарисовать страницы книги, предметы и персонажи в натуральную величину; выбрать способ прикрепления предметов и персонажей к страницам; сделать подписи к страницам и иллюстрациям шрифтом Л. Брайля; продумать оформление обложки книги; составить список материалов, перечень оборудования и инструментов для необходимых для проектируемого изделия. Творчество
8 Изготовление рукодельных тактильных книг Практическая работа Обосновать выбор темы; формата и вида книги, сюжета, предметов и персонажей, необходимых материалов для изготовления пособия Воспроизведение
Обосновать выбор материалов и видов рукоделия для изготовления тактильной книги Воспроизведение
Сопоставить степень сложности тактильных рукодельных изданий с уровнем возможностей ребенка воспринимать рельефное пособие Применение
Изготовить рукодельные тактильные книги согласно алгоритму: сделать выкройки страниц и предметов; изготовить предметы и персонажи; расположить изготовленные предметы, персонажи на странице; прикрепить предметы к страницам; сшить страницы, соблюдая технологию; разместить на страницах текст, написанный шрифтом Брайля; соединить страницы вместе; оформить обложку Творчество
Составить сопровождающий текст, написанный крупным шрифтом и текст, написанный шрифтом Л. Брайля Воспроизведение
Составить краткую аннотацию к рукодельной тактильной книге, написанную крупным шрифтом и шрифтом Л. Брайля Применение
Оформить сведения об авторах рукодельной тактильной книги и издающей организации Применение
9 Изготовление рукодельных тактильных книг Индивидуальная работа Сопоставить степень сложности тактильных рукодельных изданий с уровнем возможностей ребенка воспринимать рельефное пособие Применение
Изготовить рукодельные тактильные книги согласно алгоритму: сделать выкройки страниц и предметов; изготовить предметы и персонажи; расположить изготовленные предметы, персонажи на странице; прикрепить предметы к страницам; сшить страницы, соблюдая технологию; разместить на страницах текст, написанный шрифтом Брайля; соединить страницы вместе; оформить обложку Творчество
Составить сопровождающий текст, написанный крупным шрифтом и текст, написанный шрифтом Л. Брайля Воспроизведение
Составить краткую аннотацию к рукодельной тактильной книге, написанную крупным шрифтом и шрифтом Л. Брайля Применение
Оформить сведения об авторах рукодельной тактильной книги и издающей организации Применение
10 Изготовление рукодельных тактильных книг Самостоятельное изучение Изготовить рукодельные тактильные книги согласно алгоритму: сделать выкройки страниц и предметов; изготовить предметы и персонажи; расположить изготовленные предметы, персонажи на странице; прикрепить предметы к страницам; сшить страницы, соблюдая технологию; разместить на страницах текст, написанный шрифтом Брайля; соединить страницы вместе; оформить обложку Творчество
Составить краткую аннотацию к рукодельной тактильной книге, написанную крупным шрифтом и шрифтом Л. Брайля Применение
Оформить сведения об авторах рукодельной тактильной книги и издающей организации Применение
11 Презентация рукодельных тактильных книг Минизачет Изготовить рукодельные тактильные книги согласно алгоритму: сделать выкройки страниц и предметов; изготовить предметы и персонажи; расположить изготовленные предметы, персонажи на странице; прикрепить предметы к страницам; сшить страницы, соблюдая технологию; разместить на страницах текст, написанный шрифтом Брайля; соединить страницы вместе; оформить обложку Творчество
Продемонстрировать изготовленные рукодельные тактильные книги методические пособия Применение
12 Структура и содержание методических рекомендаций Лекция Сформулировать требования к разработке методических рекомендаций. Воспроизведение
Составить алгоритм разработки методических рекомендаций Воспроизведение
Сформулировать цель, задачи и план методических рекомендации по организации коррекционной работы с незрячими и слабовидящими детьми с использованием рукодельных тактильных книг Воспроизведение
13 Разработка методических рекомендаций Практическая работа Сформулировать цель, задачи и план методических рекомендации по организации коррекционной работы с незрячими и слабовидящими детьми с использованием рукодельных тактильных книг Воспроизведение
Раскрыть содержание коррекционной работы с ребенком, имеющим нарушения зрения Воспроизведение
Сформулировать ожидаемый результат использования рукодельных тактильных книг для освоения навыков тактильного восприятия у детей со зрительной патологией Воспроизведение
Обосновать актуальность разработки тактильного изделия для абилитации детей с нарушениями зрения Воспроизведение
14 Разработка методических рекомендаций Индивидуальная работа Сформулировать требования к разработке методических рекомендаций. Воспроизведение
Сформулировать цель, задачи и план методических рекомендации по организации коррекционной работы с незрячими и слабовидящими детьми с использованием рукодельных тактильных книг Воспроизведение
Обосновать актуальность разработки тактильного изделия для абилитации детей с нарушениями зрения Воспроизведение
15 Роль тактильных пособий для абилитации детей с нарушениями зрения Коллоквиум Сформулировать этапы изготовления рукодельных тактильных изделий Воспроизведение
Перечислить оборудование и инструменты, необходимые для изготовления тактильных изделий Узнавание
Сформулировать требования к разработке методических рекомендаций. Воспроизведение
Раскрыть содержание коррекционной работы с ребенком, имеющим нарушения зрения Воспроизведение
Продемонстрировать изготовленные рукодельные тактильные книги методические пособия Применение
Анализировать содержание методических пособий Применение
Доказать актуальность использования рукодельных тактильных книг и методических пособий для абилитации детей с нарушениями зрения Применение
Соотнести содержание изготовленных рукодельных тактильных книг и методических рекомендаций Применение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П.Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 311, [3] с.
  2. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования : пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. - М. : Владос, 2014. - 143, [1] с.
  3. Специальная психология : В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 428 с. – Серия : бакалавр и магистр. Академический курс.

Дополнительная

  1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика [Электронный ресурс]: Учеб. пособие для студентов пед. вузов/Л. И. Аксенова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - 3. изд., испр. - Электрон. Текстовые дан. –М.: Academia, 2004. – 395 с. - Доступ с сайта электронно – библиотечной системы «Elibrary.ru». – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=19888979. – Загл. с экрана
  2. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 83-92.
  3. Алмазова О.В. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие [Текст] /Алмазова О.В. - Екате-ринбург, Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ, 2010. – 305 с.
  4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом. – М., 1989.
  5. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М., 2007.
  6. Вакуленко, Л. С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подгот. 050700 "Специальное (дефектологическое) образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / Л. С. Вакуленко. - М. : Форум [и др.], 2015. - 271, [1] с.
  7. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Уч.- метод. Пособие [Текст] / Под ред. Т.В. Волосовец. М.: В. Секачев, 2008.- 128 с.
  8. Дети снарушениями речи. Технологии воспитания и обучения : методическое пособие /под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М. : НИИ шк. технологий [и др.], 2008. - 190, [1].
  9. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с наруше-ниями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  10. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. – СПб., 2005. – 90 с.
  11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи : учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности "Логопедия" / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М. : Сфера, 2007. - 127 с. - Гриф УМО. - ISBN 5-88923-018-2 : 47-30.
  12. Лубовский В.И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения / В.И. Лубовский // Специальная психология. – 2008. – № 4. – С. 11-15.
  13. Малофеев Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская; // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 5. – С. 6-11.
  14. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н.М. Назарова // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 4. – С. 8-16.
  15. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2000.
  16. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с. – (Коррекционная педагогика).
  17. Шматко Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушением слуха в России // Инклюзивное обучение: проблемы и перспективы. – СПб. 1998.

Цифровые ресурсы

  1. Закон об образовании РФ (полный текст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zakonbase.ru.
  2. Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 Об утверждении СанПин 2.4.2.3282-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WWW.RG.RU/SUJET/3410/

Источники

  1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи [Текст] /Авт.-сост. Г.А. Чиркина. – М., 2010. - 272 с.

Учебно-методические материалы

  1. Богатая О. Читалочка: Методическое пособие по закреплению произносительных навыков и чтения у детей с нарушениями речи [Текст] /Богатая О.Ф. - Сургут: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития образования»», 2007. - 152 с.
  2. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Науч.-исслед. лаб. инновац. образоват. технологий ; [авт.-сост.: Богатая О. Ф., Рассказова Н. П.]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 140, [1] с
  3. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях. Методические рекомендации / Составители: О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова – Тюмень: Аксиома, 2013. – 92 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.surgpu.ru.