бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 15 ноября 2017 г. утверждено 8 июня 2018 г.
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано 22 декабря 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 6 февраля 2018 г.

Б1.Б.14 Эффективная работа в команде, 2 семестр

Б-7021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Ефимова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6) знание основ психологии общения знаниевый
знание правил ведения дискуссии знаниевый
владение критериями оценки эффективного делового общения ориентировочный
владение способами выбора наиболее эффективных средств решения коммуникативных задач ориентировочный
владение способами эффективного взаимодействия с ориентацией на членов команды ориентировочный
владение средствами выбора эффективных способов взаимодействия с участниками образовательного процесса ориентировочный
понимание значимости позитивных межличностных отношений с участниками образовательного процесса ориентировочный
понимание необходимости следования этическим ценностям, проявления толерантности, эмпатии в отношениях с участниками образовательного процесса ориентировочный
владение приемами активного слушания партнера операциональный
владение приемами ведения дискуcсии операциональный
владение способами установления благоприятных взаимоотношений в команде операциональный
опыт анализа характеристик команды, межличностного взаимодействия в ней и прогнозирования результатов деятельности опыт
опыт участия в дискуссиях опыт
Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7) знание основ конфликтологии знаниевый
владение критериями оценки эффективности стратегии поведения в конфликте ориентировочный
понимание значимости умения конструктивно разрешать конфликты при организации сотрудничества обучающихся ориентировочный
владение способами анализа конфликтной ситуации и поведения обучающихся в конфликте операциональный
владение способами выбора средств решения коммуникативных задач с учетом критериев их эффективности операциональный
владение средствами налаживания конструктивного общения при организации сотрудничества обучающихся операциональный
опыт моделирования стратегий поведения обучающихся в конфликтных ситуациях опыт
опыт применения приемов бесконфликтного общения опыт
Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5) знание основ психологии коллектива знаниевый
знание основ управления командой, организации работы в команде знаниевый
знание свойств и признаков команды знаниевый
владение критериями оценки эффективности своего вклада в результат деятельности команды ориентировочный
владение способами планирования своей деятельности с ориентацией на других членов команды ориентировочный
позитивное отношение к участию в работе команды ориентировочный
понимание значения необходимости подчинения нормам и правилам группы ориентировочный
владение приемами анализа распределения ролей в команде операциональный
владение приемами конструктивного и толерантного общения операциональный
владение способами выбора конструктивного поведения в конфликтах операциональный
опыт анализа рfспределения ролей в команде опыт
опыт испоьзования приемов конструктивного и толерантного общения опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться работать в команде и организовывать взаимодействие участников образовательного процесса

Задачи

  1. Научиться работать в команде
  2. Научиться организовывать взаимодействие участников образовательного процесса

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 6,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 13,0 ч. из 11,0 ч.
Часов в неделю 1,75 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Команда как условие эффективности работы группы Научиться работать в команде с учетом критериев ее эффективности Знать: основы психологии коллектива, психологии общения, конфликтологии; функции команды; свойства и признаки команды; возможности и ограничения команды; различие понятий «команда», «группа», «коллектив»; основные роли членов команды; этапы развития команды. Понимать: значимость позитивных межличностных отношений в коллективе; различия показателей деятельности команды: эффективности и результативности; значение необходимости подчинения нормам и правилам группы; процесс развития группы. Уметь: характеризовать проявление в поведении и деятельности людей эффектов группового взаимодействия; описывать структуру команды, командные процессы; выделять критерии эффективности командной работы; характеризовать команду как высший уровень развития группы; анализировать распределние ролей в команде. Владеть: способом описания командной деятельности в системе показателей эффективности и результативности; приемами анализа распределения ролей в команде; способом оценки эффективности командной работы; способом описания команды как высшего уровня развития группы.
  • Команда как высший уровень развития группы
  • Свойства и признаки команды
  • Роли в команде
  • Этапы развития команды
  • Эффективность работы команды
Модуль 2. Организация взаимодействия участников образовательного процесса как условие эффективной работы команды Научиться организовывать взаимодействие участников образовательного процесса Знать: основы управления командой, организации работы в команде; основы толерантного, бесконфликтного общения; приемы и средства конструктивного и бесконфликтного общения; структуру общения; правила ведения дискуссии и деловых переговорв; способы восприятия партнера: идентификация, эмпатия, рефлексия; стратегии поведения в конфликте. Понимать: влияние барьеров восприятия партнера на искажение информации о нем; условия использования аргументации; необходимость соблюдения правил дискуссии; целесообразность использования стратегий разрешения конфликта. Уметь: характеризовать общение и его структурные компоненты; выделять особенности организации эффективной коммуникации в команде; выделять критерии эффективной организации взаимодействия участников команды; выделять особенности восприятия и понимания партнеров в процессе общения; выделять критерии эффективности выборов способа разрешения конфликтов; осуществлять выбор эффективной схемы организации командного взаимодействия. Владеть: культуросообразным способом восприятия партнера по общению; опытом участия в групповой дискуссии; опытом анализа групповой дискуссии и конфликтного взаимодействия; способом описания структуры конфликта; приемами конструктивного и толерантного общения; способами выбора конструктивного поведения в конфликте; приемами активного слушания; приемами ведения дискуссии.
  • Основы психологии общения
  • Основы организации эффективной коммуникации в команде
  • Взаимодействие участников команды
  • Восприятие партнера и конгруэнтность в общении
  • Особенности конфликтного взаимодействия в команде
  • Способы разрешения конфликтов
  • Эффективные схемы организации командного взаимодействия

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Команда как высший уровень развития группы Лекция 2,0 1
2 Свойства и признаки команды Практическая работа 2,0 2
3 Роли в команде Практическая работа 2,0 3
4 Роли в команде Индивидуальная работа 2,0 3
5 Роли в команде Вариативное задание 2,0 3
6 Этапы развития команды Практическая работа 2,0 4
7 Эффективность работы команды Практическая работа 2,0 5
8 Эффективность работы команды Индивидуальная работа 2,0 5
9 Рубежный контроль 1. Команда как условие эффективности работы в группе Другое 2,0 6
10 Рубежный контроль 1. Команда как условие эффективности работы в группе Индивидуальная работа 2,0 6
11 Основы психологии общения Лекция 2,0 7
12 Основы организации эффективной коммуникации в команде Другое 2,0 8
13 Основы организации эффективной коммуникации в команде Индивидуальная работа 2,0 8
14 Основы организации эффективной коммуникации в команде Вариативное задание 1,0 8
15 Организация взаимодействия участников команды Практическая работа 2,0 9
16 Восприятие партнера и конгруэнтность в общении Практическая работа 2,0 10
17 Особенности конфликтного взаимодействия в команде Практическая работа 2,0 11
18 Способы разрешения конфликта Практическая работа 2,0 12
19 Способы разрешения конфликта Индивидуальная работа 2,0 12
20 Способы разрешения конфликта Вариативное задание 2,0 12
21 Эффективные схемы организации командного взаимодействия Практическая работа 2,0 13
22 Эффективные схемы организации командного взаимодействия Индивидуальная работа 1,0 13
23 Рубежный контроль 2. Организация взаимодействия участников образовательного процесса как условие эффективной работы команды Другое 2,0 14
24 Рубежный контроль 2. Организация взаимодействия участников образовательного процесса как условие эффективной работы команды Индивидуальная работа 2,0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Команда как высший уровень развития группы Лекция объяснить возможности и ограничения командной деятельности Воспроизведение
назвать функции команды Узнавание
дать определение понятия "команда" Узнавание
объяснить различия понятий «команда», «группа», «коллектив» Воспроизведение
описать команду как высший уровнень развития группы Воспроизведение
описать структуру команды Воспроизведение
назвать этапы развития группы Узнавание
2 Свойства и признаки команды Практическая работа описать свойства команды Воспроизведение
анализировать команду с учетом ее свойств Применение
объяснить признаки команды Воспроизведение
анализировать команду с учетом ее признаков Применение
3 Роли в команде Практическая работа дать определение понятия "командная роль" Узнавание
назвать виды командных ролей Узнавание
объяснить основные типологии командных ролей Воспроизведение
описать эффективные схемы взаимодействия командных ролей Воспроизведение
анализировать распределение ролей в команде Применение
4 Роли в команде Индивидуальная работа дать определение понятия "командная роль" Узнавание
назвать виды командных ролей Узнавание
объяснить основные типологии командных ролей Воспроизведение
описать эффективные схемы взаимодействия командных ролей Воспроизведение
анализировать распределение ролей в команде Применение
5 Роли в команде Вариативное задание дать определение понятия "командная роль" Узнавание
назвать виды командных ролей Узнавание
объяснить основные типологии командных ролей Воспроизведение
описать эффективные схемы взаимодействия командных ролей Воспроизведение
анализировать распределение ролей в команде Применение
6 Этапы развития команды Практическая работа назвать этапы развития команды Узнавание
объяснить задачи каждого этапа командообразования Воспроизведение
описать командные процессы Воспроизведение
охарактеризовать командные процессы, происходящие на каждом этапе ее равзития Воспроизведение
7 Эффективность работы команды Практическая работа выделить критерии эффективности командной работы Воспроизведение
описать командную деятельность в системе показателей эффективности и результативности Воспроизведение
оценить эффективность командной работы Применение
8 Эффективность работы команды Индивидуальная работа выделить критерии эффективности командной работы Воспроизведение
описать командную деятельность в системе показателей эффективности и результативности Воспроизведение
оценить эффективность командной работы Применение
9 Рубежный контроль 1. Команда как условие эффективности работы в группе Другое объяснить возможности и ограничения командной деятельности Воспроизведение
назвать функции команды Узнавание
дать определение понятия "команда" Узнавание
объяснить различия понятий «команда», «группа», «коллектив» Воспроизведение
описать команду как высший уровнень развития группы Воспроизведение
описать структуру команды Воспроизведение
назвать этапы развития группы Узнавание
описать свойства команды Воспроизведение
анализировать команду с учетом ее свойств Применение
объяснить признаки команды Воспроизведение
анализировать команду с учетом ее признаков Применение
дать определение понятия "командная роль" Узнавание
назвать виды командных ролей Узнавание
объяснить основные типологии командных ролей Воспроизведение
описать эффективные схемы взаимодействия командных ролей Воспроизведение
анализировать распределение ролей в команде Применение
назвать этапы развития команды Узнавание
объяснить задачи каждого этапа командообразования Воспроизведение
описать командные процессы Воспроизведение
охарактеризовать командные процессы, происходящие на каждом этапе ее равзития Воспроизведение
выделить критерии эффективности командной работы Воспроизведение
описать командную деятельность в системе показателей эффективности и результативности Воспроизведение
оценить эффективность командной работы Применение
10 Рубежный контроль 1. Команда как условие эффективности работы в группе Индивидуальная работа объяснить возможности и ограничения командной деятельности Воспроизведение
объяснить различия понятий «команда», «группа», «коллектив» Воспроизведение
описать команду как высший уровнень развития группы Воспроизведение
описать структуру команды Воспроизведение
описать свойства команды Воспроизведение
объяснить признаки команды Воспроизведение
объяснить основные типологии командных ролей Воспроизведение
описать эффективные схемы взаимодействия командных ролей Воспроизведение
анализировать распределение ролей в команде Применение
объяснить задачи каждого этапа командообразования Воспроизведение
описать командные процессы Воспроизведение
выделить критерии эффективности командной работы Воспроизведение
описать командную деятельность в системе показателей эффективности и результативности Воспроизведение
оценить эффективность командной работы Применение
11 Основы психологии общения Лекция дать определение понятия "общение" Узнавание
назвать функции общения Узнавание
назвать структурные компоненты общения Узнавание
описать коммуникативную сторону общения Воспроизведение
описать интерактивную сторону общения Воспроизведение
описать перцептивную сторону общения Воспроизведение
назвать виды и формы общения Узнавание
12 Основы организации эффективной коммуникации в команде Другое назвать методы аргументации Узнавание
объяснить условия использования аргументации Воспроизведение
демонстрировать приемы аргументации Применение
назвать правила ведения дискуссии Узнавание
объяснить необходимость соблюдения правил дискуссии Воспроизведение
демонстрировать приемы ведения групповой дискуссии Применение
анализировать групповую дискуссию Применение
применять в процессах коммуникации приемы активного слушания Применение
13 Основы организации эффективной коммуникации в команде Индивидуальная работа назвать методы аргументации Узнавание
объяснить условия использования аргументации Воспроизведение
демонстрировать приемы аргументации Применение
назвать правила ведения дискуссии Узнавание
объяснить необходимость соблюдения правил дискуссии Воспроизведение
демонстрировать приемы ведения групповой дискуссии Применение
анализировать групповую дискуссию Применение
применять в процессах коммуникации приемы активного слушания Применение
14 Основы организации эффективной коммуникации в команде Вариативное задание назвать методы аргументации Узнавание
объяснить условия использования аргументации Воспроизведение
демонстрировать приемы аргументации Применение
назвать правила ведения дискуссии Узнавание
объяснить необходимость соблюдения правил дискуссии Воспроизведение
демонстрировать приемы ведения групповой дискуссии Применение
анализировать групповую дискуссию Применение
применять в процессах коммуникации приемы активного слушания Применение
15 Организация взаимодействия участников команды Практическая работа назвать основные формы, способы и стратегии командного взаимодействия Узнавание
организовать взаимодействие участников команды Применение
16 Восприятие партнера и конгруэнтность в общении Практическая работа назвать эффекты восприятия партнера Узнавание
объяснить влияние барьеров восприятия партнера на искажение информации о нем Воспроизведение
демонстрировать применение культуросообразного способа восприятия партнера по общению Применение
распознавать барьеры восприятия Применение
17 Особенности конфликтного взаимодействия в команде Практическая работа дать определение понятия "конфликт" Узнавание
назвать признаки конфликта Узнавание
описать структуру конфликта Воспроизведение
назвать способы и приемы толерантного, бесконфликтного общения Узнавание
демонстрировать применение приемов и средств бесконфликтного общения Применение
назвать способы конфликтного взаимодействия Узнавание
18 Способы разрешения конфликта Практическая работа выделять критерии эффективности выборов способа разрешения конфликтов Применение
назвать стратегии поведения в конфликте Узнавание
демонстрировать способ выбора конструктивного поведения в конфликте Применение
19 Способы разрешения конфликта Индивидуальная работа выделять критерии эффективности выборов способа разрешения конфликтов Применение
назвать стратегии поведения в конфликте Узнавание
демонстрировать способ выбора конструктивного поведения в конфликте Применение
20 Способы разрешения конфликта Вариативное задание выделять критерии эффективности выборов способа разрешения конфликтов Применение
назвать стратегии поведения в конфликте Узнавание
21 Эффективные схемы организации командного взаимодействия Практическая работа назвать способы управления командой Узнавание
объяснить роль руководителя команды на каждом этапе ее развития Воспроизведение
иметь опыт выбора эффективного способа управления командой Применение
назвать принципы организации работы в команде Узнавание
выделить особенности организации эффективной коммуникации в команде Воспроизведение
выделить критерии эффективной организации взаимодействия участников команды Воспроизведение
демонстрировать способ выбора эффективной схемы организации командного взаимодействия Применение
22 Эффективные схемы организации командного взаимодействия Индивидуальная работа назвать способы управления командой Узнавание
объяснить роль руководителя команды на каждом этапе ее развития Воспроизведение
иметь опыт выбора эффективного способа управления командой Применение
назвать принципы организации работы в команде Узнавание
выделить особенности организации эффективной коммуникации в команде Воспроизведение
выделить критерии эффективной организации взаимодействия участников команды Воспроизведение
23 Рубежный контроль 2. Организация взаимодействия участников образовательного процесса как условие эффективной работы команды Другое дать определение понятия "общение" Узнавание
назвать функции общения Узнавание
назвать структурные компоненты общения Узнавание
описать коммуникативную сторону общения Воспроизведение
описать интерактивную сторону общения Воспроизведение
описать перцептивную сторону общения Воспроизведение
назвать виды и формы общения Узнавание
назвать методы аргументации Узнавание
объяснить условия использования аргументации Воспроизведение
демонстрировать приемы аргументации Применение
назвать правила ведения дискуссии Узнавание
объяснить необходимость соблюдения правил дискуссии Воспроизведение
демонстрировать приемы ведения групповой дискуссии Применение
анализировать групповую дискуссию Применение
применять в процессах коммуникации приемы активного слушания Применение
назвать основные формы, способы и стратегии командного взаимодействия Узнавание
организовать взаимодействие участников команды Применение
назвать эффекты восприятия партнера Узнавание
объяснить влияние барьеров восприятия партнера на искажение информации о нем Воспроизведение
демонстрировать применение культуросообразного способа восприятия партнера по общению Применение
распознавать барьеры восприятия Применение
дать определение понятия "конфликт" Узнавание
назвать признаки конфликта Узнавание
описать структуру конфликта Воспроизведение
назвать способы и приемы толерантного, бесконфликтного общения Узнавание
демонстрировать применение приемов и средств бесконфликтного общения Применение
назвать способы конфликтного взаимодействия Узнавание
выделять критерии эффективности выборов способа разрешения конфликтов Применение
назвать стратегии поведения в конфликте Узнавание
демонстрировать способ выбора конструктивного поведения в конфликте Применение
назвать способы управления командой Узнавание
объяснить роль руководителя команды на каждом этапе ее развития Воспроизведение
иметь опыт выбора эффективного способа управления командой Применение
назвать принципы организации работы в команде Узнавание
выделить особенности организации эффективной коммуникации в команде Воспроизведение
выделить критерии эффективной организации взаимодействия участников команды Воспроизведение
демонстрировать способ выбора эффективной схемы организации командного взаимодействия Применение
24 Рубежный контроль 2. Организация взаимодействия участников образовательного процесса как условие эффективной работы команды Индивидуальная работа описать коммуникативную сторону общения Воспроизведение
описать интерактивную сторону общения Воспроизведение
описать перцептивную сторону общения Воспроизведение
демонстрировать приемы аргументации Применение
демонстрировать приемы ведения групповой дискуссии Применение
анализировать групповую дискуссию Применение
применять в процессах коммуникации приемы активного слушания Применение
организовать взаимодействие участников команды Применение
демонстрировать применение культуросообразного способа восприятия партнера по общению Применение
распознавать барьеры восприятия Применение
описать структуру конфликта Воспроизведение
демонстрировать применение приемов и средств бесконфликтного общения Применение
демонстрировать способ выбора конструктивного поведения в конфликте Применение
иметь опыт выбора эффективного способа управления командой Применение
выделить критерии эффективной организации взаимодействия участников команды Воспроизведение
демонстрировать способ выбора эффективной схемы организации командного взаимодействия Применение

Литература

Основная

  1. Авдеев, В. В. Работа с командой: психологические возможности: для самостоят. работы над оптимизацией совмест. деятельности : [практикум для аспирантов, студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по специальностям "Экономика и управление на предприятии", "Менеджмент организации"] / В. В. Авдеев. - М. : ИНФРА-М [и др.], 2014. - 152 с
  2. Жуков, Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / Ю.М. Жуков, А.В. Журавлев, Е.Н. Павлова. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 320 с.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8870.html. - Загл. с экрана.
  3. Коноваленко, М. Ю. Теория коммуникации [Текст]: учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко ; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. – 415 с.
  4. Сидоренков, А. В. Социальная психология малых групп [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030301 "Психология" и направлению 030300 "Психология" / А. В. Сидоренков. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 380 c.

Дополнительная

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Г.М. Андреева; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Технология создания команды [Текст]: [пособие] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф. Фролов, Т. М. Грабенко. - СПб. : Речь, 2004. – 212 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд [Текст] /Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004. 304 с.
  4. Ильин, В. А. Психология лидерства : учеб. для бакалавриата и магистратуры, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по экон. направлениям и специальностям / В. А. Ильин. - М. : Юрайт, 2016. - 310, [2] с.
  5. Конфликтология [Текст]: учеб. для студентов вузов / [В. П. Ратников и др.] ; под ред. В. П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2007. – 511 с.
  6. Паркер, Г. (Parker, G. M.). Формирование команды = Team Building [Текст]: сб. упражнений для тренеров / Гленн Паркер, Ричард Кропп ; [пер. с англ. Н. Макарова]. - СПб. [и др.] : Питер, 2003. - 160 с.
  7. Практикум по социальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Департамент образования и науки ХМАО - Югры, Сургут. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Н.А. Воронова. - Сургут: РИО СурГПУ, 2006. – 110 с.
  8. Равикович, Н.Е. Тренинг командообразования. Цели, диагностические методики, игры [Текст] : [практ. пособие] / Н.Е. Равикович. - М.: Генезис, 2003. - 111 с.

Цифровые ресурсы

  1. Сартан, Г.Н. Тренинг командообразования. [Электронный ресурс]: [web-сайт]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/190651
  2. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения [Электронный ресурс]: / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с. Режим доступа: http://www.klex.ru/8gg

Источники

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». - Москва, 2013. - 238 с. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/, свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа.Б.1.Б.12 Эффективная работа в команде [Электронный ресурс]: Б-13 Нарпавление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, зачет / ГОУ ВПО "Сургут.пед.ун-т"; сост. К.Ю. Гринева. - Электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. - Режим доступа: http://wp.sergpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана
  2. Учебная программа.Б.1.Б.12 Эффективная работа в команде [Электронный ресурс]: Б-13 Нарпавление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, зачет / ГОУ ВПО "Сургут.пед.ун-т"; сост. К.Ю. Гринева. - Электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. - Режим доступа: http://wp.sergpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана