бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа*

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
В.Н. Бойко декан факультета

Б1.В.ОД.2 Система физической культуры , 1 семестр

М-07011, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Теория физической культуры и технология физического воспитания), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Г.М. Акушев ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готов к осуществлению педагогического проектирования образовательных программи индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8) Знание основных направлений в развитии современной педагогической и психологической науки знаниевый
Понимание значимости выстраивания собственной профессиональной деятельности в соответствии с определенной психолого – педагогической концепцией ориентировочный
Владение способами проектирования содержания и организации учебно – воспитательного процесса в рамках личностно - ориентированного подхода операциональный
Опыт организации и проведения занятий в рамках личностно - ориентированного подхода опыт
готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2) Знание современных проблем образования, науки, физической культуры и спорта, пути решения этих проблем в профессиональной практике знаниевый
Понимание значимости проблем и средств их решения ориентировочный
Владение средствами и методами решения проблем в образовании, сфере физической культуры и спорта операциональный
Опыт участия в общественных формированиях по выполнению решений, обозначенных проблем в области образования, физической культуры и спорта опыт
готовность к разработке и реализации, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4); - критерии инновационных процессов в физкультурном образовании; знаниевый
способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению современных систем физической культуры. операциональный
владеть способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подхо-дов к построению современных систем физической культуры. опыт
способен проектировать образовательные пространства, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7) Знание специфических задач физической рекреации знаниевый
Понимание важности использования физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановление функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин ориентировочный
Умение использовать средства физической рекреации при проведении массовых физкультурных мероприятий, владение правилами проведения физкультурно-рекреационных мероприятий во всех типах учебных заведений операциональный
Опыт организации и проведения оздоровительно-реабилитационных занятий в учебных заведениях опыт
способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4) - теоретические основы организации и развития современных систем физического воспитания; знаниевый
использовать теоретические и экспериментальные методы исследования различных направлений систем физической культуры; ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Формирование общих научно-методических основ профессионального мировоззрения будущего преподавателя физической культуры, умений самостоятельно в практической деятельности использовать разнообразные средства, методы и формы физического воспитания, примнять инновационные технологии в области физической екльтуры и спорта

Задачи

  1. 1. Формирование понятий современной системы физической культуры и ее мировоззренческих, программно-нормативных и организационных основ
  2. 2. Формирование умений дальнейшей разработки теории и технологии физического воспитания
  3. 3. Формирование умений применения современных средств, методов, технологий системы
  4. 4. Формирование у будущего специалиста способность анализировать информацию, относящуюся к научно-техническим основам профессиональной деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12,0 ч. (11,11%)
Контроль самостоятельной работы 3,0 ч.
Самостоятельная работа студента 96,0 ч. (88,89%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 3,0 ч. из 3,0 ч.
Часов в неделю 4,0 ч. (14,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1Формирование знаний о системе физического воспитания как социальной категории 1. Формирование понятий современной системы физической культуры и ее мировоззренческих, программно-нормативных и организационных основ Знать направления функционирования физического воспитания как социального явления. Уметь формулировать цель и задачи систем в различных общественно-экономических формациях. Понимать научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физического воспитания.
  • Понятие системы физического воспитания. Цель и задачи системы в демократическом обществе.Основы системы физического воспитания. Принципы системы физического воспитания
Модуль 2 Проблемы углубленного познания закономерностей процесса физического воспитания 2. Формирование умений дальнейшей разработки теории и технологии физического воспитания Знать главенствующие закономерности на которых основан процесс физического воспитания. Уметь руководствоваться основными принципами государственной политики в сфере физического воспитания. Знать проблемы разработки технологий обучения основным жизненно-важным двигательным действиям.проблематику углубленного познания закономерностей оптимизации процесса физического развития индивида, совершенствования на этой основе технологии воспитания физических качеств
  • Закономерности и принципы физической культуры и спорта. Двигательное умение и навык. Управление движением. Спортивная техника. Двигательные физические качества (Сила, быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности)
Модуль 3 Современное состояние средств и методов в технологии системы физического воспитания 3. Формирование умений применения современных средств, методов, технологий системы Знать проблематику разработки методологии и технологии прогнозирования моделирования и контроля процессов развертывания физкультурно-спортивной дееятельности и ее результатов. Разбираться в современной системе органов управления физической культурой и спортом в России. Знать классификации системы средств направленного воздействия в системе физического воспитания. Уметь пользоваться классификацией общепедагогических и специфических методов при организации обучения двигательных действий и воспитания физических качеств
  • Прогнозирование, моделирование и контрол. Государственные и общественные формы организации физической культуры и спорта. Традиционные и нетрадиционные физические упражнения.Тренажерные устройства. Строгорегламентированные методы физического воспитания.
Модуль 4 Проблемы современной системы физической культуры 4. Формирование у будущего специалиста способность анализировать информацию, относящуюся к научно-техническим основам профессиональной деятельности Знать общекультурные и специфические функции физической культуры и современного спорта. Понимать место физической культуры в рамках современных социальных систем физического воспитания. Разбираться в различных направления организации процесса физического воспитания: образования-воспитания; в системе повседневного быта; в системе лечебно-реабилитационных факторов и т.п.
  • Функции. Нравственное, идейно-политическое, этетическое и интеллектуальное воспитание. Профессиональный спорт. Современные проблемы физической культуры и спорта.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Цель и задачи современных систем физического воспитания Лекция 2,0 1
2 Цель и задачи современных систем физического воспитания Самостоятельное изучение 7,0 1
3 Основы и социальные принципы систем физического воспитания Самостоятельное изучение 7,0 1
4 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Лекция 2,0 1
5 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Конференция 2,0 1
6 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Самостоятельное изучение 8,0 1
7 Методика воспитания двигательных физических качеств Лекция 2,0 1
8 Методика воспитания двигательных физических качеств Самостоятельное изучение 10,0 1
9 Планирование и контроль в физическом воспитании Практическая работа 2,0 1
10 Планирование и контроль в физическом воспитании Самостоятельное изучение 8,0 1
11 Основное специфическое средство - физическое упражнение Самостоятельное изучение 10,0 1
12 Функции современной физической культуры и спорта Самостоятельное изучение 8,0 1
13 Формирование личности в процессе организации физического воспитания Самостоятельное изучение 8,0 1
14 Негативное влияние спортивой деятельности Самостоятельное изучение 4,0 1
15 Проблемы современного спорта Самостоятельное изучение 8,0 1
16 История возникновения систем физического воспитания Самостоятельное изучение 6,0 1
17 Цель и задачи современных систем физического воспитания Индивидуальная работа 1,0 1
18 Основы и социальные принципы систем физического воспитания Индивидуальная работа 1,0 1
19 Методика воспитания двигательных физических качеств Индивидуальная работа 1,0 1
20 Основное специфическое средство - физическое упражнение Практическая работа 1,0 1
21 Основы и социальные принципы систем физического воспитания Коллоквиум 1,0 2

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Цель и задачи современных систем физического воспитания Лекция Уметь выделять цель и задачи различных систем ФВ Узнавание
Воспроизводить содержание этапов ТиМФК Воспроизведение
2 Цель и задачи современных систем физического воспитания Самостоятельное изучение Уметь выделять цель и задачи различных систем ФВ Узнавание
Воспроизводить содержание этапов ТиМФК Воспроизведение
3 Основы и социальные принципы систем физического воспитания Самостоятельное изучение Сравнивать основы и принципы систем Воспроизведение
Объяснять воздействие принципов ФВ Применение
4 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Лекция Объяснять воздействие принципов ФВ Применение
5 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Конференция Уметь подбирать средства и методы при обучении ДД Применение
Различать семь уровней управления движением Применение
6 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Самостоятельное изучение Объяснять воздействие принципов ФВ Применение
Уметь подбирать средства и методы при обучении ДД Применение
Различать семь уровней управления движением Применение
7 Методика воспитания двигательных физических качеств Лекция разбираться в технологиях развития ФК Применение
8 Методика воспитания двигательных физических качеств Самостоятельное изучение разбираться в технологиях развития ФК Применение
9 Планирование и контроль в физическом воспитании Практическая работа Различать формы и типы планов в ФВ Воспроизведение
10 Планирование и контроль в физическом воспитании Самостоятельное изучение Различать формы и типы планов в ФВ Воспроизведение
11 Основное специфическое средство - физическое упражнение Самостоятельное изучение Применять различные классификации в физ.практике Узнавание
12 Функции современной физической культуры и спорта Самостоятельное изучение Различать уровни управления физкультурой и спортом Узнавание
Различать социальные и спец. функции Узнавание
13 Формирование личности в процессе организации физического воспитания Самостоятельное изучение Уметь подбирать средства и методы ФК в воспитании личности Применение
14 Негативное влияние спортивой деятельности Самостоятельное изучение Уметь выделять положит. и отриц. стороны проф.спорта Воспроизведение
15 Проблемы современного спорта Самостоятельное изучение Результаты не указаны
16 История возникновения систем физического воспитания Самостоятельное изучение Воспроизводить содержание этапов ТиМФК Воспроизведение
Различать социальные и спец. функции Узнавание
Выделятьхарактерные черты современного физ.движения Воспроизведение
17 Цель и задачи современных систем физического воспитания Индивидуальная работа Воспроизводить содержание этапов ТиМФК Воспроизведение
18 Основы и социальные принципы систем физического воспитания Индивидуальная работа Сравнивать основы и принципы систем Воспроизведение
19 Методика воспитания двигательных физических качеств Индивидуальная работа разбираться в технологиях развития ФК Применение
20 Основное специфическое средство - физическое упражнение Практическая работа Применять различные классификации в физ.практике Узнавание
21 Основы и социальные принципы систем физического воспитания Коллоквиум Сравнивать основы и принципы систем Воспроизведение
Объяснять воздействие принципов ФВ Применение

Литература

Основная

  1. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2012. - 409, [2] c. Холодов, Ж. К.
  2. Никитушкин, В. Г.Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта : учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 034300 – Физическая культура / В. Г. Никутушкин. - М. : Советский спорт, 2013. - 279, [1] с
  3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2016. - 494, [2] с.

Дополнительная

  1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М,: Физкультура и спорт,1991.-288 с.
  2. Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры – магистральный путь ее теории //Теория и практика физической культуры – 1996, №5
  3. Единая всероссийская спортивная классификация.- М.: Физическая культура и спорт, 2003.- Часть 1-3.- 136 с.
  4. Кокоулина О.П. Основы теории и методики физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кокоулина О.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11049.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие осн2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб.для ин-тов физ.культуры.-М.: Физкультура и спорт, 1991.-543 с.овы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб.для ин-тов физ.культуры.-М.: Физкультура и спорт, 1991.-543 с.
  6. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. - СПб., 1998. - 217 с.
  7. Платонов, В. Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм. Отечественный и зарубежный опыт. История и современность : [науч.-попул. изд.] / В. Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2010.
  8. Профессиональный спорт / Под ред. С.И. Гуськова, В.Н. Платонова - Киев, «Олимпийская литература», 2000.- 385 с.
  9. Семенов Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие /Л.А. Семенов -М.: Советский спорт, 2011.-200с.
  10. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред.проф.Ю.Ф.Курамшина.-3-е изд., стереотип.-М.: Советский спорт, 2007.-464 с.

Цифровые ресурсы

  1. Высшее образование в России: Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ. http://www.vovr.ru
  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
  3. .Научная электронная библиотека. - http://elibrary.ru
  4. Научный портал "ТЕОРИЯ.РУ". - http://teoriya.ru
  5. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru

Источники

  1. http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2001n4/p2-8.htmКонцепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
  2. http://www.oprf.ru/ru/about/structure/structurenews/newsitem/14089?PHPSESSID=59emdisva9eo8bpa4lqkpodm65 Федеральный закон РФ о развитии физическрй культуры и спорта
  3. Распоряжение ПравительстваРоссийской Федерации"Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года"

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа.М2.В.ОД.1 Система физической культуры. [Электронный ресурс] НаправлениеМ-5011, 44.04.01, 0 "педагогическое образование" профиль "Физкультурное образование"/, экзамен ГОУ ВПО "Сургутский гос. пед. университет" сост.Г.М. Акушев Электр. дан.-Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана
  2. Учебная программа.М2.В.ОД.1 Система физической культуры. [Электронный ресурс] НаправлениеМ-5011, 44.04.01, 0 "педагогическое образование" профиль "Физкультурное образование"/, экзамен ГОУ ВПО "Сургутский гос. пед. университет" сост.Г.М. Акушев Электр. дан.-Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана