бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа*

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
В.Н. Бойко декан факультета

Б1.В.ОД.6 Теория и методика физической культуры, 3 семестр

Б-06011, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Г.М. Акушев ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Владение психолого-пеждагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качест обучающихся (ПК-15) Знание классификации физических способностей, основных закономерностей и принципов их развития. Знание современных тенденции в теории и методике развития силовых, скоростных и координационных способностей, выносливости, гибкости, формировании осанки и совершенствовании свойств телосложения. знаниевый
. Понимание значимости учёта медико-биологических, возрастно-половых, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических особенностей при организации физического воспитания с различным контингентом занимающихся ориентировочный
Умение подбирать методы и средства для решения частных задач физического воспитания операциональный
Опыт использования специфических методов и средств для решения частных задач физического воспитания опыт
Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) Знание специфических особенностей профессионально-прикладных задач в учебных заведениях профессионального образования знаниевый
Понимание значимости формирования профессионально-прикладных умений на занятиях по физической культуре ориентировочный
Умение варьировать средства, методы, методические приемы, условия организации, с учетом требований образовательных стандартов операциональный
Планировать и реализовывать различные урочные и внеурочные формы занятий с обучающимися различного уровня подготовленности опыт
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) ▪ Знание источников получения информации о новациях в выбранной сфере профессиональной деятельности знаниевый
▪ Владение критериями оценки качества анализа новшеств и опыта профессиональной деятельности ориентировочный
▪ Владение методами изучения и оценки новаций в сфере профессиональной деятельности операциональный
▪ Опыт поиска, изучения и оценки новаций в сфере профессиональной деятельности опыт
Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3) Знание форм, методов и принципов нравственного воспитания обучающихся знаниевый
Понимание значимости физического воспитания в формировании духовного развития личности ориентировочный
Опыт проведения учебных и внеучебных форм занятий, формируемых положительные черты духовного воспитания опыт

Цели изучения дисциплины

Подготовка студентов к разносторонней профессиональной деятельности по специальности, в основе которой лежат формирование системных знаний, умений и навыков в области теории и методики физической культуры, развитие способностей к самообразованию, а также проведению исследовательской деятельности и стимулирование к развитию творческих способностей.

Задачи

  1. Обеспечить усвоение системы интегративных знаний, способствующих формированию физической культуры личности;
  2. Овладеть профессионально-педагогическими умениями, значимыми для творческой физкультурно-спортивной деятельности педагога по физической культуре;
  3. Научить трансформировать знания достижений науки, техники, теории и практики физической культуры в систему знаний, доступных школьникам;
  4. Сформировать интерес к проблемам физической культуры и умение находить нестандартные подходы и продуктивные решения, направленные на развитие личности обучаемых.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12,0 ч. (11,11%)
Контроль самостоятельной работы 2,0 ч.
Самостоятельная работа студента 96,0 ч. (88,89%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 1,0 ч. из 0,0 ч.
Часов в неделю 4,0 ч. (14,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1Введение в теорию и методику физической культуры сформировать у студентов широкое профессиональное мировоззрение и интерес к проблемам физической культуры, стремление к всестороннему анализу и творческому усвоению изучаемого материала; Знать основные понятия теории физической культуры. Воспринимать физическую культуру как целостное социальное явление Знать функции физической культуры
  • Характеристика основных понятий ТиМФВ
  • Основы, цель и задачи демократических систем физического воспитания
  • Функции физической культуры
Модуль 2 Дидактические основы физического воспитаниия Сформировать знания, умения и навыки о дидактических основах формирования физической культуры личности Научить пользоваться выбором соответствующих средств и методов физического воспитания для обучения двигательным действиям и развития физических качеств на основе требований принципов, регламентирующих процесс физического воспитания
  • Средства формирования физической культуры личности
  • Методические принципы занятий физическими упражнениями
  • Методы формирования физической культуры личности
  • Основы обучения двигательным действиям
  • Развитие физических способностей
Модуль 3 Воспитание личностных качеств, занимающихся физическими упражнениями Установить связь физического воспитания с другими направлениями формирования социально активной личности Разбтраться в задачах, содержании и путях формирования интеллектуального, трудового, нравственного и эстетического направления развития личности средствами физического воспитания
  • Роль физической культуры в формировании личностных качеств. Единство и взаимосвязь между сторонами воспитания.
Формы построения занятий в физическом воспитании Познакомить с содержанием и структурой используемых в процессе физического воспитания различных форм организации занятий Знать классификацию, общую характеристику, содержание и структуру форм физического воспитания.
  • Общая характеристика форм построения занятий. Классификация занятий урочного типа. Содержание занятий урочного типа
  • Построение занятий урочного типа.
  • Общая характеристика занятий неурочного типа.
Планирование контроль и учет в физическом воспитании Познакомить с основными видами планирования, контроля т учета в процессе физического воспитания Иметь представление о процессе планирования, его видах и содержании. Знать содержание основных этапах контроля и учета.
  • Понятие о планировании, его виды, содержание.
  • Общая характеристика основных документов планирования (учебный план, учебная программа, общегодовой план по физической культуре, план-график учебного процесса, тематический план, расписание занятий, планы-конспекты занятий)
  • Виды, содержание и основные методы контроля.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия в ТиМФК Индивидуальная работа 1,0 1
2 Основные понятия в ТиМФК Самостоятельное изучение 6,0 1
3 ТиМФК - учебная и научная дисциплина Самостоятельное изучение 7,0 1
4 Функции и формы физической культуры в обществе Самостоятельное изучение 6,0 1
5 Средства физического воспитания Самостоятельное изучение 10,0 1
6 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты выполнения физических упражнений Самостоятельное изучение 8,0 1
7 Основные стороны и методические принципы физического воспитания Самостоятельное изучение 8,0 1
8 Методы физического воспитания Самостоятельное изучение 8,0 1
9 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Самостоятельное изучение 10,0 1
10 Особенности процесса формирования личности в аспекте его взаимодействия с физическим воспитанием Самостоятельное изучение 6,0 1
11 Формы построения занятий в физическом воспитании Самостоятельное изучение 6,0 1
12 Планирование и контроль в физическом воспитании Самостоятельное изучение 10,0 1
13 Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре Лекция 2,0 2
14 Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре Самостоятельное изучение 10,0 2
15 Средства физического воспитания Лекция 2,0 4
16 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты выполнения физических упражнений Контрольная работа (< 1 часа) 1,0 6
17 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Лекция 2,0 9
18 Основы теории и методики воспитания физических качеств Лекция 4,0 12
19 Основы теории и методики воспитания физических качеств Контрольная работа (< 1 часа) 1,0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия в ТиМФК Индивидуальная работа Владеть основными понятиями ТиМФК Узнавание Тема №1
2 Основные понятия в ТиМФК Самостоятельное изучение Владеть основными понятиями ТиМФК Узнавание Тема №1
3 ТиМФК - учебная и научная дисциплина Самостоятельное изучение Знать структуру и содержание предмета, этапы формирования науки Узнавание Тема №1
4 Функции и формы физической культуры в обществе Самостоятельное изучение Знать содержание функций ФК Узнавание Тема №2
Разбираться в разнообразии форм ФК, знать основные стороны и задачи основных форм Узнавание Тема №2
5 Средства физического воспитания Самостоятельное изучение Знать классификацию средств, сущность структуры техники ФУ, ее характеристик. Разбираться в понятиях содержания и формы ФУ Воспроизведение Тема №4
6 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты выполнения физических упражнений Самостоятельное изучение Знать параметры нагрузки (объем, интенсивность, отдых). Иметь представление о влиянии нагрузки на организм человека Воспроизведение Тема №4
7 Основные стороны и методические принципы физического воспитания Самостоятельное изучение Знать группы принципов. Знать требования методических принципов в процессе обучения Узнавание Тема №6
8 Методы физического воспитания Самостоятельное изучение Владеть основными понятиями темы, знать основные группы и подгруппы классификации методов Узнавание Тема №5
Уметь выбирать соответствующие методы при решении различных задач ФВ Применение Тема №5
9 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Самостоятельное изучение Знать уровни формирования ДД, разюираться в содержании фаз в ЦНС при формировании ДДС Воспроизведение Тема №7
Знать цель, задачи и подзадачи трех этапов формирования двигательного действия Воспроизведение Тема №7
10 Особенности процесса формирования личности в аспекте его взаимодействия с физическим воспитанием Самостоятельное изучение Знать примеры из практики ФВ, влияющие на формирование всестороннего развития личности Узнавание Тема №3
Знать проблемы и методы воспитания личности, личностные качества преподавателя ФВ. Узнавание Тема №3
Знать задачи и средства формирования сторон гармонической личности Узнавание Тема №3
11 Формы построения занятий в физическом воспитании Самостоятельное изучение Результаты не указаны
12 Планирование и контроль в физическом воспитании Самостоятельное изучение Результаты не указаны
13 Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре Лекция Разбираться в сущности систем физического воспитания. Знать содержание ее основ, принципов работы. Разбираться в цели и направлении задач системы физического воспитания РФ Воспроизведение Тема № 2
14 Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре Самостоятельное изучение Разбираться в сущности систем физического воспитания. Знать содержание ее основ, принципов работы. Разбираться в цели и направлении задач системы физического воспитания РФ Воспроизведение Тема № 2
15 Средства физического воспитания Лекция Знать классификацию средств, сущность структуры техники ФУ, ее характеристик. Разбираться в понятиях содержания и формы ФУ Воспроизведение Тема №4
16 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты выполнения физических упражнений Контрольная работа (< 1 часа) Знать параметры нагрузки (объем, интенсивность, отдых). Иметь представление о влиянии нагрузки на организм человека Воспроизведение Тема №4
17 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Лекция Знать уровни формирования ДД, разюираться в содержании фаз в ЦНС при формировании ДДС Воспроизведение Тема №7
18 Основы теории и методики воспитания физических качеств Лекция Знать понятия темы и закономерности процесс воспитания качеств Узнавание Тема №8
Знать разновидностисиловых способностей, средства и методы их развития Воспроизведение Тема №8
19 Основы теории и методики воспитания физических качеств Контрольная работа (< 1 часа) Знать понятия темы и закономерности процесс воспитания качеств Узнавание Тема №8
Знать разновидностисиловых способностей, средства и методы их развития Воспроизведение Тема №8
Знать аэробные и анаэробные режимы нагрузок, средства и методы воспитания качества Воспроизведение Тема №10
Разбираться в основных составляющих качеств. Знать средства и методы развития ловкости и гибкости Узнавание

Литература

Основная

  1. Кадыров Р.М., Маризинина Д.И. Теория и методика физической культуры.учебное пособие., М.: КноРус,2016., 132 с.
  2. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко, -2-е изд, испр. и доп. -М.: Физическая культура, 2009.-496 с.
  3. Семенов, Л.А.Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта [Текст] :учеб. пособие/ Л.А.Семенов.-М.: Советский спорт, 2011.-200 с. : ил.
  4. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред.проф.Ю.Ф.Курамшина.-3-е изд.,стереотип.-М.:Советский спорт,2007.-464 с.

Дополнительная

  1. Синявский, Н.И., Акушев Г.М., Власов В.В., Н.Н.Безноско Урок физической культуры в школе : учебно-методическое пособие. Специальность 050 720 Физическая культура.-Сургут:РИО СурГПУ, 2010.-174 с.
  2. Теория и методика физического воспитания: Учеб.для студентов фак.физ.культуры пед.ин-тов /Б.А.Ашмарин, Ю.А.Виноградов, З.Н.Вяткина и лр. /Под ред Б.А.Ашмарина.-М.:Просвещение,1990.-287 с.
  3. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов высших учебных заведений физического воспитания и спорта /Под ред.профессора Т.Ю.Круцевич.-в 2-х томах.-Киев.:Олимпийская литература,2003.-391 с.
  4. Теория и методика физической культуры: Учебно-методический комплекс:- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011.-133 с.
  5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. [Текст]- М.: Академия, 2007.
  6. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы [Текст]: учебное пособие.-М.:Советский спорт, 2005.-272 с.

Цифровые ресурсы

  1. http: //lib.sportedu.ru/press/tptk – журнал «Теория и практика физической культуры».
  2. http: lib.sportedu.ru – сайт Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту
  3. http: //www.infosport.ru – сайт Отраслевого информационного портала.
  4. http: //www.rossport.ru – сайд Федерального агенства по физической культуре и спорту.
  5. http: //www.rubrikon.com – информационно-энциклопедический проект.

Источники

  1. http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2001n4/p2-8.htmКонцепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
  2. http://www.oprf.ru/ru/about/structure/structurenews/newsitem/14089?PHPSESSID=59emdisva9eo8bpa4lqkpodm65 Федеральный закон РФ о развитии физическрй культуры и спорта
  3. Распоряжение ПравительстваРоссийской Федерации"Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года"

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа В.3.1. Теория и методика физической культуры.[Электронный ресурс] Направление 050100 "педагогическое образование" профиль "Физкультурное образование"/, зачет ГОУ ВПО "Сургутский гос.пед.университет" сост.Г.М.Акушев Электр.дан.-Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана
  2. Синявский Н.И., Акушев Г.М., Фурсов А.В., Садыков Р.И. Внеурочная деятельность по предмету "физическая культура" в у словиях реализации ФГОС: учеб.-метод. пособие /Синявский Н.И. и др.; бюджет. учреждение высш. образования ХМАО-Югры "Сургут. гос. пед. ун-т".-Сургут: РИО СурГПУ, 2016. - 123, [1] с.
  3. Учебная программа В.3.1. Теория и методика физической культуры.[Электронный ресурс] Направление 050100 "Педагогическое образование" профиль "Физкультурное образование"/, зачет ГОУ ВПО "Сургутский гос.пед.университет" сост.Г.М.Акушев Электр.дан.-Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экранаhttp://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана