бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 14 ноября 2017 г. утверждено 5 февраля 2018 г.
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано 15 ноября 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 19 января 2018 г.

Б1.В.ДВ.3 Компетентностный подход в образовании, 6 семестр

А-6111, 44.06.01, Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
владением методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1) Знание принципов проектирования ГОС ВО в компетентностном формате знаниевый
Владение методами педагогического исследования. Понимание места и роли компетентностного подхода место в системе современных подходов к проблемам образования. ориентировочный
Умение осуществлять обоснованный выбор методов реализации копетентностного подхода в обучении в соответствии с решаемой профессиональной задачей операциональный
готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8) Знание контекстов компетентностного подхода: Болонское соглашение, запросы рынка труда, результаты международного исследования качества образования, основные направления Российской образовательной политики, введение стандартов третьего поколения. Знание требований к: образовательным результатам;. этапам и содержанию образовательной деятельности; типам компетенций и образовательным формам знаниевый
Умение выделять критерии для анализа опыта внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс ОО. Умение проводить анализ эффективности использования компетентностного подхода в образовательный процесс ОО. Умение выделить специфику образовательных техологий в компетентностном подходе. Умение обосновывать выбор педагогических технологий при реализации компетентностного подхода в соответствии с решаемой профессиональной задачей. Умеет поставить и конкретизировать цели и содержание учебного курса в логике компетентностного подхода. Выдение требованиями к качеству подготовки выпускников вуза в контексте компетентностного подхода. Умение составлять компетентностно-ориентированные задачи. Умение оценивать уровень сформированности ключевых компетенций у студентов на основе использования элементов квалиметрического анализа. Владение навыками анализа и оценки изменений в содержании учебных курсов в логике компетентностного подхода и системы оценивания в компетентностном подходе. операциональный
Имеет опыт проектирования учебного курса в контексте компетентностного подхода опыт

Цели изучения дисциплины

формирование у аспирантов умения проектировать образовательный процесс в вузе с учетом реализации компетентностного подхода

Задачи

  1. Формирование знаний о сущности и роли компетентностного подхода в решении проблем современного образования.
  2. Формирование умения проектировать учебный процесс в вузе на основе компетентностного подхода

Числовые характеристики

Трудоемкость 36 ч.
Аудиторная работа 12,0 ч. (33,33%)
Контроль самостоятельной работы 8,0 ч.
Самостоятельная работа студента 24,0 ч. (66,67%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 2,0 ч. из 0,5 ч.
Часов в неделю 1,5 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы компетентностного подхода в решении проблем современного образования Формирование знаний о сущности и роли компетентностного подхода в решении проблем современного образования. Знание о роли компетентностного подхода в решении проблем современного образования
  • История компетентностного подхода: европейский опыт и российские традиции
  • Общие принципы проектирования ГОС ВО нового поколения в компетентностном формате
Модуль 2. Практические основы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании Формирование умения проектировать учебный процесс в вузе на основе компетентностного подхода Умение формулировать цели, планировать результаты освоения учебных дисциплин ООП в логике компетентностного подхода.
  • Изучение опыта внедрения компетентностного подхода в образовательных организациях
  • Образовательная деятельность в компетентностном подходе
  • Анализ и оценка учебных занятий с использованием технологий компетентностного образования
  • Проектирование учебного курса в компетентностном подходе
  • Оценка уровня сформированности ключевых компетенций у студентов на основе использования элементов квалиметрического анализа

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 История компетентностного подхода: европейский опыт и российские традиции Практическая работа 2,0 2
2 Общие принципы проектирования ГОС ВО нового поколения в компетентностном формате Другое 2,0 3
3 Выбор образовательных технологий для решения образовательных задач Практическая работа 2,0 4
4 Изучение опыта внедрения компетентностного подхода в образовательных организациях Лекция 2,0 6
5 Анализ и оценка учебных занятий с использованием технологий компетентностного образования Минизачет 2,0 7
6 Оценка уровня сформированности ключевых компетенций у студентов на основе использования элементов квалиметрического анализа Другое 2,0 8
7 Рубежный контроль Другое 2,0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 История компетентностного подхода: европейский опыт и российские традиции Практическая работа Объясняет контексты компетентностного подхода: Болонское соглашение, запросы рынка труда, результаты международного исследования качества образования, основные направления Российской образовательной политики, введение стандартов третьего поколения. Воспроизведение
Выделяет место и роль компетентностного подхода с системе современных подходов к проблемам образования Применение
2 Общие принципы проектирования ГОС ВО нового поколения в компетентностном формате Другое Объясняет принципы проектирования ГОС ВО в компетентностном формате Воспроизведение
Осуществляет обоснованный выбор методов реализации копетентностного подхода в обучении в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
3 Выбор образовательных технологий для решения образовательных задач Практическая работа Осуществляет обоснованный выбор методов реализации копетентностного подхода в обучении в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Умеет обосновывать выбор педагогических технологий при реализации компетентностного подхода в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
4 Изучение опыта внедрения компетентностного подхода в образовательных организациях Лекция Объясняет контексты компетентностного подхода: Болонское соглашение, запросы рынка труда, результаты международного исследования качества образования, основные направления Российской образовательной политики, введение стандартов третьего поколения. Воспроизведение
Выделяет место и роль компетентностного подхода с системе современных подходов к проблемам образования Применение
5 Анализ и оценка учебных занятий с использованием технологий компетентностного образования Минизачет Выделяет критерии для анализа опыта внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс ОО Применение
Проводит анализ эффективности использования компетентностного подхода в образовательный процесс ОО Применение
6 Оценка уровня сформированности ключевых компетенций у студентов на основе использования элементов квалиметрического анализа Другое Составляет компетентностно-ориентированные задачи Творчество
Выделяет требования к качеству подготовки выпускников вуза в контексте компетентностного подхода. Применение
Оценивает уровень сформированности ключевых компетенций у студентов на основе использования элементов квалиметрического анализа Применение
7 Рубежный контроль Другое Формулирует цели, задачи и содержание учебного курса в логике компетентностного подхода Творчество
Проектирует учебный курс в компетентностном подходе Применение

Литература

Основная

  1. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции [Электронный ресурс] / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. —М. : Логос, 2017. — 335 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66413.html по паролю
  2. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.Т. Громкова. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 446 с. - Библиогр.: с. 403-404. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717 –Загл. с экрана
  3. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Электронный ресурс]: монография / под ред. А.А. Орлова, В.В. Грачева. - 2-е изд., стер. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 378 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231584 –Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителям. - М.: Детство-Пресс, 2013.
  2. Ефремова, Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: Учеб. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества обучения подготовки специалистов, 2010.- 216с.
  3. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения [Текст] / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 352 с.
  4. Сальникова О. А. Компетентностный подход к обучению в современной школе // Проблемы современного образования. 2013. №1 С.182-187.

Цифровые ресурсы

  1. Васильев В. Н., Лисицин Л. С. Планирование и оценивание ожидаемых результатов освоения компетенций ФГОС ВПО // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2013. №2 (84). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/planirovanie-i-otsenivanie-ozhidaemyh-rezultatov-osvoeniya-kompetentsiy-fgos-vpo
  2. Комарова А. В. Понятия «компетентность» и «компетенция» как смыслообразующие единицы компетентностного подхода // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №123. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-kompetentnost-i-kompetentsiya-kak-smysloobrazuyuschie-edinitsy-kompetentnostnogo-podhoda
  3. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования / Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш., Будько М.Б., Будько М.Ю., Вознесенская А.О., Забодалова Л.А., Надточий Л.А., Орлова О.Ю. – СПб: НИУ ИТМО, 2014. – 98 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/483/80483
  4. Кон Е. Л., Фрейман В. И., Южаков А. А. Разработка и исследование подходов к управлению, контролю и оцениванию качества реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2015. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-issledovanie-podhodov-k-upravleniyu-kontrolyu-i-otsenivaniyu-kachestva-realizatsii-kompetentnostno-orientirovannyh
  5. Мальчик А.Г. Оценка компетенций студентов согласно требованиям ФГОС: инновационные и традиционные формы // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kompetentsiy-studentov-soglasno-trebovaniyam-fgos-innovatsionnye-i-traditsionnye-formy
  6. Рубцов В.В. Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psy.su/feed/2614/
  7. Сидорова И. В., Желонкина Е. А. Разработка оценочных средств, определяющих уровень сформированности компетенций у обучающихся в ходе текущей и промежуточной аттестации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. №1 (64). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-otsenochnyh-sredstv-opredelyayuschih-uroven-sformirovannosti-kompetentsiy-u-obuchayuschihsya-v-hode-tekuschey-i

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
  2. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. , г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
  3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №. 273-ФЗ

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ДВ.3 Компетентностный подход в образовании, 6 семестр. [Электронный ресурс]: 44.06.01, Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия [Электронный ресурс]: А- / БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.