бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Nov. 14, 2017 утверждено Feb. 5, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Nov. 15, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 19, 2018

Б1.В.ДВ.3 Компетентностный подход в образовании, 6 семестр

А-6111, 44.06.01, Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
владением методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1) Знание принципов проектирования ГОС ВО в компетентностном формате знаниевый
Владение методами педагогического исследования. Понимание места и роли компетентностного подхода место в системе современных подходов к проблемам образования. ориентировочный
Умение осуществлять обоснованный выбор методов реализации копетентностного подхода в обучении в соответствии с решаемой профессиональной задачей операциональный
готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8) Знание контекстов компетентностного подхода: Болонское соглашение, запросы рынка труда, результаты международного исследования качества образования, основные направления Российской образовательной политики, введение стандартов третьего поколения. Знание требований к: образовательным результатам;. этапам и содержанию образовательной деятельности; типам компетенций и образовательным формам знаниевый
Умение выделять критерии для анализа опыта внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс ОО. Умение проводить анализ эффективности использования компетентностного подхода в образовательный процесс ОО. Умение выделить специфику образовательных техологий в компетентностном подходе. Умение обосновывать выбор педагогических технологий при реализации компетентностного подхода в соответствии с решаемой профессиональной задачей. Умеет поставить и конкретизировать цели и содержание учебного курса в логике компетентностного подхода. Выдение требованиями к качеству подготовки выпускников вуза в контексте компетентностного подхода. Умение составлять компетентностно-ориентированные задачи. Умение оценивать уровень сформированности ключевых компетенций у студентов на основе использования элементов квалиметрического анализа. Владение навыками анализа и оценки изменений в содержании учебных курсов в логике компетентностного подхода и системы оценивания в компетентностном подходе. операциональный
Имеет опыт проектирования учебного курса в контексте компетентностного подхода опыт

Цели изучения дисциплины

формирование у аспирантов умения проектировать образовательный процесс в вузе с учетом реализации компетентностного подхода

Задачи

  1. Формирование знаний о сущности и роли компетентностного подхода в решении проблем современного образования.
  2. Формирование умения проектировать учебный процесс в вузе на основе компетентностного подхода

Числовые характеристики

Трудоемкость 36 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 2.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 24.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 2.0 ч. из 0.5 ч.
Часов в неделю 1.5 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы компетентностного подхода в решении проблем современного образования Формирование знаний о сущности и роли компетентностного подхода в решении проблем современного образования. Знание о роли компетентностного подхода в решении проблем современного образования
  • История компетентностного подхода: европейский опыт и российские традиции
  • Общие принципы проектирования ГОС ВО нового поколения в компетентностном формате
Модуль 2. Практические основы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании Формирование умения проектировать учебный процесс в вузе на основе компетентностного подхода Умение формулировать цели, планировать результаты освоения учебных дисциплин ООП в логике компетентностного подхода.
  • Изучение опыта внедрения компетентностного подхода в образовательных организациях
  • Образовательная деятельность в компетентностном подходе
  • Анализ и оценка учебных занятий с использованием технологий компетентностного образования
  • Проектирование учебного курса в компетентностном подходе
  • Оценка уровня сформированности ключевых компетенций у студентов на основе использования элементов квалиметрического анализа

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 История компетентностного подхода: европейский опыт и российские традиции Практическая работа 2.0 2
2 Общие принципы проектирования ГОС ВО нового поколения в компетентностном формате Другое 2.0 3
3 Выбор образовательных технологий для решения образовательных задач Практическая работа 2.0 4
4 Изучение опыта внедрения компетентностного подхода в образовательных организациях Лекция 2.0 6
5 Анализ и оценка учебных занятий с использованием технологий компетентностного образования Минизачет 2.0 7
6 Оценка уровня сформированности ключевых компетенций у студентов на основе использования элементов квалиметрического анализа Другое 2.0 8
7 Рубежный контроль Другое 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 История компетентностного подхода: европейский опыт и российские традиции Практическая работа Объясняет контексты компетентностного подхода: Болонское соглашение, запросы рынка труда, результаты международного исследования качества образования, основные направления Российской образовательной политики, введение стандартов третьего поколения. Воспроизведение
Выделяет место и роль компетентностного подхода с системе современных подходов к проблемам образования Применение
2 Общие принципы проектирования ГОС ВО нового поколения в компетентностном формате Другое Объясняет принципы проектирования ГОС ВО в компетентностном формате Воспроизведение
Осуществляет обоснованный выбор методов реализации копетентностного подхода в обучении в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
3 Выбор образовательных технологий для решения образовательных задач Практическая работа Осуществляет обоснованный выбор методов реализации копетентностного подхода в обучении в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Умеет обосновывать выбор педагогических технологий при реализации компетентностного подхода в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
4 Изучение опыта внедрения компетентностного подхода в образовательных организациях Лекция Объясняет контексты компетентностного подхода: Болонское соглашение, запросы рынка труда, результаты международного исследования качества образования, основные направления Российской образовательной политики, введение стандартов третьего поколения. Воспроизведение
Выделяет место и роль компетентностного подхода с системе современных подходов к проблемам образования Применение
5 Анализ и оценка учебных занятий с использованием технологий компетентностного образования Минизачет Выделяет критерии для анализа опыта внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс ОО Применение
Проводит анализ эффективности использования компетентностного подхода в образовательный процесс ОО Применение
6 Оценка уровня сформированности ключевых компетенций у студентов на основе использования элементов квалиметрического анализа Другое Составляет компетентностно-ориентированные задачи Творчество
Выделяет требования к качеству подготовки выпускников вуза в контексте компетентностного подхода. Применение
Оценивает уровень сформированности ключевых компетенций у студентов на основе использования элементов квалиметрического анализа Применение
7 Рубежный контроль Другое Формулирует цели, задачи и содержание учебного курса в логике компетентностного подхода Творчество
Проектирует учебный курс в компетентностном подходе Применение

Литература

Основная

  1. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции [Электронный ресурс] / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. —М. : Логос, 2017. — 335 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66413.html по паролю
  2. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.Т. Громкова. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 446 с. - Библиогр.: с. 403-404. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717 –Загл. с экрана
  3. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Электронный ресурс]: монография / под ред. А.А. Орлова, В.В. Грачева. - 2-е изд., стер. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 378 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231584 –Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителям. - М.: Детство-Пресс, 2013.
  2. Ефремова, Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: Учеб. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества обучения подготовки специалистов, 2010.- 216с.
  3. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения [Текст] / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 352 с.
  4. Сальникова О. А. Компетентностный подход к обучению в современной школе // Проблемы современного образования. 2013. №1 С.182-187.

Цифровые ресурсы

  1. Васильев В. Н., Лисицин Л. С. Планирование и оценивание ожидаемых результатов освоения компетенций ФГОС ВПО // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2013. №2 (84). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/planirovanie-i-otsenivanie-ozhidaemyh-rezultatov-osvoeniya-kompetentsiy-fgos-vpo
  2. Комарова А. В. Понятия «компетентность» и «компетенция» как смыслообразующие единицы компетентностного подхода // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №123. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-kompetentnost-i-kompetentsiya-kak-smysloobrazuyuschie-edinitsy-kompetentnostnogo-podhoda
  3. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования / Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш., Будько М.Б., Будько М.Ю., Вознесенская А.О., Забодалова Л.А., Надточий Л.А., Орлова О.Ю. – СПб: НИУ ИТМО, 2014. – 98 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/483/80483
  4. Кон Е. Л., Фрейман В. И., Южаков А. А. Разработка и исследование подходов к управлению, контролю и оцениванию качества реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2015. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-issledovanie-podhodov-k-upravleniyu-kontrolyu-i-otsenivaniyu-kachestva-realizatsii-kompetentnostno-orientirovannyh
  5. Мальчик А.Г. Оценка компетенций студентов согласно требованиям ФГОС: инновационные и традиционные формы // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kompetentsiy-studentov-soglasno-trebovaniyam-fgos-innovatsionnye-i-traditsionnye-formy
  6. Рубцов В.В. Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psy.su/feed/2614/
  7. Сидорова И. В., Желонкина Е. А. Разработка оценочных средств, определяющих уровень сформированности компетенций у обучающихся в ходе текущей и промежуточной аттестации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. №1 (64). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-otsenochnyh-sredstv-opredelyayuschih-uroven-sformirovannosti-kompetentsiy-u-obuchayuschihsya-v-hode-tekuschey-i

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
  2. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. , г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
  3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №. 273-ФЗ

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ДВ.3 Компетентностный подход в образовании, 6 семестр. [Электронный ресурс]: 44.06.01, Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия [Электронный ресурс]: А- / БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.