бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 14 ноября 2017 г. утверждено 5 февраля 2018 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 20 декабря 2017 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 19 января 2018 г.

Б1.В.ОД.5 Современные методы исследования, 4 семестр 1 полусеместр

Б-6061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановкии решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) знание основных научных подходов к решению исследовательских задач в системе образования знаниевый
Знание требований к этапам организации научного исследования в образовании знаниевый
владение критериями выбора последовательности и содержания этапов научного исследования в образовании ориентировочный
Владение критериями обоснованного выбора научных подходов к решению исследовательских задач в системе образования ориентировочный
Умение обоснованного выбора научных подходов к решению исследовательских задач собственного научного исследования операциональный
Умение планировать последовательность и содержания этапов организации научного исследования в образовании операциональный
опыт оценки обоснованности выбора научных подходов к решению исследовательских задач в рамках конкретных исследований в области образования опыт
Опыт планирования последовательность и содержания этапов организации собственного научного исследования в образовании опыт
готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) знание принципов организации исследовательской деятельности в образовании знаниевый
способность обосновывать содержание исследовательской деятельности с учетом принципов ее организации в системе образования ориентировочный
умение осуществлять выбор методов реализации исследовательской деятельности с учетом принципов ее организации в системе образования операциональный
опыт обоснования содержания исследовательской деятельности с учетом принципов ее организации в системе образования опыт
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знание основных требований к применению методов диагностики в системе образования знаниевый
владение способом обоснованного выбора конкретного метода диагностики в системе образования ориентировочный
умение определять основное содержание методов диагностики в системе образования операциональный
опыт выбора методов диагностики в решении исследовательских задач в системе образования опыт
способностью к самореализации и самообразованию (ОК-6) знание основных направлений для организации собственной исследовательской деятельности знаниевый
владение критериями самооценки результативности планирования исследовательской деятельности в рамках курсового исследования ориентировочный
умение обоснованного выбора направления организации собственной исследовательской деятельности в образовании операциональный
опыт обоснования направления организации собственного исследования в системе образования опыт
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) знание основных требований к применению методов научного исследования (беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности и др.) знаниевый
владение способами определения показателей оценки результативности методов организации научного исследования (беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности и др.) ориентировочный
умение обоснованного выбора содержания методов научного исследования (беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности и др.) операциональный
Опыт проектирования содержания методов научного исследования (беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности и др.) опыт

Цели изучения дисциплины

научить осуществлять обоснованный выбор методов научного исследования для решения образовательных и исследовательских задач в предметной области знаний

Задачи

  1. овладеть способами обоснования методологической основы психолого-педагогического исследования
  2. научиться осуществлять обоснованный выбор теоретических и эмпирических методов в соответствии с этапами психолого-педагогического исследования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 4,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 11,0 ч. из 9,5 ч.
Часов в неделю 3,5 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретико-методологические основы организации научного исследования в педагогике овладеть способами обоснования методологической основы психолого-педагогического исследования обоснование методологической осовы организации психолого-педагогического исследования
  • Методологические основы научного исследования
  • Организация научного исследования
  • Работа с литературными источниками
Модуль 2 Практические основы организации психолого-педагогического исследования научиться осуществлять обоснованный выбор теоретических и эмпирических методов в соответствии с этапами психолого-педагогического исследования осуществление обоснованного выбора теоретических и эмпирических методов в соответствии с этапами психолого-педагогического исследования
  • Методы педагогического исследования
  • Способы представления данных педагогического исследования
  • Методологическая культура и мастерство исследователя

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методологические основы научного исследования Лекция 2,0 1
2 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение 2,0 1
3 Методологические основы научного исследования Семинар 2,0 1
4 Методологические основы научного исследования Индивидуальная работа 1,0 1
5 Организация научного исследования Лекция 2,0 2
6 Организация научного исследования Самостоятельное изучение 2,0 2
7 Организация научного исследования Семинар 2,0 2
8 Организация научного исследования Минизачет 2,0 3
9 Работа с литературными источниками Практическая работа 2,0 3
10 Работа с литературными источниками Самостоятельное изучение 2,0 3
11 Работа с литературными источниками Индивидуальная работа 2,0 3
12 Методы психолого-педагогического исследования Лекция 2,0 4
13 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 2,0 4
14 Методы психолого-педагогического исследования Практическая работа 2,0 4
15 Наблюдение как метод педагогического исследования Практическая работа 2,0 4
16 Наблюдение как метод педагогического исследования Индивидуальная работа 2,0 5
17 Опросные методы изучения педагогических проблем Лекция 2,0 5
18 Опросные методы изучения педагогических проблем Практическая работа 2,0 5
19 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Лекция 2,0 6
20 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Семинар 2,0 6
21 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Индивидуальная работа 2,0 7
22 Способы представления данных педагогического исследования Практическая работа 2,0 7
23 Способы представления данных педагогического исследования Самостоятельное изучение 1,0 7
24 Методологическая культура педагога-исследователя Коллоквиум 2,0 8
25 Методологическая культура педагога-исследователя Индивидуальная работа 2,0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методологические основы научного исследования Лекция знание актуальных направлений развития современной системы образования Воспроизведение
знание основных проблем развития современного образования Воспроизведение
2 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение умение выделить предмет научного исследования в педагогике Применение
владение схемой выделения основных характеристик научного исследования Применение
знание источников развития современного образования Воспроизведение
3 Методологические основы научного исследования Семинар владение обобщенной схемой определения структуры методологии педагогики, выделения составляющих ее компонентов Воспроизведение
умение определять виды научного исследования в системе образования Применение
владение схемой структуры методологии организации исследовательской деятельности в образовании Воспроизведение
4 Методологические основы научного исследования Индивидуальная работа Знание основных ориентиров развития современного образования, основных понятий в области методологии педагогики, источников методологического обеспечения, структуры методологии Воспроизведение
5 Организация научного исследования Лекция знание требование, предъявляемых к научному исследованию Воспроизведение
6 Организация научного исследования Самостоятельное изучение знание требований, предъявляемых к формулированию понятийно-категориального аппарата научного исследования Воспроизведение
7 Организация научного исследования Семинар Сформированность умений определять основное содержание этапов организации и проведения психолого-педагогического исследования. Применение
8 Организация научного исследования Минизачет умение определять содержательные характеристики понятийно-категориального аппарата психолого-педагогического исследования в рамках тематики своего курсового исследования Применение
умение выделять основания для обоснования актуальности своего курсового исследования Применение
9 Работа с литературными источниками Практическая работа Сформированность умений вести различного рода записи при работе с научной литературой; грамотно оформлять литературные источники. Применение
знание способов организации работы с литературными источниками Воспроизведение
10 Работа с литературными источниками Самостоятельное изучение умение осуществлять различные виды записей при работе с литературными источниками по теме курсового исследования Применение
11 Работа с литературными источниками Индивидуальная работа сформированность умений подбора литературных источников в соответствии с темой психолого-педагогического исследования, группировки выбранных литературных источников Применение
12 Методы психолого-педагогического исследования Лекция Сформированность знаний о специфике и классификации методов психолого-педагогического исследования Воспроизведение
13 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение умение выбора методов исследования в соответствии с задачами исследовательской работы Воспроизведение
14 Методы психолого-педагогического исследования Практическая работа Сформированность умений анализа, оценки и выбора исследовательские методы с целью применения в образовательном процессе дошкольного образования Применение
15 Наблюдение как метод педагогического исследования Практическая работа знание требований, предъявляемых к педагогическому наблюдению Воспроизведение
умение конструировать план и программу педагогического наблюдения Применение
16 Наблюдение как метод педагогического исследования Индивидуальная работа умение обосновать объекты педагогического наблюдения Воспроизведение
17 Опросные методы изучения педагогических проблем Лекция знание требований к организации и проведению педагогической беседы Воспроизведение
знание требований к анкетированию как методу научного исследования Воспроизведение
18 Опросные методы изучения педагогических проблем Практическая работа умение конструировать вопросы педагогической беседы Применение
умение конструировать различного типа вопросы в анкете Применение
19 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Лекция знание этапов организации и проведения педагогического эксперимента Воспроизведение
20 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Семинар умение проектировать содержание этапов педагогического эксперимента Применение
21 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Индивидуальная работа умение обосновать логику организации и реализации педагогического эксперимента Воспроизведение
22 Способы представления данных педагогического исследования Практическая работа Сформированность умений качественного и количественного анализа результатов исследования в образовательном процессе ДОО Применение
сформированность умений офрмлять данные психолого-педагогических исследований в таблицах, диаграммах, гистограммах, графиках Применение
23 Способы представления данных педагогического исследования Самостоятельное изучение знание требований к представлению данных педагогического исследования Воспроизведение
24 Методологическая культура педагога-исследователя Коллоквиум умение обосновывать требования к методологической культуре педагога-исследователя Применение
знание требований научной этики к организации психолого-педагогического исследования Воспроизведение
25 Методологическая культура педагога-исследователя Индивидуальная работа Сформированность знаний профессиограммы педагога-исследователя, личностных качеств и профессиональных умений, необходимых для эффективной исследовательской деятельности в дошкольном образовании Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  2. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р. Атаханов и др. – М. «Академия», 2013. – 240 с.
  3. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  4. Манухина С.Ю. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Манухина С.Ю., Занковский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10781.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная

  1. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Буренина, А.И. Размышления о методологии современного дошкольного воспитания [Текст] / А.И. Буренина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. - № 6. – С. 47-51.
  3. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - М. : Флинта, 2012. - 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 – Загл. с экрана
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.
  5. Джагаева, Т.Е. Наблюдения и эксперимент в учебно-познавательном процессе / Т.Е. Джагаева // Педагогические технологии. – 2006. - № 4. – С. 55-60.
  6. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  7. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
  8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2007. – 206 с.
  9. Загвязинский, В.И. О роли педагогической науки в гармонизации социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования российского образования / В.И. Загвязинский // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2010. - № 4. – С. 3-10.
  10. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98.
  11. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  12. Крутикова, О.Н. Объективная и субъективная детерминация исследовательской культуры студенческой молодежи / О.Н. Крутикова // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 4. – С. 233-239.
  13. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова. - Режим доступа: // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  14. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  15. Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник науч. Тр. Вып 1 / отв. ред. Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург: Издательство Урал. ГПУ, 1995. – 224 с.
  16. Федотова, И.Б. Методология историко-педагогических исследований / И.Б. Федотова // Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 12. – С. 29-34.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований . - Режим доступа: // http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Крысанова О.А. Методология психолого-педагогических исследований Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. . - Режим доступа: // http://publisher.samsu.ru/archive/2006/files/20060332.pdf
  3. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Краткий курс // http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978594723731&at=exc&n=0
  4. Соснин П.И. История и методология науки . - Режим доступа: - http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN|umk|Yistory_and_Methods_of_Science/metod.htm

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б 1.В.ОД 5 Современные методы исследования [Электронный ресурс]: Б-6061 Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование», зачет / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б 1.В.ОД 5 Современные методы исследования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.