бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 14 ноября 2017 г. утверждено 5 февраля 2018 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 21 декабря 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 19 января 2018 г.

В.3.14 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе, 8 семестр

Б-4022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3) Знание алгоритма отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. знаниевый
Знание нормативной базы использования ИКТ в НОО. Знание требований ФГОС НОО к уроку с использованием ИКТ. знаниевый
Знание основных тенденций в организации современной информационно-образовательной пространства (среды) начальной школы. Знание форм организации коллективной учебной деятельности в начальной школе с помощью ИКТ. знаниевый
Знание требований к электронному портфолио знаниевый
Владение алгоритмом отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. ориентировочный
Владение алгоритмом оценивания электронного портфолио. ориентировочный
Владение алгоритмом построения урока в соответствии с ФГОС НОО по разным предметам. ориентировочный
Владение способами оценки информационно-образовательной среды начальной школы. Владеет алгоритмом организации коллективной работы над электронным документом в начальной школе с помощью ИКТ ориентировочный
Умение отбирать ИКТ в соответствии с задачами этапа урока. операциональный
Умение отбирать ресурсы для составления электронного портфолио. операциональный
Умение оценивать информационно-образовательную среду начальной школы. операциональный
Умение проектировать урок с использованием средств ИКТ по различным предметным областям в соответствии с ФГОС НОО. операциональный
Опыт написания (составления) конспекта урока с использованием средств ИКТ по различным предметным областям в соответствии с ФГОС НОО. опыт
Опыт организации коллективной учебной деятельности на занятии с помощью ИКТ опыт
Опыт составления и оценивания элетронного портфолио педагога. опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться использовать средства ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Задачи

  1. Овладеть знаниями об особенностях и возможностях использования ИКТ в начальной школе
  2. Научиться организовывать коллективную работу обучающихся в начальной школе с помощью средств ИКТ
  3. Научиться отбирать и применять ИКТ в урочной и внеурочной деятельности по предметным областям.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44,0 ч. (40,74%)
Контроль самостоятельной работы 10,0 ч.
Самостоятельная работа студента 65,0 ч. (60,19%)
Процент выполнения нагрузки 100,93%
Индивидуальная работа со студентами 10,0 ч. из 8,5 ч.
Часов в неделю 4,0 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. ИКТ в сопровождении образовательного процесса в начальной школе Овладеть знаниями об особенностях и возможностях использования ИКТ в начальной школе Применение знаний об особенностях и возможностях использования ИКТ в начальной школе для решения профессиональных задач
  • Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ
  • ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе
  • Проектирование урока с использованием средств ИКТ
  • Электронные учебные материалы
Модуль 2. ИКТ для организации коллективной работы над электронным документом Научиться организовать коллективную работу обучающихся в начальной школе с помощью средств ИКТ Умение проектировать коллективную работу обучающихся в начальной школе с помощью средств ИКТ
  • Технология коллективной работы над документами.
  • Технология работы с интеллект-картами
  • Организация сетевого обучения.
  • Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции)
Модуль 3. Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности на уровне НОО Научиться отбирать и применять средства ИКТ в урочной и внеурочной деятельности по предметным областям. Умение отбирать средства ИКТ в соответствии с решаемой профессиональной задачей. Умение проектировать урочную и внеурочную деятельности по разным предметным областям НОО с помощью средств ИКТ.
  • ИКТ в современном языковом образовании.
  • ИКТ в литературном образовании.
  • ИКТ в начальном естественно-математическом образовании.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция 2,0 1
2 Проектирование урока с использованием средств ИКТ Лекция 2,0 1
3 ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Лекция 2,0 1
4 Электронные учебные материалы Лекция 2,0 2
5 Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве школы первой ступени Лекция 2,0 2
6 Подготовка электронного портфолио Практическая работа 2,0 2
7 Подготовка электронного портфолио Практическая работа 2,0 3
8 Технология коллективной работы над документами. Лекция 2,0 3
9 Рубежный контроль Минизачет 2,0 4
10 Технология коллективной работы над документами. Практическая работа 2,0 4
11 Технология работы с интеллект-картами Лекция 2,0 4
12 Технология работы с интеллект-картами Минизачет 2,0 5
13 Организация сетевого обучения. Практическая работа 2,0 5
14 Организация сетевого обучения. Лекция 2,0 5
15 Организация сетевого обучения. Практическая работа 2,0 6
16 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Практическая работа 2,0 7
17 Рубежный контроль Минизачет 2,0 7
18 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Лекция 2,0 7
19 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Практическая работа 2,0 8
20 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Индивидуальная работа 2,0 8
21 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Практическая работа 2,0 8
22 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Практическая работа 2,0 9
23 Использование видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся Практическая работа 2,0 9
24 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Практическая работа 2,0 10
25 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Практическая работа 2,0 10
26 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Конференция 2,0 10
27 Рубежный контроль Минизачет 2,0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция Умеет определить современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ в НОО Применение
2 Проектирование урока с использованием средств ИКТ Лекция Умеет анализировать эффективность использования средств ИКТ на уроке Применение
Знает требования ФГОС НОО к уроку с использованием ИКТ. Воспроизведение
3 ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Лекция Описывает ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
Знает основных тенденций в организации современной информационно-образовательной пространства (среды) начальной школы. Воспроизведение
4 Электронные учебные материалы Лекция Знает особенности организации работы с электронными учебными материалами (цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, инновационные учебно-методические комплекты) . Воспроизведение
5 Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве школы первой ступени Лекция Умеет анализировать нормативные документы регламентирующие использование в НОО ИКТ Применение
Знаeт нормативную базу использования ИКТ в НОО. Воспроизведение
6 Подготовка электронного портфолио Практическая работа Умеет отбирать ресурсы для составления электронного портфолио Применение
Умеет анализировать опыт использования электронного портфолио в НОО Применение
Характеризует информационную деятельность и информационную культуру учителя начальной школы Применение
7 Подготовка электронного портфолио Практическая работа Знает алгоритм отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. Воспроизведение
Знание требований к электронному портфолио Воспроизведение
Владеет алгоритмом отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. Применение
Владеет алгоритмом оценивания электронного портфолио. Применение
8 Технология коллективной работы над документами. Лекция Знает формы организации коллективной работы над электронными документами в начальной школе с помощью ИКТ Воспроизведение
9 Рубежный контроль Минизачет Умеет конструировать учебную ситуацию с использованием электронных учебных материалов на уроке Применение
Умеет конструировать учебную ситуацию с использованием электронных учебных материалов во внеурочной деятельности Применение
Владеет алгоритмом отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. Применение
Умеет отбирать ресурсы для составления электронного портфолио. Применение
10 Технология коллективной работы над документами. Практическая работа Владеет критериями оценки результатов коллективной работы над электронным документом Воспроизведение
Имеет опыт организации коллективной учебной деятельности на занятии с помощью ИКТ Применение
11 Технология работы с интеллект-картами Лекция Проектирует учебную ситуацию по использованию интеллект-карт в учебном процессе начальной школы Применение
12 Технология работы с интеллект-картами Минизачет Владеет критериями оценки создания интеллект-карт с помощью средств ИКТ Применение
Имеет опыт создания интеллект-карт с помощью средств ИКТ Применение
13 Организация сетевого обучения. Практическая работа Умеет организовать сетевое обучение с помощью Skype Применение
14 Организация сетевого обучения. Лекция Описывает организацию сетевого обучения в условиях начальной школы Воспроизведение
15 Организация сетевого обучения. Практическая работа Проектирует Skype-занятие Применение
16 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Практическая работа Знает основные требования к организации и проведения вебконференций и вебинаров Воспроизведение
17 Рубежный контроль Минизачет Владеет критериями оценки результатов коллективной работы над электронным документом Воспроизведение
Имеет опыт организации коллективной учебной деятельности на занятии с помощью ИКТ Применение
18 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Лекция Знает основные требования к организации и проведения вебконференций и вебинаров Воспроизведение
19 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Практическая работа Проектирует урок русского языка с использованием ИКТ в начальной школе Применение
20 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Индивидуальная работа Проектирует урок русского языка с использованием ИКТ в начальной школе Применение
21 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Практическая работа Проектирует внеурочное мероприятие с использованием средств ИКТ по русскому языку Применение
22 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Практическая работа Проектирует урок с использованием средств ИКТ по предмету "Математика " Применение
23 Использование видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся Практическая работа Умеет обосновать этапы работы с видеофрагментом на уроках литературного чтения и внеклассного чтения Применение
Проектирует урок литературного чтения с использованием ИКТ Применение
Проектирует урок по внеклассному чтению с использованием средств ИКТ Применение
24 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Практическая работа Проектирует урок по предмету "Окружающий мир" с использованием электронных измерительных лабораторий Применение
25 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Практическая работа Проектирует урок по предмету "Окружающий мир" с использованием электронных измерительных лабораторий Применение
26 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Конференция Владеет общей схемой отбора средств ИКТ по предметной области «Окружающий мир» в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
27 Рубежный контроль Минизачет Умеет отбирать средства ИКТ в соответствии с задачами этапа урока Применение
Умеет анализировать эффективность использования средств ИКТ на уроке Применение
Владеет алгоритмом построения урока в соответствии с ФГОС НОО по разным предметам. Применение

Литература

Основная

  1. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Киселев Г.М., Бочкова Р.В.— М.: Дашков и К, 2014.— 304 c. –Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks»— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10924.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.
  3. Теория обучения : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / И.П. Андриади [и др.] ; под ред. И.П. Андриади. - М. : Академия, 2010. - 334, [2] с.
  4. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании : [учеб. пособие] / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев ; Ун-т информатизации и упр. - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2012.

Дополнительная

  1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студентов вузов по пед. специальностям (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / И.Г. Захарова. - 6-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2010.
  2. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Информационные системы и технологии" / И.М. Ибрагимов ; под ред. А.Н. Ковшова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 330, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Информатика и вычислительная техника).
  3. Информационные технологии на уроках в начальной школе : [сборник] / сост. О.В. Рыбъякова. - Волгоград : Учитель, [2008]. - 223, [1] с. - (Новое в преподавании в школе)
  4. Использование современных информационно- коммуникационных технологий в образовании : учеб.-метод. пособие для студентов заоч. формы обучения : Направление подготовки 050000 - Образование и педагогика / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т" ; [авт.-сост.: Е. В. Митющенко, С. Р. Мугаллимова]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2013. - 110, [1] с.
  5. Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учебное пособие [Электронный ресурс] / В.А. Красильникова. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 292 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209293
  6. Организация образовательного процесса в школе [Текст] : учеб.-метод пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050600) "Педагогика" / Л.И. Петрова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 443 с.
  7. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова].– М.:Просвещение, 2011.– 00 с. – (Работаем по новым стандартам).

Цифровые ресурсы

  1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образо¬вании. Термины и определения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nordoc.ru/
  2. Как организовать конференцию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vfc.org.ru/rus/personalsites/kosilova/scientia/Werke/how_to_organize_a_conf.php
  3. Костюкевич Е. Ф. Использование метода интеллект–карт в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602963/
  4. ЛабДиск ГЛОМИР. Естественно-научная лаборатория для начальной школы[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.int-edu.ru/index.php?m1=1701&m2=0&ms=2
  5. Полилова, Т.А. Концепция электронного портфолио [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm
  6. Совместная работа над документами и их совместное редактирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://office.microsoft.com/ru-ru/sharepoint-server-help/HA101812148.aspx
  7. Создание новой Вики-страницы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php/

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В.3.14 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование» [Электронный ресурс]: Б-3021, Б-3022 Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. В.3.14 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование»/ БУ ВО ХМАО-Югры«Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.