бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 14 ноября 2017 г. утверждено 5 февраля 2018 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 19 декабря 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 27 декабря 2017 г.

Б1.В.ОД.1 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар), 2 семестр

М-7021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6); знание основных требований, предъявляемых к научно-исследовательской деятельности в системе начального общего образования знаниевый
владение способами определения критериев оценки результатов собственного научного исследования ориентировочный
умение самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение операциональный
иметь опыт написания статьи по результатам проведенного научного исследования опыт
готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4) знание инновационных направлений развития современной системы образования знаниевый
владение умением обоснованного выбора критериев оценки результативности научно-исследовательской деятельности в начальном общем образовании ориентировочный
умение анализировать проблемы в развитии образовательных организаций, определять перспективы и способы их решения при организации научно-исследовательской деятельности в организациях начального общего образования операциональный
опыт оценки результативности организации научно-исследовательской деятельности в системе начального общего образования опыт
способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5); знание основных этапов организации научного исследования в образовании знаниевый
владение способами соотнесения содержания науки и содержания образования с целью выделения перспективных направлений организации научно-исследовательской работы в начальном общем образовании ориентировочный
умение планировать содержание конкретных этапов научно-исследовательской деятельности в системе начального общего образования и осуществлять подбор способов и методов их реализации операциональный
опыт планирования содержания этапов научно-исследовательской деятельности в организациях начального общего образования опыт
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2) знание актуальных направлений и проблем развития инновационной образовательной политики знаниевый
умение обосновать выбор направления организации собственного исследования ориентировочный
умение определить методологические подходы и методы для решения профессиональных задач операциональный
опыт обосновонного выбора исследовательских подходов к решению задач собственного научного исследования опыт

Цели изучения дисциплины

научиться примененять научные подходы и методы экспериментальной деятельности для решения исследовательских задач в начальном общем образовании

Задачи

  1. научиться проектировать методологическую основу инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  2. научиться применять методы исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 20,0 ч. (27,78%)
Контроль самостоятельной работы 6,0 ч.
Самостоятельная работа студента 52,0 ч. (72,22%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 5,0 ч. из 4,5 ч.
Часов в неделю 1,18 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Методологические основы исследовательской деятельности в системе образования научиться проектировать методологическую основу инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования проектирование методологической основы инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  • Система образования РФ
  • Методологические основы экспериментального исследования в образовании
Модуль 2 Методы исследования в современном образовании научиться применять методы исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании применение методов исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании
  • Методы экспериментального исследования в системе образования
  • Организация экспериментальной работы в образовательных организациях

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные тенденции развития системы образования РФ Семинар 2,0 1
2 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение 2,0 1
3 Методологические основы психолого-педагогического исследования Семинар 2,0 2
4 Методологические основы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 2,0 2
5 Методологические основы психолого-педагогического исследования Индивидуальная работа 1,0 3
6 Методологические подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение 2,0 3
7 Методологические подходы к организации педагогических исследований Коллоквиум 2,0 4
8 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение 2,0 4
9 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Практическая работа 2,0 5
10 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Индивидуальная работа 2,0 5
11 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Семинар 2,0 6
12 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение 2,0 6
13 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Индивидуальная работа 1,0 7
14 Методология экспериментального исследования Семинар 2,0 8
15 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение 2,0 9
16 Организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение 2,0 11
17 Организация экспериментальной работы в системе образования Семинар 2,0 12
18 Организация экспериментальной работы в системе образования Индивидуальная работа 1,0 12
19 Организация экспериментальной работы в системе образования Практическая работа 2,0 13
20 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение 2,0 14
21 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Конференция 4,0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные тенденции развития системы образования РФ Семинар умение анализировать содержание нормативно-законодательных актов в системе образования, соотносить требования к системе образования с реальной работой образовательных организации, выделять проблемы в деятельности образовательных организаций Применение
2 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение Знание особенностей развития отечественной системы образования. Воспроизведение
3 Методологические основы психолого-педагогического исследования Семинар умение выделять виды экспериментальных исследований в системе образования. Применение
4 Методологические основы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение Знание основных требований к организации и реализации экспериментального исследования в системе образования, Воспроизведение
5 Методологические основы психолого-педагогического исследования Индивидуальная работа владение обощенной схемой выделения особенностей различных видов экспериментальных исследований в системе образования Применение
6 Методологические подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение знание сущностных характеристик основных методологических подходов к организации экспериментальной деятельности в системе образования Воспроизведение
7 Методологические подходы к организации педагогических исследований Коллоквиум владение обобщенной схемой выбора методологическог подхода в соответствии с этапов экспериментальной деятельности в системе образования Применение
умение обосновывать выбор методологического подхода к решению задач собственной исследовательской деятельности Применение
8 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение Сформированность знаний о теоретических методах экспериментальной работы в системе образования Воспроизведение
9 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Практическая работа Сформированность умений применятьтеоретические методы для анализа результатов экспериментальной деятельности в системе образования Применение
10 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Индивидуальная работа владение обощенной схемой применения теоретических методов экспериментальной деятельности в системе образования; Применение
11 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Семинар владение обобщеной схемой разработки содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности Применение
умение обосновывать выбор метода исследовательской деятельности в зависимости от типа решаемой экспериментальной задачи Воспроизведение
12 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение знание основных характеристик эмпирических методов экспериментальной деятельности Воспроизведение
13 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Индивидуальная работа умение конструирования содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности в соответствии с тематикой ВКР Применение
14 Методология экспериментального исследования Семинар умение подбирать этапы исследовательской работы и необходимый инструментарий Применение
15 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение сформированность понятий об организации научного исследования в системе образования, Воспроизведение
16 Организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение знание особенностей организации работы над инновационным проектом в системе образования Воспроизведение
17 Организация экспериментальной работы в системе образования Семинар умение обосновывать выбор этапов разработки инновацонного проекта в рамках экспериментальной деятельности в системе образования Применение
18 Организация экспериментальной работы в системе образования Индивидуальная работа умение анализировать опыт экспериментальной работы образовательных организаций региона и применять его в для решения задач профессиональной деятельности Применение
19 Организация экспериментальной работы в системе образования Практическая работа умение обосновать этапы организации исследовательской деятельности обучающихся Применение
владение критериями оценки результативности исследовательской деятельности обучающихся Применение
20 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение умение разрабатывать содержание научной статьи в соответствии с требованиями к научному изложению результатов исследования Творчество
21 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Конференция знание актуальных направлений организации экспериментальной деятельности в системе регионального начального общего образования Воспроизведение
умение структурировать материал, отражающий опыт экспериментальной деятельности в системе образования по направлению близкому к теме ВКР магистра Применение

Литература

Основная

  1. Андрианова, Е.И. Подготовка и проведение педагогического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Е.И. Андрианова ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Министерство образования и науки РФ. - Ульяновск : УлГПУ, 2013. - 116 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-86045-614-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278048 (29.06.2015)
  2. Сиротюк, А.Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Л. Сиротюк. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 292 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4458-8859-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=254115 (29.06.2015).

Дополнительная

  1. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  3. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - М. : Флинта, 2012. - 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 – Загл. с экрана
  4. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  5. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 206
  6. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98.
  7. Инновационные процессы в системе начального образования [Электронный ресурс]: М. : Прометей, 2012. - 212 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212774 –Загл. с экрана
  8. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  9. Крутикова, О.Н. Объективная и субъективная детерминация исследовательской культуры студенческой молодежи / О.Н. Крутикова // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 4. – С. 233-239.
  10. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  11. Манухина С.Ю. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Манухина С.Ю., Занковский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10781.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  12. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: в 3 т / Рос. Акад. Образования, Ин-т теоретической педагогики и международных исследований в образовании; под ред. З.И. Равкина. – М: [б. и.], 1994. – 186 с.
  13. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2011. - № 5. – 3-21.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Гусаковский М.А. Мультикультурализм и возможные стратегии идентичности в современном образовании / М.А. Гусаковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isiksp.ru/library/gusakovskiy_ma/gusakovsky-000001.htm
  3. Крысанова О.А. Методология психолого-педагогических исследований / О.А. Крысанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publisher.samsu.ru/archive/2006/files/20060332.pdf
  4. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Краткий курс / П.И. Образцов http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978594723731&at=exc&n=0
  5. Соснин П.И. История и методология науки / П.И. Соснин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN|umk|Yistory_and_Methods_of_Science/metod.htm

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.1 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар) [Электронный ресурс]: М-7021 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование», зачет / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б.1.В.ОД.1 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар) [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование» / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.