бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Nov. 14, 2017 утверждено Feb. 5, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Dec. 19, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Dec. 27, 2017

Б1.В.ОД.1 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар), 2 семестр

М-07021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6); знание основных требований, предъявляемых к научно-исследовательской деятельности в системе начального общего образования знаниевый
владение способами определения критериев оценки результатов собственного научного исследования ориентировочный
умение самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение операциональный
иметь опыт написания статьи по результатам проведенного научного исследования опыт
готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4) знание инновационных направлений развития современной системы образования знаниевый
владение умением обоснованного выбора критериев оценки результативности научно-исследовательской деятельности в начальном общем образовании ориентировочный
умение анализировать проблемы в развитии образовательных организаций, определять перспективы и способы их решения при организации научно-исследовательской деятельности в организациях начального общего образования операциональный
опыт оценки результативности организации научно-исследовательской деятельности в системе начального общего образования опыт
способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5); знание основных этапов организации научного исследования в образовании знаниевый
владение способами соотнесения содержания науки и содержания образования с целью выделения перспективных направлений организации научно-исследовательской работы в начальном общем образовании ориентировочный
умение планировать содержание конкретных этапов научно-исследовательской деятельности в системе начального общего образования и осуществлять подбор способов и методов их реализации операциональный
опыт планирования содержания этапов научно-исследовательской деятельности в организациях начального общего образования опыт
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2) знание актуальных направлений и проблем развития инновационной образовательной политики знаниевый
умение обосновать выбор направления организации собственного исследования ориентировочный
умение определить методологические подходы и методы для решения профессиональных задач операциональный
опыт обосновонного выбора исследовательских подходов к решению задач собственного научного исследования опыт

Цели изучения дисциплины

научиться примененять научные подходы и методы экспериментальной деятельности для решения исследовательских задач в начальном общем образовании

Задачи

  1. научиться проектировать методологическую основу инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  2. научиться применять методы исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 2.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 3.5 ч.
Часов в неделю 0.47 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Методологические основы исследовательской деятельности в системе образования научиться проектировать методологическую основу инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования проектирование методологической основы инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  • Система образования РФ
  • Методологические основы экспериментального исследования в образовании
Модуль 2 Методы исследования в современном образовании научиться применять методы исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании применение методов исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании
  • Методы экспериментального исследования в системе образования
  • Организация экспериментальной работы в образовательных организациях

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные тенденции развития системы образования РФ Семинар 2.0 1
2 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение 4.0 1
3 Методологические основы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4.0 2
4 Методологические основы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4.0 2
5 Методологические основы психолого-педагогического исследования Индивидуальная работа 1.0 3
6 Методологические подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение 4.0 3
7 Методологические подходы к организации педагогических исследований Коллоквиум 2.0 4
8 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение 4.0 4
9 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Индивидуальная работа 1.0 5
10 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение 4.0 6
11 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Индивидуальная работа 1.0 7
12 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение 4.0 7
13 Методология экспериментального исследования Семинар 2.0 8
14 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение 4.0 9
15 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение 4.0 9
16 Организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение 6.0 11
17 Организация экспериментальной работы в системе образования Индивидуальная работа 1.0 12
18 Организация экспериментальной работы в системе образования Практическая работа 2.0 13
19 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение 2.0 14
20 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение 6.0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные тенденции развития системы образования РФ Семинар умение анализировать содержание нормативно-законодательных актов в системе образования, соотносить требования к системе образования с реальной работой образовательных организации, выделять проблемы в деятельности образовательных организаций Применение
2 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение Знание особенностей развития отечественной системы образования. Воспроизведение
3 Методологические основы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение Знание основных требований к организации и реализации экспериментального исследования в системе образования, Воспроизведение
4 Методологические основы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение умение выделять виды экспериментальных исследований в системе образования. Применение
5 Методологические основы психолого-педагогического исследования Индивидуальная работа владение обощенной схемой выделения особенностей различных видов экспериментальных исследований в системе образования Применение
6 Методологические подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение знание сущностных характеристик основных методологических подходов к организации экспериментальной деятельности в системе образования Воспроизведение
7 Методологические подходы к организации педагогических исследований Коллоквиум владение обобщенной схемой выбора методологическог подхода в соответствии с этапов экспериментальной деятельности в системе образования Применение
умение обосновывать выбор методологического подхода к решению задач собственной исследовательской деятельности Применение
8 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение Сформированность знаний о теоретических методах экспериментальной работы в системе образования Воспроизведение
9 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Индивидуальная работа владение обощенной схемой применения теоретических методов экспериментальной деятельности в системе образования; Применение
10 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение знание основных характеристик эмпирических методов экспериментальной деятельности Воспроизведение
11 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Индивидуальная работа умение конструирования содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности в соответствии с тематикой ВКР Применение
12 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение владение обобщеной схемой разработки содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности Применение
умение обосновывать выбор метода исследовательской деятельности в зависимости от типа решаемой экспериментальной задачи Воспроизведение
13 Методология экспериментального исследования Семинар умение подбирать этапы исследовательской работы и необходимый инструментарий Применение
14 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение сформированность понятий об организации научного исследования в системе образования, Воспроизведение
15 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение умение определять актуальные направления экспериментальной работы в системе образования, Применение
16 Организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение знание особенностей организации работы над инновационным проектом в системе образования Воспроизведение
17 Организация экспериментальной работы в системе образования Индивидуальная работа умение анализировать опыт экспериментальной работы образовательных организаций региона и применять его в для решения задач профессиональной деятельности Применение
18 Организация экспериментальной работы в системе образования Практическая работа умение обосновать этапы организации исследовательской деятельности обучающихся Применение
владение критериями оценки результативности исследовательской деятельности обучающихся Применение
19 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение умение разрабатывать содержание научной статьи в соответствии с требованиями к научному изложению результатов исследования Творчество
20 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение знание актуальных направлений организации экспериментальной деятельности в системе регионального начального общего образования Воспроизведение
умение структурировать материал, отражающий опыт экспериментальной деятельности в системе образования по направлению близкому к теме ВКР магистра Применение

Литература

Основная

  1. Андрианова, Е.И. Подготовка и проведение педагогического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Е.И. Андрианова ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Министерство образования и науки РФ. - Ульяновск : УлГПУ, 2013. - 116 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-86045-614-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278048 (29.06.2015)
  2. Сиротюк, А.Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Л. Сиротюк. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 292 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4458-8859-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=254115 (29.06.2015).

Дополнительная

  1. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  3. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - М. : Флинта, 2012. - 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 – Загл. с экрана
  4. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  5. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 206
  6. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98.
  7. Инновационные процессы в системе начального образования [Электронный ресурс]: М. : Прометей, 2012. - 212 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212774 –Загл. с экрана
  8. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  9. Крутикова, О.Н. Объективная и субъективная детерминация исследовательской культуры студенческой молодежи / О.Н. Крутикова // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 4. – С. 233-239.
  10. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  11. Манухина С.Ю. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Манухина С.Ю., Занковский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10781.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  12. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: в 3 т / Рос. Акад. Образования, Ин-т теоретической педагогики и международных исследований в образовании; под ред. З.И. Равкина. – М: [б. и.], 1994. – 186 с.
  13. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2011. - № 5. – 3-21.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Гусаковский М.А. Мультикультурализм и возможные стратегии идентичности в современном образовании / М.А. Гусаковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isiksp.ru/library/gusakovskiy_ma/gusakovsky-000001.htm
  3. Крысанова О.А. Методология психолого-педагогических исследований / О.А. Крысанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publisher.samsu.ru/archive/2006/files/20060332.pdf
  4. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Краткий курс / П.И. Образцов http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978594723731&at=exc&n=0
  5. Соснин П.И. История и методология науки / П.И. Соснин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN|umk|Yistory_and_Methods_of_Science/metod.htm

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.1 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар) [Электронный ресурс]: М-07021 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование», зачет / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б.1.В.ОД.1 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар) [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование» / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.