бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 15, 2017 утверждение отклонено Dec. 4, 2017
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 22, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласование отклонено Dec. 4, 2017

Б1.Б.19 Инноватика в образовании, 7 семестр 2 полусеместр

Б-4062, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность использовать систематизированные теоретические и практичесие знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) Знание механизма поиска и оценки новшеств в сфере образования, знание особенностей оорганизации опытно-экспериментальной деятельности в рамках ОУ знаниевый
Понимание важности анализа и оценки состояния (актуального и желаемого) жизнедеятельности ОУ ориентировочный
Умение осуществлять целеполагание, проблематизацию и планирование инновационной деятельности в рамках ОУ операциональный
Умение оценировать инновационный потенциал ОУ и исследовать готовность педагога к инновационной деятельности операциональный
Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК - 6) Знание основных факторов, препятсвующих инновационной деятельности знаниевый
Понимание важности целенаправленной работы по подготовке педагогов к инновационной деятельности ориентировочный
Владение способами повышения профессиональной компетентности педагога на разных уровнях профессионального развития операциональный
Готовность реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК - 1) Знание современных требований к организации образовательной среды в ОУ, знание инновационных процессов, характерных для российского образования знаниевый
Понимание важности соответствия условий реализации образовательного процесса и современных требований ориентировочный
Владение способами ориентирования и поиска необходимой информации в различных источниках операциональный
Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК - 4) Знание основных факторов развития образования и образовательной организации знаниевый
Осознание важности преобразования образовательной среды для достижения более высоких результатов и обеспечения качества ориентировочный
Умение оценировать инновационный потенциал образовательной среды операциональный
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК - 2) Знание современных и актуальных источников получения информации о новшества в сфере образования, знание основных критериев оценки новшеств знаниевый
Владение механизмом оценки новшеств на различных уровнях преобразования операциональный
Способность к самооргназиации и самообразованию (ОК - 6) Знание основных компонентов готовности к инновационной деятельности (инновационной компетентности) знаниевый
Понимание важности целенаправленной и систематической работы по формированию у себя готовности к инновационной деятельности в соответствии с современными требованиями ориентировочный
Владение дианостическими методиками по выявлению уровня готовности к инновационной деятельности операциональный
Опыт оценки уровня готовности к инновационной деятельности опыт
Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК - 5) Знание особенностей организации и взаимодействия участников проектной инновационной команды знаниевый
Владение спосбами организации работы в команде и творческими методами управления на разных этапах управления инновационной деятельностью в рамках ОУ операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование системы умений по организации и осуществлению инновационной деятельности в рамках решения профессиональных задач.

Задачи

  1. Формирование понятий о педагогической инноватике и основах организации инновационной деятельности в рамках ОУ
  2. Формирование умения организации и методического сопровождения инновационной деятельности в ОУ

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 2.0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 45.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 10.0 ч.
Часов в неделю 3.5 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы инновационной деятельности Формирование понятий о педагогической инноватике и основах организации инновационной деятельности в рамках ОУ Знание целей, задач и основных понятий педагогической инноватики; понимание сущности инновационного образовательного процесса; умение выделять и анализировать современные инновации на разных ступенях обучения; знать структуру и уровни готовности к инновационной деятельности педагога
  • Инновационный характер современного образования
  • Авторские школы как пример инноваций
  • Основные понятия педагогической инноватики
  • Инновационный образовательный процесс
  • Проектирование и реализация педагогических нововведений
  • Характеристика инноваций в современном российском образовании
  • Инновационная деятельность педагога
Методические основы организации инновационной деятельности в ОУ Формирование умения организации и методического сопровождения инновационной деятельности в ОУ Знание особенностей осуществления инновационной деятельности в ОУ; умение выделять проблемы в деятельности ОУ; умение осуществлять поиск, выбор новшеств, знать особенности их внедрения; понимание сущности и особенностей оганизации опытно-экспериментальной работы в ОУ
  • Инновационная деятельность в ОУ
  • Проблемы в деятельности школы. Системное развитие ОУ.
  • Поиск, выбор и внедрение новшеств.
  • Опытно-экспериментальная работа в ОУ
  • Управление инновациями в образовательной организации

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Инновационный характер образования Лекция 2.0 1
2 Авторские школы как пример инноваций Конференция 2.0 1
3 Авторские школы как пример инноваций Индивидуальная работа 1.0 1
4 Основные понятия педагогической инноватики Семинар 2.0 2
5 Инновационный образовательный процесс Коллоквиум 2.0 2
6 Основные понятия педагогической инноватики Индивидуальная работа 1.0 2
7 Планирование и реализация педагогических нововведений Лекция 2.0 3
8 Характеристика инноваций в современном российском образовании Конференция 2.0 3
9 Характеристика инноваций в современном российском образовании Индивидуальная работа 1.0 3
10 Инновационная деятельность педагога Практическая работа 2.0 4
11 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 4
12 Инновационная деятельность педагога Индивидуальная работа 1.0 4
13 Инновационная деятельность в ОУ Лекция 2.0 5
14 Проблемы в деятельности школы. Системное развитие ОУ Практическая работа 2.0 5
15 Рубежный контроль Индивидуальная работа 1.0 5
16 Поиск, выбор и внедрение новшеств Практическая работа 2.0 6
17 Опытно-экспериментальная работа в ОУ Коллоквиум 2.0 6
18 Проблемы в деятельности школы. Системное развитие ОУ Индивидуальная работа 1.0 6
19 Опытно-экспериментальная работа в ОУ Индивидуальная работа 2.0 7
20 Управление инновациями в образовательной организации Практическая работа 2.0 7
21 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 7
22 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Инновационный характер образования Лекция Знание и понимание современной трактовки образования, его роли в развитии личности Узнавание
Понимание инновационных процессов, характерных для российского образования Узнавание
Знание основных причин возникновения инноватики (педагогической инноватики) Воспроизведение
2 Авторские школы как пример инноваций Конференция Умение анализировать инновационные идеи, реализуемые в авторских школах, и оценивать их вклад в развитие современного образования Применение
3 Авторские школы как пример инноваций Индивидуальная работа Результаты не указаны
4 Основные понятия педагогической инноватики Семинар Знать предпосылки и причины возникновения педагогической инноватики Воспроизведение
Понимание целей и задач, объекта и предмета педагогической инноватики Воспроизведение
Умение анализировать и выделять сущностные особенности основных понятий: новация, инновация, инновационная деятельность, педагогическая инновация и др. Применение
Знание основных типов педагогических нововведений. Узнавание
Умение анализировать различные типы педагогических нововведений Применение
5 Инновационный образовательный процесс Коллоквиум Знание сущности и структуры инновационного процесса Воспроизведение
Характеристика основных этапов инновационного процесса Воспроизведение
Знание и понимание сущности инновационной деятельности Узнавание
Знание и умение анализировать этапы инновационной педагогической деятельности Воспроизведение
Знание жизненного цикла педагогических инноваций Воспроизведение
Понимание сущности результативности и эффективности инновационной деятельности Узнавание
Знание и понимание значения рефлекции в инновационно-педагогической деятельности Воспроизведение
Знание факторов, препятствующих нововведениям Узнавание
Умение выделять и анализировать причины, препятствующие нововведениям Применение
6 Основные понятия педагогической инноватики Индивидуальная работа Результаты не указаны
7 Планирование и реализация педагогических нововведений Лекция Знание заказчиков и целей нововведений Узнавание
Характеристика широкомасштабных новведений в образовании Воспроизведение
Знание особенностей введения новшеств на различных уровнях Узнавание
Знание примеров педагогических инноваций в рамках научных школ Воспроизведение
8 Характеристика инноваций в современном российском образовании Конференция Умение выделять и анализировать современные инновации на различных ступенях образования Применение
Характеристика различных инноваций (методов, технологий обучения и образования, форм организации образовательного процесса) Воспроизведение
9 Характеристика инноваций в современном российском образовании Индивидуальная работа Результаты не указаны
10 Инновационная деятельность педагога Практическая работа Знание основных психотипов педагогов по отношению к инновационной деятельности Узнавание
Знание структуры и критериев готовности педагога к инновационной деятельности Воспроизведение
Знание основных направлений подготовки педагогов и включения их в инновационную деятельность Воспроизведение
Умение анализировать различные компоненты готовности к иновационной деятельности педагога Применение
Знание понятия и основных признаков инновационной деятельности педагога Воспроизведение
Умение определять уровень инновационной деятельности педагога Применение
11 Рубежный контроль Контрольная работа Знание основных причин возникновения инноватики (педагогической инноватики) Воспроизведение
Умение анализировать инновационные идеи, реализуемые в авторских школах, и оценивать их вклад в развитие современного образования Применение
Знать предпосылки и причины возникновения педагогической инноватики Воспроизведение
Знание основных типов педагогических нововведений. Узнавание
Умение анализировать различные типы педагогических нововведений Применение
Знание сущности и структуры инновационного процесса Воспроизведение
Характеристика основных этапов инновационного процесса Воспроизведение
Знание и понимание сущности инновационной деятельности Узнавание
Знание и умение анализировать этапы инновационной педагогической деятельности Воспроизведение
Знание жизненного цикла педагогических инноваций Воспроизведение
Понимание сущности результативности и эффективности инновационной деятельности Узнавание
Знание и понимание значения рефлекции в инновационно-педагогической деятельности Воспроизведение
Знание примеров педагогических инноваций в рамках научных школ Воспроизведение
Знание основных психотипов педагогов по отношению к инновационной деятельности Узнавание
Знание структуры и критериев готовности педагога к инновационной деятельности Воспроизведение
12 Инновационная деятельность педагога Индивидуальная работа Результаты не указаны
13 Инновационная деятельность в ОУ Лекция Умение характеризовать нововведения в учебном процессе и учебном курсе школы Применение
Знание структуры системы инновационной деятельности ОУ Узнавание
Знание уровней и показателей способности ОУ к саморазвитию Узнавание
Знание особенностей и примеров нововведений в традиционной и инновационной школах Узнавание
14 Проблемы в деятельности школы. Системное развитие ОУ Практическая работа Знание основных проблем в жизнедеятлельности школы Узнавание
Знание основных проблем в деятельности ДОУ Воспроизведение
Знание особенностей и факторов разввития ОУ Узнавание
Знаний направлений и особенностей организации инновационной деятельности в ДОУ Воспроизведение
Умение анализировать деятельность ОУ на основе различных методик Применение
Умение оценивать инновационный потенциал ОО Применение
15 Рубежный контроль Индивидуальная работа Результаты не указаны
16 Поиск, выбор и внедрение новшеств Практическая работа Знание основных источников педагогических нововведений Воспроизведение
Умение разрабатывать процедуру оценки новшеств Применение
Знание особенностей внедрения локальных и комплексных новшеств Узнавание
Владение технологией внедрения новшеств в рамках ОУ Применение
17 Опытно-экспериментальная работа в ОУ Коллоквиум Знание содержания и особенностей организации опытно-экспериментальной работы в ОУ Воспроизведение
Знание характеристики основных направлений опытно-экспериментальной работы в образовательной организации Воспроизведение
Умение описывать содержание программы эксперимента в ОУ Применение
Умение давать оценку результатов опытно-экспериментальной работы Применение
18 Проблемы в деятельности школы. Системное развитие ОУ Индивидуальная работа Результаты не указаны
19 Опытно-экспериментальная работа в ОУ Индивидуальная работа Результаты не указаны
20 Управление инновациями в образовательной организации Практическая работа Знание особенностей моделирования развития ОУ в русле конкурентных стратегий Узнавание
Умение характеризовать стили управления и их значение для эффективного менеджмента Применение
Знание преимуществ проектной формы управления инновационной деятельностью; знание алгоритма создания проектной команды Воспроизведение
Знание диагностических методик и способов повышения профессиональной компетентности педагога на разных уровнях профессионального развития Применение
Умение анализировать и отбирать наиболее эффективные способы обучения сотрудников Применение
21 Рубежный контроль Контрольная работа Знание уровней и показателей способности ОУ к саморазвитию Узнавание
Знание основных проблем в жизнедеятлельности школы Узнавание
Знание основных проблем в деятельности ДОУ Воспроизведение
Умение разрабатывать процедуру оценки новшеств Применение
Знание особенностей внедрения локальных и комплексных новшеств Узнавание
Знание содержания и особенностей организации опытно-экспериментальной работы в ОУ Воспроизведение
Знание характеристики основных направлений опытно-экспериментальной работы в образовательной организации Воспроизведение
Умение описывать содержание программы эксперимента в ОУ Применение
Умение давать оценку результатов опытно-экспериментальной работы Применение
Знание особенностей моделирования развития ОУ в русле конкурентных стратегий Узнавание
Умение характеризовать стили управления и их значение для эффективного менеджмента Применение
Знание преимуществ проектной формы управления инновационной деятельностью; знание алгоритма создания проектной команды Воспроизведение
Знание диагностических методик и способов повышения профессиональной компетентности педагога на разных уровнях профессионального развития Применение
Умение анализировать и отбирать наиболее эффективные способы обучения сотрудников Применение
22 Рубежный контроль Индивидуальная работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для сстемы высшего педагогического образования / Сургутский государственный педагогический университет. - Екатеринбург: Гуманитрный ун-т, 2011. - 160 с.
  2. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2012 . - 252 с.
  3. Управление инновациями в образовательной организации. Кейс успешного руководителя. Управление через проектирование. Деятельность проектной команды. Эффективные технологии управления инновациями /авт. - сост. Н.М. Борытко, О.Л. Иванова, Е.И. Фастова; науч. ред. И.В. Власюк. - Волгоград: Учитель, 2015. - 161 с.
  4. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика : учебное пособие для студ. высших учеб. заведений / А.В. Хуторской. 2-е изд. стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 256 с.

Дополнительная

  1. Ермолаева, М.Г. Инновации в учебном процессе / М.Г. Ермолаева [Текст] // Вестник образования. - 2010. - № 1 (прил.) - С. 55-59.
  2. Красикова, Т. Критерии эффективности инновационного образования / Т.Красикова [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №2 - С. 137 - 142.
  3. Лазарев, В.С., Мартиросян, Б.П. Педагогическая инноватика / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян [Текст]. - М.: Просвещение, 2006. - 242 с.

Цифровые ресурсы

  1. Бекетова, О.А. Инновации в образовании: понятие и сущность [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5986/
  2. Гребенюк И.И., Голубцов, И.В., Кожин, В.А. и др. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://monographies.ru/en/book/view?id=143
  3. Педагогические инновации в образовании [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rastut-goda.ru
  4. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://refdb.ru
  5. Хадиулина, Т.Г. Инновации в образовании [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/
  6. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика - рычаг образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Инноватика в образовании [Электронный ресурс]: Б - 4062 Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (Направленность: Дошкольное образование), зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.Г.Балина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.