бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Nov. 27, 2017 утверждено Feb. 6, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Dec. 21, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 19, 2018

В.3.8 Методика обучения предмету "Окружающий мир", 6 семестр

Б-5022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) знание типов и структуры уроков по предмету "Окружающий мир" знаниевый
знание форм организации внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" знаниевый
владение обобщенным способом анализа программ внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" ориентировочный
владение обобщенным способом написания конспекта урока по предмету "Окружающий мир" ориентировочный
умение проектировать занятие внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" операциональный
умение проектировать урок по предмету "Окружающий мир" операциональный
опыт написания конспекта занятия внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" опыт
опыт написания конспекта урока по предмету "Окружающий мир" в соответствии с целями обучения опыт
способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знать критерии отбора методов и приемы обучения при организации урочной и внеурочной деятельности при изучении предмета "Окружающий мир" знаниевый
владение общей схемой использования современных методов, приемов и технологий обучения и диагностики при организации урочной и внеурочной деятельности ориентировочный
уметь одбирать современные методы и технологии обучения и диагностики при изучении предмета "Окружающий мир" в соответствии с целями обучения операциональный
опыт проектирования урочной и внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" с использованием современных методов обучения и диагностики опыт
способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9) знание особенностей составления индивидуальных образовательных маршрутов при изучении учебного предмета "Окружающий мир" знаниевый
владение общей схемой составления индивидуальных образовательных маршрутов при изучении предмета "Окружающий мир" ориентировочный
умение составлять индивидуальный образовательный маршрут по предмету "Окружающий мир" с учетом уровня обученности детей младшего школьного возраста, уровня развития способностей, с учетом психологических особенностей и состояния их здоровья операциональный
опыт отбора учебных индивидуальных заданий по предмету "Окружающий мир" для разных категорий обучающихся опыт

Цели изучения дисциплины

научиться организовывать процесс обучения детей младшего школьного возраста предмету "Окружающий мир"

Задачи

  1. научиться организовывать урочную деятельность по предмету "Окружающий мир"
  2. научиться организовывать внеурочную деятельность по предмету "Окружающий мир"
  3. научиться организовывать изучение предмета "Окружающий мир" разными категориями обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 22.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 8.5 ч.
Часов в неделю 2.59 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Урок по предмету "Окружающий мир" в начальной школе знать типологию, структуру уроков по предмету "Окружающий мир" умение проектировать урок по предмету "Окружающий мир"
  • Типология уроков по предмету "Окружающий мир"
  • Структура уроков по предмету "Окружающий мир"
  • Организация урока в деятельностном подходе
  • Подготовка учителя к уроку
Внеурочная деятельность при изучении предмета "Окружающий мир" в начальной школе знать виды внеурочной деятельности при изучении предмета "Окружающий мир" и особенности организации в начальной школе умение проектировать занятие по внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста при изучении предмета "Окружающий мир"
  • Общая характеристика видов внеурочной деятельности
  • Экскурсии при изучении предмета "Окружающий мир"
  • Исследовательская и проектная работа при изучении предмета "Окружающий мир"
  • Олимпиады и конкурсы как форма внеурочной деятельности
Организация процесса обучения по предмету "Окружающий мир" для разных категорий обучающихся знать особенности организации индивидуального обучения умение проектировать индивидуальные образовательные маршруты для разных категорий обучающихся
  • Индивидуализация обучения при изучении предмета "Окружающий мир"
  • Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации требований ФГОС НОО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Лекция 2.0 1
2 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Практическая работа 2.0 2
3 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Лекция 2.0 2
4 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Вариативное задание 2.0 3
5 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Практическая работа 4.0 4
6 Организация урока в деятельностном подходе Семинар 2.0 4
7 Организация урока в деятельностном подходе Практическая работа 2.0 5
8 Организация урока в деятельностном подходе Другое 2.0 5
9 Подготовка учителя к уроку Практическая работа 2.0 6
10 Подготовка учителя к уроку Индивидуальная работа 2.0 7
11 Рубежный контроль по первому модулю Контрольная работа 2.0 8
12 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа 2.0 9
13 Общая характеристика видов внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" Лекция 2.0 9
14 Общая характеристика видов внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" Семинар 2.0 10
15 Методика проведения экскурсий Семинар 2.0 11
16 Методика проведения экскурсий Практическая работа 2.0 11
17 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Вариативное задание 2.0 12
18 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Практическая работа 2.0 13
19 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Индивидуальная работа 1.0 13
20 Рубежный контроль по второму модулю Конференция 2.0 14
21 Олимпиады и конкурсы как форма внеурочной деятельности Практическая работа 2.0 14
22 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа 2.0 15
23 Теоретические основы индивидуализации обучения при изучении предмета "Окружающий мир" Лекция 2.0 15
24 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для разных категорий обучающихся при изучении предмета "Окружающий мир" Практическая работа 4.0 16
25 Теоретические основы индивидуализации обучения при изучении предмета "Окружающий мир" Практическая работа 2.0 16
26 Рубежный контроль по третьему модулю Другое 2.0 17
27 Рубежный контроль по третьему модулю Индивидуальная работа 2.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Лекция знание понятия урок как основной формы организации учебного процесса по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
знание требования к уроку по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
2 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Практическая работа умение определять условия эффективности урока по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
3 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Лекция знание основных структурных компонентов вводного урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов обобщающего урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов комбинированного урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов предметного урока Воспроизведение
4 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Вариативное задание знание видов нестандартных обобщающих уроков Воспроизведение
знание основных структурных компонентов постановки проблемы на уроке Применение
умение подбирать способы организации активной деятельности младших школьников, направленной на применение нового знания Применение
знание способов оценки работы обучающихся на уроке Воспроизведение
5 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Практическая работа умение проектировать вводный урок Применение
умение проектировать обобщащий урок Применение
умение проектировать комбинированный урок Применение
умение проектировать предметный урок Применение
6 Организация урока в деятельностном подходе Семинар знание критериев выбора целей урока Воспроизведение
умение выводить цели урока из заданных планируемых результатов Применение
знание сущности и особенностей организации целеполагания, планирования и оценки собственной учебной деятельности детьми младшего школьного возраста Воспроизведение
7 Организация урока в деятельностном подходе Практическая работа умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по осознанию цели обучения на уроке Применение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по планированию учебных действий Применение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по соотнесению целей и результатов своей работы Применение
8 Организация урока в деятельностном подходе Другое умение выводить цели урока из заданных планируемых результатов Применение
умение определять этапы деятельности по обозначению цели в проекте урока Применение
9 Подготовка учителя к уроку Практическая работа знание различных вариантов действий при составлении проекта урока Воспроизведение
умение составлять алгоритм действий по подготовке проекта урока Воспроизведение
знание часто встречающихся недостатков при проведении студентами первых уроков Воспроизведение
знание методических рекомендаций, отражающих специфику организации урока в рамках определенной образовательной программы Воспроизведение
10 Подготовка учителя к уроку Индивидуальная работа умение оценивать проект урока Применение
11 Рубежный контроль по первому модулю Контрольная работа знание понятия урок как основной формы организации учебного процесса по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
знание требования к уроку по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
знание типов уроков по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
знание особенностей проведения уроков в зависимости от типа Воспроизведение
знание основных структурных компонентов вводного урока Воспроизведение
умение проектировать вводный урок Применение
знание основных структурных компонентов обобщающего урока Воспроизведение
умение проектировать обобщащий урок Применение
знание видов нестандартных обобщающих уроков Воспроизведение
знание основных структурных компонентов комбинированного урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов постановки проблемы на уроке Применение
умение подбирать способы организации активной деятельности младших школьников, направленной на применение нового знания Применение
знание способов оценки работы обучающихся на уроке Воспроизведение
умение проектировать комбинированный урок Применение
знание основных структурных компонентов предметного урока Воспроизведение
умение проектировать предметный урок Применение
знание критериев выбора целей урока Воспроизведение
умение выводить цели урока из заданных планируемых результатов Применение
умение определять этапы деятельности по обозначению цели в проекте урока Применение
знание сущности и особенностей организации целеполагания, планирования и оценки собственной учебной деятельности детьми младшего школьного возраста Воспроизведение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по осознанию цели обучения на уроке Применение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по планированию учебных действий Применение
знание различных вариантов действий при составлении проекта урока Воспроизведение
умение составлять алгоритм действий по подготовке проекта урока Воспроизведение
умение оценивать проект урока Применение
знание часто встречающихся недостатков при проведении студентами первых уроков Воспроизведение
знание методических рекомендаций, отражающих специфику организации урока в рамках определенной образовательной программы Воспроизведение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по соотнесению целей и результатов своей работы Применение
12 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа умение определять условия эффективности урока по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
умение определять тип урока в зависимости от предметного содержания и планируемых результатов Воспроизведение
13 Общая характеристика видов внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" Лекция знание сущности понятия внеурочная деятельность Воспроизведение
знание видов внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
14 Общая характеристика видов внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" Семинар умение анализировать виды внеурочной деятельности, представленные в различных УМК Применение
знание инновационных видов внеурочной деятельности Воспроизведение
15 Методика проведения экскурсий Семинар знание классификаций экскурсий и особенностей их проведения в начальной школе при изучении предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
умение проектировать экскурсию различного типа при изучении предмета "Окружающий мир" Применение
16 Методика проведения экскурсий Практическая работа умение применять алгоритм действий по подготовке и проведению экскурсии Применение
умение вводить элементы учебного исследования в содержание школьных экскурсий Творчество
17 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Вариативное задание умение анализировать исследовательские работы и проекты обучающихся Применение
18 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Практическая работа знание сущности понятий исследовательская и проектная деятельность Воспроизведение
знание классификаций проектной и исследовательской деятельности Воспроизведение
знание этапов организации и проведения проектной и исследовательской деятельности Воспроизведение
умение использовать технологию учебного проектирования Применение
19 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Индивидуальная работа умение проектировать элементы учебно-исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста Творчество
20 Рубежный контроль по второму модулю Конференция знание сущности понятия внеурочная деятельность Воспроизведение
знание видов внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
умение анализировать виды внеурочной деятельности, представленные в различных УМК Применение
знание классификаций экскурсий и особенностей их проведения в начальной школе при изучении предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
умение проектировать экскурсию различного типа при изучении предмета "Окружающий мир" Применение
умение применять алгоритм действий по подготовке и проведению экскурсии Применение
умение вводить элементы учебного исследования в содержание школьных экскурсий Творчество
знание сущности понятий исследовательская и проектная деятельность Воспроизведение
знание классификаций проектной и исследовательской деятельности Воспроизведение
знание этапов организации и проведения проектной и исследовательской деятельности Воспроизведение
умение использовать технологию учебного проектирования Применение
умение проектировать элементы учебно-исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста Творчество
умение анализировать исследовательские работы и проекты обучающихся Применение
знание особенностей подготовки и проведения олимпиад и конкурсов Воспроизведение
умение составлять каталог олимпиад и конкурсов Применение
21 Олимпиады и конкурсы как форма внеурочной деятельности Практическая работа знание особенностей подготовки и проведения олимпиад и конкурсов Воспроизведение
умение составлять каталог олимпиад и конкурсов Применение
умения подбирать задания для организации олдимпиад и конкурсов Творчество
22 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа умения подбирать задания для организации олдимпиад и конкурсов Творчество
знание инновационных видов внеурочной деятельности Воспроизведение
23 Теоретические основы индивидуализации обучения при изучении предмета "Окружающий мир" Лекция знание сущности понятия индивидуализация обучения Воспроизведение
24 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для разных категорий обучающихся при изучении предмета "Окружающий мир" Практическая работа знание особенностей составления индивидуальных образовательных маршрутов при изучении предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
умение проектировать индивидуальные образовательные маршруты для разных категорий обучающихся: одаренных, имеющих трудности в обучении, длительно болеющих детей Применение
умение подбирать учебные задания для достижения планирумых результатов для разных категорий обучающихся: одаренных, имеющих трудности в обучении, длительно болеющих детей Применение
25 Теоретические основы индивидуализации обучения при изучении предмета "Окружающий мир" Практическая работа умение диагностировать уровень усвоения планируемых результатов обучающимися Применение
26 Рубежный контроль по третьему модулю Другое знание сущности понятия индивидуализация обучения Воспроизведение
умение диагностировать уровень усвоения планируемых результатов обучающимися Применение
знание особенностей составления индивидуальных образовательных маршрутов при изучении предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
умение подбирать учебные задания для достижения планирумых результатов для разных категорий обучающихся: одаренных, имеющих трудности в обучении, длительно болеющих детей Применение
27 Рубежный контроль по третьему модулю Индивидуальная работа умение проектировать индивидуальные образовательные маршруты для разных категорий обучающихся: одаренных, имеющих трудности в обучении, длительно болеющих детей Применение

Литература

Основная

  1. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 253 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=58277. – Загл. с экрана.
  2. Клепинина З.А., Аквилёва Г.Н. Методика преподавания предмета "Окружающий мир" : Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - 2-e изд., перераб. и доп. - (Бакалавриат)., (Гриф) 2013. – 336 с.
  3. Методика преподавания предмета "Окружающий мир": учеб. и практикум для акад. бакалавриата: учеб. для студентов (магистратуры) вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям /Моск. гор. пед, ун-т;под общ ред. М.С. Смирновой. - М.: Юрайт, 2016 -305 с.
  4. Миронов А.В. Технология изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе / А.В. Миронов. Из-во "Феникс" 2013. – 511 с.

Дополнительная

  1. Вахрушев, А. А.Окружающий мир ("Обитатели Земли"). 3-й класс : метод. рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина. - 2-е изд., доп. - М. : Баласс, 2014.
  2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 - 4-е классы : программа / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 184, [7] c. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  3. Миронов, А. В. "Окружающий мир" в начальной школе: как реализовать ФГОС : пособие для учителя / А. В. Миронов. - М. : Баласс, 2013. - 95 с.
  4. Миронов А.В. "Окружающий мир в начальной школе. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя" / А.В. Миронов. - Образовательная система "Школа 2100", 2012. – 96 с.
  5. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие/ О.В. Алексеев, А.А. Арасланова. - М.: Издательсктй дом Академии Естествознания,2017.- 144с.
  6. Плешаков, А. А.Окружающий мир. 1-4 классы : рабочие прогр. : предм. линия учеб. системы "Перспектива" : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 128 с.
  7. Плешаков, А. А Окружающий мир. 1-4 классы : рабочие прогр. : предм. линия учеб. системы "Школа России" : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 223,
  8. Плешаков, А. А.Окружающий мир. 1-й класс : комплект демонстрац. табл. с метод. рек. к учеб. А. А. Плешакова [и др.] "Окружающий мир. 1 кл." / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2009. - 16 демонстрац. табл. : ил.
  9. Поглазова, О. Т.Окружающий мир. 1 - 4-е классы : прогр., поуроч.-темат. планирование / О. Т. Поглазова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - 302
  10. Поглазова, О. Т.Окружающий мир : метод. рекомендации к учеб. для 2-го кл. общеобразоват. учреждений : пособие для учителя / О. Т. Поглазова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012. - 256.
  11. Родыгина, О. А. Окружающий мир ("Человек и природа"). 4-й класс : метод. рекомендации для учителя / О. А. Родыгина, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. - М. : Баласс, 2013. - 239.

Цифровые ресурсы

  1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/defaultx.asp
  2. Справочно-поисковые системы: Yandex, Google, Rambler, Yahoo, Answers.com.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б.3.5 Методика обучения предмету "Окружающий мир" [Электронный ресурс]: 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.А.Арасланова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.