бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Nov. 21, 2017 утверждено Feb. 5, 2018
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано Dec. 21, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 5, 2018

Б1.В.ОД.1.1 Психология стресса, 4 семестр

Б-6091, 37.03.01, Психология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
И.А. Верченко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3) Знание методов и технологий, ориентированных на личностный рост и охрану здоровья знаниевый
Знание методов работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации знаниевый
Знание основных методов управления стрессовым состоянием знаниевый
Знание профессиональных рисков и способов их предупреждения в различных видах деятельности знаниевый
Знание стандартных процедур и программ, направленных на поддержание и сохранение здорового образа жизни различных категорий клиентов знаниевый
Умение выделять критерии оценки методов и технологий, ориентированных на личностный рост и охрану здоровья ориентировочный
Умение выделять критерии оценки эффективности методов работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации ориентировочный
Умение выделять критерии оценки эффективности методов управления стрессовым состоянием ориентировочный
Умение выделять критерии оценки эффективности способов предупреждения профессиональных рисков в различных видах деятельности ориентировочный
Владение методами и технологиями, ориентированными на личностный рост и охрану здоровья операциональный
Владение методами управления стрессовым состоянием операциональный
Владение способами выявления профессиональных рисков операциональный
Владение способами работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации операциональный
Владение способами сохранения психического и физического здоровья с использованием традиционных методов операциональный
Владеть способами предупреждения профессиональных рисков в различных видах деятельности операциональный

Цели изучения дисциплины

Научиться использовать способы регуляции собственных психических состояний и оказания психологической помощи детям и взрослым, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях

Задачи

  1. Научиться понимать сущность, причины и механизмы возникновения стрессовых состояний в трудных жизненных ситуациях
  2. Научиться использовать основные методы и приемы управления эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч. (41.67%)
Контроль самостоятельной работы 12.0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.0 ч. (59.72%)
Процент выполнения нагрузки 101.39%
Индивидуальная работа со студентами 8.5 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 1.88 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Научно-теоретические основы учения о стрессе Научиться понимать сущность, причины и механизмы возникновения стрессовых состояний в трудных жизненных ситуациях знать сущность процесса стресса, объяснить физиологические основы стресса, описать классификацию стрессоров, знать сущность теория стресса Г.Селье, теории Р.Лазаруса, описать факторы влияния на переживание стресса, знать теоретические подходы к проблеме профессионального стресса, знать факторы и причины стресса на работе, знать понятие профессионального выгорания, объяснить причины выгорания и симптомы профессионального выгорания, описать этапы профессионального выгорания
  • Сущность стресса
  • Причины стресса
  • Проблема профессионального выгорания
Управление стрессом и профилактика стрессовых состояний Научиться использовать основные методы и приемы управления эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях описать методы саморегуляции, описать внутренние и внешние ресурсы преодоления стресса, объяснить концепции и свойства копинга, знать лассификацию копинг-стратегий, описать модели и стратегии преодолевающего поведения, объяснить сущность тайм-менеджмент как способа преодоления стресса
  • Копинг-стратегии
  • Способы саморегуляции
  • Профилактика стресса
  • Ресурсы преодоления стресса

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Стресс как биологическая и психологическая категория Лекция 2.0 1
2 Причины возникновения психологического стресса Семинар 2.0 2
3 Теоретические подходы к изучению стресса Семинар 2.0 3
4 Особенности профессионального выгорания специалистов различных профессий Индивидуальная работа 2.0 3
5 Проблема профессионального стресса Лекция 2.0 4
6 Профессиональное выгорание специалистов различных профессий Коллоквиум 2.0 5
7 Ресурсные концепции преодоления стресса и выгорания Индивидуальная работа 2.0 5
8 Рубежный контроль 1. "Научно-теоретические основы учения о стрессе" Контрольная работа 2.0 6
9 Адаптация к стрессовым ситуациям Лекция 2.0 7
10 Совершенствование поведенческих навыков как способ профилактики стресса Индивидуальная работа 2.0 7
11 Адаптация к стрессовым ситуациям Практическая работа 2.0 8
12 Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса Лекция 2.0 9
13 Совершенствование поведенческих навыков как способ профилактики стресса Индивидуальная работа 2.5 9
14 Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса Другое 2.0 10
15 Совершенствование поведенческих навыков как способ профилактики стресса Семинар 2.0 11
16 Управление временем Практическая работа 2.0 12
17 Ресурсные концепции преодоления стресса Конференция 2.0 13
18 Управление стрессом Другое 2.0 14
19 Рубежный контроль 2. "Управление стрессом и профилактика стрессовых состояний" Контрольная работа 2.0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Стресс как биологическая и психологическая категория Лекция Дать определение понятию "стресс" Воспроизведение
Определить признаки стресса Применение
Знать критерии выделения видов стресса Узнавание
2 Причины возникновения психологического стресса Семинар Описать виды стрессоров Воспроизведение
Объяснить особенности объективных, субъективных причин стресса Воспроизведение
3 Теоретические подходы к изучению стресса Семинар Характеризовать стресс с позиций теории стресса Г. Селье, Р.Лазаруса Воспроизведение
4 Особенности профессионального выгорания специалистов различных профессий Индивидуальная работа Знать сущность процесса профессонального выгорания Воспроизведение
Выявить причины и симптомы профессионального выгорания Воспроизведение
5 Проблема профессионального стресса Лекция Знать сущность процесса профессонального выгорания Воспроизведение
6 Профессиональное выгорание специалистов различных профессий Коллоквиум Объяснить сущность профессионального стресса Воспроизведение
Знать сущность процесса профессонального выгорания Воспроизведение
7 Ресурсные концепции преодоления стресса и выгорания Индивидуальная работа Определить сущность и свойства копинга с позиций различных концепций Воспроизведение
8 Рубежный контроль 1. "Научно-теоретические основы учения о стрессе" Контрольная работа Дать определение понятию "стресс" Воспроизведение
Описать стадии стресса Воспроизведение
Характеризовать стресс с позиций теории стресса Г. Селье, Р.Лазаруса Воспроизведение
Описать виды стрессоров Воспроизведение
Объяснить особенности объективных, субъективных причин стресса Воспроизведение
Выявить факторы влияния на переживание стресса Применение
Объяснить сущность профессионального стресса Воспроизведение
Знать сущность процесса профессонального выгорания Воспроизведение
Выявить причины и симптомы профессионального выгорания Воспроизведение
Использовать методы диагностики эмоционального выгорания Применение
9 Адаптация к стрессовым ситуациям Лекция Определить виды копинг-стратегий Воспроизведение
Использовать методики диагностики копинга Применение
10 Совершенствование поведенческих навыков как способ профилактики стресса Индивидуальная работа Объяснить специфику моделей и стратегий преодоления стресса Воспроизведение
Объяснить специфику методов саморегуляции Воспроизведение
11 Адаптация к стрессовым ситуациям Практическая работа Использовать методики диагностики копинга Применение
12 Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса Лекция Знать специфику видов саморегуляции Воспроизведение
13 Совершенствование поведенческих навыков как способ профилактики стресса Индивидуальная работа Знать специфику видов саморегуляции Воспроизведение
Использовать методы саморегуляции как внутренний ресурс Применение
14 Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса Другое Использовать методы саморегуляции как внутренний ресурс Применение
15 Совершенствование поведенческих навыков как способ профилактики стресса Семинар Объяснить специфику моделей и стратегий преодоления стресса Воспроизведение
Объяснить специфику методов саморегуляции Воспроизведение
16 Управление временем Практическая работа Использовать тайм-менеджмент как способ профилактики и преодоления стресса. Применение
17 Ресурсные концепции преодоления стресса Конференция Определить сущность и свойства копинга с позиций различных концепций Воспроизведение
18 Управление стрессом Другое Использовать методы саморегуляции как внутренний ресурс Применение
19 Рубежный контроль 2. "Управление стрессом и профилактика стрессовых состояний" Контрольная работа Определить сущность и свойства копинга с позиций различных концепций Воспроизведение
Определить виды копинг-стратегий Воспроизведение
Использовать методики диагностики копинга Применение
Знать специфику видов саморегуляции Воспроизведение
Использовать методы саморегуляции как внутренний ресурс Применение
Объяснить специфику моделей и стратегий преодоления стресса Воспроизведение
Использовать тайм-менеджмент как способ профилактики и преодоления стресса. Применение
Определить внешние и внутренние ресурсы преодоления стресса Воспроизведение
Объяснить специфику методов саморегуляции Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Айзман, Н. И. Психологические основы безопасности человека : учеб. пособие для студентов вузов / Н. И. Айзман, Р. И. Айзман, С. М. Зиньковская ; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Новосиб. гос. пед. ун-т", ФГБОУ ВПО "Моск. пед. гос. ун-т". - Новосибирск [и др.] : [АРТА], 2011. - 270, [2] c. - (Безопасность жизнедеятельности). - Гриф УМО.
  2. Гуревич, П. С. Психология чрезвычайных ситуаций управления [Электронный ресурс]:Учебное пособие / Гуревич П. С. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=118127&sr=1.-Загл. с экрана
  3. Самыгин, С.И.Деловое общение : учеб. пособие для студентов высш. Проф. образования, обучающихся по специальности "Антикризисное управление", направлению 080500 "Менеджмент", а также "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. - 3-е изд. ; стер. - М. : КноРус , 2012. - 436, [1] с. - (Для бакалавров). - Гриф МО.
  4. Сидоров, П.И. Деловое общение : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Бухгалтер. учет, анализ и аудит" и др. эконом. специальностям / П.И. Сидоров, М.Е. Путин, И.А. Коноплева. - 2-е изд. ; перераб. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 382, [2] с. : ил. - (Высшее образование). - Гриф МО.

Дополнительная

  1. Абабков В.А. Адаптация к стрессу [Текст] : основы теории, диагностики, терапии. – СПб. : Речь, 2004. – 166 с.
  2. Александров А.А. Аутотренинг [Текст]: справочник. – СПб.: Питер, 2008. – 270 с.
  3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания [Текст]. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.
  4. Игумнов, С.А. Стресс и стресс-зависимые заболевания / С.А. Игумнов, В.А. Жебентяев. - СПб. : Речь, 2011. - 345, [1] с.
  5. Каменюкин, А.Г. Антистресс-тренинг [Текст]. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.
  6. Картрайт С. (Cartwright, S.). Стресс на рабочем месте = Managing workplace stress [Текст] : пер. с англ. / Сьюзан Картрайт, Кэри Л. Купер. – Харьков : Гуманитарный Центр, 2004. – 236 с.
  7. Кичаев, А.А. Кризис и стресс. Пособие по приручению [Текст]. – СПб.: Речь, 2009. – 256 с.
  8. Льюис Д. Стресс-менеджер = 10-Minute Time and Stress Managment [Текст] : Как сэкономить 10 часов в неделю и уйти от стресса. – М. : Рефл-бук. АСТ, 2000. – 266с.
  9. Мельник Ю. Управление стрессами (или 6 типов личностей, реагирующих на стресс) [Текст]// Управление персоналом. – 2000. - № 3. – С. 20-23.
  10. Нестерова, О. В Управление стрессами : Учебное пособие / Нестерова О. В. - Москва : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. - 320 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17051 -ЭБС «IPRbooks», по паролю
  11. Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление [Текст] / Под ред. А.С. Батуева. — СПб.: Речь, 2008. — 144с.
  12. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги : [пособие] / авт.-сост.: М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. - Волгоград : Учитель, 2009. - 207 с
  13. Синельников, В.В. Прививка от стресса [Текст] : как стать хозяином своей жизни / Валерий Синельников. – М. : Центрполиграф, 2006. – 220 с.
  14. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.

Цифровые ресурсы

  1. Панченко Л.Л. Диагностика стресса / Л.Л. Панченко [Электронный ресурс] – Доступ с сайта электронной библиотеки КУБ. - Режим доступа: htpp://www.сoob.ru

Источники

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». - Москва, 2013. - 238 с. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/, свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.О.ОД.1.1 Психология стресса[Электронный ресурс]: Направление подготовки 37.03.01 Психология (направленность Психологическое консультирование) / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. И.А. Верченко. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru
  2. Учебная программа. Б.1.В.ОД.7 Психология стресса [Электронный ресурс]: Направление подготовки 030300.62 Психология / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Д.Б.Петрова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.