бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 19, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 5, 2018
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано Sept. 26, 2018

Б1.Б.19 Педагогика, 4 семестр

Б-6081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1.Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности Знание требований педагогической практики к современному педагогу; знание специфики профессиональной педагогической деятельности; знаниевый
Владение приемами повышения мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, профессионального самосовершенствования. ориентировочный
ОПК-2. Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся Знание педагогических основ учебно-воспитательного процесса: сущность, закономерности, содержание, методы и формы организации. знаниевый
Владение обобщенной схемой отбора содержания, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся. ориентировочный
Умение проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом социальных, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. операциональный
ОПК-3. Готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; Знание основ теории и методики психолого-педагогического сопровождения (ППС) учебно-воспитательного процесса (УВП). знаниевый
Знание проблем обучения, воспитания и развития ребенка знаниевый
Владение общей схемой моделирования содержания и технологии, способов ППС учебно-воспитательного процесса. ориентировочный
ОПК-4. Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования; Знание нормативных документов, регулирующих деятельность субъектов образования (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ОО, Профессиональный стандарт педагога и др.) знаниевый
Владение общей схемой осуществления образовательного процесса в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность субъектов образования. ориентировочный
ПК-3. Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; Знание сущности, особенностей, закономерностей, принципов, направлений, задач воспитания, духовно-нравственного развития, методов, технологий воспитания, роли воспитания в развитии личности знаниевый
Владение общей схемой постановки цели и задач, выбора методов, технологий, форм воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся во внеучебной (внеурочной и воспитательной) деятельности ориентировочный
Владение общей схемой проектирования внеучебной (внеурочной и воспитательной) деятельности, направленной на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся ориентировочный
Умение проектировать внеучебную (внеурочную и воспитательную) деятельность, направленную на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся. операциональный
ПК-4. Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов Знание требований ФГОС ОО к образовательным результатам, к условиям освоения ООП, к структуре и содержанию ООП, в том числе к образовательной среде. Знание сущности понятия "Качество учебно-ввоспитательного процесса" , критериев и методов его оценки. Знание структурных компонентов и возможностей образовательной для достижения личностных, метапредметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. знаниевый
Владение способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды. ориентировочный
Умение проектировать содержание образовательной среды для достижения личностных и метапредметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. операциональный
ПК-5. Способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся; Знание сущности педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся: целей, задач, направлений, а также способов профилактики девиаций. знаниевый
Знание сущности процессов социализации, закономерностей, стадий, кризисов социализации, возможных девиаций. знаниевый
Владение общей схемой проектирования содержания, технологии, способов педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения; ориентировочный
Умение определять этапы педагогического сопровождения социализации обучающихся. операциональный
Умение отбирать формы, методы, технологии педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся. операциональный
ПК-6. Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; Знание основ организации взаимодействия с участниками образовательного процесса: понятий «взаимодействие», «участники образовательного процесса», особенности, уровни и типы взаимодействия с различными участниками образовательного процесса, способы организации взаимодействия. знаниевый
Знание особенностей и педагогического потенциала активных, интерактивных форм, методов воспитания, воспитательных технологий в организации взаимодействия с участниками образовательного процесса. знаниевый
Владение способом выбора методов, приёмов взаимодействия с участниками образовательного процесса на основе знания видов, типов, уровней, стилей, задач взаимодействия с учетом категории субъектов образовательного процесса. ориентировочный
Владение схемой анализа педагогических ситуаций с точки зрения педагогического взаимодействия. ориентировочный
Умение осуществлять выбор методов, приёмов взаимодействия с участниками образовательного процесса на основе знания видов, типов, уровней, стилей, задач взаимодействия с учетом категории субъектов образовательного процесса. операциональный
ПК-7. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности. Знание методов, форм, средств организации сотрудничества обучающихся, поддержания активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей обучающихся. знаниевый
Владение общей схемой выбора адекватных цели и задачам учебно-воспитательного процесса методов, форм и средств организации сотрудничества обучающихся, поддержания активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей обучающихся. ориентировочный
Умение организовать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности. операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умения проектировать воспитательный процесс на основе знаний о его сущности, структурурных компонентах и особенностях его организации с учетом требовний деятельностного подхода

Задачи

  1. Формировать знания о сущности, основных направлениях и особенностях организации воспитательного процесса в соответствии требованиями нормативных документов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс в современной образовательной организации.
  2. Формировать умение проектировать и осуществлять воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и Профессионального стандарта педагога.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 16.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 11.0 ч.
Часов в неделю 2.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы воспитания Формировать знания о сущности, основных направлениях и особенностях организации воспитательного процесса в соответствии требованиями нормативных документов, регламентирующих воспитательный процесс в современной образовательной организации. Знание о сущности, методах, формах, направлениях воспитания; знание требований ФГОС общего образования к организации воспитательного процесса; владение обобщенной схемой проектирования воспитательного процесса.
  • Сущность воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
  • Характеристика процесса воспитания как педагогического процесса.
  • Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
  • Нормативные документы, отражающие содержание воспитательного процесса и регламентирующие деятельность субъектов образования.
  • Закономерности и принципы воспитания.
  • Основные направления (содержание) воспитания. Задачи духовно-нравственного развития обучающихся во внеурочной и воспитательной деятельности.
  • Методы воспитания и организации взаимодействия с участниками образовательного процесса.
  • Формы организации воспитательного процесса и сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, самостоятельности.
  • Социальное воспитание и социализация личности. Педагогическое сопровождение социализации обучающихся.
  • Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
  • Рубежный контроль по модулю 1.
Методические основы воспитания Формировать умение проектировать и осуществлять воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и Профессионального стандарта педагога. Умение проектировать воспитательный процесс на основе учета задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся, основных направлений воспитания, особенностей детского коллектива и технологии его формирования.
  • Методика формирования детского коллектива как социальной среды воспитания. Технологические и методические приемы формирования детского коллектива.
  • Проектирование воспитательного процесса и особенности его реализации в условиях поликультурного, полиэтнического общества.
  • Планирование классным руководителем воспитательной деятельности в классе.
  • Освоение технологии планирования воспитательной деятельности в классе.
  • Освоение технологии личностно ориентированного классного часа.
  • Проектирование воспитательной системы класса как способа организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества.
  • Освоение технологии реализации диалоговых форм организации воспитательного процесса: дебаты.
  • Освоение технологии организационно-деятельностной игры как формы организации коммуникации, понимания, рефлексии и коллективного мыследействования.
  • Освоение технологии КТД как способа организации сотрудничества взрослых и детей.
  • Рубежный контроль по модулю 2.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Сущность воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Лекция 2.0 1
2 Характеристика процесса воспитания как педгогичекого процесса. Лекция 2.0 1
3 Характеристика процесса воспитания как педгогичекого процесса. Семинар 2.0 2
4 Характеристика процесса воспитания как педгогичекого процесса. Индивидуальная работа 2.0 2
5 Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Семинар 2.0 3
6 Нормативные документы, отражающие содержание воспитательного процесса и регламентирующие деятельность субъектов образования. Семинар 2.0 3
7 Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Индивидуальная работа 1.0 3
8 Закономерности и принципы воспитания. Самостоятельное изучение 2.0 4
9 Закономерности и принципы воспитания. Индивидуальная работа 2.0 4
10 Основные направления (содержание) воспитания. Задачи духовно-нравственного развития обучающихся во внеурочной и воспитательной деятельности. Семинар 2.0 5
11 Методы воспитания и организации взаимодействия с участниками образовательного процесса. Лекция 2.0 5
12 Методы воспитания и организации взаимодействия с участниками образовательного процесса. Семинар 2.0 6
13 Формы организации воспитательного процесса и сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, самостоятельности. Семинар 2.0 7
14 Социальное воспитание и социализация личности. Педагогическое сопровождение социализации обучающихся. Лекция 2.0 7
15 Формы организации воспитательного процесса и сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, самостоятельности. Индивидуальная работа 1.0 7
16 Социальное воспитание и социализация личности. Педагогическое сопровождение социализации обучающихся. Семинар 2.0 8
17 Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Семинар 2.0 9
18 Рубежный контроль по модулю 1. Контрольная работа 2.0 9
19 Методика формирования детского коллектива как социальной среды воспитания. Технологические и методические приемы формирования детского коллектива. Практическая работа 2.0 10
20 Рубежный контроль по модулю 1. Индивидуальная работа 1.0 10
21 Проектирование воспитаетльного процесса и особенности его реализации в условиях поликультурного, полиэтнического общества. Практическая работа 2.0 11
22 Планирование классным руководителем воспитательной деятельности в классе. Практическая работа 2.0 11
23 Освоение технологии планирования воспитательной деятельности в классе. Практическая работа 2.0 12
24 Освоение технологии планирования воспитательной деятельности в классе. Индивидуальная работа 1.0 12
25 Освоение технологии личностно ориентированного классного часа. Самостоятельное изучение 4.0 13
26 Проектирование воспитательной системы класса как способа организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества. Практическая работа 2.0 13
27 Освоение технологии личностно ориентированного классного часа. Индивидуальная работа 2.0 13
28 Проектирование воспитательной системы класса как способа организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества. Индивидуальная работа 2.0 13
29 Освоение технологии реализации диалоговых форм организации воспитательного процесса: дебаты. Практическая работа 2.0 14
30 Освоение технологии организационно-деятельностной игры как формы организации коммуникации, понимания, рефлексии и коллективного мыследействования. Практическая работа 2.0 15
31 Освоение технологии КТД как способа организации сотрудничества взрослых и детей. Практическая работа 2.0 15
32 рубежный контроль по модулю 2. Контрольная работа 2.0 16
33 рубежный контроль по модулю 2. Индивидуальная работа 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Сущность воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Лекция Раскрывать сущность, основные свойства, движущие силы и логику воспитательного процесса. Объяснять взаимосвязи воспитания, перевоспитания и самовоспитания, роль воспитания в развитии личности. Воспроизведение
2 Характеристика процесса воспитания как педгогичекого процесса. Лекция Раскрывать сущность, основные свойства, движущие силы и логику воспитательного процесса. Воспроизведение
3 Характеристика процесса воспитания как педгогичекого процесса. Семинар Раскрывать сущность, основные свойства, движущие силы и логику воспитательного процесса. Воспроизведение
Характеризовать воспитание как компонент образовательного процесса. Воспроизведение
Интерпретировать взаимосвязи воспитания, перевоспитания и самовоспитания. Воспроизведение
Раскрывать сущность и содержание существующих научных подходов и концепций воспитания. Воспроизведение
4 Характеристика процесса воспитания как педгогичекого процесса. Индивидуальная работа Раскрывать сущность и содержание существующих научных подходов и концепций воспитания. Воспроизведение
5 Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Семинар Давать определение понятию «психолого-педагогическое сопровождение» (ППС) Воспроизведение
Раскрывать и описывать проблемы воспитания и развития ребенк. Воспроизведение
Воспроизводить общую схему анализа проблем воспитания и развития ребенка. Воспроизведение
Воспроизводить обобщенную схему моделирования содержания и способов ППС учебно-воспитательного процесса. Воспроизведение
6 Нормативные документы, отражающие содержание воспитательного процесса и регламентирующие деятельность субъектов образования. Семинар Раскрывать содержание и отличительные особенности нормативных документов, регулирующих деятельность субъектов образования (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ОО, Профессиональный стандарт педагога и др.) Воспроизведение
Перечислять и интерпретировать обобщенные трудовые и трудовые функции педагога (трудовых действий, знаний, умений педагога) в соответствии с Профессиональным стандартом педагога. Воспроизведение
Раскрывать сущность, структуру и требования ФГОС к организации процессов воспитания. Воспроизведение
Характеризовать требования ФГОС к личностным и метапредметным результатам. Воспроизведение
Интерпретировать смысловое значение базовых национальных ценностей, знание содержание программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. Воспроизведение
7 Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Индивидуальная работа Давать определение понятию «психолого-педагогическое сопровождение» (ППС) Воспроизведение
Раскрывать и описывать проблемы воспитания и развития ребенк. Воспроизведение
Воспроизводить общую схему анализа проблем воспитания и развития ребенка. Воспроизведение
Воспроизводить обобщенную схему моделирования содержания и способов ППС учебно-воспитательного процесса. Воспроизведение
8 Закономерности и принципы воспитания. Самостоятельное изучение Объяснять связь закономерностей и принципов воспитания, нормативный характер принципов воспитания. Воспроизведение
9 Закономерности и принципы воспитания. Индивидуальная работа Объяснять связь закономерностей и принципов воспитания, нормативный характер принципов воспитания. Воспроизведение
10 Основные направления (содержание) воспитания. Задачи духовно-нравственного развития обучающихся во внеурочной и воспитательной деятельности. Семинар Интерпретировать базовые национальные ценности, соотносить их с основными направлениями воспитания. Воспроизведение
Раскрывать сущность, особенности, задачи, методы, технологии духовно-нравственного развития обучающихся. Воспроизведение
Характеризовать трудовые действия, необходимые умения и знания для осуществления трудовых функций воспитательной и развивающей деятельности, объяснять характер требований к структуре программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Воспроизведение
Описыать общую схему постановки цели и задач, выбора методов, технологий, форм воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся во внеучебной (внеурочной и воспитательной) деятельности. Воспроизведение
11 Методы воспитания и организации взаимодействия с участниками образовательного процесса. Лекция Раскрывать сущность и назначение методов воспитания и организации взаимодействия и сотрудничества детей и детей и взрослых и соотносить их при выборе с условиями организации. Воспроизведение
12 Методы воспитания и организации взаимодействия с участниками образовательного процесса. Семинар Раскрывать сущность и назначение методов воспитания и организации взаимодействия и сотрудничества детей и детей и взрослых и соотносить их при выборе с условиями организации. Воспроизведение
13 Формы организации воспитательного процесса и сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, самостоятельности. Семинар Охарактеризовать особенности эволюции развития форм воспитания, современных форм организации воспитательной работы, умение объяснить зависимость форм, методов и средств воспитательной работы. Воспроизведение
Раскрывать характерные особенности форм, средств воспитания и организации сотрудничества обучающихся, поддержания активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей обучающихся. Воспроизведение
Интерпретировать общую схему выбора адекватных цели и задачам воспитательного процесса форм и средств воспитания и организации сотрудничества обучающихся, поддержания активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей обучающихся. Воспроизведение
14 Социальное воспитание и социализация личности. Педагогическое сопровождение социализации обучающихся. Лекция Раскрывать сущность педагогического сопровождения социализации: целей, задач, направлений, а также способов профилактики девиаций. Воспроизведение
Характеризовать сущность процессов социализации, закономерностей, стадий, кризисов социализации, возможных девиаций. Воспроизведение
15 Формы организации воспитательного процесса и сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, самостоятельности. Индивидуальная работа Охарактеризовать особенности эволюции развития форм воспитания, современных форм организации воспитательной работы, умение объяснить зависимость форм, методов и средств воспитательной работы. Воспроизведение
Раскрывать характерные особенности форм, средств воспитания и организации сотрудничества обучающихся, поддержания активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей обучающихся. Воспроизведение
Интерпретировать общую схему выбора адекватных цели и задачам воспитательного процесса форм и средств воспитания и организации сотрудничества обучающихся, поддержания активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей обучающихся. Воспроизведение
16 Социальное воспитание и социализация личности. Педагогическое сопровождение социализации обучающихся. Семинар Раскрывать сущность педагогического сопровождения социализации: целей, задач, направлений, а также способов профилактики девиаций. Воспроизведение
Характеризовать сущность процессов социализации, закономерностей, стадий, кризисов социализации, возможных девиаций. Воспроизведение
Описывать общую схему проектирования содержания, технологии, способов педагогического сопровождения социализации. Воспроизведение
17 Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Семинар Характеризовать функции классного руководителя и описывать содержание основных направлений деятельности классного руководителя: диагностика результатов (личностных, метапредметных) воспитательной деятельности, целеполагание, планирование, организация работы с родителями, формирование детского коллектива, индивидуальная работа с детьми и др. Воспроизведение
18 Рубежный контроль по модулю 1. Контрольная работа Раскрывать сущность, основные свойства, движущие силы и логику воспитательного процесса. Объяснять взаимосвязи воспитания, перевоспитания и самовоспитания, роль воспитания в развитии личности. Воспроизведение
Раскрывать сущность, основные свойства, движущие силы и логику воспитательного процесса. Воспроизведение
Характеризовать воспитание как компонент образовательного процесса. Воспроизведение
Интерпретировать взаимосвязи воспитания, перевоспитания и самовоспитания. Воспроизведение
Раскрывать сущность и содержание существующих научных подходов и концепций воспитания. Воспроизведение
Давать определение понятию «психолого-педагогическое сопровождение» (ППС) Воспроизведение
Раскрывать и описывать проблемы воспитания и развития ребенк. Воспроизведение
Воспроизводить общую схему анализа проблем воспитания и развития ребенка. Воспроизведение
Воспроизводить обобщенную схему моделирования содержания и способов ППС учебно-воспитательного процесса. Воспроизведение
Раскрывать содержание и отличительные особенности нормативных документов, регулирующих деятельность субъектов образования (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ОО, Профессиональный стандарт педагога и др.) Воспроизведение
Перечислять и интерпретировать обобщенные трудовые и трудовые функции педагога (трудовых действий, знаний, умений педагога) в соответствии с Профессиональным стандартом педагога. Воспроизведение
Раскрывать сущность, структуру и требования ФГОС к организации процессов воспитания. Воспроизведение
Характеризовать требования ФГОС к личностным и метапредметным результатам. Воспроизведение
Интерпретировать смысловое значение базовых национальных ценностей, знание содержание программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. Воспроизведение
Объяснять связь закономерностей и принципов воспитания, нормативный характер принципов воспитания. Воспроизведение
Интерпретировать базовые национальные ценности, соотносить их с основными направлениями воспитания. Воспроизведение
Раскрывать сущность, особенности, задачи, методы, технологии духовно-нравственного развития обучающихся. Воспроизведение
Характеризовать трудовые действия, необходимые умения и знания для осуществления трудовых функций воспитательной и развивающей деятельности, объяснять характер требований к структуре программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Воспроизведение
Описыать общую схему постановки цели и задач, выбора методов, технологий, форм воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся во внеучебной (внеурочной и воспитательной) деятельности. Воспроизведение
Раскрывать сущность и назначение методов воспитания и организации взаимодействия и сотрудничества детей и детей и взрослых и соотносить их при выборе с условиями организации. Воспроизведение
Охарактеризовать особенности эволюции развития форм воспитания, современных форм организации воспитательной работы, умение объяснить зависимость форм, методов и средств воспитательной работы. Воспроизведение
Раскрывать характерные особенности форм, средств воспитания и организации сотрудничества обучающихся, поддержания активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей обучающихся. Воспроизведение
Интерпретировать общую схему выбора адекватных цели и задачам воспитательного процесса форм и средств воспитания и организации сотрудничества обучающихся, поддержания активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей обучающихся. Воспроизведение
Раскрывать сущность педагогического сопровождения социализации: целей, задач, направлений, а также способов профилактики девиаций. Воспроизведение
Характеризовать сущность процессов социализации, закономерностей, стадий, кризисов социализации, возможных девиаций. Воспроизведение
Описывать общую схему проектирования содержания, технологии, способов педагогического сопровождения социализации. Воспроизведение
Характеризовать функции классного руководителя и описывать содержание основных направлений деятельности классного руководителя: диагностика результатов (личностных, метапредметных) воспитательной деятельности, целеполагание, планирование, организация работы с родителями, формирование детского коллектива, индивидуальная работа с детьми и др. Воспроизведение
Характеризовать сущность, содержание, движущие силы и логику воспитательного процесса. Воспроизведение
Определять ориентировочную основу организации воспитательного процесса. Воспроизведение
19 Методика формирования детского коллектива как социальной среды воспитания. Технологические и методические приемы формирования детского коллектива. Практическая работа Характеризовать признаки детского коллектива. Воспроизведение
20 Рубежный контроль по модулю 1. Индивидуальная работа Раскрывать сущность, основные свойства, движущие силы и логику воспитательного процесса. Объяснять взаимосвязи воспитания, перевоспитания и самовоспитания, роль воспитания в развитии личности. Воспроизведение
Раскрывать сущность, основные свойства, движущие силы и логику воспитательного процесса. Воспроизведение
Характеризовать воспитание как компонент образовательного процесса. Воспроизведение
Интерпретировать взаимосвязи воспитания, перевоспитания и самовоспитания. Воспроизведение
Раскрывать сущность и содержание существующих научных подходов и концепций воспитания. Воспроизведение
Давать определение понятию «психолого-педагогическое сопровождение» (ППС) Воспроизведение
Раскрывать содержание и отличительные особенности нормативных документов, регулирующих деятельность субъектов образования (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ОО, Профессиональный стандарт педагога и др.) Воспроизведение
Раскрывать сущность, структуру и требования ФГОС к организации процессов воспитания. Воспроизведение
Характеризовать требования ФГОС к личностным и метапредметным результатам. Воспроизведение
Объяснять связь закономерностей и принципов воспитания, нормативный характер принципов воспитания. Воспроизведение
Интерпретировать базовые национальные ценности, соотносить их с основными направлениями воспитания. Воспроизведение
Раскрывать сущность, особенности, задачи, методы, технологии духовно-нравственного развития обучающихся. Воспроизведение
Характеризовать трудовые действия, необходимые умения и знания для осуществления трудовых функций воспитательной и развивающей деятельности, объяснять характер требований к структуре программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Воспроизведение
Раскрывать сущность и назначение методов воспитания и организации взаимодействия и сотрудничества детей и детей и взрослых и соотносить их при выборе с условиями организации. Воспроизведение
Охарактеризовать особенности эволюции развития форм воспитания, современных форм организации воспитательной работы, умение объяснить зависимость форм, методов и средств воспитательной работы. Воспроизведение
Раскрывать сущность педагогического сопровождения социализации: целей, задач, направлений, а также способов профилактики девиаций. Воспроизведение
Характеризовать сущность процессов социализации, закономерностей, стадий, кризисов социализации, возможных девиаций. Воспроизведение
Характеризовать функции классного руководителя и описывать содержание основных направлений деятельности классного руководителя: диагностика результатов (личностных, метапредметных) воспитательной деятельности, целеполагание, планирование, организация работы с родителями, формирование детского коллектива, индивидуальная работа с детьми и др. Воспроизведение
Характеризовать сущность, содержание, движущие силы и логику воспитательного процесса. Воспроизведение
Определять ориентировочную основу организации воспитательного процесса. Воспроизведение
21 Проектирование воспитаетльного процесса и особенности его реализации в условиях поликультурного, полиэтнического общества. Практическая работа Проектировать основные направления совершенствования воспитательного процесса в условиях полиэтнического образования. Применение
22 Планирование классным руководителем воспитательной деятельности в классе. Практическая работа Формулировать цель, определять содержание, методы и формы организации направлений воспитания. Применение
Анализировать в соответствии с алгоритмом анализа социально-педагогические проблемы и проектировать пути совершенствования процессов социализации обучающихся в современной образовательной среде. Применение
23 Освоение технологии планирования воспитательной деятельности в классе. Практическая работа Планировать воспитательную работу в классе. Применение
Создавать фрагмент плана воспитательной деятельности классного руководителя с классом. Творчество
24 Освоение технологии планирования воспитательной деятельности в классе. Индивидуальная работа Планировать воспитательную работу в классе. Применение
Создавать фрагмент плана воспитательной деятельности классного руководителя с классом. Творчество
25 Освоение технологии личностно ориентированного классного часа. Самостоятельное изучение Разрабатывать личностно ориентированный классный час. Творчество
26 Проектирование воспитательной системы класса как способа организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества. Практическая работа Моделировать воспитательную систему класса. Творчество
27 Освоение технологии личностно ориентированного классного часа. Индивидуальная работа Разрабатывать личностно ориентированный классный час. Творчество
28 Проектирование воспитательной системы класса как способа организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества. Индивидуальная работа Моделировать воспитательную систему класса. Творчество
29 Освоение технологии реализации диалоговых форм организации воспитательного процесса: дебаты. Практическая работа Организовывать и реализовывать технологию дебатов. Применение
30 Освоение технологии организационно-деятельностной игры как формы организации коммуникации, понимания, рефлексии и коллективного мыследействования. Практическая работа Проектировать ОДИ в соответствии с требованиями. Применение
31 Освоение технологии КТД как способа организации сотрудничества взрослых и детей. Практическая работа Проектировать КТД в соответствии с требованиями. Применение
32 рубежный контроль по модулю 2. Контрольная работа Характеризовать признаки детского коллектива. Воспроизведение
Проектировать основные направления совершенствования воспитательного процесса в условиях полиэтнического образования. Применение
Формулировать цель, определять содержание, методы и формы организации направлений воспитания. Применение
Анализировать в соответствии с алгоритмом анализа социально-педагогические проблемы и проектировать пути совершенствования процессов социализации обучающихся в современной образовательной среде. Применение
Планировать воспитательную работу в классе. Применение
Разрабатывать личностно ориентированный классный час. Творчество
Моделировать воспитательную систему класса. Творчество
Проектировать ОДИ в соответствии с требованиями. Применение
Проектировать КТД в соответствии с требованиями. Применение
33 рубежный контроль по модулю 2. Индивидуальная работа Характеризовать признаки детского коллектива. Воспроизведение
Планировать воспитательную работу в классе. Применение
Разрабатывать личностно ориентированный классный час. Творчество
Моделировать воспитательную систему класса. Творчество
Проектировать ОДИ в соответствии с требованиями. Применение
Проектировать КТД в соответствии с требованиями. Применение
Демонстрирует владение основами целеполагания, планирования, подготовки и реализации воспитательного процесса. Применение

Литература

Основная

  1. Канке В.А. Теория обучения и воспитания: учебник и практикум. М. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 297 с.
  2. Мандель Б.Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: учеб.пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. – 152 с.
  3. Методика воспитательной работы / А.М. Руденко [и др]; под ред. А.М. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 283 с.
  4. Панфилова А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / А.П. Панфилова, А.В. Долматов; под ред. А.П. Панфиловой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 487 с.
  5. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ.ред. Л.С Подымовой, В.А. Сластенина. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 246 с.

Дополнительная

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 233, [1] c. - (Стандарты второго поколения).
  2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]: пособие / А.Ю. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 23, [1] c.
  3. Лепнева О.А., Тимошенко Е.А. Классный коллектив: технология формирования. Методическое пособие [Текст]. М.: ООО «ЦГЛ», 2005. – 128с.
  4. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Электронный ресурс]: учебник / под ред. П.И. Пидкасистого. - 5-е изд., допол. и перераб. - Москва : Педагогическое общество России, 2008. - 580 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93280 –Загл. с экрана
  5. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для бакалавров : для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. образования и педагогики / И. П. Подласый. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 694, [3] с. - (Бакалавр. Базовый курс).
  6. Поляков, С. Деятельностное воспитание: проект и практическое экспериментирование / С. Поляков // Воспитательная работа в школе [Текст] . - 2008. - № 1. - С. 77-82.
  7. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавра / под общ.ред. А.С. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 422 с.
  8. Тыртышная М.А. Всё лучшее - впереди / социально ориентированные формы работы со школьниками[Текст] / М.А. Тыртышная. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 285с.
  9. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям 031300 "Социальная педагогика", 033400 "Педагогика" [Текст] / Н. Е. Щуркова ; Н.Е. Щуркова. - СПб.: Питер, 2005. - 365с.
  10. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 352с.

Цифровые ресурсы

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/obrpol0311.html
  2. Технология моделирования воспитательной системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school2-v.narod.ru/p17aa1.html
  3. Технология педагогического проектирования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //oddom.ru/article/514441_Tehnologiya_pedagogicheskogo_proektirovaniya.html
  4. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.glavsprav.ru/spb/law/docs/

Источники

  1. Государственная программа: "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" – Режим доступа: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html
  2. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standards/6

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Педагогика [Электронный ресурс]: Б-6081, Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (направленность: Русский язык и литература), экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.