бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 11, 2017
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Dec. 15, 2017
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ДВ.15 ДВ: Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития, 5 семестр 2 полусеместр

Б-5111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2) Знать требования к применению и использованию методического и технического обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности знаниевый
Владеть схемой применения методического и технического обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями ориентировочный
Умение применять методическое и техническое обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями операциональный
Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3) Знание коррекционно-педагогического потенциала методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Знание особенностей постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Знание требований к проектированию содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Владение общей схемой постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Владение общей схемой проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Владение схемой выбора методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Умение осуществлять выбор методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение осуществлять проектирование содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Опыт осуществления выбора методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ опыт
Опыт постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ опыт
Опыт проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов знаний о содержании и специфике работы в темной сенсорной комнате и умений организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты.

Задачи

  1. Формировать у студентов умения осуществлять коррекционно-педагогогическую работу с детьми с ОВЗ в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29.0 ч.
Лекция 13.0 ч.
Семинар 2.0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 8.5 ч.
Часов в неделю 29.0 ч. (29.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты. Формировать у студентов умения осуществлять коррекционно-педагогогическую работу с детьми с ОВЗ в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты. У студентов сформированы умения: - планировать образовательно-коррекционную работу с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей обучающихся с особыми образовательными потребностями; - осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях темной сенсорной комнаты в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты; - разрабатывать программу занятий с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты.
  • Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с нарушениями развития
  • Показания и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате
  • Методика проведения занятий в темной сенсорной комнате
  • Разработка и содержание программы занятий в темной сенсорной комнате

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Значение сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Лекция 2.0 1
2 Значение сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Коллоквиум 2.0 1
3 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Лекция 2.0 1
4 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Практическая работа 2.0 1
5 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Лекция 2.0 1
6 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Другое 2.0 1
7 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа 1.0 1
8 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Самостоятельное изучение 2.0 1
9 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Семинар 2.0 1
10 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа 2.0 1
11 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Лекция 2.0 1
12 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Коллоквиум 2.0 1
13 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Самостоятельное изучение 2.0 1
14 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Индивидуальная работа 2.0 1
15 Структура занятий в темной сенсорной комнате Лекция 2.0 1
16 Структура занятий в темной сенсорной комнате Самостоятельное изучение 4.0 1
17 Структура занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа 2.0 1
18 Структура занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа 2.0 1
19 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Лекция 1.0 1
20 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Самостоятельное изучение 2.0 1
21 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Практическая работа 2.0 1
22 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Лекция 2.0 1
23 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Самостоятельное изучение 3.0 1
24 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Другое 2.0 1
25 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Индивидуальная работа 2.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Значение сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Лекция знает психолого-педагогические основы работы в среде темной сеноорной комнаты Узнавание
2 Значение сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Коллоквиум соотносит потенциал разных видов сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
3 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Лекция знает особенности оснащения и использования оборудования сенсорных комнат Узнавание
4 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Практическая работа отбирает оборудование, использующееся в сенсорной комнате Применение
5 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Лекция знает особенности оснащения и использования оборудования сенсорных комнат Узнавание
знает психолого-педагогические основы работы в среде темной сеноорной комнаты Узнавание
соотносит потенциал разных видов сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
6 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Другое анализирует возможности применения сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Применение
7 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа отбирает оборудование, использующееся в сенсорной комнате Применение
анализирует возможности применения сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Применение
8 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Самостоятельное изучение знает показания и противопоказания, ограничения для работы с обучающимися с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты Узнавание
объясняет возможности применения среды сенсорной комнаты в работе с обучающимися различных категорий нарушений в развитии Воспроизведение
9 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Семинар анализирует специфику использования оборудования сенсорной комнаты в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями Применение
10 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа объясняет возможности применения среды сенсорной комнаты в работе с обучающимися различных категорий нарушений в развитии Воспроизведение
анализирует специфику использования оборудования сенсорной комнаты в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями Применение
11 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Лекция знает структуру занятия в сенсорной комнате Узнавание
12 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Коллоквиум демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
13 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Самостоятельное изучение выделяет задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Воспроизведение
14 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Индивидуальная работа выделяет задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Воспроизведение
демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
15 Структура занятий в темной сенсорной комнате Лекция знает структуру занятия в сенсорной комнате Узнавание
16 Структура занятий в темной сенсорной комнате Самостоятельное изучение выделяет задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Воспроизведение
17 Структура занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
18 Структура занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа выделяет задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Воспроизведение
демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
19 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Лекция перечисляет основные направления работы в сенсорной комнате Узнавание
20 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Самостоятельное изучение перечисляет основные направления работы в сенсорной комнате Узнавание
описывает структуру модуля составления программы работы в темной сенсорной комнате Воспроизведение
соотносит требования к подготовке специалистов для работы в условиях темной сенсорной комнаты Воспроизведение
21 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Практическая работа составляет план коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты Применение
22 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Лекция описывает структуру модуля составления программы работы в темной сенсорной комнате Воспроизведение
23 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Самостоятельное изучение составляет план коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты Применение
24 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Другое разрабатывает мини-проект по работе с обучающимися с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты Творчество
25 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Индивидуальная работа соотносит требования к подготовке специалистов для работы в условиях темной сенсорной комнаты Воспроизведение
составляет план коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты Применение
разрабатывает мини-проект по работе с обучающимися с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты Творчество

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-01037-4 : 559-15.
  2. Лапп, Е.А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса: учеб.пособие для бакалавриата и магистратуры: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар.направлениям / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова; Волгоград. гос. ун-т. - М.: Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО.
  3. Никольская, И. А. Информационные технологии в специальном образовании : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / И. А. Никольская. - М. : Академия, 2011. - 137, [3] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Специальное (дефектологическое) образование). - ISBN 978-5-7695-7423-8 : 254-10.

Дополнительная

  1. Батуринец Ю.В. Опыт работы в полифункциональной среде "темная сенсорная комната" с детьми с ОВЗ / Ю.В. Батуринец // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕСССОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С.160-165
  2. Грабенко, Т. Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры : метод. пособие для педагогов, психологов и родителей / Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2002. - 64 с. - ISBN 5-89814-141-3.
  3. Епифанцев А.В.Сенсорная комната, как элемент комплексной терапии детей с речевой патологией/ Епифанцев А.В., Волченскова О.Ю.// МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. - 2011 - №5. - С.76
  4. Коган, М.С. Сказочная игротека: праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет / М.С. Коган. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2009. - 224 с. - ISBN 978-5-379-01028-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57507 (01.12.2017).
  5. Лазуренко, С. Использование возможностей сенсорной комнаты в коррекции поведенческих расстройств у детей раннего возраста с нарушением интеллекта / С. Лазуренко, Ю. Когут // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С. 89-95.
  6. Приходько, О.Г. Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с двигательной патологией / О.Г. Приходько, Ю.Ю. Белякова // Логопед в детском саду . - 2007. - № 7. - С. 36-39.
  7. Сиротюк, А.Л. Сенсомоторное развитие дошкольников / А.Л. Сиротюк. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - 80 с. - ISBN 978-5-4458-8861-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238366 (01.12.2017).
  8. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. Т. 3 : Педагогические системы специального образования / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2008. - 397, [2] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-7695-4701-0 : 483-84.
  9. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 256 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-691-01563-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=59075 (01.12.2017).
  10. Хорошевская С.Ю. Сенсорная комната как средство сохранения и укрепления здоровья воспитанников в ДОО / С.Ю. Хорошевская// Альманах мировой науки. - 2015 г. - 2-3 (2). - С.122-124
  11. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1–3 года: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / Е.А. Янушко. - Москва : Владос, 2016. - 353 с. : ил. - (Развивающее обучение). - ISBN 978-5-691-02226-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455629 (01.12.2017).

Цифровые ресурсы

  1. Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате / Ю.А. Кириченко Медведев [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopedy.ru/portal/logoped-literature/logoped-article/80-logoped-sensor.html
  2. Крютченко Ю. Сенсорная комната / Ю. Крютченко[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orlenok-kmv.ru/sensory.html
  3. Медведев С.В. О кабинете психолога и сенсорной комнате в нашем детском саду / С.В. Медведев [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detsad2479.narod.ru/psiholog_kom.htm
  4. Шляховая Е.В. Программа работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты «Удивительный знакомый мир» / Шляховая Е.В. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trepsy.net/training/stat.php?stat=4340

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.15 Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. А.А.Боброва. - электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл.с экрана
  2. Учебная программа. Б1.В.ДВ.15 Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. А.А.Боброва. - электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл.с экрана