бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра лингвистического образования и межкультурной коммуникации

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 27 ноября 2017 г. утверждено 31 мая 2018 г.
Ю.В. Волобуева заведующий кафедрой
согласовано 3 мая 2018 г.
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано 15 мая 2018 г.

Б1.В.ОД.1 Проектирование научно-исследовательской деятельности в методике обучения иностранным языкам (научный семинар), 2 семестр

М-7041, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Теория и методика преподавания иностранных языков и культур), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Гераскевич ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2) иметь опыт организации и проведения эксперимента в рамках конкретной исследуемой проблемы опыт
готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6) владеть методиками проведения эксперимента с учётом различного контингента обучаемых операциональный
владеть способами организации и описания эксперимента в методике обучения иностранным языкам операциональный
Иметь опыт самостоятельного проведения научного исследования по методике обучения иностранным языкам опыт
иметь опыт статистической обработки результатов экспериментального исследования опыт
способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5) Освоить алгоритм организации и планирования экспериментального исследования знаниевый
уметь планировать экспериментальную работу в соответствии с целью, задачами, гипотезой исследования; организовать эксперимент по формированию и развитию навыков и умений на иностранном языке на различных этапах и с учётом условий обучения ориентировочный
иметь опыт описания результатов научно-практического исследования опыт
способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1) давать характеристику современным направлениям научно-практических исследований в методике обучения иностранным языкам знаниевый
владение правилами построения научного исследования в методике обучения ИЯ операциональный
опыт использования знаний из смежных наук в научном исследовании по методике обучения иностранным языкам опыт
способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3) Опираться в процессе исследования на принципы обработки экспериментальных данных с учётом шкалы измерений и различных статистических критериев знаниевый
уметь использовать методы описательной статистики для обоснования достоверности экспериментальных данных ориентировочный
владеть умением интерпретировать выбор адекватных методов экспериментального исследования операциональный
иметь опыт использования методов исследования для описания результатов профессиональной педагогической деятельности опыт
способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3) умение определять цель и задачи проектной исследовательской деятельности обучающихся ориентировочный
владение схемой построения этапов проектной исследовательской деятельности обучающихся операциональный
владеть методами представления и обоснования экспериментальных данных на основе статистической обработки результатов операциональный
иметь опыт создания исследовательских проектов для обучающихся опыт
иметь опыт создания исследовательских проектов для обучающихся опыт

Цели изучения дисциплины

формировать умения организации и проведения научно-исследовательской работы в методике обучения иностранным языкам

Задачи

  1. представить логику научно-практичекого исследования с позиций аналитической деятельности
  2. сформировать алгоритм организации, проведения и обработки результатов научно-практического исследования в методике обучения иностранным языкам

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18,0 ч. (25,0%)
Контроль самостоятельной работы 3,0 ч.
Самостоятельная работа студента 54,495 ч. (75,69%)
Процент выполнения нагрузки 100,69%
Индивидуальная работа со студентами 3,0 ч. из 3,0 ч.
Часов в неделю 1,06 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Методология как метод научного познания представить логику научно-практичекого исследования с позиций аналитичекой деятельности сформировать навыки поиска, обработки, анализа и представления научной информации по проблеме исследования
  • Дидактическая единица (1) Уровни научного познания и их интерпретация в методических исследованиях
  • Дидактическая единица (2) Специфика применения методов исследования в методике обучения иностранным языкам
Модуль 2. Эксперимент как метод исследования дать представление студентам о методологии научно-практического исследования по методике обучения иностранным языкам с точки зрения теоретических и эмпирических методов сформировать у студентов представления о проведении научных исследований по актуальным проблемам методики обучения иностранным языкам
  • Дидактическая единица (1) Теоретические и эмпирические методы в методическом исследовании
  • Дидактическая единица (2) Статистические методы обработки результатов исследования в методике обучения иностранным языкам

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методология научного исследования по методике обучения иностранным языкам Семинар (М) 2,0 1
2 Структура научного познания в методике Семинар (М) 2,0 2
3 Теоретические методы исследования Реферат 4,0 4
4 Методы исследования в методике обучения иностранным языкам Семинар (М) 2,0 5
5 Теоретические методы исследования Семинар (М) 1,0 6
6 Методы исследования в методике обучения иностранным языкам Вариативное задание 4,0 6
7 Теоретические методы-операции и методы действия Семинар (М) 2,0 7
8 Эмпирические методы исследования Семинар (М) 2,0 8
9 Эмпирические методы операции и методы-действия Семинар (М) 1,0 9
10 Эмпирические методы исследования Реферат 4,0 9
11 Правила организации и проведения экспериментального исследования в методике Контрольная работа 1,0 10
12 Эмпирические методы операции и методы-действия Контрольная работа 1,0 10
13 Описательная статистика в эксперименте по методике обучения иностранным языкам Семинар (М) 2,0 11
14 Описательная статистика в эксперименте по методике обучения иностранным языкам Контрольная работа 1,0 11
15 Анализ публицистических источников Семинар (М) 1,0 12
16 Работа с дополнительными материалами по теме Индивидуальная работа 3,0 18

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методология научного исследования по методике обучения иностранным языкам Семинар (М) уметь выбирать оптимальные пути решения профессиональных педагогических задач с учётом опыта, накопленного в научной области Воспроизведение
уметь представить проблему исследования с точки зрения смежных и базисных для методики наук Применение
2 Структура научного познания в методике Семинар (М) уметь выбирать оптимальные пути решения профессиональных педагогических задач с учётом опыта, накопленного в научной области Воспроизведение
опыт использования знаний из смежных наук в научном исследовании по методике обучения иностранным языкам Применение
уметь представить проблему исследования с точки зрения смежных и базисных для методики наук Применение
владеть построением аппарата исследования Применение
уметь определять цель и задачи проектной исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
3 Теоретические методы исследования Реферат владеть навыками применения теоретических методов исследования в профессиональной педагогической деятельности Применение
иметь опыт использования методов исследования для описания результатов профессиональной педагогической деятельности Применение
4 Методы исследования в методике обучения иностранным языкам Семинар (М) опыт использования знаний из смежных наук в научном исследовании по методике обучения иностранным языкам Применение
владеть построением аппарата исследования Применение
уметь определять цель и задачи проектной исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
5 Теоретические методы исследования Семинар (М) владеть навыками применения теоретических методов исследования в профессиональной педагогической деятельности Применение
иметь опыт использования методов исследования для описания результатов профессиональной педагогической деятельности Применение
6 Методы исследования в методике обучения иностранным языкам Вариативное задание опыт использования знаний из смежных наук в научном исследовании по методике обучения иностранным языкам Применение
владеть построением аппарата исследования Применение
уметь определять цель и задачи проектной исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
7 Теоретические методы-операции и методы действия Семинар (М) владеть навыками применения теоретических методов исследования в профессиональной педагогической деятельности Применение
иметь опыт использования методов исследования для описания результатов профессиональной педагогической деятельности Применение
8 Эмпирические методы исследования Семинар (М) владеть правилами построения научного исследования в методике обучения ИЯ с использованием эмпирических методов Применение
иметь опыт использования методов исследования для описания результатов профессиональной педагогической деятельности Применение
9 Эмпирические методы операции и методы-действия Семинар (М) владеть правилами построения научного исследования в методике обучения ИЯ с использованием эмпирических методов Применение
иметь опыт использования методов исследования для описания результатов профессиональной педагогической деятельности Применение
10 Эмпирические методы исследования Реферат владеть правилами построения научного исследования в методике обучения ИЯ с использованием эмпирических методов Применение
иметь опыт использования методов исследования для описания результатов профессиональной педагогической деятельности Применение
11 Правила организации и проведения экспериментального исследования в методике Контрольная работа владеть навыками применения теоретических методов исследования в профессиональной педагогической деятельности Применение
владеть правилами построения научного исследования в методике обучения ИЯ с использованием эмпирических методов Применение
иметь опыт использования методов исследования для описания результатов профессиональной педагогической деятельности Применение
иметь опыт использования методов исследования для описания результатов профессиональной педагогической деятельности Применение
12 Эмпирические методы операции и методы-действия Контрольная работа владеть правилами построения научного исследования в методике обучения ИЯ с использованием эмпирических методов Применение
13 Описательная статистика в эксперименте по методике обучения иностранным языкам Семинар (М) владеть правилами построения научного исследования в методике обучения ИЯ с использованием эмпирических методов Применение
иметь опыт использования методов исследования для описания результатов профессиональной педагогической деятельности Применение
14 Описательная статистика в эксперименте по методике обучения иностранным языкам Контрольная работа владеть правилами построения научного исследования в методике обучения ИЯ с использованием эмпирических методов Применение
иметь опыт использования методов исследования для описания результатов профессиональной педагогической деятельности Применение
15 Анализ публицистических источников Семинар (М) опыт использования знаний из смежных наук в научном исследовании по методике обучения иностранным языкам Применение
владеть построением аппарата исследования Применение
уметь определять цель и задачи проектной исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
16 Работа с дополнительными материалами по теме Индивидуальная работа уметь выбирать оптимальные пути решения профессиональных педагогических задач с учётом опыта, накопленного в научной области Воспроизведение
опыт использования знаний из смежных наук в научном исследовании по методике обучения иностранным языкам Применение
владеть навыками применения теоретических методов исследования в профессиональной педагогической деятельности Применение
владеть построением аппарата исследования Применение
уметь определять цель и задачи проектной исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
иметь опыт использования методов исследования для описания результатов профессиональной педагогической деятельности Применение
иметь опыт использования методов исследования для описания результатов профессиональной педагогической деятельности Применение

Литература

Основная

  1. Горелов, Н. А. Методология научных исследований : учеб. для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов ; С.-Петерб. гос. эконом. ун-т. - М. : Юрайт, 2016. - 289, [2] с.
  2. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО

Дополнительная

  1. Гераскевич Н.В. Основы экспериментальной деятельности в методике обучения иностранным языкам. - Сургут: Рио СурГПУ, 2013. - 139 с.
  2. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 144 с.
  3. Радбиль, Т. Б. Основы изучения языкового менталитета : учеб. пособие / Т. Б. Радбиль. - 3-е изд. - М. : Флинта [и др.], 2013. - 325, [2] с.

Цифровые ресурсы

  1. Методика обучения иностранному языку как наука. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://doshkolnuk.com/metodika-obucheniya
  2. Программа по иностранным языкам [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
  3. Современные методики преподавания [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://oxland-school.ru
  4. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка: учеб. пособие для студентов филологических факультетов университетов / Е. Г. Кашина. - Самара: Изд-во "Универс-групп", 2006. - 75 с. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: media.samsu.ru›files/3/253_Заказ 422.pdf

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст]. – М., 2012. – 46 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа по дисциплине "Методология и методика научно-практического исследования в методике обучения иностранным языкам" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/wp/8518/