бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Dec. 11, 2017 утверждено Feb. 6, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Dec. 15, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 19, 2018

Б1.В.ДВ.25 ДВ: Диагностика и коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста, 7 семестр 2 полусеместр

Б-4111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3) Знание методов оценки результатов образовательно-коррекционной работы знаниевый
Знание особенностей постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Знание структуры нарушений, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Знание требований к проектированию содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Владение алгоритмом выбора методов оценки результатов образовательно-коррекционной работы ориентировочный
Владение общей схемой проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Владение схемой выбора методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Умение осуществлять выбор методов оценки результатов образовательно-коррекционной работы операциональный
Умение осуществлять выбор методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение осуществлять проектирование содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5) знать методы комплексного психолого-педагогического обследования дошкольников с РЭВС знаниевый
знать принципы анализа результатов проведения диагностики и интерпретации полученных данных по итогам комплексного обследования ребенка с РЭВС знаниевый
знать процедуру организации и проведения психолого-педагогического обследования детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы знаниевый
уметь осуществлять анализ психолого-педагогического заключения с целью определения структуры дефекта, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с РЭВС ориентировочный
уметь осуществлять выбор диагностического инструментария для проведения психолого-педагогического обследования ребенка с эмоционально-волевым нарушением ориентировочный
уметь планировать, организовывать и проводить психолого-педагогическое обследование детей с РЭВС ориентировочный
владеть алгоритмом организации и проведения психолого-педагогического обследования дошкольников с расстройствами эмоционально-волевой сферы операциональный
владеть общей схемой анализа полученных результатов обследования ребенка с нарушениями в эмоционально-волевой сфере операциональный
владеть общей схемой выбора диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей с РЭВС операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений проектировать содержание образовательно-коррекционной работы на основе знаний о современных методах психолого-педагогической диагностики и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи

  1. Формировать умения применять методики психолого-педагогической диагностики для изучения особенностей развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
  2. Формировать умения примененять современные коррекционно-педагогические технологии в образовательно-коррекционной работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 2.0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 5.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 29.0 ч. (29.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Организация диагностической работы в системе психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с расстройством эмоционально-волевой сферы Формировать умения применять методики психолого-педагогической диагностики для изучения особенностей развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Студенты владеют схемой осуществления психолого-педагогической диагностики детей с РЭВС
  • Особенности эмоционального развития личности ребенка в онтогенезе
  • Психолого-педагогические особенности детей с РЭВС
  • Методы исследования эмоциональной сферы дошкольника
Методические аспекты коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с расстройствами эмоционально-волевой сферы Формировать умения применять современнные коррекционно-педагогические технологии в образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы Студенты владеют умениями проведения адекватной коррекционно-педагической работы по преодолению у дошкольников нарушений эмоционально-волевого характера
  • Основные этапы коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей
  • Коррекция агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста
  • Коррекция депрессивного и девиантного поведения дошкольников
  • Коррекция страхов у детей

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности эмоционального развития личности ребенка в онтогенезе. Функциональные расстройства эмоциональной регуляции Лекция 2.0 1
2 Особенности эмоционального развития личности ребенка в онтогенезе. Функциональные расстройства эмоциональной регуляции Семинар 2.0 1
3 Психолого-медико-педагогические особенности детей с РЭВС Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Психолого-медико-педагогические особенности детей с РЭВС Практическая работа 2.0 1
5 Психолого-медико-педагогические особенности детей с РЭВС Индивидуальная работа 2.0 1
6 Методы исследования доминирующих базальных эмоций Лекция 2.0 1
7 Методы исследования доминирующих базальных эмоций Практическая работа 2.0 1
8 Методы исследования эмоциональных состояний Самостоятельное изучение 2.0 1
9 Методы измерения уровня тревожности Самостоятельное изучение 2.0 1
10 Методы измерения уровня тревожности Практическая работа 2.0 1
11 Оценка нервно-психического напряжения, астении, депрессии Коллоквиум 2.0 1
12 Рубежный контроль М.1. Контрольная работа 2.0 1
13 Рубежный контроль М.1. Индивидуальная работа 2.0 1
14 Этапы коррекции эмоционально-волевых нарушений Лекция 2.0 1
15 Коррекция агрессивных проявлений у детей Самостоятельное изучение 2.0 1
16 Коррекция депрессивного и девиантного поведения у детей Самостоятельное изучение 2.0 1
17 Коррекция депрессивного и девиантного поведения у детей Практическая работа 2.0 1
18 Коррекция страхов у детей Практическая работа 2.0 1
19 Рубежный контроль М.2. Вариативное задание 2.0 1
20 Рубежный контроль М.2. Индивидуальная работа 2.0 1
21 Этапы коррекции эмоционально-волевых нарушений Самостоятельное изучение 1.0 1
22 Коррекция агрессивных проявлений у детей Индивидуальная работа 1.0 1
23 Коррекция депрессивного и девиантного поведения у детей Индивидуальная работа 1.0 1
24 Коррекция страхов у детей Индивидуальная работа 1.0 1
25 Оценка нервно-психического напряжения, астении, депрессии Лекция 2.0 1
26 Коррекция депрессивного и девиантного поведения у детей Лекция 2.0 1
27 Методы исследования эмоциональных состояний Лекция 2.0 1
28 Коррекция агрессивных проявлений у детей Другое 1.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности эмоционального развития личности ребенка в онтогенезе. Функциональные расстройства эмоциональной регуляции Лекция Знает уровни базальной системы эмоциональной регуляции: уровня полевой реактивности, уровня стереотипов, уровня экспансии, уровня эмоционального контроля Узнавание
2 Особенности эмоционального развития личности ребенка в онтогенезе. Функциональные расстройства эмоциональной регуляции Семинар Умеет анализировать уровни патологии эмоциональной системы Воспроизведение
3 Психолого-медико-педагогические особенности детей с РЭВС Самостоятельное изучение Характеризует основные причины возникновения РЭВС у детей Воспроизведение
Перечисляет различные варианты классификаций нарушений эмоционально-волевой сферы Воспроизведение
4 Психолого-медико-педагогические особенности детей с РЭВС Практическая работа Перечисляет различные варианты классификаций нарушений эмоционально-волевой сферы Воспроизведение
Представляет и анализирует проблемы родителей, воспитывающих ребенка с РЭВС Применение
5 Психолого-медико-педагогические особенности детей с РЭВС Индивидуальная работа Перечисляет различные варианты классификаций нарушений эмоционально-волевой сферы Воспроизведение
Представляет и анализирует проблемы родителей, воспитывающих ребенка с РЭВС Применение
6 Методы исследования доминирующих базальных эмоций Лекция Знает основные категории методов диагностики и исследования эмоционально-волевой сферы дошкольника Узнавание
7 Методы исследования доминирующих базальных эмоций Практическая работа Характеризует методы исследования базальных эмоций Воспроизведение
Демонстрирует методики, характеризующие доминирующие базальные эмоции ребенка Применение
8 Методы исследования эмоциональных состояний Самостоятельное изучение Описывает методы исследования эмоциональных состояний Воспроизведение
9 Методы измерения уровня тревожности Самостоятельное изучение Характеризует методы измерения уровня тревожности Воспроизведение
10 Методы измерения уровня тревожности Практическая работа Демонстрирует методики, направленные на исследование уровня тревожности Применение
11 Оценка нервно-психического напряжения, астении, депрессии Коллоквиум Описывает методы оценки нервно-психического напряжения, астении и депрессии Воспроизведение
12 Рубежный контроль М.1. Контрольная работа Определяет причины функциональных расстройств эмоциональной сферы Применение
Характеризует основные причины возникновения РЭВС у детей Воспроизведение
Перечисляет различные варианты классификаций нарушений эмоционально-волевой сферы Воспроизведение
Представляет и анализирует проблемы родителей, воспитывающих ребенка с РЭВС Применение
Характеризует методы исследования базальных эмоций Воспроизведение
Описывает методы исследования эмоциональных состояний Воспроизведение
Характеризует методы измерения уровня тревожности Воспроизведение
Описывает методы оценки нервно-психического напряжения, астении и депрессии Воспроизведение
13 Рубежный контроль М.1. Индивидуальная работа Определяет причины функциональных расстройств эмоциональной сферы Применение
Описывает основные механизмы эмоциональной регуляции Воспроизведение
Перечисляет различные варианты классификаций нарушений эмоционально-волевой сферы Воспроизведение
Представляет и анализирует проблемы родителей, воспитывающих ребенка с РЭВС Применение
Характеризует методы исследования базальных эмоций Воспроизведение
Описывает методы исследования эмоциональных состояний Воспроизведение
Характеризует методы измерения уровня тревожности Воспроизведение
Описывает методы оценки нервно-психического напряжения, астении и депрессии Воспроизведение
14 Этапы коррекции эмоционально-волевых нарушений Лекция Знает задачи и этапы коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы у ребенка Узнавание
15 Коррекция агрессивных проявлений у детей Самостоятельное изучение Представляет этапы коррекционно-педагогической работы по устранению самоагрессии и направленным агрессивным проявлениям Применение
Описывает особенности проявления агрессивных контактов как варианта свернутой психодрамы Воспроизведение
16 Коррекция депрессивного и девиантного поведения у детей Самостоятельное изучение Описывает принципы и этапность коррекционно-педагогической работы по преодолению депрессивных состояний у ребенка Воспроизведение
17 Коррекция депрессивного и девиантного поведения у детей Практическая работа Представляет варианты приемов и форм работы по устранению депрессии у дошкольников Применение
Демонстрирует способы коррекциионно-педагогической работы по преодолению девиантных проявлений у детей Применение
18 Коррекция страхов у детей Практическая работа Характеризует принципы преодоления детских страхов Воспроизведение
Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по преодолению и профилактике страхов у дошкольников Применение
19 Рубежный контроль М.2. Вариативное задание Демонстрирует содержание основных этапов коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы Применение
Раскрывает варианты коррекции агрессивных проявлений детей дошкольного возраста Воспроизведение
Представляет этапы коррекционно-педагогической работы по устранению самоагрессии и направленным агрессивным проявлениям Применение
Демонстрирует варианты коррекционно-педагогического воздействия при устойчивых агрессивных проявлениях Применение
Представляет варианты приемов и форм работы по устранению депрессии у дошкольников Применение
Демонстрирует способы коррекциионно-педагогической работы по преодолению девиантных проявлений у детей Применение
Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по преодолению и профилактике страхов у дошкольников Применение
20 Рубежный контроль М.2. Индивидуальная работа Демонстрирует содержание основных этапов коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы Применение
Раскрывает варианты коррекции агрессивных проявлений детей дошкольного возраста Воспроизведение
Представляет этапы коррекционно-педагогической работы по устранению самоагрессии и направленным агрессивным проявлениям Применение
Демонстрирует варианты коррекционно-педагогического воздействия при устойчивых агрессивных проявлениях Применение
Представляет варианты приемов и форм работы по устранению депрессии у дошкольников Применение
Демонстрирует способы коррекциионно-педагогической работы по преодолению девиантных проявлений у детей Применение
Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по преодолению и профилактике страхов у дошкольников Применение
21 Этапы коррекции эмоционально-волевых нарушений Самостоятельное изучение Обосновывает мотивированность и опосредованность взаимоотношений с ребенком как механизм коррекции РЭВС Воспроизведение
Демонстрирует содержание основных этапов коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы Применение
22 Коррекция агрессивных проявлений у детей Индивидуальная работа Описывает особенности проявления агрессивных контактов как варианта свернутой психодрамы Воспроизведение
Демонстрирует варианты коррекционно-педагогического воздействия при устойчивых агрессивных проявлениях Применение
23 Коррекция депрессивного и девиантного поведения у детей Индивидуальная работа Представляет варианты приемов и форм работы по устранению депрессии у дошкольников Применение
Демонстрирует способы коррекциионно-педагогической работы по преодолению девиантных проявлений у детей Применение
24 Коррекция страхов у детей Индивидуальная работа Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по преодолению и профилактике страхов у дошкольников Применение
25 Оценка нервно-психического напряжения, астении, депрессии Лекция Знает основные категории методов диагностики и исследования эмоционально-волевой сферы дошкольника Узнавание
26 Коррекция депрессивного и девиантного поведения у детей Лекция Описывает принципы и этапность коррекционно-педагогической работы по преодолению депрессивных состояний у ребенка Воспроизведение
27 Методы исследования эмоциональных состояний Лекция Описывает методы исследования эмоциональных состояний Воспроизведение
28 Коррекция агрессивных проявлений у детей Другое Демонстрирует варианты коррекционно-педагогического воздействия при устойчивых агрессивных проявлениях Применение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 311, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.
  2. Думов, А. С. Педагогика девиантного поведения : учеб. пособие / А. С. Думов, С. Б. Думов, И. А. Столярчук ; ФГБОУ ВПО "Волгогр. гос. социально-пед. ун-т", Фак. психологии и соц. работы. - Волгоград : Учитель, [2015]. - 179, [1] с. - (Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС) (Планирование воспитательной работы). - ISBN 978-5-7057-4173-1 : 183-50.
  3. Поливара, З. В. Введение в специальную психологию : учеб. пособие для бакалавров направления "Психология" / З. В. Поливара. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта [и др.], 2016. - 268, [3] с. - ISBN 978-5-9765-1666-3 : 253-00.
  4. Слепович, Е.С. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.С. Слепович [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 511 c. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks.-Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20280.html. - Загл. с экрана
  5. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 1 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 427, [2] с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7286-3 : 749-41.
  6. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 2 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 273, [2] с. : ил. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7288-7 : 502-69.

Дополнительная

  1. Заостровцева, М.Н.Агрессивность дошкольников: коррекция поведения. / М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 112 с.
  2. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей : [науч.-практ. пособие] / А. И. Захаров. - СПб. : Союз, 2000. - 448 с. - (Психология ребёнка).
  3. Захарова, И.Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина. - Электрон. текстовые данные. - М.: Теревинф, 2012. - 80 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». -Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12770.html. - Загл. с экрана.
  4. Колесникова, Г.И. Девиантное поведение : учеб. пособие для студентов вузов / Г.И. Колесникова, Е.А. Байер, М.В. Харагезян. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 218, [1] с. - (Высшее образование). - Гриф МО.
  5. Нарушения психического развития в детском возрасте: [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.С. Быкова, И.В. Краснощекова. – Электрон. текстовые дан.. – ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава РФ. – 162 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21830.html. - Загл. с экрана.
  6. Неретина, Т.Г. Приемы коррекции поведения детей с различными эмоционально-волевыми нарушениями / Т.Г. Неретина // Начальная школа плюс До и После. - № 10. - 2005. - С. 42-46.
  7. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка : пособие для психологов и педагогов /И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 319 с.

Цифровые ресурсы

Источники

  1. http://www.invalid-detstva.ru/index.php - Особый ребенок
  2. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации /901-6) [Электронный ресурс] : Нормативно-правовые документы. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/548/58091.php

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.25 Диагностика и коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. А.А.Боброва. - электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл.с экрана
  2. Учебная программа. Б1.В.ДВ. 25 Диагностика и коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. А.А.Боброва. - электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл.с экрана