бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Dec. 27, 2017 утверждено June 8, 2018
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Feb. 7, 2018
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Feb. 8, 2018

Б1.В.ОД.29 Культурология, 8 семестр

Б-4071, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность История и обществознание), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
С.Р. Аминов ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-1 - способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения знать основные культурологические концепции, школы, течения знаниевый
оперировать основными культурологическими понятиями ориентировочный
ОК-5: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия уметь характеризовать исторические и современные социокультурные явления операциональный
ПК-15: способен организовывать сложную историческую и обществоведческую информацию в логически последовательной форме Знание основных тенденций и этапов развития истории культуры знаниевый
Знание системы исторических фактов по истории культуры в их пространственно-временных рамках знаниевый
Понимание возможности преобразования исторической информации в различные формы ориентировочный
Умение выделять этапы исторического развития культуры в пространственно-временных рамках, роль отдельных стран и личностей в историческом процессе операциональный
Опыт выделения тенденций и этапов исторического развития культуры, роли отдельных стран и личностей в историческом процессе опыт
ПК-17: способен ориентироваться в исторических и обществоведческих концепциях и выделять специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке Знание основных культурно-исторических и обществоведческих концепций, тенденций и этапов развития истории культуры знаниевый
Умение отбирать и применять методы исследования в соответствии с заданными условиями профессиональной деятельности ориентировочный
Владение приемами обработки и анализа данных при интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке операциональный
ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности уметь организовывать внеклассные мероприятия направленные на духовно-нравственное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности операциональный
ПК-4: способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов Опыт в организации и проведении культурно-исторического квеста опыт
Опыт систематизации и презентации сложной исторической информации опыт

Цели изучения дисциплины

научить анализировать проблемы современной культурологии в контексте характеристики культурно-исторических явлений, процессов и повседневных практик

Задачи

  1. уметь характеризовать проблемы современной теоретической культурологии
  2. уметь характеризовать культурно-исторические явления и процессы в контексте повседневных практик
  3. уметь применять культурологические знания в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 46.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 16.0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 7.5 ч.
Часов в неделю 3.29 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теория культуры сформировать представление о теоретической культурологии: теории, концепции, методы уметь характеризовать современные проблемы теоретической культурологии
  • Предмет культурологии
  • Основные направления и этапы становления культурологии
  • Культурологические теории
  • Методы в культурологии
Модуль 2. История культуры сформировать представление о культурно-исторических явлениях и процессах в контексте повседневных практик уметь характеризовать культурно-исторические явления и процессы в контексте повседневных практик
  • Повседневная культура первобытного общества
  • Повседневная культура Древнего Востока
  • Повседневная культура Античности
  • Повседневная культура Средних веков
  • Повседневная культура Возрождения
  • Повседневная культура Нового и Новейшего времени
  • Повседневная культура современного общества
Модуль 3. Культурология в школе сформировать представление о применении культурологическогго знания в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла уметь применять культурологические знания в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла
  • Культурологическое знание в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Культурология как гуманитарная наука Лекция 2.0 1
2 Культурология как гуманитарная наука Семинар 2.0 1
3 Основные культурологические концепции Индивидуальная работа 2.0 2
4 Культурология как гуманитарная наука Индивидуальная работа 1.0 2
5 Актуальные проблемы современной культуры (Входной контроль) Другое 2.0 2
6 Основные культурологические концепции Семинар 4.0 3
7 Типология культуры Лекция 2.0 3
8 Проблемы современной теоретической культурологии (работа с журналами) Другое 2.0 4
9 Проблема глобализации в культуре Коллоквиум 2.0 4
10 Рубежный контроль №1 Контрольная работа 2.0 5
11 Повседневная культура первобытного общества Семинар 2.0 6
12 Повседневная культура Древнего Востока Лекция 2.0 7
13 Повседневная культура Древнего Востока Семинар 2.0 8
14 Повседневная культура Древнего Востока Индивидуальная работа 2.0 8
15 Повседневная культура Античного мира Семинар 2.0 9
16 Повседневная культура Античного мира Индивидуальная работа 2.0 9
17 Повседневная культура Возрождения Лекция 2.0 10
18 Повседневная культура Возрождения Практическая работа 2.0 10
19 Повседневная культура Нового и Новейшего времени Семинар 2.0 11
20 Повседневная культура Нового и Новейшего времени Практическая работа 2.0 11
21 Повседневная культура современного общества Лекция 2.0 12
22 Повседневная культура современного общества Семинар 2.0 12
23 Рубежный контроль №2 Другое 2.0 12
24 Культурологическое знание в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла Практическая работа 4.0 13
25 Рубежный контроль №3 Другое 2.0 14
26 Повседневная культура Нового и Новейшего времени Индивидуальная работа 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Культурология как гуманитарная наука Лекция Характеризовать основные этапы становления культурологии Воспроизведение
характеризовать термин и понятие "культура" Воспроизведение
уметь характеризовать особенности применения культурологическх методов Воспроизведение
уметь применять на практике культурологические методы Применение
2 Культурология как гуманитарная наука Семинар Характеризовать основные этапы становления культурологии Воспроизведение
характеризовать термин и понятие "культура" Воспроизведение
уметь характеризовать особенности применения культурологическх методов Воспроизведение
уметь применять на практике культурологические методы Применение
3 Основные культурологические концепции Индивидуальная работа понимать специфику культурологии как науки и дисциплины Воспроизведение
Характеризовать основные этапы становления культурологии Воспроизведение
Характеризовать основные направления и школы культурологии Воспроизведение
выделять общее и особенное в концепциях культуры Воспроизведение
характеризовать культурологические концепции Воспроизведение
4 Культурология как гуманитарная наука Индивидуальная работа Характеризовать основные этапы становления культурологии Воспроизведение
характеризовать термин и понятие "культура" Воспроизведение
уметь характеризовать особенности применения культурологическх методов Воспроизведение
уметь применять на практике культурологические методы Применение
5 Актуальные проблемы современной культуры (Входной контроль) Другое уметь выделять и анализировать морфологические элементы культуры: ценности, традиции, ритуал, обычай, мистерии и т.п. Воспроизведение
характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
6 Основные культурологические концепции Семинар понимать специфику культурологии как науки и дисциплины Воспроизведение
Характеризовать основные этапы становления культурологии Воспроизведение
Характеризовать основные направления и школы культурологии Воспроизведение
выделять общее и особенное в концепциях культуры Воспроизведение
характеризовать культурологические концепции Воспроизведение
7 Типология культуры Лекция характеризовать типы и виды культуры в учениях отечественных и зарубежных ученых Воспроизведение
уметь выделять и анализировать морфологические элементы культуры: ценности, традиции, ритуал, обычай, мистерии и т.п. Воспроизведение
8 Проблемы современной теоретической культурологии (работа с журналами) Другое понимать специфику культурологии как науки и дисциплины Воспроизведение
Характеризовать основные этапы становления культурологии Воспроизведение
характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
9 Проблема глобализации в культуре Коллоквиум уметь выделять и анализировать морфологические элементы культуры: ценности, традиции, ритуал, обычай, мистерии и т.п. Воспроизведение
характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
10 Рубежный контроль №1 Контрольная работа понимать специфику культурологии как науки и дисциплины Воспроизведение
Характеризовать основные этапы становления культурологии Воспроизведение
Характеризовать основные направления и школы культурологии Воспроизведение
характеризовать термин и понятие "культура" Воспроизведение
характеризовать типы и виды культуры в учениях отечественных и зарубежных ученых Воспроизведение
уметь выделять и анализировать морфологические элементы культуры: ценности, традиции, ритуал, обычай, мистерии и т.п. Воспроизведение
выделять общее и особенное в концепциях культуры Воспроизведение
уметь характеризовать особенности применения культурологическх методов Воспроизведение
характеризовать культурологические концепции Воспроизведение
уметь применять на практике культурологические методы Применение
11 Повседневная культура первобытного общества Семинар выделять общее и особенное в концепциях культуры Воспроизведение
уметь характеризовать мифологическое сознание и анализировать религиозные практики в первобытном обществе Воспроизведение
характеризовать культурологические концепции Воспроизведение
12 Повседневная культура Древнего Востока Лекция характеризовать повседневную культуру Древнего Востока Воспроизведение
13 Повседневная культура Древнего Востока Семинар характеризовать повседневную культуру Древнего Востока Воспроизведение
14 Повседневная культура Древнего Востока Индивидуальная работа характеризовать повседневную культуру Древнего Востока Воспроизведение
15 Повседневная культура Античного мира Семинар характеризовать повседневную культуру Античности в контексте агональности Воспроизведение
16 Повседневная культура Античного мира Индивидуальная работа характеризовать повседневную культуру Античности в контексте агональности Воспроизведение
17 Повседневная культура Возрождения Лекция характеризовать повседневную культуру Возрождения в контексте макабризма и стилизации жизни Воспроизведение
18 Повседневная культура Возрождения Практическая работа характеризовать повседневную культуру Возрождения в контексте макабризма и стилизации жизни Воспроизведение
19 Повседневная культура Нового и Новейшего времени Семинар характеризовать повседневную культуру Нового и Новейшего времени Воспроизведение
20 Повседневная культура Нового и Новейшего времени Практическая работа характеризовать повседневную культуру Нового и Новейшего времени Воспроизведение
21 Повседневная культура современного общества Лекция характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
22 Повседневная культура современного общества Семинар характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
23 Рубежный контроль №2 Другое уметь характеризовать мифологическое сознание и анализировать религиозные практики в первобытном обществе Воспроизведение
характеризовать повседневную культуру Древнего Востока Воспроизведение
характеризовать повседневную культуру Античности в контексте агональности Воспроизведение
характеризовать повседневную культуру Средневековья Воспроизведение
характеризовать повседневную культуру Возрождения в контексте макабризма и стилизации жизни Воспроизведение
характеризовать повседневную культуру Нового и Новейшего времени Воспроизведение
характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
24 Культурологическое знание в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла Практическая работа уметь применять в профессиональной деятельности знания по культурологии Воспроизведение
опыт разработки и участия в историко-культурном квесте Творчество
25 Рубежный контроль №3 Другое понимать специфику культурологии как науки и дисциплины Воспроизведение
Характеризовать основные направления и школы культурологии Воспроизведение
уметь выделять и анализировать морфологические элементы культуры: ценности, традиции, ритуал, обычай, мистерии и т.п. Воспроизведение
выделять общее и особенное в концепциях культуры Воспроизведение
уметь характеризовать особенности применения культурологическх методов Воспроизведение
характеризовать культурологические концепции Воспроизведение
уметь применять на практике культурологические методы Применение
уметь применять в профессиональной деятельности знания по культурологии Воспроизведение
опыт разработки и участия в историко-культурном квесте Творчество
26 Повседневная культура Нового и Новейшего времени Индивидуальная работа характеризовать повседневную культуру Нового и Новейшего времени Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Багдасарьян, Н.Г. Культурология : учеб. для вузов / Н.Г. Багдасарьян. - М. : Юрайт [и др.], 2010. - 495 с.
  2. Багновская, Н.М. Культурология [Электронный ресурс] : учебник / Н.М. Багновская. - 3-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 420 с. - Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453418
  3. Садохин, А. П. Культурология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 033000 "Культурология" / А. П. Садохин. - М. : КноРус , 2012. - 372 с.
  4. Садохин, А.П. Культурология [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.П. Садохин, И.И. Толстикова. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 295 с. - Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115388

Дополнительная

  1. Культурология : учеб. для бакалавров и специалистов, студентов вузов / Г.В. Драч [и др.]. - СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 384 с.
  2. Столяренко Л.Д. Культурология. - М.: МарТ, 2006. - 352 с.

Цифровые ресурсы

  1. Журнал "Вопросы культурологии". Режим доступа: http://www.panor.ru/journals/culturolog/
  2. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена. Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru

Источники

  1. Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 [Электронный ресурс]: http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=4318
  2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 1 января 2015 года) [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/9005213
  3. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. №186 [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/902335243

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Культурология [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки Педагогическое образование/ БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.Р.Аминов. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.