бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 28 декабря 2017 г. утверждение отклонено 17 мая 2018 г.
Н.В. Ганущак заведующий кафедрой
согласовано 21 мая 2018 г.
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано 21 мая 2018 г.

Б1.Б.22 История отечественной литературы, 5 семестр

Б-5211, 42.03.02, Журналистика, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.А. Авдеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа (ПК-1) Владеть принципами подготовки публицистических текстов на основе историко-литературного материала ориентировочный
Владеть способами проверки историко-литературных сведений в публицистических материалах операциональный
Опыт подготовки рецензий, обзоров, читательских отзывов на основе изучаемого материала опыт
Опыт проверки и уточнения историко-литературных сведений в публицистических материалах опыт
Способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности (ОПК-4) Знать основные этапы развития отечественной литературы во 30-90-х гг ХХ века знаниевый
Знать пути развития современной русской литературы знаниевый
Знать творчество ведущих писателей 30-90-х гг XX века, его оценку в литературоведении и критике; знаниевый
Знать тематику и проблематику литературы 30-90-х гг ХХ века знаниевый
Владеть методологией идейно-тематического и стилистического анализа художественных текстов. ориентировочный
Владеть способами включения историко-литературных сведений в профессиональную деятельность ориентировочный
Анализировать художественное произведение в разрезе мировозренческой проблематики операциональный
Владеть схемой оценки качества проведенного идейно-тематического и стилистического анализа произведения операциональный
Выявлять влияние на мировозрение писателя философских и культурных взглядов эпохи операциональный
Опыт подготовки публицистических материалов на основе историко-литературного материала опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться интепретировать и анализировать художественные произведения в контексте культуры и социально-исторического опыта второй половины XX века и использовать историко-литературные сведения в профессиональной деятельности.

Задачи

  1. сформировать представление о проблемах периодизации истории развития русской литературы в 30-90 годы XX века, систему историко-литературных представлений о закономерностях развития литературы 30-50 годы ХХ века
  2. выявить закономерности развития русской литературы в 50 годы XX века на основе анализа творчества крупнейших художников слова (Л.М. Леонов, Б. Пастернак и др.);
  3. сформировать систему историко-литературных представлений о трансформации жанров и тем в прозе, поэзии и драматургии 60-80-х гг.
  4. определить подходы к изучению литературного процесса конца XX - начала XXI веков.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 43,0 ч. (39,81%)
Контроль самостоятельной работы 21,0 ч.
Самостоятельная работа студента 66,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,93%
Индивидуальная работа со студентами 6,0 ч. из 5,0 ч.
Часов в неделю 3,07 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Периодизация русской литературы 30-90х гг XX века, жанрово-стилистические особенности литературы 30-40-х гг. Научиться интерпретировать произведения русской литературы 30-40-х гг XX века, определять направления движения литературного процесса в контексте политико-идеологических изменений, появившиеся после Октябрьской революции, и использовать полученные сведения в профессиональной деятельности. Комментирует процесс разделения литературы на 3 потока, интепретирует произведения изучаемого периода, готовит творческие журналистские тексты с привлечением исторко-литературного контекста 30-40-х гг. XX века
  • Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений 30-40-х гг
  • Русская литература ХХ в.: периодизация, социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия
Модуль 2. Достижения и утраты литературы 50-х гг. Научиться определять закономерности развития русской литературы в 50 годы XX века на основе анализа творчества крупнейших художников слова Анализирует магистральные закономерности литературного развития на материале частных фактов прозаического, поэтического и драматургического творчества, характеризует творчество крупнейших художников слова изучаемого периода и умеет использовать полученные сведения в журналистской авторской деятельности.
  • Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений 40-60-х гг XX века
Модуль 3. Жанровое и тематическое своеобразие литературы 60-80-х гг. Научиться интерпретировати и анализировать литературные произведения в контексте историко-культурных процессов 60-80-х г. XX века и использовать полученные сведения в журналистской деятельности. Анализирует динамику литературного процесса 60-80-х гг., объясняет жанрово-стилевые особенности произведений данного периода, использует историко-литературный материал для разрабоки журналистских публикаций.
  • Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений 60-80-х гг XX века
Модуль 4. Литературный процесс конца XX - начала XXI веков Научиться выявлять существующие подходы к изучению литературного процесса конца XX - начала XXI веков, оценивать знаковые произведения данного периода, использовать историко-литературный материал для подготовки публикаций. Объясняет причины появления двух методологических подходов в современной литературе, видит перспективы развития литературного процесса, готовит резенции, обзоры, аннотации и рейтинговые листы литературных новинок
  • Русская литература ХХ в.: периодизация, социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия
  • Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений литературы 1990-2000-х

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Введение. Проблемы периодизации русской литературы 30-90-х гг XX века. Споры о соцреализме как методе Лекция 1,0 1
2 Развитие русской прозы в 20-50-е гг Лекция 2,0 1
3 Творчество М.А. Шолохова Лекция 2,0 2
4 Творчество М.А. Шолохова Семинар 1,0 2
5 Творчество М.А. Шолохова Контрольная работа (< 1 часа) 1,0 2
6 Творчество М.А. Булгакова Коллоквиум 2,0 3
7 Творчество М.А. Булгакова Семинар 2,0 3
8 Творчество А.П. Платонова Коллоквиум 2,0 4
9 Творчество А.Н. Толстого Коллоквиум 2,0 5
10 Модуль 1. Рубежный контроль Минизачет 2,0 5
11 Модуль 1. Рубежный контроль Индивидуальная работа 0,5 5
12 Осмысление событий Великой Отечественной войны в творчестве писателей 40-60-х гг Лекция 2,0 6
13 Осмысление событий Великой Отечественной войны в творчестве писателей 40-60-х гг Другое 2,0 7
14 Роман "Доктор Живаго": проблематика, жанр, поэтика, современные оценки Семинар 2,0 7
15 Лирика Б.Л. Пастернака Контрольная работа (< 1 часа) 2,0 8
16 Художественное своеобразие романистики Л.Леонова, его театральная эстетика ("Золотая карета"). Лекция 2,0 8
17 Модуль 2. Рубежный контроль Минизачет 2,0 9
18 Тенденции в прозе 60-80 годов. Лекция 1,0 9
19 Творчество А.Солженицына. Лекция 1,0 9
20 Творчество В. Быкова в контексте «военной прозы» 60-80-х гг. Семинар 2,0 10
21 Художественные искания В.Распутина. Характер конфликта в повести "Живи и помни" Семинар 2,0 11
22 Творческий путь В.М. Шукшина. Особенности героев Семинар 2,0 11
23 Поэзия 60-80-х годов. "Тихие" и "громкие" лирики Лекция 2,0 12
24 Поэзия 60-80-х годов. "Тихие" и "громкие" лирики Коллоквиум 2,0 13
25 Особенности драматургии 60-80-х годов. Театральная эстетика А. Вампилова Семинар 2,0 13
26 Русская литература 90-х гг. XX века. Начала XXI века. Основные имена Конференция 2,0 14
27 Знание стихотворений крупнейших поэтов 2-й половины XX века Другое 1,0 14
28 Знание содержания текстов писателей 2-й половины XX века Другое 1,0 14
29 Знание стихотворений крупнейших поэтов 2-й половины XX века Индивидуальная работа 0,5 14
30 Знание содержания текстов писателей 2-й половины XX века Индивидуальная работа 1,0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Введение. Проблемы периодизации русской литературы 30-90-х гг XX века. Споры о соцреализме как методе Лекция Перечисляет положения теории литературы о сущности литературного периода Воспроизведение
Интерпретирует историко-литературные факты при определении литературы периода Применение
Характеризует жанрово-стилевое своеобразии литературы Применение
Прогнозирует дальнейшее развитие литературного процесса Творчество
Обнаруживает особенности художественных методов советской литературы Применение
Называет основные постановления о советской литературе Воспроизведение
Даёт определение понятию "соцреализм" Применение
Даёт определение понятию "теория бесконфликтности" Воспроизведение
Анализирует проявления теории бесконфликтности в произведениях советского периода Применение
2 Развитие русской прозы в 20-50-е гг Лекция Владеет содержанием крупнейших шолоховских текстов Воспроизведение
Способен комментировать творческую историю произведений Воспроизведение
Интепретирует идейное содержание ключевых шолоховских текстов Применение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Готовит обзор произведений, посвященных Русской революции Применение
3 Творчество М.А. Шолохова Лекция Владеет содержанием крупнейших шолоховских текстов Воспроизведение
Способен комментировать творческую историю произведений Воспроизведение
Интепретирует идейное содержание ключевых шолоховских текстов Применение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
4 Творчество М.А. Шолохова Семинар Способен комментировать творческую историю произведений Воспроизведение
Интепретирует идейное содержание ключевых шолоховских текстов Применение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Выявляет черты идиостия М.А. Шолохова Применение
Комментирует жанровую природу романа-эпопеи "Тихий Дон" и рассказа-эпопеи "Судьба человека" Применение
Проводит контент-анализ публикаций о М.А. Шолохове и его творчестве в современных СМИ Применение
Проводит оценку образа главного героя романа-эпопеи "Тихий Дон" Применение
5 Творчество М.А. Шолохова Контрольная работа (< 1 часа) Владеет содержанием крупнейших шолоховских текстов Воспроизведение
Способен комментировать творческую историю произведений Воспроизведение
Интепретирует идейное содержание ключевых шолоховских текстов Применение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Выявляет черты идиостия М.А. Шолохова Применение
Комментирует жанровую природу романа-эпопеи "Тихий Дон" и рассказа-эпопеи "Судьба человека" Применение
Проводит контент-анализ публикаций о М.А. Шолохове и его творчестве в современных СМИ Применение
Проводит оценку образа главного героя романа-эпопеи "Тихий Дон" Применение
6 Творчество М.А. Булгакова Коллоквиум Знает биографию М.А. Булгакова Воспроизведение
Знает творческую историю произведений М.А. Булгакова и использует эти сведения в ходе аналитической работы Воспроизведение
Анализирует идейное содержание произведений М.А. Булгакова Применение
Анализирует особенности сатиры М.А. Булгакова в повестях Применение
Отбирает эпизоды романа "Мастер и Маргарита" для комментирования пространственно-временной организации текста Узнавание
Демонстрирует осознаную работу с терминами "автор произведения" и "режиссер" Применение
7 Творчество М.А. Булгакова Семинар Знает творческую историю произведений М.А. Булгакова и использует эти сведения в ходе аналитической работы Воспроизведение
Анализирует идейное содержание произведений М.А. Булгакова Применение
Анализирует особенности сатиры М.А. Булгакова в повестях Применение
Отбирает эпизоды романа "Мастер и Маргарита" для комментирования пространственно-временной организации текста Узнавание
Готовит рецензию на мультипликационный фильм по мотивам романа "Мастер и Маргарита" Творчество
Владеет принципами оценки идеи автора произведения, созданного по мотивам литературного текста Применение
Демонстрирует осознаную работу с терминами "автор произведения" и "режиссер" Применение
8 Творчество А.П. Платонова Коллоквиум Знает содержание рассказов и повестей А.П. Платонова Воспроизведение
Знает оценку творчества Платонова в литературоведении и критике; Воспроизведение
Выявляет черты идиостия А.П. Платонова Применение
Анализирует идейно-тематическое своеобразие повести А. Платонова "Котлован" Применение
Готовит рецензию на 1 из рассказов А.П. Платонова Творчество
Проводит редакторский анализ рецензии сокурсника Творчество
9 Творчество А.Н. Толстого Коллоквиум Знает содержание произведений А.Н. Толстого Воспроизведение
Знает биографию А.Н. Толстого Воспроизведение
Характеризует особенности исторического романа "Петр I" Применение
Анализирует образную структуру и идейное содержание трилогии "Хождение по мукам" Применение
Знает оценку творчества Толстого в литературоведении и критике; Воспроизведение
Анализирует причины изменений, произведенных Толстым в финале романа. Применение
Готовит обзор произведений, посвященных Русской революции Применение
10 Модуль 1. Рубежный контроль Минизачет Обнаруживает особенности художественных методов советской литературы Применение
Объясняет функционирование политики в отношении художественной литературы Применение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Выявляет черты идиостия А.П. Платонова Применение
Анализирует идейно-тематическое своеобразие повести А. Платонова "Котлован" Применение
Выявляет черты идиостия М.А. Шолохова Применение
Комментирует жанровую природу романа-эпопеи "Тихий Дон" и рассказа-эпопеи "Судьба человека" Применение
Проводит оценку образа главного героя романа-эпопеи "Тихий Дон" Применение
Отбирает эпизоды романа "Мастер и Маргарита" для комментирования пространственно-временной организации текста Узнавание
Владеет принципами оценки идеи автора произведения, созданного по мотивам литературного текста Применение
Демонстрирует осознаную работу с терминами "автор произведения" и "режиссер" Применение
11 Модуль 1. Рубежный контроль Индивидуальная работа Обнаруживает особенности художественных методов советской литературы Применение
Объясняет функционирование политики в отношении художественной литературы Применение
Даёт определение понятию "соцреализм" Применение
Анализирует новаторство писателей в изображении эстетического в литературе советского периода Применение
Даёт определение понятию "теория бесконфликтности" Воспроизведение
12 Осмысление событий Великой Отечественной войны в творчестве писателей 40-60-х гг Лекция Дает определение понятия "лирика фронтового поколения" Воспроизведение
Знает пути развития русской драмы Воспроизведение
Описывает основные тенденции лирики послевоенного десятиления Применение
Комментирует особенности поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин" Применение
Владеет принципами отбора текстов для публикации, с учетом интересов современной аудитории Применение
13 Осмысление событий Великой Отечественной войны в творчестве писателей 40-60-х гг Другое Дает определение понятия "лирика фронтового поколения" Воспроизведение
Знает пути развития русской драмы Воспроизведение
Описывает основные тенденции лирики послевоенного десятиления Применение
Анализирует произведения С. Орлова, П. Шубина, Н. Майорова, Н. Заболоцкого, М. Исаковского, А. Твардовского Применение
Комментирует особенности поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин" Применение
Опыт подготовки номера газеты, посвященного 9 Мая, на основе литературного материала 40-60-х гг Творчество
Опыт написания литературных обзоров для специального номера газеты Творчество
Владеет принципами отбора текстов для публикации, с учетом интересов современной аудитории Применение
14 Роман "Доктор Живаго": проблематика, жанр, поэтика, современные оценки Семинар Знает этапы творческого пути Б. Пастернака Узнавание
Характеризует эволюцию лирического героя Б.Пастернака Воспроизведение
Знает наизусть стихотворения Б. Пастернака Воспроизведение
Анализирует жанр, композицию и идейное содержание романа "Доктор Живаго" Применение
Комментирует литературоведческие подходы к осмыслению жанровой природы "Доктора Живаго" Применение
Готовит анализ образа главного героя романа "Доктор Живаго" Применение
15 Лирика Б.Л. Пастернака Контрольная работа (< 1 часа) Знает этапы творческого пути Б. Пастернака Узнавание
Характеризует эволюцию лирического героя Б.Пастернака Воспроизведение
Знает наизусть стихотворения Б. Пастернака Воспроизведение
Анализирует жанр, композицию и идейное содержание романа "Доктор Живаго" Применение
Комментирует литературоведческие подходы к осмыслению жанровой природы "Доктора Живаго" Применение
Готовит анализ образа главного героя романа "Доктор Живаго" Применение
16 Художественное своеобразие романистики Л.Леонова, его театральная эстетика ("Золотая карета"). Лекция Знает этапы творческой эволюции Л. Леонова Воспроизведение
Знает содержание творчества Л.Леонова Узнавание
Комментирует своеобразие конфликта романа "Русский лес" Применение
Характеризует драматургию Л. Леонова Применение
17 Модуль 2. Рубежный контроль Минизачет Знает этапы творческой эволюции Л. Леонова Воспроизведение
Знает содержание творчества Л.Леонова Узнавание
Комментирует своеобразие конфликта романа "Русский лес" Применение
Характеризует драматургию Л. Леонова Применение
Знает этапы творческого пути Б. Пастернака Узнавание
Характеризует эволюцию лирического героя Б.Пастернака Воспроизведение
Знает наизусть стихотворения Б. Пастернака Воспроизведение
Владеет принципами отбора текстов для публикации, с учетом интересов современной аудитории Применение
Комментирует литературоведческие подходы к осмыслению жанровой природы "Доктора Живаго" Применение
18 Тенденции в прозе 60-80 годов. Лекция Размышляет о состоятельности определений "деревенская проза" и "военная проза" Применение
Знает основные направления развития прозы 60-80-х гг Воспроизведение
19 Творчество А.Солженицына. Лекция Занет этапы творческого пути А. Солженицына Узнавание
Размышляет о соотношении художественного и публицистического в произведениях А. Солженицына Применение
Комментирует идейное содержание произведений "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича" Применение
Характеризует суть конфликта писателя с властью и коллегами по творческой деятельности Воспроизведение
20 Творчество В. Быкова в контексте «военной прозы» 60-80-х гг. Семинар Размышляет о состоятельности определений "деревенская проза" и "военная проза" Применение
Знает основные направления развития прозы 60-80-х гг Воспроизведение
Имеет представление о панорамных романах и лейтенантской военной прозе Узнавание
Знает этапы творческого пути В. Быкова Воспроизведение
Анализирует своеобразие повестей "Обелиск" и "Сотников" Применение
Определяет место произведений В. Быкова в контексте "военной прозы"60-80-х гг. Воспроизведение
21 Художественные искания В.Распутина. Характер конфликта в повести "Живи и помни" Семинар Знает этапы творческого пути В. Распутина Воспроизведение
Знает содержание повестей Распутина 60-80-х гг. Воспроизведение
Объясняет понятие "нравственный эксперимент" Применение
Демонстрирует своеобразие нравственно-философского конфликта в повестях и рассказах В.Г. Распутина Применение
Определяет черты типа народного характера на конкретных примерах произведений В.Г. Распутина Применение
22 Творческий путь В.М. Шукшина. Особенности героев Семинар Знает этапы творчества В. Шукшина Воспроизведение
Анализирует рассказы В. Шукшина Применение
Характеризует своеобразие киноповести "Калина красная" Применение
Описывает своеобразие творческой индивидуальности Шукшина и место его творчества в "деревенской" прозе Воспроизведение
23 Поэзия 60-80-х годов. "Тихие" и "громкие" лирики Лекция Знает особенности лирики 60-80-х гг. Воспроизведение
Анализирует своеобразие лирического героя на примерах творчества Н. Асеева, А. Прокофьева, Вл. Луговского Применение
Называет поэтические школы 60-80-х гг. Воспроизведение
Называет имена поэтов-эстрадников, их основные сборники произведений, особенности стиля Воспроизведение
Называет имена "тихих" лириков, особенности стиля данной поэтической школы Воспроизведение
Сопоставляет произведения "тихой" и "громкой" лирики с текстами предшествующих периодов Применение
Характеризует философскую лирику 60-80-х гг Применение
24 Поэзия 60-80-х годов. "Тихие" и "громкие" лирики Коллоквиум Сопоставляет произведения "тихой" и "громкой" лирики с текстами предшествующих периодов Применение
Характеризует философскую лирику 60-80-х гг Применение
Оценивает место поэта в контексте литературного процесса Применение
Обнаруживает слитность лирического я с лирическим героем на конкретных примерах лирики Рубцова Применение
Иллюстрирует своеобразие воплощения темы Родины на конкретных примерах рубцовских текстов Воспроизведение
Знает этапы творческого пути И. Бродского Воспроизведение
Характеризует своеобразие лирики Бродского через анализ новаторства и традиции Применение
Знает литературоведческие оценки и спроы о художественной целостности и ценности текстов Бродского Воспроизведение
25 Особенности драматургии 60-80-х годов. Театральная эстетика А. Вампилова Семинар Характеризует проблематику, образы и жанровое новаторство драмы 60-80-х гг Применение
Пересказывает концепцию пьес А. Арбузова, А. Салынского, М. Шатрова, Г. Бокарёва Воспроизведение
Выявляет театральную символику в произведениях А. Арбузова, А. Салынского, М. Шатрова, Г. Бокарёва Применение
Называет периоды жизни и творчества А. Вампилова, основные произведения, их особенности Воспроизведение
Даёт определение понятию "экспериментальная драма" Воспроизведение
Объясняет новаторство Вампилова-драматурга в художественном тексте Применение
Анализирует драму "Утиная охота" Применение
Даёт определение понятию "неоднозначный герой" Воспроизведение
26 Русская литература 90-х гг. XX века. Начала XXI века. Основные имена Конференция Даёт определение понятию "символический реализм" Воспроизведение
Объясняет понятие "сопряжение жанров" Воспроизведение
Комментирует последствия влияния "возвращенной" литературы на осмысление литературного процесса в целом и состояние литературы 90-х гг Применение
Выявляет основные линии развития русской литературы в 90-е Применение
Дает обзор тем, интересовавших литературу рубежа XX-XXI веков Применение
Готовит рецензию на книгу 1990-2000х Творчество
Готовит лонг-лист и шорт-лист литературных новинок Творчество
Комментирует развитие литературы фанфикшен как части постмодернизма Применение
27 Знание стихотворений крупнейших поэтов 2-й половины XX века Другое Знает этапы творческого пути Б. Пастернака Узнавание
Характеризует эволюцию лирического героя Б.Пастернака Воспроизведение
Знает наизусть стихотворения Б. Пастернака Воспроизведение
Знает особенности лирики 60-80-х гг. Воспроизведение
Анализирует своеобразие лирического героя на примерах творчества Н. Асеева, А. Прокофьева, Вл. Луговского Применение
Называет поэтические школы 60-80-х гг. Воспроизведение
Называет имена поэтов-эстрадников, их основные сборники произведений, особенности стиля Воспроизведение
Называет имена "тихих" лириков, особенности стиля данной поэтической школы Воспроизведение
Сопоставляет произведения "тихой" и "громкой" лирики с текстами предшествующих периодов Применение
Характеризует философскую лирику 60-80-х гг Применение
Обнаруживает слитность лирического я с лирическим героем на конкретных примерах лирики Рубцова Применение
Знает наизусть стихотворения Рубцова Воспроизведение
Иллюстрирует своеобразие воплощения темы Родины на конкретных примерах рубцовских текстов Воспроизведение
Знает этапы творческого пути И. Бродского Воспроизведение
Знает литературоведческие оценки и спроы о художественной целостности и ценности текстов Бродского Воспроизведение
Знает основые стихотворения наизусть Воспроизведение
Знает содержание текстов данного периода Воспроизведение
Дает определение понятия "лирика фронтового поколения" Воспроизведение
Описывает основные тенденции лирики послевоенного десятиления Применение
Анализирует произведения С. Орлова, П. Шубина, Н. Майорова, Н. Заболоцкого, М. Исаковского, А. Твардовского Применение
Дает обзор тем, интересовавших литературу рубежа XX-XXI веков Применение
Комментирует особенности поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин" Применение
28 Знание содержания текстов писателей 2-й половины XX века Другое Знает содержание творчества Л.Леонова Узнавание
Комментирует своеобразие конфликта романа "Русский лес" Применение
Характеризует драматургию Л. Леонова Применение
Знает этапы творческого пути Б. Пастернака Узнавание
Характеризует эволюцию лирического героя Б.Пастернака Воспроизведение
Анализирует жанр, композицию и идейное содержание романа "Доктор Живаго" Применение
Занет этапы творческого пути А. Солженицына Узнавание
Комментирует идейное содержание произведений "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича" Применение
Имеет представление о панорамных романах и лейтенантской военной прозе Узнавание
Определяет место произведений В. Быкова в контексте "военной прозы"60-80-х гг. Воспроизведение
Знает этапы творчества В. Шукшина Воспроизведение
Анализирует рассказы В. Шукшина Применение
Описывает своеобразие творческой индивидуальности Шукшина и место его творчества в "деревенской" прозе Воспроизведение
Знает этапы творческого пути В. Распутина Воспроизведение
Знает содержание повестей Распутина 60-80-х гг. Воспроизведение
Демонстрирует своеобразие нравственно-философского конфликта в повестях и рассказах В.Г. Распутина Применение
Объясняет новаторство Вампилова-драматурга в художественном тексте Применение
Анализирует драму "Утиная охота" Применение
Знает содержание текстов данного периода Воспроизведение
Знает биографию М.А. Булгакова Воспроизведение
Анализирует идейное содержание произведений М.А. Булгакова Применение
Анализирует особенности сатиры М.А. Булгакова в повестях Применение
Знает оценку творчества Платонова в литературоведении и критике; Воспроизведение
Анализирует идейно-тематическое своеобразие повести А. Платонова "Котлован" Применение
Знает содержание произведений А.Н. Толстого Воспроизведение
Характеризует особенности исторического романа "Петр I" Применение
Анализирует образную структуру и идейное содержание трилогии "Хождение по мукам" Применение
Отбирает эпизоды романа "Мастер и Маргарита" для комментирования пространственно-временной организации текста Узнавание
Готовит обзор произведений, посвященных Русской революции Применение
29 Знание стихотворений крупнейших поэтов 2-й половины XX века Индивидуальная работа Знает наизусть стихотворения Б. Пастернака Воспроизведение
Знает особенности лирики 60-80-х гг. Воспроизведение
Называет имена поэтов-эстрадников, их основные сборники произведений, особенности стиля Воспроизведение
Называет имена "тихих" лириков, особенности стиля данной поэтической школы Воспроизведение
Иллюстрирует своеобразие воплощения темы Родины на конкретных примерах рубцовских текстов Воспроизведение
Знает этапы творческого пути И. Бродского Воспроизведение
Характеризует своеобразие лирики Бродского через анализ новаторства и традиции Применение
Знает литературоведческие оценки и спроы о художественной целостности и ценности текстов Бродского Воспроизведение
Знает основые стихотворения наизусть Воспроизведение
Дает определение понятия "лирика фронтового поколения" Воспроизведение
Описывает основные тенденции лирики послевоенного десятиления Применение
Анализирует произведения С. Орлова, П. Шубина, Н. Майорова, Н. Заболоцкого, М. Исаковского, А. Твардовского Применение
Дает обзор тем, интересовавших литературу рубежа XX-XXI веков Применение
Комментирует особенности поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин" Применение
30 Знание содержания текстов писателей 2-й половины XX века Индивидуальная работа Знает содержание творчества Л.Леонова Узнавание
Характеризует драматургию Л. Леонова Применение
Характеризует эволюцию лирического героя Б.Пастернака Воспроизведение
Знает наизусть стихотворения Б. Пастернака Воспроизведение
Размышляет о соотношении художественного и публицистического в произведениях А. Солженицына Применение
Комментирует идейное содержание произведений "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича" Применение
Характеризует суть конфликта писателя с властью и коллегами по творческой деятельности Воспроизведение
Имеет представление о панорамных романах и лейтенантской военной прозе Узнавание
Объясняет новаторство Вампилова-драматурга в художественном тексте Применение
Анализирует драму "Утиная охота" Применение

Литература

Основная

  1. Агеносов, В. В. История русской литературы ХХ века / В.В. Агеносов. - М. : Юрайт, 2013.
  2. История русской литературы XX века : учеб. для бакалавров, для студентов, обучающихся по специальности 032900 "Русский язык и литература" : в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. В. В. Агеносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 687, [1] c.
  3. История русской литературы XX века : учеб. для бакалавров, студентов, обучающихся по специальности 032900 "Русский язык и литература" : в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. В. В. Агеносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 795, [1] c.
  4. История русской литературы XX века : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050301 (032900) - Русский язык и литература : в 4 кн. / [Л.Ф. Алексеева и др.] ; под ред. Л.Ф. Алексеевой. - Изд. 2-е ; испр. и доп. - М. : Студент, 2012.
  5. История русской литературы XX - начала XXI : в 3 ч / под ред. В.И. Коровин ; сост. В.И. Коровин. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. - Ч. 3. 1991–2010-е годы. - 288 с. - ISBN 978-5-691-02032-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56584 (27.12.2017).
  6. Серафимова, В.Д. История русской литературы XX века : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Русский язык и литература" / В.Д. Серафимова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 538, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф МО. - ISBN 978-5-16-005635-7 : 577-39.

Дополнительная

  1. Дворяшин, Ю. А. Шолохов и русская классика 2-й половины XX века / Ю.А. Дворяшин. - М. : Фонд Шолоховская энциклопедия, 2008.
  2. Дырдин, А. А. Русская проза 1950-х – начала 2000-х годов: от мировоззрения к поэтике / Дырдин А. А., Рыкова Д. В. - Ульяновск, 2005.
  3. Зайцев, В.А. История русской литературы второй половины XX века : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Русский язык и литература" / В.А. Зайцев, А.П. Герасименко. - М. : Академия, 2008. - 443, [3] c.
  4. Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература, 1950 - 1990-е годы : учеб. пособие для студентов вузов : в 2 т. Т. 1 : 1953 - 1968 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - 2-е изд. ; испр. и доп. - М. : Академия, 2006. - 412, [1] с.
  5. Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература, 1950 - 1990-е годы : учеб. пособие для студентов вузов : в 2 т. Т. 2 : 1968-1990 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2006. - 684, [2] с.
  6. Павловский А.И. Современная философская поэзия. М., 1998.
  7. Русские писатели ХХ век : биобиблиографический словарь : в 2 т. - М. : Просвещение, 1999.
  8. Русские поэты XX века. Материалы для библиографии / сост. Л.М. Турчинский. - Москва : Знак, 2007. - 720 с. - (Studia poetica). - ISBN 5-9551-0194-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211582 (27.12.2017).
  9. Современная русская литература (1990-е гг. — начало XXI в.) / С.И. Тимина [и др.]. - СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2005.
  10. Шилова Н.Л. Визионерские мотивы в постмодернистской прозе 1960–1990-х годов (Вен. Ерофеев, А. Битов, Т. Толстая, В. Пелевин). Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2011

Цифровые ресурсы

  1. Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги [Электронный ресурс]. Биобиблиографический словарь: в 3 томах. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. - Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10547, свободный
  2. Саватеев, В. В силовом поле «Тихого Дона» (М. Шолохов и послевоенная проза: сближения и несходства) / В. Саватеев. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/sholokh /critics/nos/nos-314-.htm

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. История отечественной литературы [Электронный ресурс]: Б-5211, Направление подготовки 42.03.02 Журналистика, экзамен / БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» ; Автор-сост. Е.А. Авдеева. – Электронные данные. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Заглавие с экрана.