бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Dec. 28, 2017 утверждено June 8, 2018
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Feb. 5, 2018
О.В. Власова декан факультета
согласовано Feb. 7, 2018

Б1.Б.06 Методика преподавания социологических дисциплин в высшей школе, 2 семестр

М-7251, 39.04.01, Социология (направленность Социология региональных процессов), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.Р. Аминов ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-2: готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения уметь действовать в нестандартных ситуациях ориентировочный
ОПК-2: способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ социологии операциональный
ПК-13: способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) Знание современных требований к педагогической технологии и методике проведения различных типов занятий в высшей школе, в том числе интерактивных (лекция, семинар, практическая работа, лабораторная работа, индивидуальная работа и др.) знаниевый
Знание современных требований ФГОС, предъявляемых к системе высшего образования вообще и по соответствующему направлению подготовки. знаниевый
Владение общей схемой проектирования занятия в соответствии с его типом, формой и воспитательным потенциалом содержания учебной информации ориентировочный
Умение проектировать занятие в соответствии с его типом, формой и воспитательным потенциалом содержания учебной информации операциональный
Опыт разработки содержания учебного занятия по учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС ВО опыт

Цели изучения дисциплины

уметь проектировать образовательную деятельность на основе знаний методики преподавания социологических дисциплин

Задачи

  1. знать теоретические основы методики преподавания социологических дисциплин в системе образования
  2. уметь разрабатывать содержание учебного занятия по учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС ВО

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 19.0 ч.
Лекция 2.0 ч.
Семинар 2.0 ч.
Практическая работа 11.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 55.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 1.12 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретические основы методики преподавания социологических дисциплин знать основы методики преподавания социологических дисциплин в высшей школе иметь представления о методике преподавания социологических дисциплин в в высшей школе
  • Современный преподаватель высшей школы
  • Дидактика и методика преподавания в системе высшего профессионального образования
  • Технология педагогического проектирования образовательных программ
Модуль 2 Методика преподавания социологических дисциплин разработка содержания учебного занятия по учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС ВО уметь разрабатывать конспекты занятий и методический инструментарий по учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС ВО
  • Методы и средства обучения в системе высшего профессионального образования
  • Разработка конспекта занятий

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современный преподаватель высшей профессиональной школы Лекция 2.0 1
2 Анализ целей, структуры, проблем в системе ВО Самостоятельное изучение 2.0 2
3 Способ анализа образовательной среды в ВО Практическая работа (М) 1.0 3
4 Дидактика и методика преподавания в системе ВО Самостоятельное изучение 3.0 4
5 Технология педагогического проектирования образовательной среды Самостоятельное изучение 2.0 5
6 Технология педагогического проектирования образовательных программ Самостоятельное изучение 2.0 6
7 Методы и средства обучения в системе ВО Семинар (М) 2.0 7
8 Формы обучения в системе ВО Самостоятельное изучение 2.0 8
9 Формы обучения в системе ВО Индивидуальная работа 2.0 8
10 СРС как способ развития и самоорганизации личности обучающихся Самостоятельное изучение 2.0 9
11 Методика руководства исследовательской работой обучающихся Самостоятельное изучение 2.0 10
12 Рубежный контроль №1 Другое 2.0 11
13 Образовательные технологии и их реализация в учебном процессе Практическая работа (М) 2.0 12
14 Технология проблемного обучения Практическая работа (М) 2.0 13
15 Технологии, формы и методы интерактивного обучения Практическая работа (ПК) 2.0 14
16 Основы педагогического контроля в системе ВО Самостоятельное изучение 3.0 15
17 Современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса в вузе Практическая работа (М) 2.0 15
18 Разработка конспекта занятий Практическая работа (М) 2.0 16
19 Разработка конспекта занятий Индивидуальная работа 2.0 16
20 Рубежный контроль №2 Другое 2.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современный преподаватель высшей профессиональной школы Лекция объяснять современные требования к преподавателю высшей школы Воспроизведение
анализировать основные тенденции в образовании и высшей школе Воспроизведение
2 Анализ целей, структуры, проблем в системе ВО Самостоятельное изучение анализировать основные тенденции в образовании и высшей школе Воспроизведение
3 Способ анализа образовательной среды в ВО Практическая работа (М) объяснять современные требования к преподавателю высшей школы Воспроизведение
анализировать основные тенденции в образовании и высшей школе Воспроизведение
Знать основные средства обучения в системе высшего образования Воспроизведение
4 Дидактика и методика преподавания в системе ВО Самостоятельное изучение владеть основными принципами дидактики Воспроизведение
Уметь применять принципы дидактики при разработке методического инструментария Применение
5 Технология педагогического проектирования образовательной среды Самостоятельное изучение Знать современные требования к образовательным программам ВО Воспроизведение
6 Технология педагогического проектирования образовательных программ Самостоятельное изучение Знать современные требования к образовательным программам ВО Воспроизведение
7 Методы и средства обучения в системе ВО Семинар (М) анализировать основные тенденции в образовании и высшей школе Воспроизведение
Знать методы обучения в системе ВО Воспроизведение
Знать систему ВО Воспроизведение
Знать основные средства обучения в системе высшего образования Воспроизведение
8 Формы обучения в системе ВО Самостоятельное изучение анализировать основные тенденции в образовании и высшей школе Воспроизведение
9 Формы обучения в системе ВО Индивидуальная работа анализировать основные тенденции в образовании и высшей школе Воспроизведение
10 СРС как способ развития и самоорганизации личности обучающихся Самостоятельное изучение анализировать основные тенденции в образовании и высшей школе Воспроизведение
11 Методика руководства исследовательской работой обучающихся Самостоятельное изучение Знать методы обучения в системе ВО Воспроизведение
Знать систему ВО Воспроизведение
12 Рубежный контроль №1 Другое объяснять современные требования к преподавателю высшей школы Воспроизведение
анализировать основные тенденции в образовании и высшей школе Воспроизведение
владеть основными принципами дидактики Воспроизведение
Уметь применять принципы дидактики при разработке методического инструментария Применение
Знать современные требования к образовательным программам ВО Воспроизведение
13 Образовательные технологии и их реализация в учебном процессе Практическая работа (М) иметь представления о различных методиках преподавания в системе высшего образования Воспроизведение
14 Технология проблемного обучения Практическая работа (М) иметь представления о различных методиках преподавания в системе высшего образования Воспроизведение
15 Технологии, формы и методы интерактивного обучения Практическая работа (ПК) иметь представления о различных методиках преподавания в системе высшего образования Воспроизведение
16 Основы педагогического контроля в системе ВО Самостоятельное изучение Знать основные средства обучения в системе высшего образования Воспроизведение
17 Современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса в вузе Практическая работа (М) анализировать основные тенденции в образовании и высшей школе Воспроизведение
18 Разработка конспекта занятий Практическая работа (М) Уметь разрабатывать конспект занятий Применение
Знать основные этапы разработки конспекта занятий Воспроизведение
19 Разработка конспекта занятий Индивидуальная работа Уметь разрабатывать конспект занятий Применение
Знать основные этапы разработки конспекта занятий Воспроизведение
20 Рубежный контроль №2 Другое Знать современные требования к образовательным программам ВО Воспроизведение
Знать методы обучения в системе ВО Воспроизведение
Знать систему ВО Воспроизведение
Знать основные средства обучения в системе высшего образования Воспроизведение
Уметь разрабатывать конспект занятий Применение
Знать основные этапы разработки конспекта занятий Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Громкова М.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 447 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12854.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, шк. педагогов и вузов. преподавателей / под ред. Н. В. Бордовской. - 3-е изд., стер. - М. : КноРус , 2013. - 431, [1]
  3. Ткаченко, А. В. Методика преподавания социологии : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / А. В. Ткаченко ; Моск. гор. пед. ун-т. - М. : Юрайт, 2016. - 368, [2] с.

Дополнительная

  1. Градусова, Т.К. Педагогические технологии и оценочные средства для проведения текущего и промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации студентов [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.К. Градусова, Т.А. Жукова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2013. - 100 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232489. – Загл. с экрана
  2. Даутова, О. Б. Организация самостоятельной работы студентов высшей школы : [метод. пособие для преподавателей высш. шк.] / О. Б. Даутова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; [под ред. А. П. Тряпи-цыной]. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 110, [1] с.
  3. Захожая, Т. М. Рейтинговая система контроля качества обучения как условие формирования субъективной позиции студента педагогического ВУЗа : монография / Захожая Т. М. ; Департамент образо-вания и молодёж. политики ХМАО-Югры, ГОУ ВПО ХМАО-Югры " Сургут. гос. пед. ун-т", Лаб. инновац. образоват. технологий. - Тюмень : Аксиома, 2013. - 119, [1] с
  4. Лазарев, В.С. Инноватика в школе: учеб. пособие для вузов / В.С. Лазарев. - Екатеринбург [и др.] : Гуманитарный ун-т, 2011. – 159 с.
  5. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / А. П. Панфилова. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 191, [1] с.
  6. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для магистров, аспирантов и слушате-лей системы повышения квалификации и переподгот., обучающихся по доп. прогр. для получения квалификации "Преподаватель высшей школы" / Ю. В. Сорокопуд. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 541, [2] с.

Цифровые ресурсы

  1. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/

Источники

  1. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, началь-ного общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". - Приказ Мини-стерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального об-щего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Зарегистрирован в Минюс-те РФ 6 декабря 2013. Регистрационный N 30550
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа." Методика преподавания социологических дисциплин в высшей школе" [Электронный ресурс]: Направление подготовки 39.04.01 Социология / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.Р. Аминов. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.