бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 10 января 2018 г. утверждение отклонено 6 февраля 2018 г.
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано 12 апреля 2018 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласование отклонено 6 февраля 2018 г.

Б1.В.ОД.2.1 Специальная педагогика, 2 семестр

Б-7111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения осуществления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2) Знание сущности, особенностей, закономерностей, принципов и направлений становления и развития специального образования в разные исторические периоды знаниевый
Владение алгоритмом осуществления анализа научных источников, представляющих характеристики основных исторических периодов становления специального образования ориентировочный
Умение представлять результаты работы по анализу научных источников, характеризующих основные исторические периоды становления специального образования операциональный
Способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК-8) Знание ключевых проблем и теорий в области специального образования знаниевый
Владение способами анализа научной информации в соответствии с целью исследования ориентировочный
Уметь осуществлять анализ научных теорий и опыта в процессе решения исследовательских задач операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умения анализировать и оценивать накопленный исторический опыт в образовании лиц с ОВЗ и учитывать его при проектировании современного образовательного процесса.

Задачи

  1. Формировать умения анализировать и оценивать накопленный исторический опыт в образовании лиц с ОВЗ на основе знаний истории становления и развития специального образования в России и за рубежом.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44,0 ч. (40,74%)
Контроль самостоятельной работы 8,0 ч.
Самостоятельная работа студента 65,0 ч. (60,19%)
Процент выполнения нагрузки 100,93%
Индивидуальная работа со студентами 10,0 ч. из 9,0 ч.
Часов в неделю 2,75 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. История специальной педагогики Формировать знания об истории становления и развития отечественной и зарубежной специальной педагогики как отрасли научно-педагогического знания Умение анализировать ход развития научной мысли в специальной педагогике на основе знаний о современной истории науки и становлении специального образования людей с ограниченными возможностями здоровья. Знание этапов развития научного знания в специальной педагогике в связи с формированием отдельных ее отраслей; важнейших научных идей, концепций, теорий, оказавших определяющее влияние на развитие специальной педагогики и ее отраслей
  • Теоретико -методологические основания истории специальной педагогики.
  • Представления о человеке с нарушениями развития в античном мире и Раннем Средневековье.
  • Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной жизни и науке Средневековья (6-16 вв.). Западная Европа. Восточные цивилизации.
  • Становление специальной педагогики в эпоху новой интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18вв.).
  • Развитие специальной педагогики в эпоху неклассической науки (19 в. и первая половина 20 в.).
  • Специальная педагогика в эпоху становления постклассической науки (вторая половина 20 в.).

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретико-методологические основания истории специальной педагогики Лекция 2,0 1
2 Представление о человеке с ограниченными возможностями в ритуальном обществе Семинар 2,0 1
3 Представления о человеке с нарушениями в развитии в Античном мире Лекция 2,0 1
4 Представления о человеке с нарушениями в развитии в Античном мире Семинар 2,0 1
5 Представление о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в Раннем Средневековье Лекция 2,0 1
6 Представление о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в Раннем Средневековье Семинар 2,0 1
7 Представление о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в Раннем Средневековье Индивидуальная работа 2,0 1
8 Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной жизни и науке Средневековья ( 6-16 вв). Западная Европа. Восточные цивилизации Лекция 2,0 1
9 Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной жизни и науке Средневековья ( 6-16 вв). Западная Европа. Восточные цивилизации Семинар 2,0 1
10 Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной жизни и науке Средневековья ( 6-16 вв). Западная Европа. Восточные цивилизации Самостоятельное изучение 2,0 1
11 Древнерусское государство Лекция 2,0 1
12 Древнерусское государство Семинар 2,0 1
13 Древнерусское государство Индивидуальная работа 2,0 1
14 Зарождение педагогических идей и практики воспитания детей с нарушениями развития (эпоха Возрождения) Лекция 2,0 1
15 Зарождение педагогических идей и практики воспитания детей с нарушениями развития (эпоха Возрождения) Конференция 2,0 1
16 Зарождение педагогических идей и практики воспитания детей с нарушениями развития (эпоха Возрождения) Самостоятельное изучение 2,0 1
17 Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18 вв) Лекция 2,0 1
18 Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18 вв) Самостоятельное изучение 4,0 1
19 Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18 вв) Индивидуальная работа 1,0 1
20 Развитие науки Нового времени Лекция 2,0 1
21 Развитие науки Нового времени Коллоквиум 2,0 1
22 Развитие науки Нового времени Самостоятельное изучение 2,0 1
23 Становление специальной педагогики в эпоху неклассической науки ( 19 в и первая половина 20 в) Семинар 2,0 1
24 Становление специальной педагогики в эпоху неклассической науки ( 19 в и первая половина 20 в) Другое 2,0 1
25 Отечественная специальная педагогика в период развития неклассической науки (конец 19 первая половина 20 века) Лекция 2,0 1
26 Отечественная специальная педагогика в период развития неклассической науки (конец 19 первая половина 20 века) Самостоятельное изучение 4,0 1
27 Отечественная специальная педагогика в период развития неклассической науки (конец 19 первая половина 20 века) Индивидуальная работа 2,0 1
28 Специальная педагогика и педагогическая мысль за рубежом (конец 19 первая половина 20 века) Самостоятельное изучение 4,0 1
29 Специальная педагогика и педагогическая мысль за рубежом (конец 19 первая половина 20 века) Контрольная работа 2,0 1
30 Специальная педагогика в эпоху становления постклассической науки (вторая половина 20 века) Семинар 2,0 1
31 Специальная педагогика в эпоху становления постклассической науки (вторая половина 20 века) Индивидуальная работа 2,0 1
32 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Лекция 2,0 1
33 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Семинар 2,0 1
34 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Индивидуальная работа 1,0 1
35 Рубежный контроль М.1. Вариативное задание 4,0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретико-методологические основания истории специальной педагогики Лекция перечисляет ключевые закономерности развития специальной педагогики Узнавание
характеризует методологические основы специальной педагогики Воспроизведение
2 Представление о человеке с ограниченными возможностями в ритуальном обществе Семинар характеризует методологические основы специальной педагогики Воспроизведение
анализирует особенности антропологического, аксиологического и цивилизационного подхода в истории развития специальной педагогики Применение
3 Представления о человеке с нарушениями в развитии в Античном мире Лекция характеризует общественное положение людей с нарушениями развития в античном мире, приводит выдержки из трудов мыслителей античного мира Воспроизведение
4 Представления о человеке с нарушениями в развитии в Античном мире Семинар анализирует особенности зарождения гуманного отношения к лицам с ОВЗ в период античности Применение
5 Представление о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в Раннем Средневековье Лекция описывает особенности развития науки, культуры и образования в странах Западной Европы в период Раннего Средневековья, оценивает его влияние на положение людей с ОВЗ. Воспроизведение
6 Представление о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в Раннем Средневековье Семинар анализирует имеющуюся научную литературу, характеризующую данный исторический период становления специальной педагогики Применение
7 Представление о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в Раннем Средневековье Индивидуальная работа Результаты не указаны
8 Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной жизни и науке Средневековья ( 6-16 вв). Западная Европа. Восточные цивилизации Лекция Характеризует общественное положение людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в эпоху Средневековья Воспроизведение
9 Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной жизни и науке Средневековья ( 6-16 вв). Западная Европа. Восточные цивилизации Семинар Умеет на основе анализа литературных источников приводить конкретные исторические примеры, составлять схемы Применение
10 Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной жизни и науке Средневековья ( 6-16 вв). Западная Европа. Восточные цивилизации Самостоятельное изучение Умеет на основе анализа литературных источников приводить конкретные исторические примеры, составлять схемы Применение
11 Древнерусское государство Лекция Описывает традиции православия и народной педагогики, особенности отношения древнерусского общества к людям, имеющих физические и психические недостатки. Узнавание
12 Древнерусское государство Семинар Анализирует особенности формирования отношения к лицам с ОВЗ в период становления Древнерусского государства Применение
13 Древнерусское государство Индивидуальная работа Результаты не указаны
14 Зарождение педагогических идей и практики воспитания детей с нарушениями развития (эпоха Возрождения) Лекция Описывает основные направления развития теории и практики воспитания и обучения детей в Европе в 13-16 вв. Воспроизведение
15 Зарождение педагогических идей и практики воспитания детей с нарушениями развития (эпоха Возрождения) Конференция Анализирует роль выдающихся мыслителей-гуманистов, философов, педагогов в формировании новой прогрессивной педагогики на основе литературных источников Применение
16 Зарождение педагогических идей и практики воспитания детей с нарушениями развития (эпоха Возрождения) Самостоятельное изучение Анализирует роль выдающихся мыслителей-гуманистов, философов, педагогов в формировании новой прогрессивной педагогики на основе литературных источников Применение
17 Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18 вв) Лекция Характеризует основные направления развития науки Нового времени Воспроизведение
18 Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18 вв) Самостоятельное изучение Анализирует опыт индивидуального обучения детей с нарушением слуха в Англии, Франции, Голландии, Германии Применение
19 Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18 вв) Индивидуальная работа Результаты не указаны
20 Развитие науки Нового времени Лекция Характеризует основные направления развития науки Нового времени Воспроизведение
21 Развитие науки Нового времени Коллоквиум Анализирует опыт индивидуального обучения детей с нарушением слуха в Англии, Франции, Голландии, Германии Применение
22 Развитие науки Нового времени Самостоятельное изучение Анализирует опыт индивидуального обучения детей с нарушением слуха в Англии, Франции, Голландии, Германии Применение
23 Становление специальной педагогики в эпоху неклассической науки ( 19 в и первая половина 20 в) Семинар Представляет прогрессивные идеи, связанные с проблемами специального образования педагогов 19 века. Воспроизведение
Дискутирует о принципиальных позициях неклассической науки за рубежом и в России в 19 в. Применение
24 Становление специальной педагогики в эпоху неклассической науки ( 19 в и первая половина 20 в) Другое Сравнивает ведущие идеи неклассической науки и их роль в развитии специальной педагогики Применение
Раскрывает особенности оригинальных педагогических систем М. Монтессори и Р. Штайнера. Воспроизведение
25 Отечественная специальная педагогика в период развития неклассической науки (конец 19 первая половина 20 века) Лекция Характеризует состояние отечественной специальной педагогики в период развития неклассической науки Воспроизведение
26 Отечественная специальная педагогика в период развития неклассической науки (конец 19 первая половина 20 века) Самостоятельное изучение Анализирует концептуальные основания российской педологии и ее значение для развития дефектологии Применение
27 Отечественная специальная педагогика в период развития неклассической науки (конец 19 первая половина 20 века) Индивидуальная работа Результаты не указаны
28 Специальная педагогика и педагогическая мысль за рубежом (конец 19 первая половина 20 века) Самостоятельное изучение Иллюстрирует особенности системы общественного презрения в России на основе анализа русского законодательства 18 в. и литуратурных источников Применение
29 Специальная педагогика и педагогическая мысль за рубежом (конец 19 первая половина 20 века) Контрольная работа Иллюстрирует особенности системы общественного презрения в России на основе анализа русского законодательства 18 в. и литуратурных источников Применение
30 Специальная педагогика в эпоху становления постклассической науки (вторая половина 20 века) Семинар Характеризует влияние на специальную педагогику исследований А.Н. еонтьева и Л.С.Выготского. Воспроизведение
Анализирует перспективы развития отечественной специальной педагогики и практики обучения, воспитания детей с ОВЗ Применение
31 Специальная педагогика в эпоху становления постклассической науки (вторая половина 20 века) Индивидуальная работа Результаты не указаны
32 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Лекция Характеризует влияние на специальную педагогику исследований А.Н. еонтьева и Л.С.Выготского. Воспроизведение
33 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Семинар Систематизирует основные достижения отечественных и зарубежных ученых в области изучения воспитания и обучения детей с ОВЗ в период постнеклассической науки Творчество
34 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Индивидуальная работа Результаты не указаны
35 Рубежный контроль М.1. Вариативное задание анализирует особенности антропологического, аксиологического и цивилизационного подхода в истории развития специальной педагогики Применение
анализирует имеющуюся научную литературу, характеризующую данный исторический период становления специальной педагогики Применение
Характеризует основные направления развития науки Нового времени Воспроизведение
Иллюстрирует особенности системы общественного презрения в России на основе анализа русского законодательства 18 в. и литуратурных источников Применение
Дискутирует о принципиальных позициях неклассической науки за рубежом и в России в 19 в. Применение
Анализирует опыт индивидуального обучения детей с нарушением слуха в Англии, Франции, Голландии, Германии Применение
Анализирует концептуальные основания российской педологии и ее значение для развития дефектологии Применение
Анализирует особенности формирования отношения к лицам с ОВЗ в период становления Древнерусского государства Применение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО
  2. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / А.Н. Джуринский. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 675, [1] c.
  3. Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. и гуманитар. направлениям и специальностям / А. Н. Джуринский ; Моск. пед. гос. ун-т . - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 440, [1] с. - (Бакалавр и магистр). - Гриф МО. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7039-5 : 769-97.
  4. История педагогики и образования : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / З.И. Васильева [и др.] ; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. - М. : Академия, 2011. - 428, [3] c.
  5. Попов, В.А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Попов ; под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд. ; испр. - М. : Академия, 2012. - 200, [4] с.
  6. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2008. - 347, [2] с

Дополнительная

  1. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М. : Академия, 2009. - 335, [1] с.
  2. Назарова, Н. М. Сравнительная специальная педагогика : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н. М. Назарова, Е. Н. Моргачёва, Т. В. Фуряева. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 334, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Специальное (дефектологическое) образование). - ISBN 978-5-7695-8755-9 : 583-00.
  3. Патопсихология: теория и практика : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / [И.Ю. Левченко и др.] ; под ред. И.Ю. Левченко. - 3-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 222, [2] с.
  4. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. Т. 1 : История специальной педагогики / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2007. - 351, [1] с.

Цифровые ресурсы

  1. Павлова Т. Л. История педагогики и образования [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Т. Л. Павлова ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - 4,01 МБ. Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/39fb37fe144df179/

Источники

  1. hhttp://www.invalid-detstva.ru/index.php - Особый ребенок
  2. www.vidod.edu.ru – федеральный портал "Дополнительное образование детей" Федеральные и межведомственные программы, Нормативно-правовое и научно-методическое http://psyparents.ru/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1. В.ОД.2.1 Специальная педагогика [Электронный ресурс]: Б-7111 Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун- т»; сост. А.А. Боброва. – Электрон. Дан.- Сургут: СурГПУ, 2018. Режим доступа: http: // els. surgu. ru /, ограничен: необходима авторизация.- Загл. с экрана.