бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Dec. 29, 2017 утверждено Feb. 6, 2018
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Jan. 11, 2018
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано Jan. 11, 2018

Б1.В.ДВ.32 Теория и методика юношеского спорта, 6 семестр 1 полусеместр

Б-5191, 49.03.02, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
В.Н. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
знанием и способностью практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере адаптивной физической культуры (ОПК-13) знание нормативно-правовых основ в сфере адаптивного спорта знаниевый
умение планировать процесс спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе существующих нормативно-правовых актов операциональный
умением планировать содержание занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей (ОПК-5) Знание общей теории и методики подготовки юных спортсменов знаниевый
. Владение общими основами планирования структурных образований тренировочного процесса в юношеском спорте ориентировочный
Умение планировать количественные параметры тренировочных и соревновательных нагрузок на различных этапах многолетней спортивной подготовки операциональный
Умение планировать содержание тренировочных занятий при решении задач технической, тактической, физической подготовки операциональный
Опыт планирования содержание тренировочных занятий при решении задач технической, тактической, физической подготовки опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать теоретические знания и практические умения организации процесса подготовки спортивного резерва в соответствии с возрастными особенностями юных спортсменов и закономерностями становления различных видов подготовленности

Задачи

  1. Сформировать представление о структуре детско-юношеского спорта
  2. Учить планировать содержание структурных образований тренировочного процесса юных спортсменов в соответствии с закономерностями становления спортивного мастерства

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 2.0 ч.
Семинар 2.0 ч.
Практическая работа 22.0 ч.
КСР 2.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 45.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 3.5 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Организационные основы детско-юношеского спорта в России Сформировать представление о структуре детско-юношеского спорта Знать структуру детско-юношеского спорта, выделять направления, специфику деятельности учреждений физкультурно-спортивной направленности
  • Типы учреждений физкультурно-спортивной направленности
Построение тренировки юных спортсменов Учить планировать содержание структурных образований тренировочного процесса юных спортсменов в соответствии с закономерностями становления спортивного мастерства Владеть основами планирования содержания структурных образований тренировочного процесса юных спортсменов
  • Спортивный отбор
  • Этапы многолетней тренировки
  • Построение тренировочных занятий

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Социальные проблемы детско-юношеского спорта Лекция 2.0 1
2 Структура детско-юношеского спорта Практическая работа 2.0 1
3 Структура детско-юношеского спорта Индивидуальная работа 1.0 1
4 Нормативные требования к подготовке спортивного резерва Практическая работа 2.0 2
5 Общие основы спортивного отбора Самостоятельное изучение 2.0 2
6 Общие основы спортивного отбора Контрольная работа 2.0 3
7 Критерии спортивного отбора Практическая работа 2.0 3
8 Общие основы спортивного отбора Индивидуальная работа 1.0 3
9 Построение многолетней тренировки юных спортсменов Самостоятельное изучение 2.0 4
10 Построение многолетней тренировки юных спортсменов Семинар 2.0 4
11 Построение многолетней тренировки юных спортсменов Практическая работа 2.0 4
12 Методика построения тренировочных занятий Практическая работа 2.0 4
13 Построение многолетней тренировки юных спортсменов Индивидуальная работа 1.0 4
14 Структура и содержание разминки Практическая работа 2.0 5
15 Методика построения тренировочных занятий Индивидуальная работа 2.0 5
16 Физическая подготовка Практическая работа 2.0 6
17 Технико-тактическая подготовка Практическая работа 2.0 6
18 Физическая подготовка Индивидуальная работа 1.0 6
19 Организация и проведение фрагмента тренирвочного занятия Практическая работа 6.0 7
20 Технико-тактическая подготовка Индивидуальная работа 1.0 7
21 Организация и проведение фрагмента тренирвочного занятия Индивидуальная работа 1.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Социальные проблемы детско-юношеского спорта Лекция Выделять существующие проблемы, сдерживающие развитие детско-юношеского спорта, в том числе адаптивного спорта Воспроизведение
2 Структура детско-юношеского спорта Практическая работа Знать типы учреждений, осуществляющих спортивную подготовку Узнавание
Выделять виды и специфику деятельности учреждений, осуществляющих спортивную подготовку Воспроизведение
3 Структура детско-юношеского спорта Индивидуальная работа Выделять виды и специфику деятельности учреждений, осуществляющих спортивную подготовку Воспроизведение
4 Нормативные требования к подготовке спортивного резерва Практическая работа Знать основные документы, регламентирующие требования к подготовке юных спортсменов Узнавание
Выделять количественные требования к компонентам спортивной подготовки в соответствии видами учреждений спортивной подготовки Воспроизведение
5 Общие основы спортивного отбора Самостоятельное изучение Владеть понятиями "спортивный отбор", "спортивная ориентация" Применение
Объяснять сущность комплексного подхода к проблеме спортивного отбора Воспроизведение
6 Общие основы спортивного отбора Контрольная работа Владеть понятиями "спортивный отбор", "спортивная ориентация" Применение
Объяснять сущность комплексного подхода к проблеме спортивного отбора Воспроизведение
7 Критерии спортивного отбора Практическая работа Владеть алгоритмом осуществления спортивного отбора Применение
Отбирать показатели отбора в соответствии с этапом спортивной подготовки, требованиями вида спорта Применение
8 Общие основы спортивного отбора Индивидуальная работа Владеть алгоритмом осуществления спортивного отбора Применение
Объяснять сущность комплексного подхода к проблеме спортивного отбора Воспроизведение
9 Построение многолетней тренировки юных спортсменов Самостоятельное изучение Выделять возрастные особенности прохождения этапов спортивной подготовки и оптимальный возраст для достижения наивысшего спортивного мастерства Воспроизведение
Объяснять направленность тренировочного процесса на различных этапах спортивной подготовки Воспроизведение
10 Построение многолетней тренировки юных спортсменов Семинар Выделять возрастные особенности прохождения этапов спортивной подготовки и оптимальный возраст для достижения наивысшего спортивного мастерства Воспроизведение
Объяснять направленность тренировочного процесса на различных этапах спортивной подготовки Воспроизведение
11 Построение многолетней тренировки юных спортсменов Практическая работа Выделять показатели уровней физической, технической, тактической подготовленности, которых должны достигнуть юные спортсмены Воспроизведение
Отбирать средства контроля уровня различных видов подготовленности в соответствии с этапом спортивной подготовки Творчество
12 Методика построения тренировочных занятий Практическая работа Выделять особенности построения тренировочного занятия в соответствии с этапом спортивной подготовки, периодом годичного цикла Воспроизведение
13 Построение многолетней тренировки юных спортсменов Индивидуальная работа Выделять возрастные особенности прохождения этапов спортивной подготовки и оптимальный возраст для достижения наивысшего спортивного мастерства Воспроизведение
Объяснять направленность тренировочного процесса на различных этапах спортивной подготовки Воспроизведение
14 Структура и содержание разминки Практическая работа Уметь сочетать формы организации занятий в соответствии с задачами Применение
Уметь отбирать средства и методы подготовительной части тренировочного занятия (разминки) в соответствии с задачами занятия и этапом спортивной подготовки Применение
15 Методика построения тренировочных занятий Индивидуальная работа Уметь формулировать задачи конкретных тренировочных занятий в соответствии с этапом спортивной подготовки Применение
Уметь сочетать формы организации занятий в соответствии с задачами Применение
16 Физическая подготовка Практическая работа Планировать содержания тренировочных занятий при решении задач физической подготовки Применение
17 Технико-тактическая подготовка Практическая работа Планировать содержания тренировочных занятий при решении задач технико-тактической подготовки Применение
18 Физическая подготовка Индивидуальная работа Планировать содержания тренировочных занятий при решении задач физической подготовки Применение
19 Организация и проведение фрагмента тренирвочного занятия Практическая работа Уметь формулировать задачи конкретных тренировочных занятий в соответствии с этапом спортивной подготовки Применение
Уметь сочетать формы организации занятий в соответствии с задачами Применение
Уметь проводить фрагмент тренировочного тзанятия Применение
20 Технико-тактическая подготовка Индивидуальная работа Планировать содержания тренировочных занятий при решении задач технико-тактической подготовки Применение
21 Организация и проведение фрагмента тренирвочного занятия Индивидуальная работа Уметь проводить фрагмент тренировочного тзанятия Применение

Литература

Основная

  1. Жуков, Р.С. Основы спортивной тренировки [Электронный ресурс]: учебное пособие / Р.С. Жуков - Электрон. текстовые данные. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 110 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278415 – Загл. с экрана.

Дополнительная

  1. Игнатьева, В.Я. Средства подготовки игроков в гандбол [Электронный ресурс]/ учебное пособие для преподавателей общеобразовательных школ, колледжей, вузов, тренеров ДЮСШ/ А.В. Игнатьев, А.А. Игнатьев. / В.Я. Игнатьева. Электрон. текстовые данные. - М. : Спорт, 2015. - 160 с. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430424 (29.11.2016).
  2. Иорданская, Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений. Этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования [Электронный ресурс]/ Ф.А. Иорданская. Электрон. текстовые данные. - М.: Советский спорт, 2011. - 144 с. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210425 – Загл. с экрана.
  3. Макаров, Ю.М. Концептуальные особенности совершенствования системы спортивной подготовки в игровых видах [Электронный ресурс]: монография / Ю.М. Макаров. - Электрон. текстовые данные.- М. ; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 150 с. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». — Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363696 – Загл. с экрана.
  4. Никитушкина, Н.Н. Управление методической деятельностью спортивной школы [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Н.Н. Никитушкина, И.А. Водянникова. - Электрон. текстовые данные. - М.: Советский спорт, 2012. - 200 с. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118958&sr=1. – Загл. с экрана.
  5. Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта: Учебник для ВУЗов ФК. – М.: Физическая культура, 2010. – 203с.
  6. Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов : учеб. для высш. проф. образования / В. Д. Фискалов. - М. : Советский спорт, 2010. - 391, [1] с.

Цифровые ресурсы

  1. Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
  2. Федеральные стандарты спортивной подготовки. – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/27833/

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ДВ.32 Теория и методика юношеского спорта [Электронный ресурс]: Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК), зачёт / БУ ВО «Сургут. Гос. Пед. Ун-т» ; сост. В.Н. Бойко. – Электрон. Дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.