бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Dec. 27, 2017 утверждено Feb. 4, 2018
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Dec. 28, 2017
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано Jan. 15, 2018

Б1.В.ДВ.4 Мировая культура в контексте языковых практик, 2 семестр

М-7041, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Теория и методика преподавания иностранных языков и культур), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.Р. Аминов ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-4: способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах знание основных этапов развития мировой культуры знаниевый
понимание механизмов развития культурно-исторического процесса ориентировочный
владение навыками анализа механизмов культурно-исторического развития операциональный
опыт организации и проведения кргулого стола по проблеме культурно-исторического развития опыт
ПК-12: готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного опыта в профессиональной области разработки культурно-исторического квеста опыт
ПК-3: способность руководить исследовательской работой обучающихся знание актуальных проблем современной культуры в контексте языковых практик знаниевый
понимать специфику организации исследовательской работы обучающихся ориентировочный
владение навыками организации исследовательской работы обучающихся операциональный
организации исследовательской работы обучающихся опыт

Цели изучения дисциплины

уметь анализировать проблемы мировой культуры в контексте языковых практик

Задачи

  1. знать общие представления о теориях, концепциях и направлениях развития культуры как феномена
  2. уметь анализировать и прогнозировать социокультурные проблемы и процессы в контексте языковых практик

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 22.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 52.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 3.0 ч. из 3.0 ч.
Часов в неделю 1.29 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теория культуры Сформировать современные представления о концепциях культуры и социокультурных процессах происходящих в глобализирующемся мире Уметь анализировать актуальные проблемы в сфере культуы: инкультурация, глобализация, мультикультурализм и др.
  • 1.1. Культура: понятие, признаки, функции
  • 1.2. Типология культуры
  • 1.3. Основные культурологические концепции
  • 1.4. Культура, язык, личность. Диалог культур и цивилизаций
Мировая культура иметь представление о социокультурных явлениях и процессах как в исторической ретроспективе так и в контексте современной повседневной культуры и языковых практик уметь определять причинно-следственные факторы и связи развития мировой культуры как в исторической ретроспективе так и в контексте современной повседневной культуры и языковых практик
  • 2.1. Первобытная культура.
  • 2.2. Культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия)
  • 2.3. Культура Древней Греции и Рима: памятники античного искусства
  • 2.4. Культура Западноевропейского средневековья
  • 2.5. Культура эпохи Возрождения и Нового времени
  • 2.6. Современная культура

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Культура: понятие, признаки, функции. Лекция 2.0 1
2 Типология культуры Практическая работа (М) 2.0 2
3 Основные модели развития культуры Самостоятельное изучение 2.0 3
4 ХХ век: цивилизация и культура. Практическая работа (ПК) 2.0 4
5 Культура и язык Практическая работа (М) 2.0 5
6 Культура и личность. Инкультурация и социализация Самостоятельное изучение 2.0 5
7 Рубежный контроль №1 Другое 2.0 6
8 Культура и процесс глобализации Коллоквиум 2.0 7
9 Культура и процесс глобализации Индивидуальная работа 2.0 8
10 Первобытная культура. Самостоятельное изучение 2.0 9
11 Культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия). Практическая работа (М) 2.0 10
12 Культура Древней Индии и Китая. Самостоятельное изучение 2.0 11
13 Древняя Греция и Древний Рим: общее и особенное Практическая работа (М) 2.0 12
14 Раннехристианская культура. Культура Византии. Самостоятельное изучение 2.0 13
15 Макабрическая культура Возрождения Лекция 2.0 14
16 Западноевропейская культура Нового времени. Самостоятельное изучение 2.0 15
17 Макабрическая культура Возрождения Индивидуальная работа 1.0 15
18 Современная культура Другое 2.0 16
19 Рубежный контроль №2 Конференция 2.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Культура: понятие, признаки, функции. Лекция знать определение понятия культуры и функций Воспроизведение
2 Типология культуры Практическая работа (М) выявлять основания типологизации культур Применение
3 Основные модели развития культуры Самостоятельное изучение выделять концепты культуры и применять в своей профессиональной деятельности Применение
4 ХХ век: цивилизация и культура. Практическая работа (ПК) выделять основные проблемы культуры и цивилизации в контексте деятельности человека Применение
5 Культура и язык Практическая работа (М) выявлять основания типологизации культур Применение
6 Культура и личность. Инкультурация и социализация Самостоятельное изучение выделять основные проблемы культуры и цивилизации в контексте деятельности человека Применение
подготовить круглый стол по проблеме межкультурного диалога Творчество
7 Рубежный контроль №1 Другое знать определение понятия культуры и функций Воспроизведение
выявлять основания типологизации культур Применение
выделять концепты культуры и применять в своей профессиональной деятельности Применение
выделять основные проблемы культуры и цивилизации в контексте деятельности человека Применение
8 Культура и процесс глобализации Коллоквиум выявлять причинно-следственные факторы становления и развития повседневной культуры античности, характеризовать повседневную культуру античного мира Применение
9 Культура и процесс глобализации Индивидуальная работа выделять основные проблемы культуры и цивилизации в контексте деятельности человека Применение
подготовить круглый стол по проблеме межкультурного диалога Творчество
10 Первобытная культура. Самостоятельное изучение анализировать общее и особенное повседневной культуры древних цивилизаций Применение
11 Культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия). Практическая работа (М) выявлять причинно-следственные факторы становления и развития повседневной культуры античности, характеризовать повседневную культуру античного мира Применение
12 Культура Древней Индии и Китая. Самостоятельное изучение выделять характерные особенности и факторы становления повседневной культуры Средневековья Применение
13 Древняя Греция и Древний Рим: общее и особенное Практическая работа (М) выявлять причинно-следственные факторы становления и развития повседневной культуры античности, характеризовать повседневную культуру античного мира Применение
14 Раннехристианская культура. Культура Византии. Самостоятельное изучение выделять характерные особенности и факторы становления повседневной культуры Средневековья Применение
15 Макабрическая культура Возрождения Лекция сравнивать концепты культуры возрождения и нового времени Применение
выявлять особенности культуры каждой из эпох Применение
16 Западноевропейская культура Нового времени. Самостоятельное изучение сравнивать концепты культуры возрождения и нового времени Применение
выявлять особенности культуры каждой из эпох Применение
17 Макабрическая культура Возрождения Индивидуальная работа сравнивать концепты культуры возрождения и нового времени Применение
выявлять особенности культуры каждой из эпох Применение
18 Современная культура Другое анализироватьсовременные проблемы культуры: глобализация, мультикультурализм, инкультурация и др. Применение
19 Рубежный контроль №2 Конференция выделять особенности первобытной культуры, приводить примеры синкретизма культуры первобытности и современности Применение
анализировать общее и особенное повседневной культуры древних цивилизаций Применение
выделять характерные особенности и факторы становления повседневной культуры Средневековья Применение
сравнивать концепты культуры возрождения и нового времени Применение
выявлять особенности культуры каждой из эпох Применение

Литература

Основная

  1. Багновская, Н.М. Культурология [Электронный ресурс] : учебник / Н.М. Багновская. - 3-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 420 с. - Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453418
  2. Садохин, А.П. Культурология [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.П. Садохин, И.И. Толстикова. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 295 с. - Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115388

Дополнительная

  1. Багдасарьян, Н.Г. Культурология : учеб. для вузов / Н.Г. Багдасарьян. - М. : Юрайт [и др.], 2010. - 495 с.
  2. Культурология : учеб. для бакалавров и специалистов, студентов вузов / Г.В. Драч [и др.]. - СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 384 с.
  3. Флиер, А.Я. Происхождение и развитие культуры - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусства, 2008. - 271 с.

Цифровые ресурсы

  1. Журнал "Вопросы культурологии". Режим доступа: http://www.panor.ru/journals/culturolog/
  2. Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://rliprary.ru/defaultx.asp
  3. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена. Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru

Источники

  1. Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 [Электронный ресурс]: http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=4318
  2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 1 января 2015 года) [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/9005213
  3. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. №186 [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/902335243

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Мировая культура в контексте языковых практик [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки Социально-культурная деятельность / <БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.Р. Аминов. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.