бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 4, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Jan. 18, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 20, 2019

Б1.В.ДВ.14 ДВ: Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в контексте ФГОС ДО, 6 семестр

Б-6061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Я.Н. Белик ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4) знать требования ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО знаниевый
владеть способами организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО ориентировочный
уметь проектировать РППС для организации разных видов детской деятельности операциональный
иметь опыт проектирования элементов РППС опыт

Цели изучения дисциплины

научить осуществлять выбор содержания и методов организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

Задачи

  1. Сформировать умения проектировать РППС с учетом требований ФГОС ДО
  2. Сформировать умения организовывать разные виды детской деятельности с использованием элементов РППС в ДОО

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 2.0 ч.
Семинар 24.0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 5.0 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Сформировать умения проектировать РППС с учетом требований ФГОС ДО Сформированность умений проектировать РППС с учетом требований ФГОС ДО
  • Модернизация системы образования РФ
  • Нормативные документы в сфере дошкольного образования
  • Специфика проектирования предметно-развивающей среды в ДОО
Модуль 2 Сформировать умения организовывать разные виды детской деятельности с использованием элементов РППС в ДОО Сформированность умений организовывать разные виды детской деятельности с использованием элементов РППС в ДОО
  • Планирование образовательного процесса в ДОО
  • Современные технологии организации детских видов деятельности
  • Организация взаимодействия субъектов образовательных отношений

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Система дошкольного образования РФ: проблемы и перспективы Лекция 2.0 1
2 Система дошкольного образования РФ: проблемы и перспективы Семинар 2.0 1
3 Нормативные документы о требованиях организации РППС в ДОО Семинар 4.0 2
4 Нормативные документы о требованиях организации РППС в ДОО Индивидуальная работа 2.0 2
5 Теоретические основы организации РППС в ДОО Семинар 4.0 3
6 Теоретические основы организации РППС в ДОО Индивидуальная работа 2.0 3
7 Планирование образовательного процесса с учетом организации РППС в ДОО Семинар 4.0 4
8 Планирование образовательного процесса с учетом организации РППС в ДОО Практическая работа 4.0 4
9 Планирование образовательного процесса с учетом организации РППС в ДОО Индивидуальная работа 2.0 4
10 Проектирование РППС для организации детских видов деятельности в ДОО Семинар 4.0 5
11 Проектирование РППС для организации детских видов деятельности в ДОО Индивидуальная работа 2.0 5
12 Проектирование РППС для организациии взаимодействия ДОО и семьи Семинар 4.0 6
13 Проектирование РППС для организации взаимодействия ДОО и начальной школы Семинар 2.0 6
14 Проектирование РППС для организациии взаимодействия ДОО и семьи Индивидуальная работа 2.0 6

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Система дошкольного образования РФ: проблемы и перспективы Лекция Знание проблем и перспектив развития дошкольного образования РФ Воспроизведение
2 Система дошкольного образования РФ: проблемы и перспективы Семинар Знание проблем и перспектив развития дошкольного образования РФ Воспроизведение
3 Нормативные документы о требованиях организации РППС в ДОО Семинар Знание требований ФГОС ДО и СанПин к организации РППС в ДОО Воспроизведение
4 Нормативные документы о требованиях организации РППС в ДОО Индивидуальная работа Знание требований ФГОС ДО и СанПин к организации РППС в ДОО Воспроизведение
5 Теоретические основы организации РППС в ДОО Семинар Сформированность умений анализировать принципы организации РППС в ДОО Применение
6 Теоретические основы организации РППС в ДОО Индивидуальная работа Сформированность умений анализировать принципы организации РППС в ДОО Применение
7 Планирование образовательного процесса с учетом организации РППС в ДОО Семинар Сформированность умений планировать образовательный процесс в ДОО с учетом организации РППС Применение
8 Планирование образовательного процесса с учетом организации РППС в ДОО Практическая работа Сформированность умений планировать образовательный процесс в ДОО с учетом организации РППС Применение
9 Планирование образовательного процесса с учетом организации РППС в ДОО Индивидуальная работа Сформированность умений планировать образовательный процесс в ДОО с учетом организации РППС Применение
10 Проектирование РППС для организации детских видов деятельности в ДОО Семинар Сформированность умений проектирования элементов РППС для организации разных видов детской деятельности Творчество
11 Проектирование РППС для организации детских видов деятельности в ДОО Индивидуальная работа Сформированность умений проектирования элементов РППС для организации разных видов детской деятельности Творчество
12 Проектирование РППС для организациии взаимодействия ДОО и семьи Семинар Результаты не указаны
13 Проектирование РППС для организации взаимодействия ДОО и начальной школы Семинар Сформированность умений проектировать РППС в целях взаимодействия ДОО с семьей и школой Применение
14 Проектирование РППС для организациии взаимодействия ДОО и семьи Индивидуальная работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева ; под общ. ред. Н.В. Микляевой. - М. : Юрайт, 2012. - 510, [1] с.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению 050100 "Педагогическое образование" / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 460, [1] с. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО.
  3. Крежевских, О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учебное пособие для бакалавров педагогики / О.В. Крежевских. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 221 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-7452-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436156
  4. Лашкова, Л. Л. Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования : учеб. пособие / Л. Л. Лашкова, С. М. Зырянова, А. Р. Филиппова ; Рос. Акад. Естествознания ; ГОУ ВПО Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ", Фак. психологии и педагогики, Каф. теории и методики дошк. и нач. образования. - М. : Акад. естествознания, 2015. - 141, [1] с. - Гриф УМО.

Дополнительная

  1. Лашкова, Л.Л. Сотрудничество детей и взрослых в проектной деятельности / Л.Л. Лашкова, Е.В. Макаренко // Детский сад: теория и практика. – 2015. - № 12. – С. 84-96.
  2. Познавательно-речевое и социально- личностное развитие детей от года до 6 лет. Блочно-тематическое планирование : [пособие предназначено воспитателям, психологам, логопедам дошк. образоват. учреждений] / авт.-сост. И. И. Карелова. - Волгоград : Учитель, [2013]. - 141 с. : ил. - (В помощь педагогу ДОУ). - Гриф МО.
  3. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми : рекомендации, диагност. материалы, задания и упражнения : [пособие] / авт.-сост. Т.Д. Пашкевич. - Волгоград : Учитель, [2013]. - 149, [1] с.
  4. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду : методическое пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова и др. - 2-е изд. - Москва : Русское слово — учебник, 2018. - 113 с. - (ФГОС дошкольного образования). - ISBN 978-5-533-00410-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485773
  5. Скорлупова, О. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке / О. Скорлупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 2. - С. 13-27.

Цифровые ресурсы

  1. Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ». - Режим доступа: http://49.caduk.ru/
  2. Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. - Режим доступа: http://www.rg.ru/
  3. Ушакова, В.Т. Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДОУ на основе управления процессами здоровьесбережения / В.Т. Ушакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op08/apo_08/Ushakova.pdf
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Режим доступа: http://www.firo.ru/

Источники

Учебно-методические материалы