бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Jan. 10, 2018 утверждено June 8, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 15, 2018
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано Feb. 20, 2018

ДС.Ф.02 Психология болезни и инвалидности, 8 семестр 1 полусеместр

Б-4191, 49.03.02, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.Ф. Богатая ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Знание закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисов, обусловленных их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций (ПК-8) Знать закономерности и особенности развития физических и психических качеств лиц основных нозологических групп, сенситивных периодов формирования и развития психофизических функций; знание кризисов, обусловленных физическим и психическим созреванием лиц с ограниченными возможностями здоровья знаниевый
Понимать специфику выбора средств и методов, адекватных особенностям с лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленных на формирование двигательных навыков, развитие физических качеств, повышение уровня психофизического здоровья, физиологической адаптации. Понимать важность выхода из кризисов, обусловленных физическим и психическим созреванием и функционированием лиц с ограниченными возможностями здоровья ориентировочный
Уметь варьировать средства, методы, методические приемы, условия организации занятий, с учетом особенностей психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудности восприятия учебного материала занимающихся. операциональный
Знанием морфофункциональных, социально-психологических особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических групп, возрастных и тендерных групп (ОПК-4) Знать компенсаторные возможности, оставшиеся после болезни или травмы функций организма человека наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья знаниевый
Понимать значимость знаний компенсаторных возможностей оставшихся после болезни или травмы функций организма человека наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и тендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья ориентировочный
Уметь планировать мероприятия, направленные на компенсацию возможностей человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) путем развития, сохранения и использования в новом качестве сохранных телесно-двигательных характеристик, в целях снижения отрицательного влияния на жизнедеятельность человека основного дефекта, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений операциональный
Способность осуществлять простейшие психотерапевтические приемы по профилактике прогрессирования и (или) устранению психологических комплексов, характерных для различных нозологических форм, возрастных и гендерных групп занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-23) Знать закономерности развития различных видов заболеваний человека и особенностей психологического реагирования на болезнь и инвалидность. Знать приемы устранения психологических комплексов, характерных для больных людей и людей с и инвалидность знаниевый
Понимать особенности влияния психотерапевтических приемов на компенсацию основного заболевания и профилактику прогрессирования психологических комплексов, характерных для лиц с ограниченными возможностями здоровья ориентировочный
Владеть методами диагностики отклонений в состоянии здоровья, простейшими психотерапевтическими приемами по профилактике прогрессирования и восстановления психофизического состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья операциональный
Умением проводить профилактическую работу по недопущению негативных социальных явлений в жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК -6) Знать основные причины и условия возникновения негативных социальных явлений у лиц с ограниченными возможностями здоровья, способов и приемов воспитания активного отрицательного отношения к негативным социальным явлениям. знаниевый
Понимать влияние негативных социальных явлений на воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и необходимости использования специальных приемов и способов для освоения лицами с ограниченными возможностями здоровья норм межличностного взаимодействия, правил поведения и отрицательного отношения к негативным социальным явлениям ориентировочный
Владеть приемами вовлечения больных людей и лиц с ограниченными возможностями здоровья в общение со здоровыми людьми, через участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, способами и приемами воспитания у лиц с ограниченными возможностями здоровья активного отрицательного отношения к негативным социальным явлениям операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование теоретических знаний о психологическом состоянии больных людей и инвалидов, умений планировать и организовывать психопрофилактическую работу

Задачи

  1. Формирование знаний о влиянии заболеваний и инвалидности на развитие внутренней картины ,болезней и изменение психологического состояния больных людей и лиц с инвалидностью
  2. Формирование умений использовать знания психологических особенностей больных людей и лиц с инвалидностью для планирования и организации психопрофилактической работы

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 18.0 ч.
Практическая работа 14.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 11.0 ч. из 11.0 ч.
Часов в неделю 4.4 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические аспекты заболеваний, влияющих на формирование психологических особенностей больных людей и лиц с инвалидностью Формирование знаний о заболеваниях, являющихся причинами инвалидности, и их влиянием формирование психологических особенностей больных людей и лиц с инвалидностью Знать этиологию и патогенез заболеваний, являющихся потенциальными и реальными причинами инвалидности, и их влияние формирование психологических особенностей больных людей и лиц с инвалидностью
  • Сущность и содержание понятий о здоровье и болезнях
  • Классификация заболеваний
  • Инвалидность. Медицинская и социальная модели инвалидности
  • Детская инвалидность как медико-социальная проблема
  • Медико-социальная экспертиза
  • Этиология и патогенез болезни и инвалидности
Психопрофилактическая работа при заболеваниях и инвалидности Формирование умений использовать знания психологических особенностей больных людей и лиц с инвалидностью для планирования и организации психопрофилактической работы Применять знания психологических особенностей больных людей и лиц с инвалидностью для планирования и организации психопрофилактической работы
  • Критерии психической нормы, психологических отклонений, психопатологических состояний и психических заболеваний.
  • Теоретические аспекты психологического реагирования на болезнь и инвалидность
  • Психологическое реагирование на болезнь и инвалидность
  • Психологическое реагирование на отдельные виды заболеваний
  • Психопрофилактика и психотерапия при болезни и инвалидности
  • Комплексный подход в организации психопрофилактической работы

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Сущность и содержание понятий о здоровье и болезнях Лекция 2.0 1
2 Этиология и патогенез болезни и инвалидности Лекция 2.0 1
3 Классификация заболеваний Лекция 2.0 1
4 Понятие «инвалид». Критерии инвалидности, группы инвалидности, ограничение жизнедеятельности Семинар 2.0 2
5 Нормативно-правовые документы, регламентирующие защиту прав инвалидов Самостоятельное изучение 2.0 2
6 Медико-социальная экспертиза Практическая работа 2.0 2
7 Социальная и медицинская модель инвалидности. Организация медико-социальной помощи инвалидам Семинар 2.0 2
8 Психогенные и психосоматические заболевания Практическая работа 2.0 3
9 Факторы риска возникновения детской инвалидности. Медицинские, педагогические и психологические особенности детей-инвалидов Практическая работа 2.0 3
10 Детская инвалидность, причины, принципы определения инвалидности Семинар 2.0 3
11 Детская инвалидность, причины, принципы определения инвалидности Индивидуальная работа 1.0 4
12 Психологическое состояние родителей, имеющих детей-инвалидов Практическая работа 2.0 4
13 Психологическое состояние родителей, имеющих детей-инвалидов Индивидуальная работа 2.0 4
14 Консультативно-профилактическая работа с семьей ребенка-инвалида Практическая работа 2.0 5
15 Консультативно-профилактическая работа с семьей ребенка-инвалида Индивидуальная работа 2.0 5
16 Теоретико-методологические аспекты болезни и инвалидности (рубежный контроль) Минизачет 2.0 5
17 Внутренняя и внешняя картина болезни. Лекция 2.0 6
18 Внутренняя и внешняя картина болезни. Индивидуальная работа 2.0 6
19 Влияние болезни на психику человека Семинар 2.0 6
20 Психическая норма, психологические отклонения, психопатологические состояния и психические заболевания Семинар 2.0 7
21 Психологическое реагирование на болезнь и инвалидность Семинар 2.0 7
22 Психологическое реагирование на разные виды заболеваний Семинар 2.0 7
23 Психологическое реагирование на смерть Семинар 2.0 8
24 Суицид, постсуицидальное состояние. Профилактика суицида. Семинар 2.0 8
25 Суицид, постсуицидальное состояние. Профилактика суицида. Самостоятельное изучение 2.0 8
26 Психологические аспекты психогигиены Практическая работа 2.0 9
27 Психологические аспекты психогигиены Самостоятельное изучение 1.0 9
28 Психотерапия при заболеваниях и инвалидности Лекция 2.0 9
29 Психопрофилактика при заболеваниях и инвалидности Практическая работа 2.0 10
30 Психопрофилактика при заболеваниях и инвалидности Индивидуальная работа 2.0 10
31 Комплексный подход к организации психотерапевтической работы Коллоквиум 2.0 10

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Сущность и содержание понятий о здоровье и болезнях Лекция Раскрыть содержание понятий: "здоровье", "болезнь", "инвалидность", описывать психологическое состояние человека при разных исходах заболеваний Воспроизведение
Описывать закономерности и особенности развития физических и психических качеств больных лиц основных нозологических групп Воспроизведение
2 Этиология и патогенез болезни и инвалидности Лекция Объяснять влияние разных факторов на появление и проявление заболеваний, в том числе болезней, ведущих к инвалидности. Описывать влияние заболеваний на формирование психологических особенностей больных и лиц с инвалидностью Воспроизведение
Описывать причины и патогенез заболеваний, особенности проявления физических и психических недостатков у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Описывать состояние высших психических функций у людей разных нозологических групп Воспроизведение
Соотносить причины заболеваний и последствия заболеваний, способствующих ограничению жизнедеятельности, наступлению инвалидности, изменению психологического состояния человека Воспроизведение
3 Классификация заболеваний Лекция Описывать основные группы наследственных, врожденных и приобретенных заболеваний, сравнивать параметры классификации заболеваний. Описывать закономерности развития разных видов заболеваний Воспроизведение
Описывать причины и патогенез заболеваний, особенности проявления физических и психических недостатков у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Описывать состояние высших психических функций у людей разных нозологических групп Воспроизведение
4 Понятие «инвалид». Критерии инвалидности, группы инвалидности, ограничение жизнедеятельности Семинар Сопоставлять критерии определения инвалидности и ограничения жизнедеятельности; соотносить группу инвалидности и степень ограничений жизнедеятельности. Описывать значимость знаний компенсаторных возможностей оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для абилитации и\или реабилитации. Описывать психологические особенности лиц с инвалидностью Применение
Перечислять нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию прав людей с инвалидностью Узнавание
Интерпретировать содержание ИПРА, объяснять сущность медицинской и социальной реабилитации, значимость компенсаторных возможностей оставшихся после болезни и травмы для восстановления нарушенных функций организма. Раскрывать сущность психолого-педагогической реабилитации, деятельность территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
5 Нормативно-правовые документы, регламентирующие защиту прав инвалидов Самостоятельное изучение Перечислять нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию прав людей с инвалидностью Узнавание
Применять нормативно-правовые документы в практической деятельности Применение
6 Медико-социальная экспертиза Практическая работа Сопоставлять критерии определения инвалидности и ограничения жизнедеятельности; соотносить группу инвалидности и степень ограничений жизнедеятельности. Описывать значимость знаний компенсаторных возможностей оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для абилитации и\или реабилитации. Описывать психологические особенности лиц с инвалидностью Применение
Перечислять нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию прав людей с инвалидностью Узнавание
Применять нормативно-правовые документы в практической деятельности Применение
Описывать организацию и специфику проведения медико-социальной экспертизы лиц с ограниченными возможностями здоровья, основные показания для установления статуса инвалидности, особенности психологического состояния лиц при проведении освидетельствования с МСЭ Воспроизведение
Интерпретировать содержание ИПРА, объяснять сущность медицинской и социальной реабилитации, значимость компенсаторных возможностей оставшихся после болезни и травмы для восстановления нарушенных функций организма. Раскрывать сущность психолого-педагогической реабилитации, деятельность территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
7 Социальная и медицинская модель инвалидности. Организация медико-социальной помощи инвалидам Семинар Сопоставлять критерии определения инвалидности и ограничения жизнедеятельности; соотносить группу инвалидности и степень ограничений жизнедеятельности. Описывать значимость знаний компенсаторных возможностей оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для абилитации и\или реабилитации. Описывать психологические особенности лиц с инвалидностью Применение
Сравнивать медицинскую и социальную модели инвалидности. Определять необходимые условия для оказания медико-социальной помощи больным и инвалидам на основе знаний закономерности и особенности развития физических и психических качеств лиц основных нозологических групп и сенситивных периодов формирования и развития психофизических функций Применение
Описывать содержание и направления деятельности специалистов системы психолого-педагогического медико-социального сопровождения, осуществляющих психопрофилактическую работу, направленную на устранение психологических комплексов и воспитание активного отрицательного отношения к негативным социальным явлениям Воспроизведение
Перечислять учреждения системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения, в которых оказывают психологическую помощь больным людям и людям с инвалидностью Узнавание
8 Психогенные и психосоматические заболевания Практическая работа Сравнивать и описывать разные классификации психических и психосоматических заболеваний. Описывать особенности формирования психофизических функций и компенсаторные возможности человека Воспроизведение
9 Факторы риска возникновения детской инвалидности. Медицинские, педагогические и психологические особенности детей-инвалидов Практическая работа Описать основные причины и клинические проявления детских заболеваний, потенциально приводящих к инвалидности. Описать закономерности и особенности развития физических и психических качеств детей разных нозологических групп. Объяснить сущность сенситивных периодов для формирования и развития психических и физических функций ребенка Воспроизведение
Определять факторы риска возникновения детской инвалидности, в соответствии с критериями выживания и требованиями реализации прав детей-инвалидов на обучение, воспитание, реабилитацию и социальную адаптацию. Прогнозировать возможность кризисов, обусловленных физическим и психическим созреванием детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Интерпретировать содержание ИПРА, объяснять сущность медицинской и социальной реабилитации, значимость компенсаторных возможностей оставшихся после болезни и травмы для восстановления нарушенных функций организма. Раскрывать сущность психолого-педагогической реабилитации, деятельность территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
10 Детская инвалидность, причины, принципы определения инвалидности Семинар Описать основные причины и клинические проявления детских заболеваний, потенциально приводящих к инвалидности. Описать закономерности и особенности развития физических и психических качеств детей разных нозологических групп. Объяснить сущность сенситивных периодов для формирования и развития психических и физических функций ребенка Воспроизведение
Определять факторы риска возникновения детской инвалидности, в соответствии с критериями выживания и требованиями реализации прав детей-инвалидов на обучение, воспитание, реабилитацию и социальную адаптацию. Прогнозировать возможность кризисов, обусловленных физическим и психическим созреванием детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
11 Детская инвалидность, причины, принципы определения инвалидности Индивидуальная работа Описать основные причины и клинические проявления детских заболеваний, потенциально приводящих к инвалидности. Описать закономерности и особенности развития физических и психических качеств детей разных нозологических групп. Объяснить сущность сенситивных периодов для формирования и развития психических и физических функций ребенка Воспроизведение
Определять факторы риска возникновения детской инвалидности, в соответствии с критериями выживания и требованиями реализации прав детей-инвалидов на обучение, воспитание, реабилитацию и социальную адаптацию. Прогнозировать возможность кризисов, обусловленных физическим и психическим созреванием детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Описывать психологические, финансовые и социальные особенности семей, имеющих детей-инвалидов, этапы реагирования родителей на болезнь и инвалидность ребенка Воспроизведение
Перечислять учреждения системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения, в которых оказывают психологическую помощь больным людям и людям с инвалидностью Узнавание
12 Психологическое состояние родителей, имеющих детей-инвалидов Практическая работа Определять факторы риска возникновения детской инвалидности, в соответствии с критериями выживания и требованиями реализации прав детей-инвалидов на обучение, воспитание, реабилитацию и социальную адаптацию. Прогнозировать возможность кризисов, обусловленных физическим и психическим созреванием детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Описывать психологические, финансовые и социальные особенности семей, имеющих детей-инвалидов, этапы реагирования родителей на болезнь и инвалидность ребенка Воспроизведение
Разрабатывать план консультативно-профилактической работы с родителями детей-инвалидов, описывать приемы устранения психологических комплексов, характерных для родителей, воспитывающих детей-инвалидов Воспроизведение
13 Психологическое состояние родителей, имеющих детей-инвалидов Индивидуальная работа Определять факторы риска возникновения детской инвалидности, в соответствии с критериями выживания и требованиями реализации прав детей-инвалидов на обучение, воспитание, реабилитацию и социальную адаптацию. Прогнозировать возможность кризисов, обусловленных физическим и психическим созреванием детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Применять в практической деятельности методы профилактики детской инвалидности и психотерапии Применение
Описывать психологические, финансовые и социальные особенности семей, имеющих детей-инвалидов, этапы реагирования родителей на болезнь и инвалидность ребенка Воспроизведение
14 Консультативно-профилактическая работа с семьей ребенка-инвалида Практическая работа Описать основные причины и клинические проявления детских заболеваний, потенциально приводящих к инвалидности. Описать закономерности и особенности развития физических и психических качеств детей разных нозологических групп. Объяснить сущность сенситивных периодов для формирования и развития психических и физических функций ребенка Воспроизведение
Описывать психологические, финансовые и социальные особенности семей, имеющих детей-инвалидов, этапы реагирования родителей на болезнь и инвалидность ребенка Воспроизведение
Разрабатывать план консультативно-профилактической работы с родителями детей-инвалидов, описывать приемы устранения психологических комплексов, характерных для родителей, воспитывающих детей-инвалидов Воспроизведение
15 Консультативно-профилактическая работа с семьей ребенка-инвалида Индивидуальная работа Описать основные причины и клинические проявления детских заболеваний, потенциально приводящих к инвалидности. Описать закономерности и особенности развития физических и психических качеств детей разных нозологических групп. Объяснить сущность сенситивных периодов для формирования и развития психических и физических функций ребенка Воспроизведение
Описывать психологические, финансовые и социальные особенности семей, имеющих детей-инвалидов, этапы реагирования родителей на болезнь и инвалидность ребенка Воспроизведение
Разрабатывать план консультативно-профилактической работы с родителями детей-инвалидов, описывать приемы устранения психологических комплексов, характерных для родителей, воспитывающих детей-инвалидов Воспроизведение
16 Теоретико-методологические аспекты болезни и инвалидности (рубежный контроль) Минизачет Раскрыть содержание понятий: "здоровье", "болезнь", "инвалидность", описывать психологическое состояние человека при разных исходах заболеваний Воспроизведение
Описывать закономерности и особенности развития физических и психических качеств больных лиц основных нозологических групп Воспроизведение
Описывать основные группы наследственных, врожденных и приобретенных заболеваний, сравнивать параметры классификации заболеваний. Описывать закономерности развития разных видов заболеваний Воспроизведение
Сопоставлять критерии определения инвалидности и ограничения жизнедеятельности; соотносить группу инвалидности и степень ограничений жизнедеятельности. Описывать значимость знаний компенсаторных возможностей оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для абилитации и\или реабилитации. Описывать психологические особенности лиц с инвалидностью Применение
Сравнивать медицинскую и социальную модели инвалидности. Определять необходимые условия для оказания медико-социальной помощи больным и инвалидам на основе знаний закономерности и особенности развития физических и психических качеств лиц основных нозологических групп и сенситивных периодов формирования и развития психофизических функций Применение
Описать основные причины и клинические проявления детских заболеваний, потенциально приводящих к инвалидности. Описать закономерности и особенности развития физических и психических качеств детей разных нозологических групп. Объяснить сущность сенситивных периодов для формирования и развития психических и физических функций ребенка Воспроизведение
Определять факторы риска возникновения детской инвалидности, в соответствии с критериями выживания и требованиями реализации прав детей-инвалидов на обучение, воспитание, реабилитацию и социальную адаптацию. Прогнозировать возможность кризисов, обусловленных физическим и психическим созреванием детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Описывать организацию и специфику проведения медико-социальной экспертизы лиц с ограниченными возможностями здоровья, основные показания для установления статуса инвалидности, особенности психологического состояния лиц при проведении освидетельствования с МСЭ Воспроизведение
Объяснять влияние разных факторов на появление и проявление заболеваний, в том числе болезней, ведущих к инвалидности. Описывать влияние заболеваний на формирование психологических особенностей больных и лиц с инвалидностью Воспроизведение
Описывать причины и патогенез заболеваний, особенности проявления физических и психических недостатков у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Описывать состояние высших психических функций у людей разных нозологических групп Воспроизведение
Соотносить причины заболеваний и последствия заболеваний, способствующих ограничению жизнедеятельности, наступлению инвалидности, изменению психологического состояния человека Воспроизведение
17 Внутренняя и внешняя картина болезни. Лекция Объяснять понятия "внешняя и внутренняя картина болезни", "внутренняя картина инвалидности"; факторы, влияющие на формирование внутренней картины болезни. Описывать психологическое реагирование человека на болезнь и инвалидность Воспроизведение
Описывать сущность этапов формирования внутренней картины болезни, структуру и уровни внутренней картины болезни, сопоставлять изменения личности больного в зависимости от состояния здоровья, описывать особенности психологического рекгиования н разных заболевания Воспроизведение
Раскрывать особенности влияния психотерапевтических приемов на компенсацию основного заболевания и профилактику прогрессирования психологических комплексов, характерных для лиц с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
18 Внутренняя и внешняя картина болезни. Индивидуальная работа Объяснять понятия "внешняя и внутренняя картина болезни", "внутренняя картина инвалидности"; факторы, влияющие на формирование внутренней картины болезни. Описывать психологическое реагирование человека на болезнь и инвалидность Воспроизведение
Описывать закономерности развития различных видов заболеваний человека, особенности психологического реагирования на болезнь и инвалидность. Объяснять важность выхода из кризисов, обусловленных физическим и психическим созреванием и функционированием лиц с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
19 Влияние болезни на психику человека Семинар Объяснять типы психологического реагирования на болезнь, определять стороны проявления болезни, причины и условия возникновения негативных психических проявлений у больных лиц и людей с инвалидностью. Описывать необходимость использования психопрофилактических приемов для абилитации больных и лиц с инвалидностью Воспроизведение
Объяснять понятия "внешняя и внутренняя картина болезни", "внутренняя картина инвалидности"; факторы, влияющие на формирование внутренней картины болезни. Описывать психологическое реагирование человека на болезнь и инвалидность Воспроизведение
Описывать закономерности развития различных видов заболеваний человека, особенности психологического реагирования на болезнь и инвалидность. Объяснять важность выхода из кризисов, обусловленных физическим и психическим созреванием и функционированием лиц с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
20 Психическая норма, психологические отклонения, психопатологические состояния и психические заболевания Семинар Описывать критерии психического здоровья, различать функциональные, социальные и индивидуальные нормы развития человека. Воспроизведение
Соотносить норму и патологию, характеризовать закономерности жизнедеятельности и психофизического развития здорового и больного человека Воспроизведение
Описывать закономерности развития различных видов заболеваний человека и особенности психологического реагирования на болезнь, инвалидность и смерть Воспроизведение
Объяснять специфику психологического реагирования на болезнь и инвалидность; влияние восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма больных людей, лиц с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья на изменение их психического состояния Воспроизведение
21 Психологическое реагирование на болезнь и инвалидность Семинар Описывать варианты психологического реагирования на болезнь и инвалидность, раскрывать особенности влияния основного заболевания на прогрессирование психологических комплексов Воспроизведение
Определять уровни психического состояния больного или инвалида при различных заболеваниях Воспроизведение
22 Психологическое реагирование на разные виды заболеваний Семинар Сравнивать и описывать разные классификации психических и психосоматических заболеваний. Описывать особенности формирования психофизических функций и компенсаторные возможности человека Воспроизведение
Описывать варианты психологического реагирования на болезнь и инвалидность, раскрывать особенности влияния основного заболевания на прогрессирование психологических комплексов Воспроизведение
Описывать психологическое реагирование больного и инвалида на разные виды заболеваний. Интерпретировать особенности влияния психотерапевтических приемов на компенсацию основного заболевания и профилактику прогрессирования психологических комплексов, характерных для лиц с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Объяснять необходимость использования специальных приемов и способов для снижения влияния негативных факторов на социализацию и вормирование психологического благополучияе у больны х и лиц с инвалидностью Воспроизведение
23 Психологическое реагирование на смерть Семинар Объяснять типы психологического реагирования на болезнь, определять стороны проявления болезни, причины и условия возникновения негативных психических проявлений у больных лиц и людей с инвалидностью. Описывать необходимость использования психопрофилактических приемов для абилитации больных и лиц с инвалидностью Воспроизведение
Описывать признаки суицидального поведения, особенности личности, склонной к суициду Воспроизведение
Объяснять особенности личности суицидента, распознавать признаки суицидального поведения, применять на практике приемы профилактики суицида. Проводить занятия по повышению двигательной активности, восстановлению и совершенствованию психофизических способностей, профилактики и предупреждения вторичных отклонений. Применение
24 Суицид, постсуицидальное состояние. Профилактика суицида. Семинар Описывать признаки суицидального поведения, особенности личности, склонной к суициду Воспроизведение
Объяснять особенности личности суицидента, распознавать признаки суицидального поведения, применять на практике приемы профилактики суицида. Проводить занятия по повышению двигательной активности, восстановлению и совершенствованию психофизических способностей, профилактики и предупреждения вторичных отклонений. Применение
Описывать признаки суицидального поведения, раскрывать содержание профилактики суицида Воспроизведение
Составлять перечень мероприятий по профилактике суицидального поведения и формированию отрицательного отношения к негативным социальным явлениям Применение
Приводить примеры психопрофилактических мероприятий, направленных на устранение психологических комплексов, характерных для больных людей и людей с инвалидностьюя и (или) инвалидностью, демонстрировать приемы работы. Применение
Описывать приемы вовлечения больных людей и лиц с ограниченными возможностями здоровья в общение со здоровыми людьми, через участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Применение
25 Суицид, постсуицидальное состояние. Профилактика суицида. Самостоятельное изучение Описывать признаки суицидального поведения, особенности личности, склонной к суициду Воспроизведение
Объяснять особенности личности суицидента, распознавать признаки суицидального поведения, применять на практике приемы профилактики суицида. Проводить занятия по повышению двигательной активности, восстановлению и совершенствованию психофизических способностей, профилактики и предупреждения вторичных отклонений. Применение
Описывать признаки суицидального поведения, раскрывать содержание профилактики суицида Воспроизведение
Составлять перечень мероприятий по профилактике суицидального поведения и формированию отрицательного отношения к негативным социальным явлениям Применение
26 Психологические аспекты психогигиены Практическая работа Описывать специфику выбора средств и методов, адекватных особенностям с лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленных на формирование двигательных навыков, развитие физических качеств, повышение уровня психофизического здоровья, физиологической адаптации. Воспроизведение
27 Психологические аспекты психогигиены Самостоятельное изучение Описывать специфику выбора средств и методов, адекватных особенностям с лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленных на формирование двигательных навыков, развитие физических качеств, повышение уровня психофизического здоровья, физиологической адаптации. Воспроизведение
28 Психотерапия при заболеваниях и инвалидности Лекция Описывать сущность психотерапии и психопрофилактики. Объяснять особенности влияния психотерапевтических приемов на компенсацию основного заболевания и профилактику прогрессирования психологических комплексов, характерных для больных людей лиц с инвалидностью Воспроизведение
Объяснять обоснованность выбора средств и методов психопрофилактики и психотерапии, адекватных особенностям больных людей, лиц инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
29 Психопрофилактика при заболеваниях и инвалидности Практическая работа Классифицировать виды профилактики, характеризовать особенности проведения первичной, вторичной и третичной присопрофилактики с целью сохранения психологического состояния больного и (или) инвалида. Применение
Интерпретировать данные диагностики психологического состояния больного и (или) инвалида для определения необходимых психопрофилактических мероприятий Применение
Описывать содержание и направления деятельности специалистов системы психолого-педагогического медико-социального сопровождения, осуществляющих психопрофилактическую работу, направленную на устранение психологических комплексов и воспитание активного отрицательного отношения к негативным социальным явлениям Воспроизведение
30 Психопрофилактика при заболеваниях и инвалидности Индивидуальная работа Классифицировать виды профилактики, характеризовать особенности проведения первичной, вторичной и третичной присопрофилактики с целью сохранения психологического состояния больного и (или) инвалида. Применение
Интерпретировать данные диагностики психологического состояния больного и (или) инвалида для определения необходимых психопрофилактических мероприятий Применение
Описывать содержание и направления деятельности специалистов системы психолого-педагогического медико-социального сопровождения, осуществляющих психопрофилактическую работу, направленную на устранение психологических комплексов и воспитание активного отрицательного отношения к негативным социальным явлениям Воспроизведение
31 Комплексный подход к организации психотерапевтической работы Коллоквиум Описывать основные группы наследственных, врожденных и приобретенных заболеваний, сравнивать параметры классификации заболеваний. Описывать закономерности развития разных видов заболеваний Воспроизведение
Сопоставлять критерии определения инвалидности и ограничения жизнедеятельности; соотносить группу инвалидности и степень ограничений жизнедеятельности. Описывать значимость знаний компенсаторных возможностей оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для абилитации и\или реабилитации. Описывать психологические особенности лиц с инвалидностью Применение
Объяснять понятия "внешняя и внутренняя картина болезни", "внутренняя картина инвалидности"; факторы, влияющие на формирование внутренней картины болезни. Описывать психологическое реагирование человека на болезнь и инвалидность Воспроизведение
Описывать признаки суицидального поведения, особенности личности, склонной к суициду Воспроизведение
Описывать психологическое реагирование больного и инвалида на разные виды заболеваний. Интерпретировать особенности влияния психотерапевтических приемов на компенсацию основного заболевания и профилактику прогрессирования психологических комплексов, характерных для лиц с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Объяснять необходимость использования специальных приемов и способов для снижения влияния негативных факторов на социализацию и вормирование психологического благополучияе у больны х и лиц с инвалидностью Воспроизведение
Описывать специфику выбора средств и методов, адекватных особенностям с лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленных на формирование двигательных навыков, развитие физических качеств, повышение уровня психофизического здоровья, физиологической адаптации. Воспроизведение
Описывать сущность психотерапии и психопрофилактики. Объяснять особенности влияния психотерапевтических приемов на компенсацию основного заболевания и профилактику прогрессирования психологических комплексов, характерных для больных людей лиц с инвалидностью Воспроизведение
Классифицировать виды профилактики, характеризовать особенности проведения первичной, вторичной и третичной присопрофилактики с целью сохранения психологического состояния больного и (или) инвалида. Применение
Интерпретировать данные диагностики психологического состояния больного и (или) инвалида для определения необходимых психопрофилактических мероприятий Применение
Составлять план мероприятия, направленного на профилактику вторичных проявлений заболеваний и инвалидности, демонстрировать план мероприятия Творчество
Описывать содержание и направления деятельности специалистов системы психолого-педагогического медико-социального сопровождения, осуществляющих психопрофилактическую работу, направленную на устранение психологических комплексов и воспитание активного отрицательного отношения к негативным социальным явлениям Воспроизведение
Перечислять учреждения системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения, в которых оказывают психологическую помощь больным людям и людям с инвалидностью Узнавание
Планировать мероприятия, направленные на компенсацию возможностей человека с отклонениями в состоянии здоровья путем развития, сохранения и использования в новом качестве сохранных телесно-двигательных характеристик, в целях снижения отрицательного влияния на жизнедеятельность человека основного дефекта, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений Применение
Описывать закономерности развития различных видов заболеваний человека и особенности психологического реагирования на болезнь, инвалидность и смерть Воспроизведение
Объяснять специфику психологического реагирования на болезнь и инвалидность; влияние восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма больных людей, лиц с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья на изменение их психического состояния Воспроизведение
Описывать основные методы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии Воспроизведение
Демонстрировать приемы психотерапии и психопрофилактики заболеваний и последствий инвалидности Применение
Объяснять обоснованность выбора средств и методов психопрофилактики и психотерапии, адекватных особенностям больных людей, лиц инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Классифицировать средства, методы, условия организации занятий с учетом особенностей психофизического состояния людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Применение
Демонстрировать приемы планирования и организации коррекционно-развивающий и реабилитационной работы с учетом закономерностей восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека с ограниченными возможностями здоровья, лиц с инвалидностью Применение

Литература

Основная

  1. Московкина, А.Г. Клиника интеллектуальных нарушений [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Г. Московкина, Т.М. Уманская. - М. : Прометей, 2013. - 246 с- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:hhttp://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240491 –Загл. с экрана
  2. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование / [И. Ю. Левченко и др.] ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 333, [3] с

Дополнительная

  1. Богданов А.Н. Лекции по психологии болезни и инвалидности. – Сургут: РИЦ СурГПУ, 2008
  2. Введение в психологию инвалидности : учебник / Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин- т ; под ред. О. В. Красновой. - М. [и др.] : Моск. психол.-соц. ин-т [и др.], 2011. - 333с. - Гриф МО
  3. Морозова Е.В. Внутренняя картина инвалидности (генез, структура, функции, свойства) // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – М.: Медицина. – 2008.
  4. Мурзина Т.Ф. Социально-психологический статус семей детей-инвалидов и необходимость семейной психотерапии. – Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - №4, 2005. – С.55-57.
  5. Назарова Т.А., Дымочка М.А. Организационные аспекты деятельности учреждений медико-социальной экспертизы на современном этапе.- «Медико-социальная экспертиза и реабилитация». - № 1, 2006 - с.9-10.
  6. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 508 с.
  7. Психология инвалидности : хрестоматия : учеб. пособие / Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин- т ; сост. О. В. Краснова. - М. [и др.] : Моск. психол.-соц. ин-т [и др.], 2011. - 349, [2] с. - (Библиотека психолога). - Гриф МО.
  8. Специальная психология: учебное пособие для вузов / авт.: В. И. Лубовский [и др.]; под ред. В. И. Лубовского. - 5-е изд., - М.: Академия, 2005. - 460с.

Цифровые ресурсы

  1. Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений// Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dislife.ru/flow/theme/1000
  2. Международная классификация болезней 10-го пересмотра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mkb10.ru
  3. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке. и условиях признания лица инвалидом" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: base.garant.ru›12145177/ .

Источники

  1. Закон об образовании РФ (полный текст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zakonbase.ru.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от19 декабря 2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: arhcity.ru/data/1514/1598.rtf
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. ww.beledu.ru/documents/100715/prik_1599.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях. Методические рекомендации / Составители: О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова – Тюмень: Аксиома, 2013. – 92 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.surgpu.ru.
  2. Рабочая программа Психология болезни и инвалидности Направление подготовки 49.03.01, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Квалификация (степень) «бакалавр» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.surgpu.ru.
  3. Учебная программа Психология болезни и инвалидности Направление подготовки 49.03.01, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Квалификация (степень) «бакалавр» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.surgpu.ru.