бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа*

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 18, 2018 утверждение отклонено Feb. 6, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласование отклонено Feb. 6, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласование отклонено Feb. 6, 2018

Б1.В.ДВ.31 ДВ: Расстройства эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР, 8 семестр 1 полусеместр

Б-4111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3) умение осуществлять анализ психолого-педагогического заключения с целью определения структуры дефекта, актуального состояния и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ операциональный
Умение осуществлять выбор методов оценки результатов образовательно-коррекционной работы операциональный
Умение осуществлять выбор методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение осуществлять проектирование содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений проектировать содержание образовательной работы по коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей с задержкой психического развития

Задачи

  1. Формировать у студентов умение разрабатывать программу образовательно-коррекционной работы по преодолению нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей с ЗПР и осуществлять оценку результатов своей деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 24.0 ч.
КСР 1.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 44.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.5 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 3.22 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Образовательно-коррекционная работа по преодолению расстройств эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР Формировать у студентов умения разрабатывать программу образовательно-коррекционной работы по преодолению нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей с ЗПР и осуществлять оценку результатов своей деятельности Студенты разрабатывают, представляют и апробируют программу по коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР
  • Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития
  • Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР
  • Диагностика результатов образовательно-коррекционной работы по преодолению РЭВС у детей с ЗПР

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности темперамента как психофизиологической основы личности детей с ЗПР Практическая работа 4.0 1
2 Особенности темперамента как психофизиологической основы личности детей с ЗПР Индивидуальная работа 1.0 1
3 Уровни эмоционального интеллекта и способность к эмпатии при ЗПР Семинар 2.0 1
4 Страхи детей дошкольного возраста с ЗПР Практическая работа 4.0 1
5 Страхи детей дошкольного возраста с ЗПР Индивидуальная работа 1.0 1
6 Особенности коммуникации детей с ЗПР Практическая работа 3.0 1
7 Особенности коммуникации детей с ЗПР Индивидуальная работа 1.0 1
8 Особенности личности ребенка с ЗПР Семинар 2.0 1
9 Коррекция страхов у детей с ЗПР Практическая работа 3.0 1
10 Коррекция страхов у детей с ЗПР Индивидуальная работа 1.0 1
11 Коррекция агрессивных проявлений у детей с ЗПР Практическая работа 2.0 1
12 Коррекция агрессивных проявлений у детей с ЗПР Индивидуальная работа 1.0 1
13 Коррекция проявлений расторможенности и гиперактивности у детей с ЗПР Практическая работа 2.0 1
14 Коррекция проявлений расторможенности и гиперактивности у детей с ЗПР Индивидуальная работа 1.0 1
15 Преодоление причин школьной дезадаптации у детей с ЗПР Практическая работа 2.0 1
16 Преодоление причин школьной дезадаптации у детей с ЗПР Индивидуальная работа 1.0 1
17 Диагностика результатов образовательно-коррекционной работы по преодолению РЭВС у детей с ЗПР Практическая работа 4.0 1
18 Диагностика результатов образовательно-коррекционной работы по преодолению РЭВС у детей с ЗПР Индивидуальная работа 1.5 1
19 Рубежный контроль М.1. Другое 1.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности темперамента как психофизиологической основы личности детей с ЗПР Практическая работа Определяет тип темперамента ребенка с ЗПР по критерию обеспечения социально-психологической адаптации Применение
Интерпретирует результаты анализа психолого-педагогического заключения ребенка с ЗПР Применение
2 Особенности темперамента как психофизиологической основы личности детей с ЗПР Индивидуальная работа Результаты не указаны
3 Уровни эмоционального интеллекта и способность к эмпатии при ЗПР Семинар Характеризует уровень эмоционального интеллекта и способность к эмпатии детей с ЗПР Применение
Анализирует особенности восприятия и понимания эмоций человека ребенком с ЗПР Применение
4 Страхи детей дошкольного возраста с ЗПР Практическая работа Интерпретирует результаты анализа психолого-педагогического заключения ребенка с ЗПР Применение
5 Страхи детей дошкольного возраста с ЗПР Индивидуальная работа Результаты не указаны
6 Особенности коммуникации детей с ЗПР Практическая работа Анализирует особенности коммуникации детей с ЗПР Применение
Интерпретирует результаты анализа психолого-педагогического заключения ребенка с ЗПР Применение
7 Особенности коммуникации детей с ЗПР Индивидуальная работа Результаты не указаны
8 Особенности личности ребенка с ЗПР Семинар Анализирует результаты современных отечественных и зарубежных исследований личности детей с ЗПР Применение
9 Коррекция страхов у детей с ЗПР Практическая работа Определяет цели, задачи и разрабатывает содержание образовательно-коррекционной работы по коррекции страхов детей с ЗПР Применение
10 Коррекция страхов у детей с ЗПР Индивидуальная работа Результаты не указаны
11 Коррекция агрессивных проявлений у детей с ЗПР Практическая работа Определяет цели, задачи и разрабатывает содержание образовательно-коррекционной работы по коррекции агрессивного поведения детей с ЗПР Применение
12 Коррекция агрессивных проявлений у детей с ЗПР Индивидуальная работа Результаты не указаны
13 Коррекция проявлений расторможенности и гиперактивности у детей с ЗПР Практическая работа Определяет цели, задачи и разрабатывает содержание образовательно-коррекционной работы по преодолению расторможенности и гиперактивности детей с ЗПР Применение
14 Коррекция проявлений расторможенности и гиперактивности у детей с ЗПР Индивидуальная работа Результаты не указаны
15 Преодоление причин школьной дезадаптации у детей с ЗПР Практическая работа Определяет цели, задачи и разрабатывает содержание педагогической работы по устранению причин школьной дезадаптации детей с ЗПР Применение
16 Преодоление причин школьной дезадаптации у детей с ЗПР Индивидуальная работа Результаты не указаны
17 Диагностика результатов образовательно-коррекционной работы по преодолению РЭВС у детей с ЗПР Практическая работа Разрабатывает критерии оценки результатов образовательно-коррекционной работы по коррекции РЭВС у детей с ЗПР Творчество
Осуществляет выбор диагностических методик по оценке результатов образовательно-коррекционной работы Применение
Осуществляет диагностику результатов образовательно-коррекционной работы по преодолению РЭВС у детей с ЗПР Применение
18 Диагностика результатов образовательно-коррекционной работы по преодолению РЭВС у детей с ЗПР Индивидуальная работа Результаты не указаны
19 Рубежный контроль М.1. Другое Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 311, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.
  2. Думов, А. С. Педагогика девиантного поведения : учеб. пособие / А. С. Думов, С. Б. Думов, И. А. Столярчук ; ФГБОУ ВПО "Волгогр. гос. социально-пед. ун-т", Фак. психологии и соц. работы. - Волгоград : Учитель, [2015]. - 179, [1] с. - (Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС) (Планирование воспитательной работы). - ISBN 978-5-7057-4173-1 : 183-50.

Дополнительная

  1. Заостровцева, М.Н.Агрессивность дошкольников: коррекция поведения. / М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 112 с.
  2. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей : [науч.-практ. пособие] / А. И. Захаров. - СПб. : Союз, 2000. - 448 с. - (Психология ребёнка).
  3. Колесникова, Г.И. Девиантное поведение : учеб. пособие для студентов вузов / Г.И. Колесникова, Е.А. Байер, М.В. Харагезян. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 218, [1] с. - (Высшее образование). - Гриф МО.
  4. Нарушения психического развития в детском возрасте: [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.С. Быкова, И.В. Краснощекова. – Электрон. текстовые дан.. – ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава РФ. – 162 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21830.html. - Загл. с экрана.
  5. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 1 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 427, [2] с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7286-3 : 749-41.
  6. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 2 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 273, [2] с. : ил. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7288-7 : 502-69.
  7. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка : пособие для психологов и педагогов /И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 319 с.
  8. Шевченко, Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом : практ. рук. для врачей, психологов и педагогов / Ю. С. Шевченко ; Ин-т психологии и педагогики ; Рос. мед. акад. последиплом. образования. - М. : Вита-Пресс, 1997. - 48 с. - ISBN 5-88241-040-1.

Цифровые ресурсы

  1. http://www.invalid-detstva.ru/index.php - Особый ребенок

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.31 Расстройства эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. А.А.Боброва. - электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл.с экрана