бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2012-13 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано 14 ноября 2012 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 24 января 2013 г.

ДПП.Ф.02 Дошкольная педагогика, 1 семестр

Б-1061, 050100.62, Педагогическое образование (профиль Дошкольное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

На основе освоения теоретико - методологических основ дошкольной педагогики сформировать готовность к решению профессиональных задач, связанных с воспитанием, обучением и развитием детей раннего и дошкольного возраста

Задачи

  1. Сформировать представление о дошкольной педагогике как науке,системе дошкольного образования в Российской Федерации и за рубежом
  2. Формировать готовность к организации воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении с учетом особенностей детей раннего возраста
  3. Формировать готовность к решению задач физического, умственного, нравственного, художественно - эстетического и трудового воспитания детей дошкольного возраста

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 48,0 ч. (33,33%)
Контроль самостоятельной работы 14,0 ч.
Самостоятельная работа студента 84,0 ч. (58,33%)
Процент выполнения нагрузки 91,67%
Индивидуальная работа со студентами 22,0 ч. из 23 ч.
Часов в неделю 3,0 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Формирование представления о дошкольной педагогике как науке,системе дошкольного образования в Российской Федерации и за рубежом Понимание целей и задач дошкольной педагогики как науки Определение сущности основных понятий, педагогических теорий воспитания и развития ребенка Анализ особенностей современной системы дошкольного образования, программнор - методического обеспечения дошкольных учреждений
  • Основные понятия и функции дошкольной педагогики
  • Становление и развитие дошкольной педагогики
  • Система дошкольного образования
  • Педагогическая деятельность как диалог культур ребенка и педагога
  • Ребенок как объект научного исследования и субъект воспитания
  • Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка
Модуль 2 Формирование готовности к организации воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении с учетом особенностей детей раннего возраста Определение особенностей организации воспитательно - образовательного процесса с детьми раннего возраста с учётом их возрастных возможностей. Освоение планирования и особенностей организации режимных процессов, образовательной деятельности с детьми 2-3 лет,осуществления контроля за их развитием
  • Цель,задачи и содержаниме воспитательно - образовательной работы с детьми раннего возраста
  • Теоретические основы развития,воспитания и обучения детей раннего возраста
Модуль 3 Формировать готовноость к решению задач физического, умственного, нравственного, художественно - эстетического и трудового воспитания детей дошкольного возраста Определение целей и задач, содержания и средств воспитания дошкольников по направлениям физического,умственного,художественно - эстетического, социально - нравственного и трудового воспитания Анализ педагогических ситуаций по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста
  • Цель,задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста. Физическое воспитание и развитие
  • Интеллектуально - познавательное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • Художественно - эстетическое воспитание и развитие
  • Социально - нравственное воспитание и развитие
  • Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Лекция 2,0 1
2 Становление и развитие дошкольной педагогики Семинар 2,0 1
3 Система дошкольного образования в Российской Федерации Лекция 2,0 2
4 Перспективы и тенденции развития дошкольного образования в России и за рубежом Конференция 2,0 2
5 Перспективы и тенденции развития дошкольного образования в России и за рубежом Реферат 4,0 2
6 Перспективы и тенденции развития дошкольного образования в России и за рубежом Индивидуальная работа 2,0 2
7 Ребёнок дошкольного возраста как объект научного исследования и субъект воспитания Семинар 2,0 3
8 Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребёнка Лекция 2,0 3
9 Вариативность содержания воспитания и обучения детей.Программно - методическое обеспечение современных ДОУ Практическая работа 2,0 4
10 Общие вопросы дошкольной педагогики Контрольная работа 2,0 4
11 Вариативность содержания воспитания и обучения детей.Программно - методическое обеспечение современных ДОУ Реферат 4,0 4
12 Вариативность содержания воспитания и обучения детей.Программно - методическое обеспечение современных ДОУ Индивидуальная работа 2,0 4
13 Общие вопросы дошкольной педагогики Индивидуальная работа 2,0 4
14 Режим - основа воспитания детей раннего возраста.Контроль за развитием детей Лекция 2,0 5
15 Своеобразие периода раннего детства. Воспитание детей первого года жизни Другое 2,0 5
16 Своеобразие периода раннего детства. Воспитание детей первого года жизни Индивидуальная работа 2,0 5
17 Особенности воспитания и развития детей раннего возраста Коллоквиум 2,0 6
18 Составление конспекта проведения режимных процессов для детей 3 -го года жизни Самостоятельное изучение 3,0 6
19 Особенности воспитания и развития детей раннего возраста Индивидуальная работа 2,0 6
20 Составление конспекта проведения режимных процессов для детей 3 -го года жизни Индивидуальная работа 2,0 6
21 Особенности воспитания и развития детей раннего возраста Самостоятельное изучение 2,0 6
22 Организация жизни и обучения детей раннего возраста Семинар 2,0 7
23 Планирование режимных процессов с детьми 2-го и 3-го года жизни Индивидуальная работа 2,0 7
24 Планирование режимных процессов с детьми 2-го и 3-го года жизни Самостоятельное изучение 3,0 7
25 Составление конспекта НОД для детей 3-го года жизни Самостоятельное изучение 3,0 8
26 Составление конспекта НОД для детей 3-го года жизни Индивидуальная работа 2,0 8
27 Развитие и воспитание детей раннего возраста Контрольная работа 2,0 9
28 Развитие и воспитание детей раннего возраста Индивидуальная работа 2,0 9
29 Педагогическая концепция целостного развития личности.Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста Лекция 2,0 10
30 Педагогические условия воспитания здорового ребёнка Семинар 2,0 10
31 Теоретические основы интеллектуально - познавательного воспитания и развития дошкольников Лекция 2,0 11
32 Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания дошкольников Коллоквиум 2,0 11
33 Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания дошкольников Индивидуальная работа 2,0 11
34 Художественно - эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста Лекция 2,0 12
35 Развитие художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста Семинар 2,0 12
36 Социально - нравственное воспитание и развитие дошкольников Лекция 2,0 13
37 Содержание и методы воспитания начал гражданственности и патриотизма, дисциплинированности и культуры поведения Практическая работа 2,0 13
38 Содержание и методы воспитания начал гражданственности и патриотизма, дисциплинированности и культуры поведения Самостоятельное изучение 3,0 13
39 Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Лекция 2,0 14
40 Самостоятельная трудовая деятельность детей как средство воспитания ценностного отношения к труду Семинар 2,0 14
41 Воспитание - ведущая функция дошкольной педагогики Конференция 2,0 15
42 Воспитание - ведущая функция дошкольной педагогики Реферат 4,0 15
43 Воспитание - ведущая функция дошкольной педагогики Индивидуальная работа 2,0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Лекция Результаты не указаны
2 Становление и развитие дошкольной педагогики Семинар Знать основные этапы становления дошкольной педагогики как науки. Узнавание
Называть учёных, внесших значительеный вклад в развитие науки Узнавание
3 Система дошкольного образования в Российской Федерации Лекция Называть ступени российской системы образования Узнавание
Определять типы дошкольных образовательных учреждкений Воспроизведение
Анализировать перспективы и тенденции развития дошкольного образования Применение
4 Перспективы и тенденции развития дошкольного образования в России и за рубежом Конференция Называть ступени российской системы образования Узнавание
Определять типы дошкольных образовательных учреждкений Воспроизведение
Анализировать перспективы и тенденции развития дошкольного образования Применение
5 Перспективы и тенденции развития дошкольного образования в России и за рубежом Реферат Называть ступени российской системы образования Узнавание
6 Перспективы и тенденции развития дошкольного образования в России и за рубежом Индивидуальная работа Называть ступени российской системы образования Узнавание
Определять типы дошкольных образовательных учреждкений Воспроизведение
Анализировать перспективы и тенденции развития дошкольного образования Применение
7 Ребёнок дошкольного возраста как объект научного исследования и субъект воспитания Семинар Называть периоды развития детей раннего и дошкольного возраста Узнавание
Характеризовать особенности развития детей раннего и дошкольного возраста Воспроизведение
8 Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребёнка Лекция Знать содержание Концепции дошкольного воспитания. Узнавание
Называть факторы, определяющие развитие личности Воспроизведение
9 Вариативность содержания воспитания и обучения детей.Программно - методическое обеспечение современных ДОУ Практическая работа Анализировать современные образовательные программы для дошкольных учреждений Применение
10 Общие вопросы дошкольной педагогики Контрольная работа Результаты не указаны
11 Вариативность содержания воспитания и обучения детей.Программно - методическое обеспечение современных ДОУ Реферат Анализировать современные образовательные программы для дошкольных учреждений Применение
12 Вариативность содержания воспитания и обучения детей.Программно - методическое обеспечение современных ДОУ Индивидуальная работа Знать содержание Концепции дошкольного воспитания. Узнавание
Называть факторы, определяющие развитие личности Воспроизведение
Анализировать современные образовательные программы для дошкольных учреждений Применение
13 Общие вопросы дошкольной педагогики Индивидуальная работа Результаты не указаны
14 Режим - основа воспитания детей раннего возраста.Контроль за развитием детей Лекция Называть периоды развития детей раннего и дошкольного возраста Узнавание
Характеризовать особенности развития детей раннего и дошкольного возраста Воспроизведение
15 Своеобразие периода раннего детства. Воспитание детей первого года жизни Другое Называтьособенности детей раннего возраста Узнавание
Соотносить особенности ВНД детей и своеобразие их воспитания Применение
Характеризовать особенности воспитания детей первого года жизни Воспроизведение
16 Своеобразие периода раннего детства. Воспитание детей первого года жизни Индивидуальная работа Называтьособенности детей раннего возраста Узнавание
Соотносить особенности ВНД детей и своеобразие их воспитания Применение
Характеризовать особенности воспитания детей первого года жизни Воспроизведение
17 Особенности воспитания и развития детей раннего возраста Коллоквиум Называть виды образовательной деятельности с детьми раннего возраста Узнавание
Определять особенности проведения образовательной деятельности Воспроизведение
18 Составление конспекта проведения режимных процессов для детей 3 -го года жизни Самостоятельное изучение Планировать режимные процессы и непосредственно образовательную деятельность с детьми Применение
19 Особенности воспитания и развития детей раннего возраста Индивидуальная работа Определять особенности проведения образовательной деятельности Воспроизведение
Планировать режимные процессы и непосредственно образовательную деятельность с детьми Применение
20 Составление конспекта проведения режимных процессов для детей 3 -го года жизни Индивидуальная работа Планировать режимные процессы и непосредственно образовательную деятельность с детьми Применение
21 Особенности воспитания и развития детей раннего возраста Самостоятельное изучение Называть виды образовательной деятельности с детьми раннего возраста Узнавание
Определять особенности проведения образовательной деятельности Воспроизведение
Планировать режимные процессы и непосредственно образовательную деятельность с детьми Применение
22 Организация жизни и обучения детей раннего возраста Семинар Называть виды образовательной деятельности с детьми раннего возраста Узнавание
Определять особенности проведения образовательной деятельности Воспроизведение
Планировать режимные процессы и непосредственно образовательную деятельность с детьми Применение
23 Планирование режимных процессов с детьми 2-го и 3-го года жизни Индивидуальная работа Называть виды образовательной деятельности с детьми раннего возраста Узнавание
Определять особенности проведения образовательной деятельности Воспроизведение
Планировать режимные процессы и непосредственно образовательную деятельность с детьми Применение
24 Планирование режимных процессов с детьми 2-го и 3-го года жизни Самостоятельное изучение Планировать режимные процессы и непосредственно образовательную деятельность с детьми Применение
25 Составление конспекта НОД для детей 3-го года жизни Самостоятельное изучение Планировать режимные процессы и непосредственно образовательную деятельность с детьми Применение
26 Составление конспекта НОД для детей 3-го года жизни Индивидуальная работа Планировать режимные процессы и непосредственно образовательную деятельность с детьми Применение
27 Развитие и воспитание детей раннего возраста Контрольная работа Называть периоды развития детей раннего и дошкольного возраста Узнавание
Характеризовать особенности развития детей раннего и дошкольного возраста Воспроизведение
Называть виды образовательной деятельности с детьми раннего возраста Узнавание
Определять особенности проведения образовательной деятельности Воспроизведение
Планировать режимные процессы и непосредственно образовательную деятельность с детьми Применение
28 Развитие и воспитание детей раннего возраста Индивидуальная работа Называть периоды развития детей раннего и дошкольного возраста Узнавание
Характеризовать особенности развития детей раннего и дошкольного возраста Воспроизведение
Называть виды образовательной деятельности с детьми раннего возраста Узнавание
Определять особенности проведения образовательной деятельности Воспроизведение
Планировать режимные процессы и непосредственно образовательную деятельность с детьми Применение
29 Педагогическая концепция целостного развития личности.Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста Лекция Определять сущность понятий "физическое воспитание "и "физическое развитие" Узнавание
Определять цель и задачи физического воспитания Узнавание
Называть средства физического воспитания Узнавание
30 Педагогические условия воспитания здорового ребёнка Семинар Определять педагогические условия воспитания здорового ребёнка Воспроизведение
Анализировать педагогияческие ситуации по вопросам физического воспитания дошкольников Применение
31 Теоретические основы интеллектуально - познавательного воспитания и развития дошкольников Лекция определение понятий "интеллектуально - познавательное воспитание и развитие" Узнавание
Обоснование цель и задачи, средства интеллектуально - познавательного воспитания Воспроизведение
Определять цель, задачи,содержание и методику сенсорного воспитания Воспроизведение
32 Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания дошкольников Коллоквиум Определять цель, задачи,содержание и методику сенсорного воспитания Воспроизведение
Анализировать педагогические ситуации Применение
33 Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания дошкольников Индивидуальная работа Определять цель, задачи,содержание и методику сенсорного воспитания Воспроизведение
Анализировать педагогические ситуации Применение
34 Художественно - эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста Лекция Определять сущность понятий "эстетическое воспитание и развитие", художественное образование" Узнавание
Обосновывать цельи задачи эстетического воспитания Воспроизведение
Определять средства и условия эстетического воспитания Воспроизведение
35 Развитие художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста Семинар Определять сущность понятий "эстетическое воспитание и развитие", художественное образование" Узнавание
Обосновывать цельи задачи эстетического воспитания Воспроизведение
Определять средства и условия эстетического воспитания Воспроизведение
Анализировать педагогические ситуации по вопросам эстетического воспитания Применение
36 Социально - нравственное воспитание и развитие дошкольников Лекция Определять понятия"социально - нравственное воспитание и развитие" Узнавание
Называть методы нравственного воспитания дошкольников Узнавание
37 Содержание и методы воспитания начал гражданственности и патриотизма, дисциплинированности и культуры поведения Практическая работа Называть методы нравственного воспитания дошкольников Узнавание
Обосновывать методы и условия формирования у дошкольниковкультуры поведения, дисциплинированности,начал патриотизма и гражданственности Воспроизведение
Анализировать педагогические ситуации по проблемам нравственного воспитания дошкольников Применение
38 Содержание и методы воспитания начал гражданственности и патриотизма, дисциплинированности и культуры поведения Самостоятельное изучение Определять понятия"социально - нравственное воспитание и развитие" Узнавание
Называть методы нравственного воспитания дошкольников Узнавание
Обосновывать методы и условия формирования у дошкольниковкультуры поведения, дисциплинированности,начал патриотизма и гражданственности Воспроизведение
Анализировать педагогические ситуации по проблемам нравственного воспитания дошкольников Применение
39 Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Лекция Определять цель и задачи трудового воспитания Узнавание
Называть виды труда детей дошкольного возраста Узнавание
Обосновывать средства трудового воспитания Воспроизведение
Определять методику разных форм организации труда дошкольников Применение
40 Самостоятельная трудовая деятельность детей как средство воспитания ценностного отношения к труду Семинар Определять цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста Узнавание
Определять содержание воспитания детей, взаимосвязь всех направлений воспитательного процесса Воспроизведение
41 Воспитание - ведущая функция дошкольной педагогики Конференция Определять цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста Узнавание
Определять содержание воспитания детей, взаимосвязь всех направлений воспитательного процесса Воспроизведение
42 Воспитание - ведущая функция дошкольной педагогики Реферат Определять цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста Узнавание
Определять содержание воспитания детей, взаимосвязь всех направлений воспитательного процесса Воспроизведение
43 Воспитание - ведущая функция дошкольной педагогики Индивидуальная работа Определять цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста Узнавание
Определять содержание воспитания детей, взаимосвязь всех направлений воспитательного процесса Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Дошкольная педагогика в 2-х частях / Под ред. В.И. Логиновой, И.Т. Саморуковой. - М., 1996
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А.Дошкольная педагогика.- М.:Издательский центр "Академия", 2009. -415 с.
  3. Пичугина Н.О., Айдашева Г.А., Ассаулова С.В.Дошкольная педагогика.- Ростов - на - Дону: "Феникс", 2004

Дополнительная

  1. Педагогика раннего возраста:Учеб. пособие для студентов /Г.Г. Григорьева и др.- М.:Издательский центр "Академия", 1998. - 3346 с.
  2. Самостоятельная работа студентов по курсу"Дошкольная педагогика" / Сост. В.В.Абашина -Сургут:РИО СурГПУ, 2005

Цифровые ресурсы

  1. http://detsad-journal.narod.ru/index.htm - Детский сад от А до Я.
  2. http://larisa.h1.ru/ - Центр раннего развития Мир детей – Эра Человека Развитого.
  3. http://tanja-k.chat.ru/ - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.
  4. http://www.danilova.ru/ - Раннее развитие детей.
  5. http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад.ру.

Источники

Учебно-методические материалы