бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 18, 2018 утверждение отклонено Feb. 6, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано April 12, 2018
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Feb. 13, 2020

Б1.В.ОД.18 Основы специальной педагогики и психологии, 6 семестр

Б-05031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3) знать основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательной организации знаниевый
владеть общей схемой составления (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристики личности и деятельности обучающегося ориентировочный
владеть навыками использования документации специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) для решения профессиональных задач операциональный
владеть навыками постановки образовательных задач коррекционной направленности в процессе сопровождения обучающегося с ОВЗ операциональный
уметь планировать взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума и сопровождения обучающегося с ОВЗ операциональный
уметь проектировать мероприятия по взаимодействию со специалистами ОО и родителями (законными представителями) в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями операциональный
Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) выделять значимые аспекты педагогической деятельности в работе с детьми с ОВЗ операциональный
оценивать состояние сформированности собственных профессиональных умений и профессионально значимых свойств и качеств личности для осуществления педагогической деятельности с обучающимися с ОВЗ операциональный
ставить цели собственного профессионального и личностного развития операциональный
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знать законы и закономерности развития психики и личности при различных нарушениях знаниевый
знать основы применения психолого-педагогических технологий в инклюзивном образовании, необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями. знаниевый
владеть схемой выбора методов диагностики особенностей развития для составления психолого-педагогической характеристики на ребенка с ОВЗ ориентировочный
владеть схемой выбора психолого-педагогических технологий, для осуществления адресной помощи обучающемуся с особыми образовательными потребностями ориентировочный
владеть методами (первичного) выявления детей с особыми образовательными потребностями операциональный
уметь осуществлять планирование адресной помощи обучающемуся с ОВЗ, с использованием психолого-педагогических технологий операциональный
Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) знать специфику организации образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса инклюзивного образования знаниевый
знать типологию лиц с особыми образовательными потребностями и специфические закономерности их развития знаниевый
владеть схемой анализа образовательной среды в инклюзивной ОО ориентировочный
владеть схемой анализа особенностей развития обучающихся с ОВЗ и определения их образовательных потребностей ориентировочный
владеть схемой выбора содержания обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ориентировочный
уметь использовать знания об индивидуальных особенностях развития обучающихся с ОВЗ для планирования учебно-воспитательной работы. операциональный
уметь проектировать образовательную среду для осуществления обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся операциональный
уметь проектировать образовательные и воспитательные мероприятия с учетом особенностей развития обучающихся с ОВЗ. операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений решать профессиональные задачи по обучению, воспитанию и развитию обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей и специфики организации инклюзивного образовательного процесса.

Задачи

  1. Формировать умения выявлять особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ на основе знаний закономерностей развития и типологии дизонтогенеза
  2. Формировать умения проектировать педагогический процесс с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и специфики организации инклюзивного образования.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 96.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 3.0 ч.
Часов в неделю 1.09 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Образовательные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья Формировать умения первичного выявления детей с особыми образовательными потребностями на основе знаний типологии дизонтогенеза и закономерностей развития лиц с ОВЗ Знать: законы и закономерности развития психики и личности при различных нарушениях; знать законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; типологию лиц с особыми образовательными потребностями; знать понятие структуры дефекта и его значение для определения образовательных потребностей ребенка с ОВЗ; методы выявления . Уметь: анализировать документацию различных специалистов (психологов, дефектологов, логопедав и др.); сотавлять психолого-педагогическую характеристику обучающегося совместно сдругими специалистами; выявлять образовательные потребности обучающегося с ОВЗ; выстраивать взаимодействие со специалистами в рамках ПМПк.
  • Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Классификация психического дизонтогенеза
  • Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ
Модуль 2. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями на основе технологии индивидуализации обучения Формирование умений проектировать педагогический процесс с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и современных тенденций инклюзивного образования. Знать: основы применения психолого-педагогических технологий для адресной помощи обучающимся с ОВЗ в инклюзивном образовании; психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ; специфику организации образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в ОО, осуществляющей инклюзивное образование; нормативные документы, регламентирующие организацию и содержание образования лиц с ОВЗ. Уметь: анализировать требования к образовательной среде; - проектировать образовательную среду соответствующую особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ; осуществлять выбор содержания образования обучающихся с ОВЗ; использовать знания об индивидуальных особенностях развития обучающихся с ОВЗ для планирования и проектирования учебных и воспитательных мероприятий; осуществлять выбор предметного содержания обучения и воспитания лиц с ОВЗ в соответствии с ФГОС, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН и примерными АООП; описывать роль педагога в психолого-педагогическом сопровождении обучающегося с ОВЗ, совместно с другими специалистами; адаптировать ОП и содержания учебного предмета с учетом вида нарушения и особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ.
  • Теория и история специальной педагогики
  • Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ
  • Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями
  • Организация образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 1
2 Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ Лекция 4.0 1
3 Проектирование АОП для обучающихся с ОВЗ Лекция 2.0 1
4 Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями Практическая работа 2.0 1
5 Специфика разработки адаптированных образовательных программ (АОП) для обучающихся с ОВЗ Практическая работа 2.0 1
6 Самостоятельная работа студентов Самостоятельное изучение 90.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Лекция Раскрывать сущность понятий "норма", "онтогенез", "дизонтогенез" Воспроизведение
Перечислять общие, модально-неспецифические и модально-специфические закономерности психического развития Воспроизведение
2 Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ Лекция Описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
3 Проектирование АОП для обучающихся с ОВЗ Лекция Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с ЗПР Воспроизведение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями зрения Воспроизведение
Описать психические процессы и состояния детей с нарушениями слуха Воспроизведение
Описать своеобразие развития познавательной и личностной сферы ребенка с нарушениями функций ОДА Воспроизведение
4 Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями Практическая работа Описывать процесс психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в ОО Воспроизведение
Описывать функции педагога в процессе сопровождения обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Составлять план психолого-педагогического изучения педагогом особенностей развития ребенка с ОВЗ Применение
Планировать содержание адресной помощи обучающемуся с особыми образовательными потребностями и его родителям в процессе сопровождения Применение
Ставить коррекционно-образовательные и коррекционно-воспитательные задачи в процессе сопровождения обучающегося с ОВЗ Применение
5 Специфика разработки адаптированных образовательных программ (АОП) для обучающихся с ОВЗ Практическая работа Осуществлять анализ документации участников ПМПк с целью разработки индивидуальных образовательных потребностей обучающегося Применение
Разрабатывать критерии оценки образовательной среды (оснащенности рабочего места обучающегося, помещения класса, специальными техническими средствами, учебными материалами, учебниками) Применение
Определяет структуру АОП на основе анализа примерных АООП Воспроизведение
Описывает требования к разработке АОП Воспроизведение
Создает алгоритм разработки АОП в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими образование обучающихся с ОВЗ Применение
6 Самостоятельная работа студентов Самостоятельное изучение Раскрывать сущность понятий "норма", "онтогенез", "дизонтогенез" Воспроизведение
Перечислять общие, модально-неспецифические и модально-специфические закономерности психического развития Воспроизведение
Анализировать соотношение биологических и социальных факторов в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
Характеризовать взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениями в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
Объяснять причины возникновения трудностей в деятельности обучающихся на основе анализа структуры дефекта Применение
Перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Описывать основные особенности замедленного темпа развития психики Воспроизведение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
Описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
Раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями интеллекта Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением интеллекта на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с ЗПР Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с задержкой психического развития на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями зрения Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Описать своеобразие развития детей с нарушениями речи Воспроизведение
Описать своеобразие развития ребенка при осложненном нарушении развития Воспроизведение
Описать своеобразие развития познавательной и личностной сферы ребенка с нарушениями функций ОДА Воспроизведение
Раскрыть своеобразие развития детей с ранним детским аутизмом и нарушениями поведения Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с расстройством аутистического спектра или нарушением эмоционально-волевой сферы на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение

Литература

Основная

  1. Масленникова, Т.В. Психолого-педагогический практикум по общей и специальной дошкольной педагогике : учебное пособие / Т.В. Масленникова, Н.И. Колупаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 138 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3726-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=273462
  2. Подольская, О.А. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». - Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2013. - 212 с. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362651
  3. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2008. - 347, [2] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО

Дополнительная

  1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / А.Н. Джуринский. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 675, [1] c. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф МО
  2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / . - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. - 168 с. - ISBN 978-5-691-01851-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234851
  3. Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г. И. Колесникова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 250, [3] с. - (Высшее образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-222-15947-7
  4. Ридецкая, О.Г. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ридецкая О.Г.- Электрон. текстовые данные. - М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 352 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10839.html. - - Загл. с экрана.
  5. Саенко, Ю. В. Специальная психология : учеб. пособие для вузов / Ю.В. Саенко ; Таганрог. ин-т упр. и экономики. - М. : Академический Проект, 2006. - 180, [2] с
  6. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении : планирование, развивающие прогр., метод. обеспечение / авт.-сост. Р. П. Карлина. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, [2016]. - (Для образовательных учреждений VII-VIII видов).
  7. Спатаева, М.Х. Специальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.Х. Спатаева. - Омск : Омский государственный университет, 2013. - Ч. I. Психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза. - 188 с.- Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks».-Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24941.html.-Загл. с экрана
  8. Специальная педагогика : учеб. для бакалавров, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [Л. В. Мардахаев и др.] ; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. - М. : Юрайт, 2015. - 447, [1] с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф МО. - ISBN 978-5-9916-1894-6 : 618-45.
  9. Специальная психология [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «Психология (бакалавр)» (030300.62) / сост. Р. В. Козьяков. – М. : Директ-Медиа, 2014. – 103 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Университетская библиотека ONLINE. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241200. – Загл. с экрана.
  10. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 1 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 427, [2] с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО.
  11. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М. : Владос, 2010. - 143, [1] с. - (Коррекционная педагогика). - Гриф УМО.

Цифровые ресурсы

  1. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2007. Вып. 11. [Электронный ресурс] http://www.ikprao.ru/almanah/11/st03.htm
  2. Опыт интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии // Альманах института коррекционной педагогики. - № 11. - 2007. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-11#ccat
  3. Разработка и внедрение дифференцированных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья // Альманах института коррекционной педагогики. - № 14. - 2010. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-14#ccat

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B?keywords=114
  2. Государственная программа Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы». Постановление правительства от 9 октября 2013 г. № 413-п
  3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013 года № 543-п «Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/#ixzz3nrmfT400
  5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
  6. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.ug.ru/new_standards/6
  7. ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, приказ от 17 октября 2013 г. № 1155. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
  9. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. В редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013г. - М.: - КНОРУС, 2013. - 176с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.18 Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование (направленность Начальное образование) / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.А. Боброва – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.