бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа*

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
Н.В. Ганущак декан факультета

Б1.Б.14 Основы специальной психологии и педагогики, 8 семестр

Б-04081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3) знать основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательной организации знаниевый
владеть общей схемой составления (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристики личности и деятельности обучающегося ориентировочный
владеть навыками использования документации специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) для решения профессиональных задач операциональный
владеть навыками постановки образовательных задач коррекционной направленности в процессе сопровождения обучающегося с ОВЗ операциональный
уметь планировать взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума и сопровождения обучающегося с ОВЗ операциональный
уметь проектировать мероприятия по взаимодействию со специалистами ОО и родителями (законными представителями) в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями операциональный
Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) выделять значимые аспекты педагогической деятельности в работе с детьми с ОВЗ операциональный
оценивать состояние сформированности собственных профессиональных умений и профессионально значимых свойств и качеств личности для осуществления педагогической деятельности с обучающимися с ОВЗ операциональный
ставить цели собственного профессионального и личностного развития операциональный
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знать законы и закономерности развития психики и личности при различных нарушениях знаниевый
знать основы применения психолого-педагогических технологий в инклюзивном образовании, необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями. знаниевый
владеть схемой выбора методов диагностики особенностей развития для составления психолого-педагогической характеристики на ребенка с ОВЗ ориентировочный
владеть схемой выбора психолого-педагогических технологий, для осуществления адресной помощи обучающемуся с особыми образовательными потребностями ориентировочный
владеть методами (первичного) выявления детей с особыми образовательными потребностями операциональный
уметь осуществлять планирование адресной помощи обучающемуся с ОВЗ, с использованием психолого-педагогических технологий операциональный
Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) знать специфику организации образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса инклюзивного образования знаниевый
знать типологию лиц с особыми образовательными потребностями и специфические закономерности их развития знаниевый
владеть схемой анализа образовательной среды в инклюзивной ОО ориентировочный
владеть схемой анализа особенностей развития обучающихся с ОВЗ и определения их образовательных потребностей ориентировочный
владеть схемой выбора содержания обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ориентировочный
уметь использовать знания об индивидуальных особенностях развития обучающихся с ОВЗ для планирования учебно-воспитательной работы. операциональный
уметь проектировать образовательную среду для осуществления обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся операциональный
уметь проектировать образовательные и воспитательные мероприятия с учетом особенностей развития обучающихся с ОВЗ. операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений решать профессиональные задачи по обучению, воспитанию и развитию обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей и специфики организации инклюзивного образовательного процесса.

Задачи

  1. Формировать умения выявлять особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ на основе знаний закономерностей развития и типологии дизонтогенеза
  2. Формировать умения проектировать педагогический процесс с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и специфики организации инклюзивного образования.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 16.0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 65.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.5 ч. из 5.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Образовательные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья Формировать умения первичного выявления детей с особыми образовательными потребностями на основе знаний типологии дизонтогенеза и закономерностей развития лиц с ОВЗ Знать: законы и закономерности развития психики и личности при различных нарушениях; знать законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; типологию лиц с особыми образовательными потребностями; знать понятие структуры дефекта и его значение для определения образовательных потребностей ребенка с ОВЗ; методы выявления . Уметь: анализировать документацию различных специалистов (психологов, дефектологов, логопедав и др.); сотавлять психолого-педагогическую характеристику обучающегося совместно сдругими специалистами; выявлять образовательные потребности обучающегося с ОВЗ; выстраивать взаимодействие со специалистами в рамках ПМПк.
  • Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Классификация психического дизонтогенеза
  • Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ
Модуль 2. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями на основе технологии индивидуализации обучения Формирование умений проектировать педагогический процесс с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и современных тенденций инклюзивного образования. Знать: основы применения психолого-педагогических технологий для адресной помощи обучающимся с ОВЗ в инклюзивном образовании; психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ; специфику организации образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в ОО, осуществляющей инклюзивное образование; нормативные документы, регламентирующие организацию и содержание образования лиц с ОВЗ. Уметь: анализировать требования к образовательной среде; - проектировать образовательную среду соответствующую особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ; осуществлять выбор содержания образования обучающихся с ОВЗ; использовать знания об индивидуальных особенностях развития обучающихся с ОВЗ для планирования и проектирования учебных и воспитательных мероприятий; осуществлять выбор предметного содержания обучения и воспитания лиц с ОВЗ в соответствии с ФГОС, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН и примерными АООП; описывать роль педагога в психолого-педагогическом сопровождении обучающегося с ОВЗ, совместно с другими специалистами; адаптировать ОП и содержания учебного предмета с учетом вида нарушения и особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ.
  • Теория и история специальной педагогики
  • Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ
  • Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями
  • Организация образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретические основы специальной психологии Лекция 2.0 1
2 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 1
3 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Семинар 2.0 1
4 Классификация психического дизонтогенеза Лекция 2.0 1
5 Психологические особенности обучающихся со стойким недоразвитием, задержанным и поврежденным развитием Семинар 2.0 1
6 Психологические особенности обучающихся с дефицитарным развитием Семинар 2.0 1
7 Психологические особенности обучающихся с дефицитарным развитием Индивидуальная работа 1.0 1
8 Психологические особенности обучающихся с искаженным и дисгармоничным развитием Семинар 2.0 1
9 Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ Семинар 2.0 1
10 Рубежный контроль по М.1 Контрольная работа 2.0 1
11 Рубежный контроль по М.1 Индивидуальная работа 1.5 1
12 Теория и история специальной педагогики Лекция 2.0 1
13 Теория и история специальной педагогики Самостоятельное изучение 2.0 1
14 Теория и история специальной педагогики Коллоквиум 2.0 1
15 Теория и история специальной педагогики Индивидуальная работа 2.0 1
16 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Лекция 2.0 1
17 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Другое 2.0 1
18 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 1
19 Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями Лекция 2.0 1
20 Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями Семинар 2.0 1
21 Личность педагога в педагогической деятельности с детьми с ОВЗ Семинар 2.0 1
22 Личность педагога в педагогической деятельности с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение 3.0 1
23 Содержание деятельности ПМП консилиума в образовательной организации Другое 2.0 1
24 Специфика использования образовательных технологий в обучения и воспитания детей с ОВЗ Коллоквиум 2.0 1
25 Требования к адаптированным образовательным программам (АОП) для обучающихся с ОВЗ Семинар 2.0 1
26 Проектирование АОП для обучающихся с ОВЗ Практическая работа 2.0 1
27 Проектирование АОП для обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 1
28 Проектирование АОП для обучающихся с ОВЗ Практическая работа 2.0 1
29 Рубежный контроль по М.2 Контрольная работа 2.0 1
30 Рубежный контроль по М.2 Индивидуальная работа 2.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретические основы специальной психологии Лекция Раскрывать сущность понятий "норма", "онтогенез", "дизонтогенез" Воспроизведение
Перечислять общие, модально-неспецифические и модально-специфические закономерности психического развития Воспроизведение
Анализировать соотношение биологических и социальных факторов в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
2 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Лекция Раскрывать сущность понятий "норма", "онтогенез", "дизонтогенез" Воспроизведение
Перечислять общие, модально-неспецифические и модально-специфические закономерности психического развития Воспроизведение
Анализировать соотношение биологических и социальных факторов в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
3 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Семинар Перечислять общие, модально-неспецифические и модально-специфические закономерности психического развития Воспроизведение
Анализировать соотношение биологических и социальных факторов в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
Характеризовать взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениями в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
Объяснять причины возникновения трудностей в деятельности обучающихся на основе анализа структуры дефекта Применение
4 Классификация психического дизонтогенеза Лекция Перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
Определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
5 Психологические особенности обучающихся со стойким недоразвитием, задержанным и поврежденным развитием Семинар Перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Описывать основные особенности замедленного темпа развития психики Воспроизведение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями интеллекта Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением интеллекта на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с ЗПР Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с задержкой психического развития на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Описать своеобразие развития ребенка при осложненном нарушении развития Воспроизведение
6 Психологические особенности обучающихся с дефицитарным развитием Семинар Перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями зрения Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Описать психические процессы и состояния детей с нарушениями слуха Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением слуха на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Описать своеобразие развития детей с нарушениями речи Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением речи на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Описать своеобразие развития познавательной и личностной сферы ребенка с нарушениями функций ОДА Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
7 Психологические особенности обучающихся с дефицитарным развитием Индивидуальная работа Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
8 Психологические особенности обучающихся с искаженным и дисгармоничным развитием Семинар Перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
Раскрыть своеобразие развития детей с ранним детским аутизмом и нарушениями поведения Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с расстройством аутистического спектра или нарушением эмоционально-волевой сферы на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
9 Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ Семинар Описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
Раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением интеллекта на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с задержкой психического развития на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением слуха на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением речи на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с расстройством аутистического спектра или нарушением эмоционально-волевой сферы на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
10 Рубежный контроль по М.1 Контрольная работа Раскрывать сущность понятий "норма", "онтогенез", "дизонтогенез" Воспроизведение
Перечислять общие, модально-неспецифические и модально-специфические закономерности психического развития Воспроизведение
Анализировать соотношение биологических и социальных факторов в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
Характеризовать взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениями в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
Объяснять причины возникновения трудностей в деятельности обучающихся на основе анализа структуры дефекта Применение
Перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Описывать основные особенности замедленного темпа развития психики Воспроизведение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
Описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
Раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями интеллекта Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением интеллекта на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с ЗПР Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с задержкой психического развития на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями зрения Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Описать своеобразие развития детей с нарушениями речи Воспроизведение
Описать своеобразие развития ребенка при осложненном нарушении развития Воспроизведение
Описать своеобразие развития познавательной и личностной сферы ребенка с нарушениями функций ОДА Воспроизведение
Раскрыть своеобразие развития детей с ранним детским аутизмом и нарушениями поведения Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с расстройством аутистического спектра или нарушением эмоционально-волевой сферы на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
11 Рубежный контроль по М.1 Индивидуальная работа Раскрыть своеобразие развития детей с ранним детским аутизмом и нарушениями поведения Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с расстройством аутистического спектра или нарушением эмоционально-волевой сферы на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
12 Теория и история специальной педагогики Лекция Раскрывать сущность понятий: "коррекция","компенсация", "реабилитация", "адаптация", "социализация" Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику протекания процессов коррекции,компенсации, реабилитации, адаптации и социализации Воспроизведение
13 Теория и история специальной педагогики Самостоятельное изучение Характеризовать этапы развития специального образования Воспроизведение
Анализировать основные этапы становления специального образования Применение
Сопоставлять этапы отношения общества к лицам с ОВЗ с этапами становления специальной педагогики в России и зарубежом Применение
14 Теория и история специальной педагогики Коллоквиум Характеризовать этапы развития специального образования Воспроизведение
Анализировать основные этапы становления специального образования Применение
Сопоставлять этапы отношения общества к лицам с ОВЗ с этапами становления специальной педагогики в России и зарубежом Применение
Раскрывать сущность понятий: "коррекция","компенсация", "реабилитация", "адаптация", "социализация" Воспроизведение
Дифференцировать процессы коррекции, компенсации, абилитации, реабилитации, адаптации и социолизации на основе анализа содержания работы Применение
Давать сравнительную характеристику протекания процессов коррекции,компенсации, реабилитации, адаптации и социализации Воспроизведение
Соотносить виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений с типами нарушений обучающихся Применение
Характеризовать систему образования лиц с ОВЗ в России Воспроизведение
Описывать систему ранней помощи, дошкольного и общего образования лиц с ОВЗ в России Воспроизведение
15 Теория и история специальной педагогики Индивидуальная работа Давать сравнительную характеристику протекания процессов коррекции,компенсации, реабилитации, адаптации и социализации Воспроизведение
16 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Лекция Описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
Перечислять нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
17 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Другое Описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
Раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
Соотносить виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений с типами нарушений обучающихся Применение
Перечислять нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
Решать педагогические задачи, опираясь на нормативные документы (Декларация о правах ребенка, Декларация о правах инвалида, Закон об образовании РФ, ФГОС НО, ФГОС ОО, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН, Примерные АОП для лиц с различными нарушениями и др.) Применение
Давать сравнительную характеристику дифференцированному, интегрированному и инклюзивному образованию на основе анализа положительных и отрицательных факторов для лиц с ОВЗ и других участников образовательного процесса Воспроизведение
Дискутировать на тему "Инклюзивное образование в России: польза и вред для субъектов образовательных отношений", аргументируя и научно обосновывая собственную профессиональную позицию Творчество
Осуществлять выбор ОО для ребенка с ОВЗ на основе анализа его психолого-педагогической характеристики и нормативных документов, давая профессиональное обоснование своего выбора Применение
18 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Индивидуальная работа Давать сравнительную характеристику дифференцированному, интегрированному и инклюзивному образованию на основе анализа положительных и отрицательных факторов для лиц с ОВЗ и других участников образовательного процесса Воспроизведение
19 Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями Лекция Описывать процесс психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в ОО Воспроизведение
Описывать функции педагога в процессе сопровождения обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
20 Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями Семинар Осуществлять выбор методов первичного выявления лиц с ОВЗ Применение
Составлять план психолого-педагогического изучения педагогом особенностей развития ребенка с ОВЗ Применение
Планировать содержание адресной помощи обучающемуся с особыми образовательными потребностями и его родителям в процессе сопровождения Применение
21 Личность педагога в педагогической деятельности с детьми с ОВЗ Семинар Осуществлять рефлексию и анализировать состояние сформированности собственных профессиональных умений и профессионально значимых свойств и качеств личности для осуществления педагогической деятельности с обучающимися с ОВЗ Применение
Ставить цели и задачи собственного профессионального и личностного развития для осуществления педагогической деятельности с лицами с ОВЗ Применение
22 Личность педагога в педагогической деятельности с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение Осуществлять рефлексию и анализировать состояние сформированности собственных профессиональных умений и профессионально значимых свойств и качеств личности для осуществления педагогической деятельности с обучающимися с ОВЗ Применение
Ставить цели и задачи собственного профессионального и личностного развития для осуществления педагогической деятельности с лицами с ОВЗ Применение
23 Содержание деятельности ПМП консилиума в образовательной организации Другое Раскрывать задачи ПМПк в ОО Воспроизведение
Перечислять участников ПМПк в ОО Воспроизведение
Определять роль и задачи педагога в деятельности ПМПк Воспроизведение
Перечислять основную документацию участников ПМПк ОО Воспроизведение
Осуществлять анализ документации участников ПМПк с целью разработки индивидуальных образовательных потребностей обучающегося Применение
Составлять психолого-педагогическую характеристику (представление) обучающегося для ПМПк Применение
Планировать учебную и воспитательную деятельность с обучающимся на основе заключения ПМПк Применение
24 Специфика использования образовательных технологий в обучения и воспитания детей с ОВЗ Коллоквиум Перечислять технологии, приемлемые для образования лиц с ОВЗ Воспроизведение
Анализировать образовательные технологии на предмет возможности использования в образовании лиц с ОВЗ Применение
Раскрывать специфику применения и реализации различных образовательных технологий в обучении и воспитании лиц с ОВЗ Применение
25 Требования к адаптированным образовательным программам (АОП) для обучающихся с ОВЗ Семинар Называет отличительные особенности АООП и АОП Узнавание
Определяет структуру АОП на основе анализа примерных АООП Воспроизведение
Описывает требования к разработке АОП Воспроизведение
Создает алгоритм разработки АОП в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими образование обучающихся с ОВЗ Применение
26 Проектирование АОП для обучающихся с ОВЗ Практическая работа Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с ЗПР Воспроизведение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями зрения Воспроизведение
Описать психические процессы и состояния детей с нарушениями слуха Воспроизведение
Описать своеобразие развития познавательной и личностной сферы ребенка с нарушениями функций ОДА Воспроизведение
Решать педагогические задачи, опираясь на нормативные документы (Декларация о правах ребенка, Декларация о правах инвалида, Закон об образовании РФ, ФГОС НО, ФГОС ОО, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН, Примерные АОП для лиц с различными нарушениями и др.) Применение
Осуществлять выбор нормативных документов, необходимых для решения профессиональных задач образования лиц с ОВЗ Воспроизведение
Проектировать образовательную среду для обучающихся с ОВЗ различной нозологии (оснащенности рабочего места обучающегося, помещения класса, специальными техническими средствами, учебными материалами, учебниками) Применение
Называть требования к организации материально-технической образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, соответствующую образовательным потребностям Воспроизведение
Перечислять специальные технические средства, учебные материалы, учебники для организации образовательной среды, отвечающей особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Проектировать результаты (в том числе коррекционные), отбирать содержание, формы, методы, технологии, средства реализации АОП для обучающихся с ОВЗ различной нозологии Применение
Разрабатывать критерии оценки достижений и планируемых результатов реализации АОП Применение
Адаптировать содержание учебного предмета для обучающихся с ОВЗ различной нозологии Применение
27 Проектирование АОП для обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение Адаптировать содержание учебного предмета для обучающихся с ОВЗ различной нозологии Применение
28 Проектирование АОП для обучающихся с ОВЗ Практическая работа Разрабатывать критерии оценки образовательной среды (оснащенности рабочего места обучающегося, помещения класса, специальными техническими средствами, учебными материалами, учебниками) Применение
Осуществлять оценку АОП по разработанным требованиям Применение
Адаптировать содержание учебного предмета для обучающихся с ОВЗ различной нозологии Применение
29 Рубежный контроль по М.2 Контрольная работа Описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
Раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
Характеризовать этапы развития специального образования Воспроизведение
Анализировать основные этапы становления специального образования Применение
Сопоставлять этапы отношения общества к лицам с ОВЗ с этапами становления специальной педагогики в России и зарубежом Применение
Раскрывать сущность понятий: "коррекция","компенсация", "реабилитация", "адаптация", "социализация" Воспроизведение
Дифференцировать процессы коррекции, компенсации, абилитации, реабилитации, адаптации и социолизации на основе анализа содержания работы Применение
Давать сравнительную характеристику протекания процессов коррекции,компенсации, реабилитации, адаптации и социализации Воспроизведение
Соотносить виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений с типами нарушений обучающихся Применение
Характеризовать систему образования лиц с ОВЗ в России Воспроизведение
Описывать систему ранней помощи, дошкольного и общего образования лиц с ОВЗ в России Воспроизведение
Перечислять нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
Решать педагогические задачи, опираясь на нормативные документы (Декларация о правах ребенка, Декларация о правах инвалида, Закон об образовании РФ, ФГОС НО, ФГОС ОО, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН, Примерные АОП для лиц с различными нарушениями и др.) Применение
Осуществлять выбор нормативных документов, необходимых для решения профессиональных задач образования лиц с ОВЗ Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику дифференцированному, интегрированному и инклюзивному образованию на основе анализа положительных и отрицательных факторов для лиц с ОВЗ и других участников образовательного процесса Воспроизведение
Дискутировать на тему "Инклюзивное образование в России: польза и вред для субъектов образовательных отношений", аргументируя и научно обосновывая собственную профессиональную позицию Творчество
Осуществлять выбор ОО для ребенка с ОВЗ на основе анализа его психолого-педагогической характеристики и нормативных документов, давая профессиональное обоснование своего выбора Применение
Осуществлять выбор методов первичного выявления лиц с ОВЗ Применение
Составлять план психолого-педагогического изучения педагогом особенностей развития ребенка с ОВЗ Применение
Планировать содержание адресной помощи обучающемуся с особыми образовательными потребностями и его родителям в процессе сопровождения Применение
Ставить коррекционно-образовательные и коррекционно-воспитательные задачи в процессе сопровождения обучающегося с ОВЗ Применение
Проектировать образовательную среду для обучающихся с ОВЗ различной нозологии (оснащенности рабочего места обучающегося, помещения класса, специальными техническими средствами, учебными материалами, учебниками) Применение
30 Рубежный контроль по М.2 Индивидуальная работа Адаптировать содержание учебного предмета для обучающихся с ОВЗ различной нозологии Применение

Литература

Основная

  1. Масленникова, Т.В. Психолого-педагогический практикум по общей и специальной дошкольной педагогике : учебное пособие / Т.В. Масленникова, Н.И. Колупаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 138 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3726-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=273462
  2. Подольская, О.А. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». - Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2013. - 212 с. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362651
  3. Слепович, Е.С. Специальная психология : учебное пособие / Е.С. Слепович, Т.И. Гаврилко ; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Поляков. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 512 с. - ISBN 978-985-06-2186-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144372
  4. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2008. - 347, [2] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО

Дополнительная

  1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / А.Н. Джуринский. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 675, [1] c. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф МО
  2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / . - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. - 168 с. - ISBN 978-5-691-01851-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234851
  3. Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г. И. Колесникова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 250, [3] с. - (Высшее образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-222-15947-7
  4. Ридецкая, О.Г. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ридецкая О.Г.- Электрон. текстовые данные. - М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 352 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10839.html. - - Загл. с экрана.
  5. Саенко, Ю. В. Специальная психология : учеб. пособие для вузов / Ю.В. Саенко ; Таганрог. ин-т упр. и экономики. - М. : Академический Проект, 2006. - 180, [2] с
  6. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении : планирование, развивающие прогр., метод. обеспечение / авт.-сост. Р. П. Карлина. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, [2016]. - (Для образовательных учреждений VII-VIII видов).
  7. Спатаева, М.Х. Специальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.Х. Спатаева. - Омск : Омский государственный университет, 2013. - Ч. I. Психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза. - 188 с.- Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks».-Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24941.html.-Загл. с экрана
  8. Специальная педагогика : учеб. для бакалавров, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [Л. В. Мардахаев и др.] ; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. - М. : Юрайт, 2015. - 447, [1] с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф МО. - ISBN 978-5-9916-1894-6 : 618-45.
  9. Специальная психология [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «Психология (бакалавр)» (030300.62) / сост. Р. В. Козьяков. – М. : Директ-Медиа, 2014. – 103 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Университетская библиотека ONLINE. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241200. – Загл. с экрана.
  10. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 1 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 427, [2] с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО.
  11. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М. : Владос, 2010. - 143, [1] с. - (Коррекционная педагогика). - Гриф УМО.

Цифровые ресурсы

  1. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2007. Вып. 11. [Электронный ресурс] http://www.ikprao.ru/almanah/11/st03.htm
  2. Опыт интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии // Альманах института коррекционной педагогики. - № 11. - 2007. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-11#ccat
  3. Разработка и внедрение дифференцированных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья // Альманах института коррекционной педагогики. - № 14. - 2010. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-14#ccat

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B?keywords=114
  2. Государственная программа Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы». Постановление правительства от 9 октября 2013 г. № 413-п
  3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013 года № 543-п «Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/#ixzz3nrmfT400
  5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
  6. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.ug.ru/new_standards/6
  7. ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, приказ от 17 октября 2013 г. № 1155. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
  9. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. В редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013г. - М.: - КНОРУС, 2013. - 176с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.18 Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование (направленность Начальное образование) / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.А. Боброва – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.