бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Feb. 9, 2018 утверждено June 8, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 22, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано April 25, 2018

Б1.В.ДВ.28 ДВ: Применение нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми с ОВЗ, 8 семестр 1 полусеместр

Б-4111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК - 2) Знает особенности нетрадиционных техник рисования и их применения в практике работы с детьми с ОВЗ как направления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты знаниевый
Владеет алгоритмом использования нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми с ОВЗ ориентировочный
Владеет различными нетрадиционными техниками рисования и умеет их использовать в практике работы с детьми с ОВЗ в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональной компетентности студентов по использованию нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми с ОВЗ

Задачи

  1. Формирование знаний об особенностях нетрадиционных техник рисования и умений по их использованию в практике работы с различными категориями детей с ОВЗ

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 26.0 ч.
КСР 2.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 44.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 3.5 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Нетрадиционные техники рисования и их возможности в работе с детьми с ОВЗ Формирование умений использования нетрадиционных техник рисования в работе с раличными категориями детей с ОВЗ Знание особенностей различных нетрадиционных техник рисования; владение различными нетрадиционными техниками рисования; знания и умения по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ как средства социально-педагогической коррекции
  • Особенности изобразительной деятельности в работе в детьми с ОВЗ
  • Нетрадиционные техники рисования акварелью
  • Техника эбру
  • Пуантилизм
  • Граттаж (фроттаж)
  • Кляксография
  • Штампинг
  • Пальцеграфия
  • Монотипия
  • Аэрография
  • Ниткография
  • Рисование с использованием нетрадиционных материалов (соль, крупа, песок, пена, пластилин)

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Практическая работа 2.0 1
2 Нетрадиционные техники рисования акварелью Практическая работа 2.0 1
3 Особенности изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа 1.0 2
4 Техника эбру Практическая работа 2.0 2
5 Техника эбру Индивидуальная работа 1.0 2
6 Пуантилизм Практическая работа 2.0 3
7 Граттаж (фроттаж) Практическая работа 2.0 3
8 Граттаж (фроттаж) Индивидуальная работа 1.0 4
9 Кляксография Практическая работа 2.0 4
10 Штампинг Практическая работа 2.0 4
11 Пальцеграфия Практическая работа 2.0 5
12 Монотипия Практическая работа 2.0 5
13 Монотипия Индивидуальная работа 1.0 5
14 Аэрография Практическая работа 2.0 6
15 Аэрография Индивидуальная работа 1.0 6
16 Ниткография Практическая работа 2.0 6
17 Ниткография Индивидуальная работа 1.0 7
18 Рисование с использованием нетрадиционных материалов Практическая работа 4.0 7
19 Рисование с использованием нетрадиционных материалов Индивидуальная работа 1.0 7
20 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 8
21 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Практическая работа Знание особенностей ИЗО-деятельности в работе с различными категориями детей с ОВЗ Узнавание
Знание особенностей различных нетрадиционных техник рисования Воспроизведение
Знание возможностей использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
2 Нетрадиционные техники рисования акварелью Практическая работа Знание особенностей нетрадиционных акварельных техник и их возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Владение различными приемами нетрадиционных акварельных техник (использование воскового мелка, выделивание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
3 Особенности изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа Результаты не указаны
4 Техника эбру Практическая работа Знание особенностей техники эбру и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методики использования техники эбру Применение
Владение приемами выполнения работы в технике эбру Творчество
5 Техника эбру Индивидуальная работа Результаты не указаны
6 Пуантилизм Практическая работа Знание особенностей техники пуантилизма и ее использования в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Владение приемами техники пуантилизма Творчество
7 Граттаж (фроттаж) Практическая работа Знание особенностей техники граттаж и ее возможностей в работе в детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методических особенностей использования техники граттаж в работе с детьми Применение
Владение приемами техники граттаж Творчество
Знание особенностей техники фроттаж Воспроизведение
Владение приемами техники фроттаж Творчество
8 Граттаж (фроттаж) Индивидуальная работа Результаты не указаны
9 Кляксография Практическая работа Знание особенностей использования техники кляксографии в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Владение различными приемами техники клякография Творчество
10 Штампинг Практическая работа Знание особенностей штампинга как техники рисования и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Владение различными приемами техники штампинг (оттиски нитками, трафаретами и штампами из различных материалов и т.д.) Творчество
11 Пальцеграфия Практическая работа Знание особенностей техники пальцеграфии и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методических особенностей использования техники пальцеграфии в работе с детьми с ОВЗ Применение
Владение различными приемами техники пальцеграфия (рисование пальцами, ладошкой и т.д.) Творчество
12 Монотипия Практическая работа Знание особенностей техники монотипия и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методичеких особенностей использования техники монотипия Применение
Владение различными приемами в технике монотипия (оттиски с использованием стекла, бумаги, листьев) и диатипия Узнавание
13 Монотипия Индивидуальная работа Результаты не указаны
14 Аэрография Практическая работа Знание особенностей аэрографии и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методики использования различных приемов аэрографии Применение
Владение различными приемами аэрографии (набрызг, распыление) Творчество
15 Аэрография Индивидуальная работа Результаты не указаны
16 Ниткография Практическая работа Знание особенностей и видов ниткографии, ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методических особенностей использования ниткографии Применение
Владение различными приемами ниткографии (рисование нитью, изонить и т.д.) Творчество
17 Ниткография Индивидуальная работа Результаты не указаны
18 Рисование с использованием нетрадиционных материалов Практическая работа Знание возможностей и приемов использования различных нетрадиционных материалов (соль, крупа, песок) в ИЗО деятельности Воспроизведение
Знание методических особенностей использования различных материалов в изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Применение
Владение различными приемами рисования с использованием нетрадиционных материалов (соли, манки, мыльной пены, пластилина и т.д.) Творчество
19 Рисование с использованием нетрадиционных материалов Индивидуальная работа Результаты не указаны
20 Рубежный контроль Контрольная работа Владение различными приемами нетрадиционных акварельных техник (использование воскового мелка, выделивание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
Знание методики использования техники эбру Применение
Владение приемами выполнения работы в технике эбру Творчество
Владение приемами техники пуантилизма Творчество
Знание методических особенностей использования техники граттаж в работе с детьми Применение
Владение приемами техники граттаж Творчество
Владение приемами техники фроттаж Творчество
Владение различными приемами техники клякография Творчество
Владение различными приемами техники штампинг (оттиски нитками, трафаретами и штампами из различных материалов и т.д.) Творчество
Знание методических особенностей использования техники пальцеграфии в работе с детьми с ОВЗ Применение
Владение различными приемами техники пальцеграфия (рисование пальцами, ладошкой и т.д.) Творчество
Знание методичеких особенностей использования техники монотипия Применение
Владение различными приемами в технике монотипия (оттиски с использованием стекла, бумаги, листьев) и диатипия Узнавание
Знание методики использования различных приемов аэрографии Применение
Владение различными приемами аэрографии (набрызг, распыление) Творчество
Знание методических особенностей использования ниткографии Применение
Владение различными приемами ниткографии (рисование нитью, изонить и т.д.) Творчество
Знание методических особенностей использования различных материалов в изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Применение
Владение различными приемами рисования с использованием нетрадиционных материалов (соли, манки, мыльной пены, пластилина и т.д.) Творчество
21 Рубежный контроль Индивидуальная работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] : учебное пособие по коррекционной педагогике : пособие / под ред. Т.Г. Неретиной ; сост. Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова и др. - 2-е изд., стереотип. - Москва : Флинта, 2011. - 186 с. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83378 –Загл. с экрана
  2. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений выс. проф. образования / Н.М. Сокольникова. - 6-е изд., стур. - М.: Издательский центр "Академия", 2013.- 256 с., [16] с. ил. - (Сер. Бакалавриат).

Дополнительная

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб.для студ. сред. и выс. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А. Добровольская.- М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 248 с.
  2. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 208 с.
  3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
  4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
  5. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности [Текст] : монография / Е.А. Екжанова. - СПб.: Сотис, 2002. – 256 с.: ил.
  6. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
  7. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии - СПб.: Питер, 2002 - 368 с.: ил.
  8. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / Сост. М.А. Поваляев. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 349, [1] с. : ил.
  9. Никитина А.В. Рисование веревочкой [Электронный ресурс] : практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах / А.В. Никитина. —СПб. : КАРО, 2010. — 96 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа:: http://www.iprbookshop.ru/19407.html -по паролю

Цифровые ресурсы

  1. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Часть I. -М.: Скрипторий, 2003. - 80с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1. http://festival.1september.ru/articles/574212/
  2. Нетрадиционные графические техники для детей дошкольного возраста / Т.А. Ботова, С.А. Еменева, А.М. Ямашева. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592653/
  3. Нетрадиционные техники рисования - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lychik.ru/articles/grow-up/netradicionnye_tehniki_risovaniya/
  4. Смирнова М.П. Использование нетрадиционных техник присования в художественно-творческой деятельности детей с ОВЗ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2012/05/03/ispolzovanie-netraditsionnykh-tekhnik-risovaniya-v-khudozhestvenno
  5. Феоктистова С. Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей . - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-netradicionaja-tehnika-risovanija-s-detmi-ovz-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-detei.html

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ - [Электронный ресурс]: Б- 4111 Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.Г.Балина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.