бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 5, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 15, 2018
В.В. Толмачева декан факультета

М1.Б.3 Методология психолого-педагогического исследования, 2 семестр

М-7111, 44.04.03, Специальное (дефектологическое) образование (направленность Образование детей дошкольного возраста с нарушениями в психофизическом развитии), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-3 готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования Знание методов научного исследования и условий их выбора и реализации. знаниевый
Знание основных этапов подготовки и реализации научного исследования. знаниевый
Знание уровней методологии и логики научного исследования;методологических прирнципов научного исследования. знаниевый
Знание специфики научного текста, умение рецензировать научный текст. операциональный
Умение обоснованно определять критерии качества результатов научного исследования. операциональный
Умение разрабатывать компоненты методологического аппарата научногоисследования, определять критерии согласованности компонентов. операциональный
Умение разрабатывать программу экспериментального исследования. операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование исследовательских умений будущего магистра образования

Задачи

  1. Формирование и систематизация знаний магистров о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании
  2. Формирование умений определять и формулировать компоненты научного аппарата исследования, проектировать его этапы, осуществлять адекватный целям и задачам выбор методов исследования.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 22.0 ч.
Лекция 1.0 ч.
Семинар 1.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 50.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 1.29 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы методологии научного исследования Формирование и систематизация знаний студентов о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании Знание сущности, видов, структуры научного исследования, общей схемы и специфики построения научного исследования, требований к исследовательской деятельности в сфере образования.
  • Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования. Общая методология научного педагогического исследования
  • Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата).
  • Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение
Модуль 2.Технологические основы научного педагогического исследования Формирование умений определять и формулировать компоненты научного аппарата исследования, проектировать его этапы, осуществлять адекватный целям и задачам выбор методов исследования. Умение определять компоненты научного аппарата исследования, проектировать этапы исследования, осуществлять выбор методов , адекватный целям и задачам исследования
  • Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования
  • Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. Педагогический эксперимент
  • Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности
  • Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита фрагмента текста научно-исследовательской работы
  • Рубежный контроль

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая методология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Лекция 1.0 1
2 Общая методология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Вариативное задание 2.0 1
3 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа 2.0 2
4 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа 2.0 2
5 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание 2.0 2
6 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа 2.0 3
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Индивидуальная работа 1.0 3
8 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Вариативное задание 1.0 5
9 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Минизачет 2.0 5
10 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение 2.0 6
11 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Семинар 1.0 6
12 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа 2.0 7
13 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа 2.0 8
14 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа 2.0 9
15 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Индивидуальная работа 1.0 9
16 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа 2.0 10
17 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Вариативное задание 2.0 10
18 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа 2.0 12
19 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 16
20 Рубежный контроль Конференция 2.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая методология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Лекция Знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности: знание сущности, видов, структуры научного исследования. Воспроизведение
2 Общая методология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Вариативное задание Знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности: знание сущности, видов, структуры научного исследования. Воспроизведение
Умение анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований; Применение
3 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
4 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
5 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
6 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Индивидуальная работа Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
8 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Вариативное задание Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
9 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Минизачет Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
10 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
11 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Семинар Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
12 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
13 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
14 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
15 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Индивидуальная работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
16 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа Знание специфики научного текста, умение рецензировать научный текст Применение
17 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Вариативное задание Знание специфики научного текста, умение рецензировать научный текст Применение
18 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа Разработка фрагмента текста научно-исследовательской работы Применение
19 Рубежный контроль Контрольная работа Знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности: знание сущности, видов, структуры научного исследования. Воспроизведение
Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Разработка фрагмента текста научно-исследовательской работы Применение
Знание сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Применение
20 Рубежный контроль Конференция Знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности: знание сущности, видов, структуры научного исследования. Воспроизведение
Умение анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований; Применение
Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Разработка фрагмента текста научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
Знание сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Применение
Умение формулировать аппарат исследования и разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
Знание методов науки, возможные ошибки их применения Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования, проектировать программу исследования на основе выбора методов исследования Применение
Владение навыками совершенствования и развития своего научного потенциала Применение

Литература

Основная

  1. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р.Атаханова и др. ; под ред В.И. Загвязинского. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
  2. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров. - М.: Издателсько-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. - 284 с.
  3. Методология педагогики [Электронный ресурс]: понятийный аспект / Отв. редактор: Е.В.Ткаченко, М.А. Галагузова. - М.: Институт эффективных технологий, 2014. – 212 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=232305 - Заглавие с экрана.
  4. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.
  5. Юдина О. И. Методология педагогического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2013. – 141 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=270324 - Заглавие с экрана.

Дополнительная

  1. Андрианова Е. И. Подготовка и проведение педагогического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Ульяновск: УлГПУ, 2013. – 116 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=278048 - Заглавие с экрана.
  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. по-собие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцо-ва; под ред.Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.
  3. Буренина, А.И. Размышления о методологии современного дошкольного воспитания [Текст] / А.И. Буренина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. - № 6. – С. 47-51.
  4. Горелов, Н. А., Круглов, Д. В. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст]/ Н.А. Горелов, Д.В. Круглов. - Издательство: Юрайт. - 2014. - 290 с.
  5. Евдокимов, В.И.Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту: [науч.-метод. изд.] / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 243 с.
  6. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров; под ред. Ю.Д. Железняк. – М.: Издат. центр «Академия», 2001.- С. 272.
  7. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2012. - 248 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274599 –Загл. с экрана
  8. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия». – М., 2003. – 256 с.
  9. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  10. Носс, И.Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии. Учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст] /И.Н. Носс. - Издательство: Юрайт, 2014. - 362 с.
  11. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  12. Осипова С. И. , Бутакова С. М. , Дулинец Т. Г. ,Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях [Электронный ресурс]: учебное пособие Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 264 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=229181 - Заглавие с экрана.
  13. Семенов, Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие для слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации, преподавателей, ас-пирантов и проф.-пед. работников / Л.А. Семенов. – М.: Советский спорт, 2011. – 198 с.
  14. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта, 2011. - 204 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458 -Загл. с экрана
  15. Юдина О. И. Методология педагогического исследования : рабочая тетрадь [Электронный ресурс] : учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2012. – 168 с. . – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=270325 - Заглавие с экрана.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Гусаковский М.А. Мультикультурализм и возможные стратегии идентичности в современном образовании / М.А. Гусаковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isiksp.ru/library/gusakovskiy_ma/gusakovsky-000001.htm

Источники

  1. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.ug.ru/new_standards/6

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. М1.Б.2 Методология психолого-педагогического исследования М-6111, 44.04.01, Специальное (дефектологическое) образование (Направленность Образование детей дошкольного возраста с нарушениями в психофизическом развитии), зачёт [Электронный ресурс] / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М1.Б.2 Методология и методы научного исследования М-5071, 44.04.01, Специальное (дефектологическое) образование (направленность Образование детей дошкольного возраста с нарушениями в психофизическом развитии), зачёт [Электронный ресурс] / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.