бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Feb. 5, 2018 утверждено June 8, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 15, 2018
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Feb. 21, 2018

Б1.В.ОД.5 Методология и технология психолого-педагогического исследования, 1 семестр

М-7071, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Организация научно-исследовательской работы по истории в школе), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностьь совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень Умение совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень на основе самооценки реального уровня своего развития операциональный
ОПК-2 - Готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач Умение анализировать результаты современных научных исследований, выявлять достоинства и недостатки и применять полученные знания и опыт при решении профессиональных задач операциональный
ОПК-3 - Готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия Умение применять методологические знания при разработке и реализации стратегий взаимодействия с участниками образовательного процесса, руководства коллективом операциональный
ПК-5 - Способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование Умение осуществлять анализ результатов исследования на основе разработанных критериев анализа при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование исследовательских умений будущего магистра образования

Задачи

  1. Формирование и систематизация знаний магистров о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании
  2. Формирование умений определять и формулировать компоненты научного аппарата исследования, проектировать его этапы, осуществлять адекватный целям и задачам выбор методов исследования.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 22.0 ч.
Лекция 1.0 ч.
Семинар 1.0 ч.
Практическая работа 14.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 50.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 3.0 ч.
Часов в неделю 1.57 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы методологии научного исследования Формирование и систематизация знаний студентов о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании Знание сущности, видов, структуры научного исследования, общей схемы и специфики построения научного исследования, требований к исследовательской деятельности в сфере образования.
  • Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования. Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности
  • Общая методология науки: Методология науки и ее уровни, методологические принципы научного исследования.
  • Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата).
  • Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение
Модуль 2.Технологические основы научного педагогического исследования Формирование умений определять и формулировать компоненты научного аппарата исследования, проектировать его этапы, осуществлять адекватный целям и задачам выбор методов исследования. Умение определять компоненты научного аппарата исследования, проектировать этапы исследования, осуществлять выбор методов , адекватный целям и задачам исследования
  • Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования
  • Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. Педагогический эксперимент
  • Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности
  • Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита фрагмента текста научно-исследовательской работы
  • Рубежный контроль

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Лекция 1.0 1
2 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Индивидуальная работа 0.5 1
3 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Самостоятельное изучение 2.0 2
4 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Семинар 1.0 3
5 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Индивидуальная работа 2.0 3
6 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа 2.0 3
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа 2.0 3
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание 4.0 3
9 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Практическая работа 2.0 6
10 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Индивидуальная работа 1.5 7
11 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа 2.0 8
12 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа 2.0 10
13 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа 2.0 10
14 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Вариативное задание 3.0 10
15 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа 2.0 12
16 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Вариативное задание 4.0 14
17 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Конференция 4.0 15
18 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Лекция Знание проблем методологического характера в сфере науки и практики. Знание компонентов методологической культуры. Воспроизведение
2 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Индивидуальная работа Знание проблем методологического характера в сфере науки и практики. Знание компонентов методологической культуры. Воспроизведение
3 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Самостоятельное изучение Умение объяснять значение знания методологии науки в деятельнсоти ученого и педагога-практика. Применение
4 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Семинар Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
5 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Индивидуальная работа Умение объяснять значение знания методологии науки в деятельнсоти ученого и педагога-практика. Применение
6 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
9 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Практическая работа Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
10 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Индивидуальная работа Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
11 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
12 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа Знание специфики научного текста, умение рецензировать научный текст Применение
13 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
14 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Вариативное задание Знание специфики научного текста, умение рецензировать научный текст Применение
Умение осуществлять анализ результатов исследования на основе разработанных критериев анализа Применение
15 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
16 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Вариативное задание Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
17 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Конференция Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
18 Рубежный контроль Контрольная работа Знание проблем методологического характера в сфере науки и практики. Знание компонентов методологической культуры. Воспроизведение
Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Знание сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Применение

Литература

Основная

  1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 206, [2] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО.
  2. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р.Атаханова и др. ; под ред В.И. Загвязинского. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
  3. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавриата, магистратуры и аспирантов.- М.: Издателсько-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. - 284 с.
  4. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.

Дополнительная

  1. Андрианова Е. И. Подготовка и проведение педагогического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Ульяновск: УлГПУ, 2013. – 116 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=278048 - Заглавие с экрана.
  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. по-собие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцо-ва; под ред.Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.
  3. Буренина, А.И. Размышления о методологии современного дошкольного воспитания [Текст] / А.И. Буренина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. - № 6. – С. 47-51.
  4. Горелов, Н. А., Круглов, Д. В. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст]/ Н.А. Горелов, Д.В. Круглов. - Издательство: Юрайт. - 2014. - 290 с.
  5. Евдокимов, В.И.Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту: [науч.-метод. изд.] / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 243 с.
  6. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров; под ред. Ю.Д. Железняк. – М.: Издат. центр «Академия», 2001.- С. 272.
  7. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2012. - 248 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274599 –Загл. с экрана
  8. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия». – М., 2003. – 256 с.
  9. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  10. Методология педагогики [Электронный ресурс]: понятийный аспект / Отв. редактор: Е.В.Ткаченко, М.А. Галагузова. - М.: Институт эффективных технологий, 2014. – 212 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=232305 - Заглавие с экрана.
  11. Носс, И.Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии. Учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст] /И.Н. Носс. - Издательство: Юрайт, 2014. - 362 с.
  12. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  13. Осипова С. И. , Бутакова С. М. , Дулинец Т. Г. ,Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях [Электронный ресурс]: учебное пособие Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 264 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=229181 - Заглавие с экрана.
  14. Семенов, Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие для слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации, преподавателей, ас-пирантов и проф.-пед. работников / Л.А. Семенов. – М.: Советский спорт, 2011. – 198 с.
  15. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта, 2011. - 204 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458 -Загл. с экрана
  16. Юдина О. И. Методология педагогического исследования : рабочая тетрадь [Электронный ресурс] : учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2012. – 168 с. . – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=270325 - Заглавие с экрана.
  17. Юдина О. И. Методология педагогического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2013. – 141 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=270324 - Заглавие с экрана.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Гусаковский М.А. Мультикультурализм и возможные стратегии идентичности в современном образовании / М.А. Гусаковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isiksp.ru/library/gusakovskiy_ma/gusakovsky-000001.htm

Источники

  1. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.ug.ru/new_standards/6

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. М1.Б.2 Методология и методы научного исследования М-7041, 44.04.01, Педагогическое образование (Направленность Теория физической культуры и технология физического воспитания), экзамен [Электронный ресурс] / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М1.Б.2 Методология и методы научного исследования М-7041, 44.04.01, Педагогическое образование (Направленность Теория физической культуры и технология физического воспитания), экзамен [Электронный ресурс] / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.