бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Feb. 8, 2018 утверждено June 8, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано April 5, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано April 25, 2018

Б1.В.ОД.2.2 Современные методы исследования, 4 семестр 2 полусеместр

Б-6111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-8 Способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности. Знание видов исследовательских задач, направленных на решение проблем в педагогической теории и практике. знаниевый
Знание классификации и общей характеристики методов научного исследования. знаниевый
Знание методологических основ научного исследования. знаниевый
Владение схемой анализа научно-исследовательской работы. ориентировочный
Умение оформлять библиографические записи в соответствии с требованиями. операциональный
ПК-9 Способность использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования. Знание общей характеристики методов эмпирического познания педагогических явлений. знаниевый
Знание требований к организации педагогического эксперимента. знаниевый
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от вида исследовательских задач. ориентировочный
Владение способом представления результатов исследования. операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений решать профессиональные задачи в сфере исследовательской деятельности на основе совершенствования знаний студентов о методологии и методах научного исследования.

Задачи

  1. Формировать и систематизировать знания студентов о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании.
  2. Формировать умения решать профессиональные задачи в сфере исследовательской деятельности.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 31.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 12.0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 5.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 10.5 ч.
Часов в неделю 3.44 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретико-методологические основы организации научного исследования Формировать и систематизировать знания студентов о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании. Знание методологических основ научного исследования. Знание видов исследовательских задач, направленных на решение проблем в педагогической теории и практике. Знание классификации и общей характеристики методов научного исследования. Владение схемой анализа научно-исследовательской работы. Умение оформлять библиографические записи в соответствии с требованиями.
  • Методология научного исследования.
  • Специфика научно-педагогического исследования. Виды исследовательских задач
  • Логика и особенности организации научного исследования.
  • Опредление компонентов научного исследования
  • Классификация методов исследования. Теоретичесские методы исследования.
  • Мониторинг процесса и результатов исследования
  • Рубежный контроль по модулю 1.
Методические основы организации научного исследования Формировать умения решать профессиональные задачи в сфере исследовательской деятельности. Знание общей характеристики методов эмпирического познания педагогических явлений. Знание требований к организации педагогического эксперимента. Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от вида исследовательских задач. Владение способом построения протоколов наблюдения и беседы с субъектами образовательного процесса. Владение способом представления результатов исследования.
  • Количественные и качественные методы исследования
  • Методы эмпирического познания педагогических явлений.
  • Опытная работа. Педагогический эксперимент.
  • Обработка и интерпретация научных данных
  • Апробация и оформление результатов.
  • Ошибки в педагогическом исследовании
  • Рубежный контроль по модулю 2.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методология научного исследования. Лекция 2.0 1
2 Специфика научного-педагогического исследования. Виды исследовательских задач. Лекция 2.0 1
3 Опредление компонентов научного исследования. Практическая работа 2.0 2
4 Логика и основные этапы научного исследования. Семинар 2.0 2
5 Методология научного исследования. Индивидуальная работа 1.0 2
6 Специфика научного-педагогического исследования. Виды исследовательских задач. Индивидуальная работа 1.0 2
7 Методология научного исследования. Семинар 2.0 2
8 Мониторинг процесса и результатов исследования Семинар 2.0 3
9 Классификация методов исследования. Теоретические методы исселедования Семинар 2.0 3
10 Логика и основные этапы научного исследования. Индивидуальная работа 1.0 3
11 Опредление компонентов научного исследования. Индивидуальная работа 1.0 3
12 Классификация методов исследования. Теоретические методы исселедования Индивидуальная работа 1.0 4
13 Мониторинг процесса и результатов исследования Индивидуальная работа 1.0 4
14 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа 2.0 4
15 Количественные и качественные методы исследования Лекция 2.0 4
16 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа 1.0 5
17 Методы эмпирического познания педагогических явлений Практическая работа 2.0 5
18 Методы эмпирического познания педагогических явлений Индивидуальная работа 1.0 5
19 Опытная работа. Педагогический эксперимент. Практическая работа 2.0 6
20 Опытная работа. Педагогический эксперимент. Индивидуальная работа 1.0 6
21 Обработка и интерпретация научных данных Практическая работа 2.0 7
22 Апробация и оформление результатов исследования Семинар 2.0 7
23 Апробация и оформление результатов исследования Индивидуальная работа 1.0 7
24 Апробация и оформление результатов исследования Другое 1.0 7
25 Ошибки в педагогическом исследовании Семинар 2.0 8
26 Рубежный контроль по модулю 2. Контрольная работа 2.0 8
27 Рубежный контроль по модулю 2. Индивидуальная работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методология научного исследования. Лекция Объяснять основное назначение методологии науки. Воспроизведение
Раскрывать методологический смысл уровней методологии. Воспроизведение
Интерпретировать содержание и требования методологических принципов. Воспроизведение
Знать основные источники исследовательского поиска Воспроизведение
Характеризовать основные проблемы современных психолого-педагогических исследований Воспроизведение
2 Специфика научного-педагогического исследования. Виды исследовательских задач. Лекция Знание специфических особенностей научно-педагогического исследования Воспроизведение
Знание типов и видов научно-педагогических исследований Воспроизведение
Знание специфики и видов исследовательских задач Воспроизведение
3 Опредление компонентов научного исследования. Практическая работа Уметь давать характеристику компонентов научного аппарата Воспроизведение
Выявлять связи и зависимости между компонентами научного аппарата Применение
Формулировать компоненеты аппарата научного исследования Применение
4 Логика и основные этапы научного исследования. Семинар Описывать логику научного исследования Воспроизведение
Характеризовать основные этапы научного-педагогического исследования Применение
Знать специфику и характеризовать различные виды исследовательских работ. Воспроизведение
5 Методология научного исследования. Индивидуальная работа Результаты не указаны
6 Специфика научного-педагогического исследования. Виды исследовательских задач. Индивидуальная работа Результаты не указаны
7 Методология научного исследования. Семинар Объяснять основное назначение методологии науки. Воспроизведение
Раскрывать методологический смысл уровней методологии. Воспроизведение
Интерпретировать содержание и требования методологических принципов. Воспроизведение
Знать основные источники исследовательского поиска Воспроизведение
Характеризовать основные проблемы современных психолого-педагогических исследований Воспроизведение
8 Мониторинг процесса и результатов исследования Семинар Знать общую характеристику методов исследования. Воспроизведение
9 Классификация методов исследования. Теоретические методы исселедования Семинар Знать понятие "метод исследования", классификацию методов исследования. Воспроизведение
Знать основные источники исследовательского поиска Воспроизведение
10 Логика и основные этапы научного исследования. Индивидуальная работа Уметь давать характеристику компонентов научного аппарата Воспроизведение
11 Опредление компонентов научного исследования. Индивидуальная работа Знать сущность мониторинга, его принципы и функции Воспроизведение
12 Классификация методов исследования. Теоретические методы исселедования Индивидуальная работа Результаты не указаны
13 Мониторинг процесса и результатов исследования Индивидуальная работа Знать общую характеристику методов исследования. Воспроизведение
14 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа Объяснять основное назначение методологии науки. Воспроизведение
Раскрывать методологический смысл уровней методологии. Воспроизведение
Интерпретировать содержание и требования методологических принципов. Воспроизведение
Описывать логику научного исследования Воспроизведение
Характеризовать основные этапы научного-педагогического исследования Применение
Знать специфику и характеризовать различные виды исследовательских работ. Воспроизведение
Знать понятие "метод исследования", классификацию методов исследования. Воспроизведение
Знать основные источники исследовательского поиска Воспроизведение
Характеризовать основные проблемы современных психолого-педагогических исследований Воспроизведение
Уметь характеризовать теоретические методы исследования Воспроизведение
15 Количественные и качественные методы исследования Лекция Знать общую характеристику методов исследования. Воспроизведение
Знать функции количественных и качественных методов исследования Воспроизведение
Характеризовать качественные методы исследования Воспроизведение
Характеризовать количественные методы исследования Воспроизведение
16 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа Результаты не указаны
17 Методы эмпирического познания педагогических явлений Практическая работа Знать основые методы эмпирического познания и их специфические особенности Воспроизведение
Давать характеристику различным методам эмпирического познания (беседа, обследование, наблюдени и т.д.) Воспроизведение
Знать понятие педагогического наблюдения, обследования; требования к методике их организации и проведения Воспроизведение
Разрабатывать протокол обследования и наблюдения с учетом требований Применение
Уметь отбирать методы эмпирического познания в зависиомсти от задач исследовательской работы Применение
18 Методы эмпирического познания педагогических явлений Индивидуальная работа Результаты не указаны
19 Опытная работа. Педагогический эксперимент. Практическая работа Раскрывать специфику опытной работы Воспроизведение
Знать и описывать виды эксперимета, требования к методике его организации Воспроизведение
Анализировать результаты опытно-экспериментальной работы с учетом требований к методике и условиям его организации Применение
Уметь разрабатывать программу эксперимента Применение
20 Опытная работа. Педагогический эксперимент. Индивидуальная работа Результаты не указаны
21 Обработка и интерпретация научных данных Практическая работа Знать сущность понятий новизна, теоретическая и практическая значимость исследования Воспроизведение
Уметь интерпретировать резултаты исследования Применение
22 Апробация и оформление результатов исследования Семинар Знать способы оформления результатов исследования (таблицы, схемы, диаграммы и их виды, рисунки и др. способы визуализации), требования к докладу по результатам проведенного исследования. Воспроизведение
Оформлять и представлять результаты исследования. Применение
Знать сущность апробации работы Воспроизведение
23 Апробация и оформление результатов исследования Индивидуальная работа Результаты не указаны
24 Апробация и оформление результатов исследования Другое Оформлять и представлять результаты исследования. Применение
25 Ошибки в педагогическом исследовании Семинар Знать типичные ошибки и их классификацию Воспроизведение
Уметь анализировать причины ошибок Применение
26 Рубежный контроль по модулю 2. Контрольная работа Знать основые методы эмпирического познания и их специфические особенности Воспроизведение
Давать характеристику различным методам эмпирического познания (беседа, обследование, наблюдени и т.д.) Воспроизведение
Знать понятие педагогического наблюдения, обследования; требования к методике их организации и проведения Воспроизведение
Разрабатывать протокол обследования и наблюдения с учетом требований Применение
Знать способы оформления результатов исследования (таблицы, схемы, диаграммы и их виды, рисунки и др. способы визуализации), требования к докладу по результатам проведенного исследования. Воспроизведение
Уметь отбирать методы эмпирического познания в зависиомсти от задач исследовательской работы Применение
Анализировать результаты опытно-экспериментальной работы с учетом требований к методике и условиям его организации Применение
Уметь разрабатывать программу эксперимента Применение
Оформлять и представлять результаты исследования. Применение
Знать сущность апробации работы Воспроизведение
27 Рубежный контроль по модулю 2. Индивидуальная работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Горелов Н.А. Методология научных исследований: учебник для бакалавриата и магистратуры. - М.: издательство Юрайт, 2016. - 290 с.
  2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 206, [2] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО.
  3. Колесникова Г.И. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 318 с.
  4. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. - 284 с.
  5. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.

Дополнительная

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. по-собие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцо-ва; под ред.Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.
  2. Буренина, А.И. Размышления о методологии современного дошкольного воспитания [Текст] / А.И. Буренина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. - № 6. – С. 47-51.
  3. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов / И.Ф. Девятко. - М. : Университет, 2009. - 293, [2] с. - Гриф УМО.
  4. Евдокимов, В.И.Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту: [науч.-метод. изд.] / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 243 с.
  5. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров; под ред. Ю.Д. Железняк. – М.: Издат. центр «Академия», 2001.- С. 272.
  6. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р.Атаханова и др. ; под ред В.И. Загвязинского. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
  7. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2012. - 248 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274599 –Загл. с экрана
  8. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия». – М., 2003. – 256 с.
  9. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  10. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - (Высшее образование: Бакалавриат) Издательство: ИНФРА-М, 2014г., Серия: Высшее образование: Бакалавриат.-349 с.
  11. Носс, И.Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии. Учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст] /И.Н. Носс. - Издательство: Юрайт, 2014. - 362 с.
  12. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  13. Основы научных исследований / Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева, Н.В. Злобина, Е.В. Нижегородов, Г.И. Терехова. - М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
  14. Розанова М.Н. Научно-исследовательская работа студента: учебно-практическое пособие / Н.М. Розанова. - М.:КНОРУС, 2016. - 256 с. - (Бакалавриат).
  15. Семенов, Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие для слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации, преподавателей, ас-пирантов и проф.-пед. работников / Л.А. Семенов. – М.: Советский спорт, 2011. – 198 с.
  16. Тихонова Е.С., Методология и методы социологического исследования./ Е.С. Тихонова. - серия: Высшее профессиональное образование. Бакалавриат.- Academia, 2012 .- 368 с.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.2.2 Современные методы исследования Б-5111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен [Электронный ресурс] / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.