бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 9, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 22, 2018
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ОД.14 Основы проектной деятельности, 5 семестр 1 полусеместр

Б-05021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) Знает основные понятия педагогического проектирования знаниевый
Знает типы и виды проектов, логику организации проектной деятельности знаниевый
Знает эвоюцию идей использования проектной деятельности в ретроспективе знаниевый
Осознает возможности и трудности использования проектной деятельности ориентировочный
Понимает педагогическую сущность проектирования как деятельности ориентировочный
Умеет определять возможности и условия использования проектной деятельности в образовательном процессе ориентировочный
Владеет способами оценки результатов проектной деятельности в сфере образования операциональный
Умеет проектировать взаимодействие с различными участниками проектной деятельности операциональный
Владеет способами оценки результатов проектной деятельности в сфере образования опыт
Имее опыт создания и оценки проекта в рамках решения профессиональных задач опыт
Способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты (ПК-9) Знает специфику и особенности проектирования инидвидуальных образовательных маршрутов обучающихся знаниевый
Умеет проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся операциональный
Способность проектировать образовательные программы (ПК-8) Знает особенности и специфику проектирования образовательных программ знаниевый
Умеет проектировать образовательные программы операциональный
Способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10) Знает специфику разработки программы личностного развития и профессионального роста как объекта проектирования знаниевый
Умеет проектировать программу личностногого развития / профессионального роста операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умения осуществлять проектную деятельность в сфере образования для решения профессиональных задач.

Задачи

  1. Формирование понятий о педагогическом проектировании и основах организации проектной деятельности
  2. Формирование умений организовывать проектную деятельность в сфере образования и проводить оценку ее результатов

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 0.0 ч.
Часов в неделю 8.0 ч. (29.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы проектной деятельности Формирование представлений о сущности проектной деятельности, ее функциях, принципах организации, видах педагогического проектирования и логике организации Знает сущность и характеристики проектной деятельности, особенности учебного проектирования; понимает преимущества проектной деятельности и ее значимость и возможности как для педагогов, так и учащихся (студентов); умеет выделять и характеризовать различные виды педагогических проектов; владеет основными понятиями педагогического проектирования; знает логику организации проектной деятельности; умеет характеризовать специфику деятельности на каждом из этапов
  • Педагогическая сущность проектирования
  • Развитие идей проектирования
  • Основные понятия проектирования
  • Проектная технология
  • Субъекты и объекты педагогического проектирования
  • Виды проектов
  • Логика организации проектной деятельности
Методические аспекты организации проектной деятельности Формирование умений организовывать проектную деятельность в сфере образования и проводить оценку ее результатов Умеет осуществлять целеполагание, проблематизацию и планирование проектной деятельности в зависимости от вида проекта; знает особенности работы проектной команды; владеет приемами организации проектной группы и методами стимулирования работы; знает основные требования к оформлению результатов проектной деятельности; умеет осуществлять оценку и рефлексию проектной деятельности
  • Определение тематики и постановка проблемы
  • Целеполагание и планирование проектной деятельности
  • Результаты и оценка проектной деятельности
  • Требования к участникам проектной деятельности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогическая сущность проектирования Самостоятельное изучение 6.0 1
2 История педагогического проектирования Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Логика и основные этапы проектной деятельности Самостоятельное изучение 4.0 1
4 Субъекты и объекты педагогического проектирования Самостоятельное изучение 4.0 1
5 Выбор темы и постановка проблемы проектной деятельности Самостоятельное изучение 5.0 1
6 Целеполагание и планирование проектной деятельности Самостоятельное изучение 5.0 1
7 Результаты и оценка проектной деятельности Самостоятельное изучение 6.0 1
8 Основные понятия педагогического проектировани Самостоятельное изучение 4.0 1
9 Основные понятия педагогического проектировани Лекция 1.0 2
10 Проектная технология Самостоятельное изучение 6.0 2
11 Субъекты и объекты педагогического проектирования Лекция 1.0 3
12 Виды проектов Самостоятельное изучение 6.0 3
13 Логика и основные этапы проектной деятельности Лекция 2.0 4
14 Выбор темы и постановка проблемы проектной деятельности Практическая работа 2.0 5
15 Целеполагание и планирование проектной деятельности Практическая работа 1.0 6
16 Результаты и оценка проектной деятельности Практическая работа 1.0 6
17 Требование к участникам проектной деятельности Самостоятельное изучение 6.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогическая сущность проектирования Самостоятельное изучение Знает и умеет анализировать педагогическую сущность проектирования как особого вида деятельности Узнавание
Знает преимущества проектной деятельности Воспроизведение
Умеет выделять достоинства использования и сложности организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает сущность основных понятий, относящихся к проектной деятельности Воспроизведение
2 История педагогического проектирования Самостоятельное изучение Знает и умеет анализировать основные историко-культурные источники развития педагогческого проектирования Воспроизведение
Характеризует основные идеи педагогического проектирования в их ретроспективе Воспроизведение
Умеет анализировать вклад различных педагогов в развитие идей педагогического проектирования Воспроизведение
3 Логика и основные этапы проектной деятельности Самостоятельное изучение Умеет выстраивать логику проектной деятельности в соответствии с типом проекта Применение
Знает общий алгоритм деятельности педагога при организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает специфику каждого этапа проектной деятельности Воспроизведение
Умеет отбирать проектные процедуры, характерные для каждого этапа проектной деятельности Применение
Знает специфику работы педагога-руководителя проекта на каждом этапе проектирования Воспроизведение
4 Субъекты и объекты педагогического проектирования Самостоятельное изучение Результаты не указаны
5 Выбор темы и постановка проблемы проектной деятельности Самостоятельное изучение Результаты не указаны
6 Целеполагание и планирование проектной деятельности Самостоятельное изучение Результаты не указаны
7 Результаты и оценка проектной деятельности Самостоятельное изучение Результаты не указаны
8 Основные понятия педагогического проектировани Самостоятельное изучение Результаты не указаны
9 Основные понятия педагогического проектировани Лекция Знает сущность основных понятий, относящихся к проектной деятельности Воспроизведение
Знает особенности и составляющие проектной культуры Узнавание
Умеет анализировать основные подходы к проектированию: проектно-целевой, проектно-программный, проектно-модульный Воспроизведение
Знает основные функции проектной деятельности Воспроизведение
Знает виды педагогического проектирования Воспроизведение
Знает принципы педагогического проектирования Узнавание
Умеет выделять и характеризовать уровни педагогического проектирования Воспроизведение
10 Проектная технология Самостоятельное изучение Знает особенности проектных технологий и специфику их использования на разных ступенях образования Воспроизведение
Знает основные роли и функции педагога в организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает и умеет использовать алгоритм деятельности педагога при организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает и понимает специфику использования проектной деятельности в ДОУ Воспроизведение
11 Субъекты и объекты педагогического проектирования Лекция Знает и умеет характеризовать основные проектные роли Воспроизведение
Знает специфику различных субъектов проектной деятельности (проектныя группа, пилотная группа, тьюторы и т.д.) Воспроизведение
Умеет анализировать основные проблемы организации совокупного субъекта проектной деятельности и роль педагога Узнавание
Умеет анализировать специфику различных объектов и предметов педагогического проектирования (образовательные программы, образовательные маршруты, образовательная среда, социальное проектирование и т.д.) Воспроизведение
12 Виды проектов Самостоятельное изучение Знает основные классификации педагогических проектов Узнавание
Умееет выделять сущностные характестики различных видов педагогических проектов (исследовательских, учебных, досуговых и т.д.) Воспроизведение
Умеет анализировать различные проекты Применение
13 Логика и основные этапы проектной деятельности Лекция Умеет выстраивать логику проектной деятельности в соответствии с типом проекта Применение
Знает общий алгоритм деятельности педагога при организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает специфику каждого этапа проектной деятельности Воспроизведение
Умеет отбирать проектные процедуры, характерные для каждого этапа проектной деятельности Применение
Знает специфику работы педагога-руководителя проекта на каждом этапе проектирования Воспроизведение
14 Выбор темы и постановка проблемы проектной деятельности Практическая работа Знает требования к результату постановки проблемы Воспроизведение
Владеет обощенным способом решения проблемы Применение
Умеет обосновывать актуальность проекта Применение
Знает и умеет отбирать методы поиска решения проблемы Применение
Знает специфику исследовательских проектов Воспроизведение
Умеет выбирать тему и обосновывать актуальность исследовательских проектов Применение
Умеет ставить познавательную проблему Применение
15 Целеполагание и планирование проектной деятельности Практическая работа Умеет определять цель проектной деятельности Применение
Знает требования к цели проектной деятельсности Воспроизведение
Умеет планировать деятельность при выполнении проекта в соответствии с требованиями к оценке качества плана Применение
Владеет схемой проверки гипотез Применение
Умеет разрабатывать гипотезу исследовательского проекта Применение
Умеет планировать исследование Применение
16 Результаты и оценка проектной деятельности Практическая работа Знает основные требования к результатам проектной деятельности Воспроизведение
Знает требования к оценке проектной деятельности, виды оценки Узнавание
Умеет отбирать критерии оценки проектной деятельности Применение
Имеет опыт разработки критериев оценивания результатов проекта Применение
Знает требования к оформлению проекта Узнавание
Знает основные документы проекта и требования к их оформлению (паспотр проекта, проеткная папка и т.д.) Творчество
Имеет опыт разработки проектной документации Применение
Знает требования к проведению защиты, специфику каждой из процедур защиты Воспроизведение
Имеет опыт разработки критериев оценивания результатов проекта и их оценки Творчество
17 Требование к участникам проектной деятельности Самостоятельное изучение Знает условия эффективной работы в проектной команде Воспроизведение
Знает основные требования к участникам проектной деятельности Узнавание
Умеет отбирать методы работы с участниками проектной группы в соответсвии с задачами проектной деятельности на каждом этапе (мотивация участников, профилактика конфликтов и т.д.) Применение
Знает основные формы и методы обучения участников проектной деятельности Воспроизведение
Умеет строить программу взаимодействия в соответсвии с задачами Применение

Литература

Основная

  1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: Учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.
  2. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш. - 2-е изд., доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 160 с.

Дополнительная

  1. Домрачева, С.А. Социально-педагогическое проектирование: учебное пособие / С.А. Домрачева. – Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 2012. – 106 с.
  2. Жиличкина, О. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения учащихся / О. Жиличкина // Школьное планирование. - 2012. - №3. - С. 63-69
  3. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студентов, педагогов, практиков / Е.С. Заир-Бек [Текст]. – СПб.: Просвещение, 2005. – 324 с.
  4. Капаева, В.С. Оценка качества инновационного проекта / В.С. Капаева // Профессиональное образование и общество. - 2013. - №3. - С. 44-46
  5. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - 3-е ищд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 288 с. М.П.
  6. Лазарев, В.С. Новое понимание метода проектов в образовании / В.С. Лазарев // Педагогика - 2011. - №10. - С. 3-11.
  7. Оформление и защита проекта: методические рекомендации. Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) / Авт.-сост.: Балина О.Г., Подковко Е.Н.. - Сургут, РИО СурГПУ, 2017. - 40 с .
  8. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова [Текст]. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.
  9. Поливанова, К.Н., Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
  10. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков [Текст] // Школьные технологии. – № 4. – 2004. – С. 82-87.

Цифровые ресурсы

  1. Зотова Е.В. Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации) [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – Режим доступа: http://www.nsportal.ru
  2. Медведева Е.Е. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций – Режим доступа: http://www.festival.1september.ru
  3. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] // Авторский коллектив: А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников, И. Г. Харисова, В. В. Белкина, В. Е. Гаибова. – Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, 2009. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org
  4. Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства [Электронный ресурс]: электронный учебник. – Режим доступа: http://bg-prestige.narod.ru
  5. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с. – Режим доступа: http://www.kspu.ru.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.15 Основы проектной деятельности [Электронный ресурс: Б-5061 Направление 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: Дошкольное образование) / Б.У. ВО "Сургутский гос. пед. университет"; сост. Балина О.Г. - Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.