бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа*

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано April 12, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ДВ.29 ДВ: Проектирование модели сопровождения детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития, 8 семестр 2 полусеместр

Б-4111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-1 способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности Понимание особенностей и механизмов социального партнерства в сфере профессионального образования ориентировочный
Умение планировать и осуществить социальное взаимодействие с партнерами образовательной организации по отдельным направлениям развития профессионального образования операциональный
ОПК-1 способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессиии, обладанием мотивации к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ Знание особенностей лиц с ОВЗ знаниевый
Понимание специфики контингента обучающихся с ОВЗ ориентировочный
Умение проявлять эмпатию, терпимость, корректное и адекватное восприятие лиц с ОВЗ операциональный
ПК-10 способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности Знание требований к организации собственной образовательно-коррекционной деятельности в соответствии с Профессиональным стандартом дефектолога знаниевый
Владение алгоритмом планирования собственной профессиональной деятельности ориентировочный
Умение организовывать собственную профессиональную деятельность в соответствии с требованиями Профессионального стандарта дефектолога операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование умений проектировать модель сопровождения детей раннего возраста в системе ранней помощи в условиях введения ФГОС ДО

Задачи

  1. формировать знания нормативно-правовых и теоретико-методологических основ коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста
  2. формировать умения проектировать модель сопровождения детей раннего возраста в условиях Службы ранней помощи

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 22.0 ч.
Лекция 2.0 ч.
Семинар 14.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 50.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 3.14 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы деятельности системы ранней помощи в РФ формирование системы знаний общих положений об организации деятельности системы ранней помощи в РФ охарактеризовать общие положения об организации деятельности системы ранней помощи в РФ
  • Нормативно-правовая база создания системы ранней помощи в РФ
  • Вариативные модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста и их семей
  • Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста
Модель системы ранней помощи детям раннего возраста с ОВЗ и их семье формирование умения проектировать модель и осуществлять сопровождение детей раннего возраста в условиях Службы ранней помощи владеть навыками проектирования модели и осуществления сопровождения детей раннего возраста в условиях Службы ранней помощи
  • Ценностно-смысловые основания модели ранней помощи
  • Инфраструктура регионально-муниципальной модели ранней помощи
  • Варианты маршрута сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в модели ранней помощи
  • Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство в системе ранней помощи
  • Проектирование модели СРП в дошкольной образовательной организации
  • Организация работы по сопровождению ребенка и семьи в СРП образовательной организации

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Нормативно-правовая база создания системы ранней помощи в РФ Лекция 2.0 1
2 Нормативно-правовая база создания системы ранней помощи в РФ Индивидуальная работа 2.0 1
3 Вариативные модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста и их семей в РФ Семинар 2.0 2
4 Вариативные модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста и их семей в РФ Минизачет 2.0 2
5 Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста Семинар 2.0 3
6 Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста Семинар 2.0 3
7 Инфраструктура регионально-муниципальной модели ранней помощи Семинар 2.0 4
8 Ценностно-смысловые основания модели ранней помощи Конференция 2.0 4
9 Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство в системе ранней помощи Конференция 2.0 5
10 Варианты маршрута сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в модели ранней помощи Семинар 2.0 5
11 Варианты маршрута сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в модели ранней помощи Контрольная работа 2.0 5
12 Варианты маршрута сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в модели ранней помощи Индивидуальная работа 1.0 5
13 Проектирование модели СРП в дошкольной образовательной организации Семинар 2.0 6
14 Проектирование модели СРП в дошкольной образовательной организации Индивидуальная работа 2.0 6
15 Проектирование модели СРП в дошкольной образовательной организации Вариативное задание 2.0 6
16 Организация работы по сопровождению ребенка и семьи в СРП образовательной организации Семинар 2.0 7
17 Организация работы по сопровождению ребенка и семьи в СРП образовательной организации Минизачет 2.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Нормативно-правовая база создания системы ранней помощи в РФ Лекция описать понятие психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся в соответствии со ст 42. ФЗ-273 от 29.12.2012 Воспроизведение
описать права родителей на получение психолого-педагогической, методической, диагностической помощи в соответствии со ст 64. ФЗ-273 от 29.12.2012 Воспроизведение
описать особенности организации получения образования обучающимися ОВЗ в соответствиии со ст 79. ФЗ-273 от 29.12.2012 Воспроизведение
описать доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационную безопасность детей в соответствие с Указом Президента РФ от 01.06.2012 Воспроизведение
описать равные возможности детей, нуждающихся в особой заботе государства в соответствие с Указом Президента РФ от 01.06.2012 Воспроизведение
описать прогноз развития дошкольного образования до 2020 года Воспроизведение
описать показатели , ожидаемые конечные результаты Программы Воспроизведение
описать подпрограммы государственной программы РФ "Развитие образования на 2013-2020 годы" Воспроизведение
описать целевой раздел Положения о Службе ранней помощи Воспроизведение
описать основные принципы и направления деятельности СРП Воспроизведение
описать организацию деятельности СРП Воспроизведение
2 Нормативно-правовая база создания системы ранней помощи в РФ Индивидуальная работа описать целевой раздел Положения о Службе ранней помощи Воспроизведение
описать основные принципы и направления деятельности СРП Воспроизведение
описать организацию деятельности СРП Воспроизведение
3 Вариативные модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста и их семей в РФ Семинар описать формы обучения, режим функционирования, контингент, порядок комплектования, цели и задачи, штат специалистов, содержание работы, формы работы с родителями в СРП Воспроизведение
описать формы обучения, режим функционирования, контингент, порядок комплектования, цели и задачи, штат специалистов, содержание работы, формы работы с родителями в условиях Лекотеки Воспроизведение
описать формы обучения, режим функционирования, контингент, порядок комплектования, цели и задачи, штат специалистов, содержание работы, формы работы с родителями в условиях Консультационного центра Воспроизведение
описать формы обучения, режим функционирования, контингент, порядок комплектования, цели и задачи, штат специалистов, содержание работы, формы работы с родителями в условиях Группы кратковременного пребывания Воспроизведение
4 Вариативные модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста и их семей в РФ Минизачет описать формы обучения, режим функционирования, контингент, порядок комплектования, цели и задачи, штат специалистов, содержание работы, формы работы с родителями в СРП Воспроизведение
описать формы обучения, режим функционирования, контингент, порядок комплектования, цели и задачи, штат специалистов, содержание работы, формы работы с родителями в условиях Лекотеки Воспроизведение
описать формы обучения, режим функционирования, контингент, порядок комплектования, цели и задачи, штат специалистов, содержание работы, формы работы с родителями в условиях Консультационного центра Воспроизведение
описать формы обучения, режим функционирования, контингент, порядок комплектования, цели и задачи, штат специалистов, содержание работы, формы работы с родителями в условиях Группы кратковременного пребывания Воспроизведение
провести сравнительный анализ различных моделей сопровождения детей раннего возраста и их семей Применение
5 Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста Семинар охарактеризовать социокультурные закономерности развития ребенка Применение
охарактеризовать базисные направления коррекционно-развивающего обучения и воспитания Применение
описание особенностей лиц с ОВЗ, привести примеры проявления эмпатии по отношению к детям с ОВЗ Воспроизведение
6 Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста Семинар анализ авторских программ развития детей раннего возраста с ОВЗ Применение
планировать и осуществлять работу со специалистами в рамках ПМПк Применение
7 Инфраструктура регионально-муниципальной модели ранней помощи Семинар описать вертикальную дифференциацию системы ранней помощи Воспроизведение
охарактеризировать горизонтальную дифференциацию системы ранней помощи Применение
описать траекторию развития ребенка с ОВЗ в рамках комплексной системы ранней помощи Воспроизведение
8 Ценностно-смысловые основания модели ранней помощи Конференция описать дето-центрированную идеологию модели ранней помощи Воспроизведение
охарактеризовать идеологические противоречия в системе ранней помощи Применение
описать семейно-центрированную идеологию модели ранней помощи Воспроизведение
охарактеризовать семейно-центрированную модель ранней помощи для детей с синдромом Дауна Применение
9 Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство в системе ранней помощи Конференция описать принципы, ожидаемые результаты и критерии оценки социального партнерства в системе ранней помощи Применение
проанализировать модель взаимодействия и социального партнерства в системе ранней помощи Применение
охарактеризовать модель внутренних процессов в системе взаимодействия и социального партнерства. Воспроизведение
10 Варианты маршрута сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в модели ранней помощи Семинар описать целевые группы, цели и задачи сопровождения в ходе реализации компонентов каждого из вариантов сопровождения семьи ребенка с ОВЗ/инвалидностью Воспроизведение
анализировать и проектировать маршрут сопровождения каждой целевой группы в ходе реализации вариантов сопровождения семьи ребенка с ОВЗ/инвалидностью Применение
11 Варианты маршрута сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в модели ранней помощи Контрольная работа описать целевые группы, цели и задачи сопровождения в ходе реализации компонентов каждого из вариантов сопровождения семьи ребенка с ОВЗ/инвалидностью Воспроизведение
анализировать и проектировать маршрут сопровождения каждой целевой группы в ходе реализации вариантов сопровождения семьи ребенка с ОВЗ/инвалидностью Применение
12 Варианты маршрута сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в модели ранней помощи Индивидуальная работа описать целевые группы, цели и задачи сопровождения в ходе реализации компонентов каждого из вариантов сопровождения семьи ребенка с ОВЗ/инвалидностью Воспроизведение
13 Проектирование модели СРП в дошкольной образовательной организации Семинар охарактеризовать актуальность создания модели ранней помощи Применение
охарактеризовать целевую группу оказания ранней помощи Применение
охарактеризовать требования к профессиональным компетенциям специалистов, осуществляющих реализацию моделей раннего выявления и комплексного сопровождения семьи ребенка с ОВЗ Применение
охарактеризовать структурно- организационные составляющие модели системы ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи Применение
охарактеризовать коррекционно-развивающую среду Воспроизведение
14 Проектирование модели СРП в дошкольной образовательной организации Индивидуальная работа охарактеризовать структурно- организационные составляющие модели системы ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи Применение
15 Проектирование модели СРП в дошкольной образовательной организации Вариативное задание проектирование модели системы ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи Применение
охарактеризовать многоэтапную модель диагностики в Службе ранней помощи Воспроизведение
охарактеризовать коррекционно-развивающую среду Воспроизведение
анализировать интегративную осставляющую ранней помощи (компенсацию, образование, социальную адаптацию) Применение
16 Организация работы по сопровождению ребенка и семьи в СРП образовательной организации Семинар описать этапы обслуживания ребенка в Службе ранней помощи Воспроизведение
описать алгоритм планирования деятельности специалистов СРП Воспроизведение
проектироватьь рабочую программу Службы ранней помощи Применение
охарактеризовать индивидуальный план обслуживания семьи в СРП Воспроизведение
разработать консультацию для родителей ребенка с ОВЗ раннего возраста Применение
17 Организация работы по сопровождению ребенка и семьи в СРП образовательной организации Минизачет описать этапы обслуживания ребенка в Службе ранней помощи Воспроизведение
описать алгоритм планирования деятельности специалистов СРП Воспроизведение
проектироватьь рабочую программу Службы ранней помощи Применение
охарактеризовать индивидуальный план обслуживания семьи в СРП Воспроизведение
разработать консультацию для родителей ребенка с ОВЗ раннего возраста Применение

Литература

Основная

  1. Браткова М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В. Пронина. — М. : ПАРАДИГМА, 2013. — 128 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbook». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13020.html -по паролю
  2. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО.
  3. Педагогика инклюзивного образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "бакалавр") / [Богданова Т. Г. и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 333, [2] с.
  4. Стребелева, Е. А. . Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М. : Владос, 2010.
  5. Хохрякова Ю.М. Педагогика раннего возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.М. Хохрякова. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. — 308 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbook». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32080.html -по паролю

Дополнительная

  1. Губа, Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста - от 1,5 до 3-х лет : учеб. пособие / Г. И. Губа. - М. : Педагогическое общество России, 2007. - 76 с. : нот. ил.
  2. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет : метод. пособие для практ. психологов / Е. О. Смирнова [и др.]. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2005. - 140, [4] с.
  3. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб. : КАРО, 2013.
  4. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб. : Каро, 2008.
  5. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь в специальном образовании : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / И. Ю. Левченко, Т. Н. Волковская, Г. А. Ковалева. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 313, [1] с.
  6. Маленькие Ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Кн. 4 : Навыки общей моторики / Д. Ютер [и др.] / Ассоциация Даун Синдром ; [пер. с англ. Н. Грозной]. - 2-е изд. - М. : Ин-т общегуманитар. исслед. , 2001. - 176 с. - Гриф МО.
  7. Маленькие Ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Кн. 5 : Навыки тонкой моторики / М. Питерси [и др.] / Ассоциация Даун Синдром ; [пер. с англ. Н. Грозной]. - 2-е изд. - М. : Ин-т общегуманитар. исслед. , 2001. - 176 с. - Гриф МО.
  8. Московкина, А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Г. Московкина ; под ред. В.И. Селиверстова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». - М. : МПГУ, 2014. - 252 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275030 –Загл. с экрана
  9. От рождения до школы :общеобразоват. прогр. дошк. образования / [Антонова А. В. и др.] ; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 327, [9] с.
  10. Смирнова, Е. О. Детская психология : учеб. для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности 030900 - Дошкольная педагогика и психология / Е. О. Смирнова. - 3-е изд., перераб. - СПб. : Питер, 2016. - 298, [1] с. - (Учебник для вузов). - Гриф МО.
  11. Штрасмайер, В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1 - 3 лет с проблемами в развитии : учеб. пособие для студентов вузов / В. Штрасмайер ; пер. с нем. А. А. Михлина, Н. М. Назаровой . - М. : Академия, 2002. - 240 с.

Цифровые ресурсы

  1. Ассоциация Даун Синдром http: //www.notabene.ru/down syndrome
  2. Всероссийское общество инвалидов http: //www.voi.ru
  3. Институт коррекционной педагогики http: //www.ikprao.ru

Источники

  1. Министерство образования и науки http: //www.mon.gov.ru

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. "Проектирование модели сопровождения детей раннего возраста с нарушениями в психофизическом развитии" [Электронный ресурс]: направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование /БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. Коротовских Т.В. - Электрон.дан. -Сургут: СурГПУ, 2017.-Режим доступа: htth://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. -Загл. с экрана