бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 2 марта 2018 г.
Д.Б. Петрова заведующий кафедрой
согласовано 5 марта 2018 г.
В.Н. Бойко декан факультета

Б1.Б.14 Эффективная работа в команде, 2 семестр

Б-07011, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Физическая культура), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) знание основ психологии конструктивного общения в групповой дискуссии знаниевый
знание основ самоорганизации и плнирования деятельности знаниевый
владение критериями оценки эффективного делового общения ориентировочный
владение способами выбора наиболее эффективных средств решения коммуникативных задач ориентировочный
владение приемами конструктивного коммуникативного общения ведения дискуссии с членами команды операциональный
владение способами установления благоприятных взаимоотношений в команде операциональный
опыт анализа характеристик команды, межличностного взаимодействия в ней и прогнозирования результатов деятельности опыт
опыт самоанализа использования приемов конструктивного общения с членами команды опыт
опыт участия в дискуссиях опыт
Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5) знание основ конфликтологии знаниевый
знание основ психологии коллектива, свойств и признаков команды знаниевый
знание основ управления командой, организации работы в команде знаниевый
владение критериями оценки эффективности своего вклада в результат деятельности команды ориентировочный
владение способами планирования своей деятельности с ориентацией на других членов команды ориентировочный
позитивное отношение к участию в работе команды ориентировочный
понимание значения необходимости подчинения нормам и правилам группы ориентировочный
владение приемами анализа распределения ролей в команде операциональный
владение приемами конструктивного и толерантного общения операциональный
владение способами выбора конструктивного поведения в конфликтах операциональный
опыт анализа распределения ролей в команде опыт
опыт использования приемов конструктивного и толерантного общения опыт
опыт применения приемов бесконфликтного общения опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться работать в команде и организовывать взаимодействие участников образовательного процесса

Задачи

  1. Научиться работать в команде
  2. Научиться организовывать взаимодействие участников образовательного процесса

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 12,0 ч. (16,67%)
Контроль самостоятельной работы 4,0 ч.
Самостоятельная работа студента 60,0 ч. (83,33%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 8,5 ч.
Часов в неделю 3,0 ч. (7,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Команда как условие эффективности работы группы Научиться работать в команде с учетом критериев ее эффективности Знать: основы психологии коллектива, психологии общения, конфликтологии; функции команды; свойства и признаки команды; возможности и ограничения команды; различие понятий «команда», «группа», «коллектив»; основные роли членов команды; этапы развития команды. Понимать: значимость позитивных межличностных отношений в коллективе; различия показателей деятельности команды: эффективности и результативности; значение необходимости подчинения нормам и правилам группы; процесс развития группы. Уметь: характеризовать проявление в поведении и деятельности людей эффектов группового взаимодействия; описывать структуру команды, командные процессы; выделять критерии эффективности командной работы; характеризовать команду как высший уровень развития группы; анализировать распределние ролей в команде. Владеть: способом описания командной деятельности в системе показателей эффективности и результативности; приемами анализа распределения ролей в команде; способом оценки эффективности командной работы; способом описания команды как высшего уровня развития группы.
  • Команда как высший уровень развития группы
  • Свойства и признаки команды
  • Роли в команде
  • Этапы развития команды
  • Эффективность работы команды
Модуль 2. Организация взаимодействия участников образовательного процесса как условие эффективной работы команды Научиться организовывать взаимодействие участников образовательного процесса Знать: основы управления командой, организации работы в команде; основы толерантного, бесконфликтного общения; приемы и средства конструктивного и бесконфликтного общения; структуру общения; правила ведения дискуссии и деловых переговорв; способы восприятия партнера: идентификация, эмпатия, рефлексия; стратегии поведения в конфликте. Понимать: влияние барьеров восприятия партнера на искажение информации о нем; условия использования аргументации; необходимость соблюдения правил дискуссии; целесообразность использования стратегий разрешения конфликта. Уметь: характеризовать общение и его структурные компоненты; выделять особенности организации эффективной коммуникации в команде; выделять критерии эффективной организации взаимодействия участников команды; выделять особенности восприятия и понимания партнеров в процессе общения; выделять критерии эффективности выборов способа разрешения конфликтов; осуществлять выбор эффективной схемы организации командного взаимодействия. Владеть: культуросообразным способом восприятия партнера по общению; опытом участия в групповой дискуссии; опытом анализа групповой дискуссии и конфликтного взаимодействия; способом описания структуры конфликта; приемами конструктивного и толерантного общения; способами выбора конструктивного поведения в конфликте; приемами активного слушания; приемами ведения дискуссии.
  • Основы психологии общения
  • Основы организации эффективной коммуникации в команде
  • Взаимодействие участников команды
  • Восприятие партнера и конгруэнтность в общении
  • Особенности конфликтного взаимодействия в команде
  • Способы разрешения конфликтов
  • Эффективные схемы организации командного взаимодействия

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Условия эффективности командной деятельности Практическая работа 2,0 1
2 Этапы развития команды Самостоятельное изучение 8,0 1
3 Социально-психологическая характеристика команды как малой группы Лекция 2,0 1
4 Организация общения в команде Лекция 2,0 2
5 Методы и техники эффективной коммуникации Самостоятельное изучение 10,0 2
6 Организация взаимодействия участников команды Самостоятельное изучение 8,0 2
7 Восприятие партнера и конгруэнтность в общении Самостоятельное изучение 10,0 3
8 Конфликты в команде и пути их решения Практическая работа 2,0 3
9 Эффективные схемы организации командного взаимодействия Самостоятельное изучение 10,0 4
10 Зачёт Другое 4,0 4

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Условия эффективности командной деятельности Практическая работа дать определение понятия "командная роль" Узнавание
назвать виды командных ролей Узнавание
объяснить основные типологии командных ролей Воспроизведение
описать эффективные схемы взаимодействия командных ролей Воспроизведение
анализировать распределение ролей в команде Применение
2 Этапы развития команды Самостоятельное изучение назвать этапы развития команды Узнавание
объяснить задачи каждого этапа командообразования Воспроизведение
описать командные процессы Воспроизведение
охарактеризовать командные процессы, происходящие на каждом этапе ее равзития Воспроизведение
3 Социально-психологическая характеристика команды как малой группы Лекция объяснить возможности и ограничения командной деятельности Воспроизведение
назвать функции команды Узнавание
дать определение понятия "команда" Узнавание
объяснить различия понятий «команда», «группа», «коллектив» Воспроизведение
описать команду как высший уровнень развития группы Воспроизведение
описать структуру команды Воспроизведение
назвать этапы развития группы Узнавание
4 Организация общения в команде Лекция дать определение понятия "общение" Узнавание
назвать функции общения Узнавание
назвать структурные компоненты общения Узнавание
описать коммуникативную сторону общения Воспроизведение
описать интерактивную сторону общения Воспроизведение
описать перцептивную сторону общения Воспроизведение
назвать виды и формы общения Узнавание
5 Методы и техники эффективной коммуникации Самостоятельное изучение назвать методы аргументации Узнавание
объяснить условия использования аргументации Воспроизведение
демонстрировать приемы аргументации Применение
назвать правила ведения дискуссии Узнавание
объяснить необходимость соблюдения правил дискуссии Воспроизведение
демонстрировать приемы ведения групповой дискуссии Применение
анализировать групповую дискуссию Применение
применять в процессах коммуникации приемы активного слушания Применение
6 Организация взаимодействия участников команды Самостоятельное изучение назвать основные формы, способы и стратегии командного взаимодействия Узнавание
организовать взаимодействие участников команды Применение
7 Восприятие партнера и конгруэнтность в общении Самостоятельное изучение назвать эффекты восприятия партнера Узнавание
объяснить влияние барьеров восприятия партнера на искажение информации о нем Воспроизведение
демонстрировать применение культуросообразного способа восприятия партнера по общению Применение
распознавать барьеры восприятия Применение
8 Конфликты в команде и пути их решения Практическая работа дать определение понятия "конфликт" Узнавание
назвать признаки конфликта Узнавание
описать структуру конфликта Воспроизведение
назвать способы и приемы толерантного, бесконфликтного общения Узнавание
демонстрировать применение приемов и средств бесконфликтного общения Применение
назвать способы конфликтного взаимодействия Узнавание
9 Эффективные схемы организации командного взаимодействия Самостоятельное изучение назвать способы управления командой Узнавание
объяснить роль руководителя команды на каждом этапе ее развития Воспроизведение
иметь опыт выбора эффективного способа управления командой Применение
назвать принципы организации работы в команде Узнавание
выделить особенности организации эффективной коммуникации в команде Воспроизведение
выделить критерии эффективной организации взаимодействия участников команды Воспроизведение
демонстрировать способ выбора эффективной схемы организации командного взаимодействия Применение
10 Зачёт Другое дать определение понятия "общение" Узнавание
назвать функции общения Узнавание
назвать структурные компоненты общения Узнавание
описать коммуникативную сторону общения Воспроизведение
описать интерактивную сторону общения Воспроизведение
описать перцептивную сторону общения Воспроизведение
назвать виды и формы общения Узнавание
назвать методы аргументации Узнавание
объяснить условия использования аргументации Воспроизведение
демонстрировать приемы аргументации Применение
назвать правила ведения дискуссии Узнавание
объяснить необходимость соблюдения правил дискуссии Воспроизведение
демонстрировать приемы ведения групповой дискуссии Применение
анализировать групповую дискуссию Применение
применять в процессах коммуникации приемы активного слушания Применение
назвать основные формы, способы и стратегии командного взаимодействия Узнавание
организовать взаимодействие участников команды Применение
назвать эффекты восприятия партнера Узнавание
объяснить влияние барьеров восприятия партнера на искажение информации о нем Воспроизведение
демонстрировать применение культуросообразного способа восприятия партнера по общению Применение
распознавать барьеры восприятия Применение
дать определение понятия "конфликт" Узнавание
назвать признаки конфликта Узнавание
описать структуру конфликта Воспроизведение
назвать способы и приемы толерантного, бесконфликтного общения Узнавание
демонстрировать применение приемов и средств бесконфликтного общения Применение
назвать способы конфликтного взаимодействия Узнавание
выделять критерии эффективности выборов способа разрешения конфликтов Применение
назвать стратегии поведения в конфликте Узнавание
демонстрировать способ выбора конструктивного поведения в конфликте Применение
назвать способы управления командой Узнавание
объяснить роль руководителя команды на каждом этапе ее развития Воспроизведение
иметь опыт выбора эффективного способа управления командой Применение
назвать принципы организации работы в команде Узнавание
выделить особенности организации эффективной коммуникации в команде Воспроизведение
выделить критерии эффективной организации взаимодействия участников команды Воспроизведение
демонстрировать способ выбора эффективной схемы организации командного взаимодействия Применение

Литература

Основная

  1. Авдеев, В. В. Работа с командой: психологические возможности: для самостоят. работы над оптимизацией совмест. деятельности : [практикум для аспирантов, студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по специальностям "Экономика и управление на предприятии", "Менеджмент организации"] / В. В. Авдеев. - М. : ИНФРА-М [и др.], 2014. - 152 с
  2. Жуков, Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / Ю.М. Жуков, А.В. Журавлев, Е.Н. Павлова. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 320 с.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8870.html. - Загл. с экрана.
  3. Коноваленко, М. Ю. Теория коммуникации [Текст]: учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко ; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. – 415 с.
  4. Сидоренков, А. В. Социальная психология малых групп [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030301 "Психология" и направлению 030300 "Психология" / А. В. Сидоренков. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 380 c.

Дополнительная

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Г.М. Андреева; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Технология создания команды [Текст]: [пособие] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф. Фролов, Т. М. Грабенко. - СПб. : Речь, 2004. – 212 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд [Текст] /Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004. 304 с.
  4. Ильин, В. А. Психология лидерства : учеб. для бакалавриата и магистратуры, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по экон. направлениям и специальностям / В. А. Ильин. - М. : Юрайт, 2016. - 310, [2] с.
  5. Конфликтология [Текст]: учеб. для студентов вузов / [В. П. Ратников и др.] ; под ред. В. П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2007. – 511 с.
  6. Паркер, Г. (Parker, G. M.). Формирование команды = Team Building [Текст]: сб. упражнений для тренеров / Гленн Паркер, Ричард Кропп ; [пер. с англ. Н. Макарова]. - СПб. [и др.] : Питер, 2003. - 160 с.
  7. Практикум по социальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Департамент образования и науки ХМАО - Югры, Сургут. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Н.А. Воронова. - Сургут: РИО СурГПУ, 2006. – 110 с.
  8. Равикович, Н.Е. Тренинг командообразования. Цели, диагностические методики, игры [Текст] : [практ. пособие] / Н.Е. Равикович. - М.: Генезис, 2003. - 111 с.

Цифровые ресурсы

  1. Сартан, Г.Н. Тренинг командообразования. [Электронный ресурс]: [web-сайт]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/190651
  2. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения [Электронный ресурс]: / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с. Режим доступа: http://www.klex.ru/8gg

Источники

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». - Москва, 2013. - 238 с. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/, свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа.Б.1.Б.12 Эффективная работа в команде [Электронный ресурс]: Б-13 Нарпавление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, зачет / ГОУ ВПО "Сургут.пед.ун-т"; сост. К.Ю. Гринева. - Электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. - Режим доступа: http://wp.sergpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана
  2. Учебная программа.Б.1.Б.12 Эффективная работа в команде [Электронный ресурс]: Б-13 Нарпавление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, зачет / ГОУ ВПО "Сургут.пед.ун-т"; сост. К.Ю. Гринева. - Электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. - Режим доступа: http://wp.sergpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана