бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 11 сентября 2018 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 18 сентября 2018 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 25 сентября 2018 г.

Б1.Б.17 Введение в профессию, 1 семестр 1 полусеместр

Б-08021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5) Знает правила профессиональной этики педагога знаниевый
Умеет обосновывать принципы собственной профессиональной деятельности, ориентируясь на правила профессиональной этики педагога ориентировочный
Владеет нормами профессиональной этики педагога операциональный
Имеет опыт анализа типичных педагогических ситуаций, опираясь на правила профессиональной этики педагога опыт
Готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4) Знает требования к педагогу НОО профессионального стандарта педагога, основные положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО знаниевый
Владеет схемой анализа нормативно-правовых актов сферы образования, предъявляющих требования к педагогу НОО ориентировочный
Умеет анализировать требования к педагогу НОО, предусмотренные профессиональным стандартом педагога, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования операциональный
Имеет опыт анализа требований к педагогу НОО, предусмотренные профессиональным стандартом педагога, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования, предъявляемых в нормативно-правовых актах РФ опыт
Готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) Знает общую характеристику и перспективы развития профессии педагога начального общего образования знаниевый
Знает особенности профессиональной деятельности педагога НОО знаниевый
Знает содержание понятия профессиональное саморазвитие знаниевый
Владеет общей схемой построения собственной программы профессионального обучения, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования ориентировочный
Выделяет основные признаки профессии педагога начального общего образования и выделять ее место в современном обществе ориентировочный
Выделяет специфику профессиональной деятельности педагога НОО ориентировочный
Умеет анализировать особенности профессиональной деятельности педагога НОО операциональный
Умеет давать общую характеристику профессии педагога начального общего образования операциональный
Умеет строить собственную программу профессионального обучения, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования операциональный
Имеет опыт анализа особенности профессиональной деятельности педагога НОО опыт
Имеет опыт написания собственной программы профессионального обучения, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования опыт
Умеет опыт описания характеристики и перспектив развития профессии педагога начального общего образования опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование образа будущей профессии (выделение качественных характеристик профессионала).

Задачи

  1. Формировать у студентов представление о педагогической профессии и степени своего соответствия ей.
  2. Сформировать знания о сущности педагогической профессии, её значении в жизни человека и общества.
  3. Формировать у студентов профессиональное самосознание и осознанность необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8,0 ч. (11,11%)
Контроль самостоятельной работы 4,0 ч.
Самостоятельная работа студента 64,0 ч. (88,89%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 2,0 ч. из 6,0 ч.
Часов в неделю 1,6 ч. (6,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Характеристика основных тенденций развития отрасли Сформировать у студентов представления о профессии учителя начальных классов и степени своего соответствия ей Знать этапы развития педагогической профессии. Уметь выделять основные виды и особенности педагогической деятельности. Знать требования к профессионально-значимым личностным качествам учителя начальных классов.
  • Общая характеристика и перспективы развития профессии учителя
  • Профессиональная деятельность и личность педагога НОО
  • Требования рынка труда. Профессиональный стандарт педагога НОО
Модуль 2. Модель профессиональной компетентности педагога НОО Охарактеризовать основные компетенции, которыми должен владеть педагог НОО Владеть понятиями компетенции и компетентности. Иметь представление о модели профессиональной компетентности педагога НОО. Понимать требования к профессиональной культуре педагога НОО
  • Модель профессиональной компетентности педагога
  • Общая и профессиональная культура педагога
Модуль 3. Особенности профессионально-личностного развития педагога НОО Способствовать начальному формированию у студентов профессионального самосознания и повышению степени осознанности необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией Знать и понимать возможности развития профессиональной карьеры учителя начальных классов и способы повышения профессиональной подготовки.
  • Профессиональное становление и развитие педагога НОО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая характеристика и перспективы развития профессии педагога Самостоятельное изучение 10,0 1
2 Требования рынка труда к специалистам данного профиля. Профессиональный стандарт педагога Самостоятельное изучение 12,0 1
3 Требования рынка труда к специалистам данного профиля. Профессиональный стандарт педагога Практическая работа 2,0 1
4 Общая характеристика и перспективы развития профессии педагога Индивидуальная работа 2,0 1
5 Сущность и специфика педагогической деятельности учителя начальной школы Другое 2,0 2
6 Сущность и специфика педагогической деятельности учителя начальной школы Самостоятельное изучение 12,0 2
7 Профессиональное становление и развитие учителя начальных классов Самостоятельное изучение 12,0 4
8 Профессиональное становление и развитие учителя начальных классов Практическая работа 2,0 4
9 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути и её реализации. Самостоятельное изучение 4,0 5
10 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути и её реализации. Другое 2,0 5

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая характеристика и перспективы развития профессии педагога Самостоятельное изучение Описывает основные этапы развития педагогической профессии Применение
Дает общую характеристику профессии педагога НОО Применение
Знает перспективы развития педагогической профессии Воспроизведение
Характеризует специфику условий труда и деятельности учителя начальных классов Применение
Выделяет основные признаки профессии педагога начального общего образования и выделять ее место в современном обществе Применение
2 Требования рынка труда к специалистам данного профиля. Профессиональный стандарт педагога Самостоятельное изучение Знает требования к педагогу НОО профессионального стандарта педагога, основные положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО Воспроизведение
Характеризует уровни профессиональной подготовки педагогов Применение
Выделяет основные структурные компоненты профессиональной компетентности педагога Применение
Владеет понятиями компетенции и компетентности Воспроизведение
3 Требования рынка труда к специалистам данного профиля. Профессиональный стандарт педагога Практическая работа Владеет схемой анализа нормативно-правовых актов сферы образования, предъявляющих требования к педагогу НОО Воспроизведение
Умеет анализировать требования к педагогу НОО, предусмотренные профессиональным стандартом педагога, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования Применение
Характеризует критерии отбора и приема на работу педагога в системе образования Применение
4 Общая характеристика и перспективы развития профессии педагога Индивидуальная работа Умеет давать общую характеристику профессии педагога начального общего образования Применение
Знает особенности профессиональной деятельности педагога НОО Воспроизведение
Выделяет специфику профессиональной деятельности педагога НОО Применение
Анализирует особенности профессиональной деятельности педагога НОО Применение
5 Сущность и специфика педагогической деятельности учителя начальной школы Другое Умеет определять предназначение педагогической профессии Применение
Характеризует профессионально обусловленные требования к личности педагога Применение
Характеризует место педагогического мастерства в деятельности учителя Применение
6 Сущность и специфика педагогической деятельности учителя начальной школы Самостоятельное изучение Описывает классификацию педагогических ценностей Воспроизведение
Знает основные виды педагогической деятельности Воспроизведение
Знает типологию современных педагогических специальностей Воспроизведение
Описывает характеристики целей и содержания педагогической деятельности Применение
Описывает структурные компоненты педагогического мастерства Применение
Описывает этапы формирования педагогического мастерства Воспроизведение
7 Профессиональное становление и развитие учителя начальных классов Самостоятельное изучение Выделяет критерии и показатели сформированности общей и педагогической культуры у педагога Применение
Описывает основные компоненты педагогической культуры Применение
Знает правила профессиональной этики педагога Воспроизведение
8 Профессиональное становление и развитие учителя начальных классов Практическая работа Умеет обосновывать принципы собственной профессиональной деятельности, ориентируясь на правила профессиональной этики педагога Применение
Владеет нормами профессиональной этики педагога Применение
Анализирует типичные педагогические ситуации, опираясь на правила профессиональной этики педагога Применение
9 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути и её реализации. Самостоятельное изучение Выделяет факторы и движущие силы становления педагога Применение
Описывает основные пути овладения профессией педагог НОО Применение
Знает содержание понятия профессиональное саморазвитие Воспроизведение
10 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути и её реализации. Другое Владеет схемой анализа нормативно-правовых актов сферы образования, предъявляющих требования к педагогу НОО Применение
Строит собственную программу профессионального обучения, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования Творчество

Литература

Основная

  1. Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность : учебник / А.Г. Бермус. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 112 с. - ISBN 978-5-4458-3047-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
  2. Кузнецов, В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / В.В. Кузнецов. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 176 с
  3. Кукушин, В.С.Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студентов пед. специальностей вузов / В.С. Кукушин. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Ростов н/Д : МарТ [и др.], 2010. - 255, [1] с. - (Педагогическое образование). - ISBN 978-5-241-00980-7 : 186-20.

Дополнительная

  1. Корепанова, М.В.Основы педагогического мастерства : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / М.В. Корепанова, О.В. Гончарова, И.А. Лавринец ; под ред. И.А. Лавринец. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. - 238, [2] c. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Педагогическое образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-7695-8741-2 : 407-00.
  2. Мезинов, В.Н. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / В.Н. Мезинов ; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Министерство образования и науки Российской Федерации. - Елец : Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2010. - 111 с. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272213
  3. Рындак, В. Г. Педагогика креативности : монография / В. Г. Рындак. - М. : Университетская книга, 2012.

Цифровые ресурсы

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/index.shtm.
  2. Компоненты педагогического мастерства (по Романова К. Е.) (схема).. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a187.php
  3. Кощеева А. Э. Требования к современному учителю начальной школы. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sibac.info/files/2011_10_24_Pedagogy%20and%20Psychology/1.9_Koshzeeva.doc
  4. Мотивация педагогической деятельности (схема). – [Электронный ресурс] - Режим доступа: bugabooks.com
  5. Педагогическая деятельность как общественное явление (схема). – [Электронный ресурс] - Режим доступа: vocabulary.ru
  6. Пешкова В.Е. Педагогика. Ч.1. Введение в педагогическую деятельность (учебное пособие). (2010).doc – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eva.org.ru/discussion_club/viewtopic.php?f=62&t=1372
  7. Стили педагогической деятельности (схема). – [Электронный ресурс] - Режим доступа: vocabulary.ru

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf
  3. ФГОС ВО направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.surgpu.ru/Sites/demo/Uploads/050100%20b_pedagogicheskoe_obrazovanie.B31B715E845844D288E2197FAF9A2DEA.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.Б.17. Введение в профессию [Электронный ресурс] Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направление подготовки «Начальное образование» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.Б.17. Введение в профессию [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование»/ БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.