бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 21, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Dec. 19, 2018
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ОД.29 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе, 8 семестр

Б-05021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3) Знание алгоритма отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. знаниевый
Знание нормативной базы использования ИКТ в НОО. Знание требований ФГОС НОО к уроку с использованием ИКТ. знаниевый
Знание основных тенденций в организации современной информационно-образовательной пространства (среды) начальной школы. Знание форм организации коллективной учебной деятельности в начальной школе с помощью ИКТ. знаниевый
Знание требований к электронному портфолио знаниевый
Владение алгоритмом отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. ориентировочный
Владение алгоритмом оценивания электронного портфолио. ориентировочный
Владение алгоритмом построения урока в соответствии с ФГОС НОО по разным предметам ориентировочный
Владение способами оценки информационно-образовательной среды начальной школы. Владеет алгоритмом организации коллективной работы над электронным документом в начальной школе с помощью ИКТ ориентировочный
Умение отбирать ИКТ в соответствии с задачами этапа урока. операциональный
Умение отбирать ресурсы для составления электронного портфолио. операциональный
Умение оценивать информационно-образовательную среду начальной школы. операциональный
Умение проектировать урок с использованием средств ИКТ по различным предметным областям в соответствии с ФГОС НОО. операциональный
Опыт написания (составления) конспекта урока с использованием средств ИКТ по различным предметным областям в соответствии с ФГОС НОО. опыт
Опыт организации коллективной учебной деятельности на занятии с помощью ИКТ опыт
Опыт составления и оценивания элетронного портфолио педагога. опыт

Цели изучения дисциплины

Научить использовать средства ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности в НОО

Задачи

  1. Формирование представлений о возможностях использования ИКТ в начальной школе
  2. Научить отбирать ИКТ для урочной и внеурочной деятельности по предметным областям.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 2.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 97.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 0.0 ч.
Часов в неделю 1.09 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. ИКТ в сопровождении образовательного процесса в начальной школе формирование представлений об особенностях и возможностях использования ИКТ в начальной школе Знание о возможностях использования ИКТ в начальной школе для решения профессиональных задач, классификации ЭОР и ЦОР, умение анализировать эффективность использования ИКТ в УВП начальной школы
  • Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ
  • Проектирование урока с использованием средств ИКТ
Модуль 2. Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности на уровне НОО Научиться отбирать средства ИКТ для урочной и внеурочной деятельности по предметным областям в соответствии с решаемой профессиональной задачей Умение отбирать средства ИКТ в соответствии с решаемой профессиональной задачей. Умение проектировать урочную и внеурочную деятельности по предметным областям НОО с помощью средств ИКТ.
  • ИКТ в современном языковом образовании.
  • ИКТ в литературном образовании.
  • ИКТ в начальном естественно-математическом образовании.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция 2.0 1
2 Проектирование урока с использованием средств ИКТ Другое 2.0 1
3 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Самостоятельное изучение 10.0 1
4 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Самостоятельное изучение 20.0 1
5 Проектирование урока с использованием средств ИКТ Самостоятельное изучение 20.0 1
6 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Самостоятельное изучение 16.0 1
7 Рубежный контроль Минизачет 2.0 4
8 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Другое 2.0 5
9 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Практическая работа 2.0 5
10 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Другое 2.0 8
11 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Другое 2.0 10
12 Рубежный контроль Минизачет 2.0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция описывает современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ в НОО Воспроизведение
описывает основнех подходы к использованию ИКТ в НОО Воспроизведение
2 Проектирование урока с использованием средств ИКТ Другое отбирает средства ИКТ в соответствии с решаемой профессиональной задачей на уроке Применение
анализирует эффективность использования средств ИКТ в УВП начальной школы Применение
3 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Самостоятельное изучение обосновывает этапы работы с видеофрагментом на уроках литературного чтения и внеклассного чтения Воспроизведение
4 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Самостоятельное изучение выделяет критерии отбора средств ИКТ по предметной области «Окружающий мир» в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
5 Проектирование урока с использованием средств ИКТ Самостоятельное изучение описывает нормативные документы регламентирующие использование в НОО ИКТ Применение
описывает особенности проектирования урока с использованием средств ИКТ Воспроизведение
выделяет критерии анализа использования ИКТ в НОО в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 , ФЗ "Об образовании в России", ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога начального общего образования Воспроизведение
6 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Самостоятельное изучение описывает классификации ЭОР и ЦОР Воспроизведение
выделяет критерии отбора ЭОР и ЦОР в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
7 Рубежный контроль Минизачет анализирует эффективность использования средств ИКТ в УВП начальной школы Применение
описывает особенности проектирования урока с использованием средств ИКТ Воспроизведение
анализирует использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе НОО в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов сферы образования Применение
8 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Другое проектирует урок с использованием средств ИКТ по предмету "Математика " Применение
проектирует внеурочное мероприятие по математике с использованием ИКТ Применение
9 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Практическая работа проектирует внеурочное мероприятие по учебному предмету "Окружающий мир" с использованием ИКТ Применение
10 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Другое проектирует урок русского языка с использованием ИКТ в начальной школе Применение
проектирует внеурочное мероприятие с использованием средств ИКТ по русскому языку Применение
проектирует урок литературного чтения с использованием ИКТ Применение
проектирует урок по внеклассному чтению с использованием средств ИКТ Применение
проектирует внеурочное мероприятие по литературному чтению и внеклассному чтению Применение
11 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Другое проектирует урок по предмету "Окружающий мир" с использованием электронных измерительных лабораторий Применение
проектирует внеурочное мероприятие по учебному предмету "Окружающий мир" с использованием ИКТ Применение
12 Рубежный контроль Минизачет моделирует использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в зависимосте решаемой профессиональной задачи Применение

Литература

Основная

  1. Журавлева Т.Ю. Информационные технологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.Ю. Журавлева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 72 c. — 978-5-4487-0218-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74552.html
  2. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 304 с. : табл., ил. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-02365-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452839

Дополнительная

  1. Боброва, И.И. Информационные технологии в образовании : практический курс / И.И. Боброва, Е.Г. Трофимов. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2014. - 196 с. : ил. - Библиогр.: с. 174-175. - ISBN 978-5-9765-2085-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482155
  2. Куприянов, Д. В. Информационное и технологическое обеспечение профессиональной деятельности : учеб. и практикум для приклад. бакалавриата, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Д. В. Куприянов ; Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2018. - 254, [2] с. : ил. - (Бакалавр. Прикладной курс). - Гриф УМО.
  3. Современные компьютерные технологии : учебное пособие / Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2014. - 83 с. : схем. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7882-1559-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428016
  4. Современные компьютерные технологии : учебное пособие / Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2014. - 83 с. : схем. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7882-1559-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428016

Цифровые ресурсы

  1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образо¬вании. Термины и определения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nordoc.ru/
  2. Костюкевич Е. Ф. Использование метода интеллект–карт в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602963

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон с изм. на 2018 г. - М. : Эксмо, 2018. - 141, [2] с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2018. - 52, [2] с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В.ОД.29 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование» [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. В.ОД.29 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование»/ БУ ВО ХМАО-Югры«Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.