бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 12, 2018 утверждение отклонено Sept. 17, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 17, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 20, 2018

Б1.В.ДВ.15 ДВ: Коррекция эмоциональных расстройств у детей (на модели раннего детского аутизма), 5 семестр 2 полусеместр

Б-6111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты Знание методического и технического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности знаниевый
Знание требований к организации коррекционно-развивающей образовательной среды в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты знаниевый
Знание требований к применению и использованию методического и технического обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности знаниевый
Владение критериями выбора методического и технического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности ориентировочный
Владение общей схемой организации коррекционно-развивающей образовательной среды в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты ориентировочный
Владение схемой применения методического и технического обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями ориентировочный
Умение организовать коррекционно-развивающую образовательную среду в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты и представить ее в виде модели операциональный
Умение осуществлять выбор методического и технического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности операциональный
Умение применять методическое и техническое обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями операциональный
Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3) Знание особенностей постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Знание структуры нарушений, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Знание требований к проектированию содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Владение общей схемой проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Владение схемой выбора методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Умение осуществлять выбор методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение осуществлять проектирование содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений проектировать содержание образовательно-коррекционной работы на основе знаний о современных методах коррекции проявлений раннего детского аутизма.

Задачи

  1. Формировать умения организовывать образовательную среду для детей с ранним детским аутизмом с применением современных технологий и средств
  2. Формировать умения использовать современные коррекционно-педагогические технологии в образовательно-коррекционной работе с обучающимися с ранним детским аутизмом

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 2.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 10.5 ч.
Часов в неделю 3.75 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Организация образовательной среды для обучающихся с ранним детским аутизмом Формировать умение применять современные методики и технические средства для организации образовательного пространства обучающихся с РДА Студенты демонстрируют умение применять методическое и техническое обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности с детьми с РДА в соответствии с требованиями
  • Особые образовательные потребности детей с ранним детским аутизмом
  • Специфика пространственно-временной организации среды для обучающихся с РДА
  • Современные подходы к проблеме организации образовательного пространства для детей с РДА в России и зарубежом
Методические аспекты коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ранним детским аутизмом Формировать умения применять современнные коррекционно-педагогические технологии в образовательно-коррекционной работы с детьми с РДА Студенты владеют умениями проведения адекватной коррекционно-педагической работы по преодолению у дошкольников проявлений раннего детского аутизма
  • Психокоррекционная работа с аутичными детьми
  • Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
  • Формирование элементарных математических представлений
  • Развитие изобразительной деятельности
  • Музыкальное воспитание
  • Физическое развитие и воспитание
  • Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями, воспитывающими ребенка с РДА

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особые образовательные потребности детей с ранним детским аутизмом Семинар 2.0 1
2 Специфика пространственно-временной организации среды для обучающихся с РДА Практическая работа 2.0 1
3 Специфика пространственно-временной организации среды для обучающихся с РДА Индивидуальная работа 2.0 1
4 Современные подходы к проблеме организации образовательного пространства для детей с РДА в России и зарубежом Конференция 2.0 2
5 Рубежный контроль М.1. Вариативное задание 2.0 2
6 Рубежный контроль М.1. Индивидуальная работа 2.0 2
7 Психокоррекционная работа с аутичными детьми Практическая работа 2.0 3
8 Психокоррекционная работа с аутичными детьми Индивидуальная работа 2.0 3
9 Психокоррекционная работа с аутичными детьми Лекция 2.0 3
10 Ознакомление с окружающим миром и развитие речи Практическая работа 2.0 4
11 Развитие изобразительной деятельности Практическая работа 2.0 4
12 Формирование элементарных математических представлений Лекция 2.0 5
13 Формирование элементарных математических представлений Практическая работа 2.0 5
14 Формирование элементарных математических представлений Индивидуальная работа 2.0 5
15 Музыкальное воспитание Лекция 2.0 6
16 Музыкальное воспитание Практическая работа 2.0 6
17 Физическое развитие и воспитание Практическая работа 2.0 7
18 Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями, воспитывающими ребенка с РДА Практическая работа 2.0 7
19 Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями, воспитывающими ребенка с РДА Индивидуальная работа 2.0 7
20 Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями, воспитывающими ребенка с РДА Коллоквиум 2.0 8
21 Рубежный контроль М.2. Другое 2.0 8
22 Рубежный контроль М.2. Индивидуальная работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особые образовательные потребности детей с ранним детским аутизмом Семинар Характеризует развитие детей с разным уровнем аутизма Воспроизведение
Определяет и дифференцирует основные образовательные потребности детей с РДА Применение
Владеет схемой анализа образовательного стандарта для детей с ранним детским аутизмом Применение
2 Специфика пространственно-временной организации среды для обучающихся с РДА Практическая работа Характеризует основные ресурсы, необходимые для эффективной организации образовательного пространства для детей с РДА Воспроизведение
Представляет разработанный перечень методического и технического обеспечения образовательной среды Применение
3 Специфика пространственно-временной организации среды для обучающихся с РДА Индивидуальная работа Представляет разработанный перечень методического и технического обеспечения образовательной среды Применение
Представляет аналитические справки по изучению требований к материально-технической оснащенности и информационной обеспеченности образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с РДА Применение
4 Современные подходы к проблеме организации образовательного пространства для детей с РДА в России и зарубежом Конференция Анализирует опыт организации образовательного пространства для детей с ранним детским аутизмом за рубежом Применение
Представляет инновационные зарубежные тенденции создания развивающей среды в семье и образовательных организациях Применение
5 Рубежный контроль М.1. Вариативное задание Разрабатывает и демонстрирует мини-проект по оснащению образовательного пространства для детей с РДА Творчество
6 Рубежный контроль М.1. Индивидуальная работа Разрабатывает и демонстрирует мини-проект по оснащению образовательного пространства для детей с РДА Творчество
7 Психокоррекционная работа с аутичными детьми Практическая работа Демонстрирует специфику применения различных приемов эффективной работы с ребенком с РДА по программе ABA Применение
Демонстрирует содержание основных этапов психологической коррекции и специфику психокоррекционных воздействий Применение
8 Психокоррекционная работа с аутичными детьми Индивидуальная работа Демонстрирует специфику применения различных приемов эффективной работы с ребенком с РДА по программе ABA Применение
Демонстрирует содержание основных этапов психологической коррекции и специфику психокоррекционных воздействий Применение
9 Психокоррекционная работа с аутичными детьми Лекция Характеризует задачи и приемы психокоррекционной работы, предложенной в программе ABA (прикладной анализ поведения) Воспроизведение
Характеризует специфику метода комплексной медико-психолого-педагогической коррекции (К.С. Лебединская, О.С. Никольская) Воспроизведение
10 Ознакомление с окружающим миром и развитие речи Практическая работа Раскрывает периоды речевого развития и симптоматику речевых нарушений у детей с РДА Воспроизведение
Представляет варианты коррекции речевого развития дошкольников с ранним детским аутизмом Применение
Демонстрирует специфику организацию работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольника с аутизмом Применение
11 Развитие изобразительной деятельности Практическая работа Характеризует содержание этапов развития изобразительной деятельности Воспроизведение
Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по обучению различным видам изобразительной деятельности Применение
12 Формирование элементарных математических представлений Лекция Описывает специфику становления математических представлений у детей с РДА Воспроизведение
13 Формирование элементарных математических представлений Практическая работа Описывает специфику становления математических представлений у детей с РДА Воспроизведение
Представляет варианты приемов и форм работы по формированию дочисловых представлений у детей с ранним детским аутизмом Применение
14 Формирование элементарных математических представлений Индивидуальная работа Представляет варианты приемов и форм работы по формированию дочисловых представлений у детей с ранним детским аутизмом Применение
15 Музыкальное воспитание Лекция Описывает процесс развития музыкального восприятия у детей с ранним детским аутизмом Воспроизведение
16 Музыкальное воспитание Практическая работа Описывает процесс развития музыкального восприятия у детей с ранним детским аутизмом Воспроизведение
Характеризует виды детского музыкального исполнительства и музыкально-образовательную деятельность детей с РДА Воспроизведение
Анализирует и представляет содержание работы по музыкальному воспитанию дошкольников с ранним детским аутизмом Применение
17 Физическое развитие и воспитание Практическая работа Раскрывает особенности физического развития детей с ранним детским аутизмом Воспроизведение
Демонстрирует приемы работы по физическому воспитанию аутичных дошкольников Применение
18 Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями, воспитывающими ребенка с РДА Практическая работа Представляет вариативные формы помощи семьям, воспитывающим детей с РДА Применение
19 Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями, воспитывающими ребенка с РДА Индивидуальная работа Представляет вариативные формы помощи семьям, воспитывающим детей с РДА Применение
20 Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями, воспитывающими ребенка с РДА Коллоквиум Раскрывает трудности семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом Воспроизведение
Описывает специфику организации эффективного взаимодействия "специалист-родитель-ребенок-педагог" Воспроизведение
21 Рубежный контроль М.2. Другое Представляет варианты коррекции речевого развития дошкольников с ранним детским аутизмом Применение
Представляет варианты приемов и форм работы по формированию дочисловых представлений у детей с ранним детским аутизмом Применение
Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по обучению различным видам изобразительной деятельности Применение
Демонстрирует приемы работы по физическому воспитанию аутичных дошкольников Применение
22 Рубежный контроль М.2. Индивидуальная работа Представляет варианты коррекции речевого развития дошкольников с ранним детским аутизмом Применение
Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по обучению различным видам изобразительной деятельности Применение
Демонстрирует приемы работы по физическому воспитанию аутичных дошкольников Применение
Представляет вариативные формы помощи семьям, воспитывающим детей с РДА Применение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 311, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.

Дополнительная

  1. Алвин, Д. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Д. Алвин, Э. Уорик ; пер. с англ. Ю. В. Князькиной; под ред. Э. Уорик. - М. : Теревинф, 2004. - 208 с. - (Особый ребенок). - ISBN 5-901599-14-4.
  2. Баенская, Е.Р. Закономерности раннего аффективного развития в норме и при синдроме аутизма / Е.Р. Баенская // Дефектология. - 2010. - № 3. - С. 3-11.
  3. Волкмар, Ф. Р. (Volkmar, F. R.). Аутизм = A Practical Guide to Autism : практ. рук. для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 1 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер ; [пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной]. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. - 222, [2] с. - ISBN 978-5-91743-049-2 : 100-00.
  4. Волкмар, Ф. Р. (Volkmar, F. R.). Аутизм = A Practical Guide to Autism : практ. рук. для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 2 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер ; [пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной]. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. - 285, [3] с. - ISBN 978-5-91743-054-6 : 100-00.
  5. Волкмар, Ф. Р. (Volkmar, F. R.). Аутизм = A Practical Guide to Autism : практ. рук. для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 3 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер ; [пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной]. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. - 222, [2] с. - ISBN 978-5-91743-055-3 : 100-00.
  6. Коррекционно-развивающая работа при тяжелых расстройствах аутистического спектра : учеб.-метод. пособие / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т " ; авт.-сост.: И. Ф. Павалаки [и др.]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 191, [1] с. - ISBN 978-5-93190-323-1. http://rucont.ru/efd/306718
  7. Либлинг, М.М. Организационные модели дошкольного образования и воспитания детей с аутизмом / М.М. Либлинг // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 23-28.
  8. Нарушения психического развития в детском возрасте: [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.С. Быкова, И.В. Краснощекова. – Электрон. текстовые дан.. – ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава РФ. – 162 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21830.html. - Загл. с экрана.
  9. Неретина, Т.Г. Приемы коррекции поведения детей с различными эмоционально-волевыми нарушениями / Т.Г. Неретина // Начальная школа плюс До и После. - № 10. - 2005. - С. 42-46.
  10. Никольская, О.С. Аутичный ребёнок: пути помощи : монография / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - Изд. 7-е . - М. : Теревинф, 2012. - 284, [3] с.
  11. Никольская, О.С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения / О.С. Никольская // Дефектология . - 2007. - № 1. - С. 12-26.
  12. Никольская, О.С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушениями развития аустического спектра / О.С. Никольская // Дефектология. - 2010. - № 2. - С. 3-18.

Цифровые ресурсы

Источники

  1. http://www.autism.invamama.ru//index.php - Аутизм
  2. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации /901-6) [Электронный ресурс] : Нормативно-правовые документы. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/548/58091.php

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.15 Коррекция эмоциональны расстройств у детей (на модели раннего детского аутизма) [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. А.А.Боброва. - электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл.с экрана