бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 7, 2018 утверждено Sept. 25, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 10, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 10, 2018

Б1.В.ОД.16 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста, 5 семестр

Б-06061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Компетенция 1. Готовность реализовывать образовательную программу по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов Знать теоретические и дидактические основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования знаниевый
Владеть способами определения задач, содержания и методических приёмов формирования математических представлений в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования ориентировочный
Уметь разрабатывать и анализировать фрагменты образовательной деятельности с детьми по формированию математических представлений в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования операциональный
Иметь опыт разработки и анализа фрагментов образовательной деятельности с детьми по формированию математических представлений в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования опыт
Компетенция 2. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики Знать современные методы и технологии обучения и диагностики, используемые в процессе формирования количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении у детей дошкольного возраста знаниевый
Владеть современными методами и технологиями обучения и диагностики, используемыми в процессе формирования количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении у детей дошкольного возраста ориентировочный
Уметь проектировать образовательный процесс по формированию количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики операциональный
Иметь опыт проектирования образовательной деятельности по формированию количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться проектировать образовательную деятельность по формированию количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении на основе знания теоретических и методических подходов к формированию математических представлений у детей детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования

Задачи

  1. Сформировать у студентов знания о теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у дошкольников в соответствии стребованиями образовательного стандарта дошкольного образования
  2. Сформировать готовность к проектированию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию количественных представлений
  3. Сформировать готовность к проектированию образовательной деятельности по развитию представлений о величине предметов и их измерении у детей дошкольного возраста

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 96.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 6.5 ч.
Часов в неделю 1.09 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические и дидактические основы математического образования дошкольников Сформировать у студентов знания о теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у дошкольников Ориентация студентов в теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у детей, в многообразии подходов к проблеме математического развития дошкольников
  • Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста как наука
  • Теоретические и дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников
Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста Сформировать готовность к управлению процессом развития представлений о множестве, числе и вычислительной деятельности у детей дошкольного возраста Освоение задач, содержания и методических приёмов формирования количественных представлений.Формирование способности к разработкее и анализу фрагментов образовательной деятельности с детьми, творческому использованию рекомендаций различных авторов.
  • Методические системы ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с количеством и числом
  • Методические системы ознакомления старших дошкольников с числом и вычислительной деятельностью
Развитие представлений о величине и её измерении Сформировать готовность к осуществлению образовательной деятельности с дошкольниками по формированию у дошкольников представлений о величине предметови её измерении Освоение задач, содержания, методических приёмов работы с дошкольниками по формированию представлений о величине предметов и их измерении.Формирование готовности к разработке и анализу фрагментов образовательной деятельности с детьми.
  • Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов
  • Методические системы ознакомления дошкольников с измерением

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников Лекция 2.0 1
2 Дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников Самостоятельное изучение 8.0 1
3 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Самостоятельное изучение 13.0 2
4 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Реферат 5.0 3
5 Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста Лекция 2.0 4
6 Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста Самостоятельное изучение 10.0 4
7 Формированиен количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Лекция 2.0 5
8 Формированиен количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Самостоятельное изучение 10.0 5
9 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Другое 2.0 6
10 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Самостоятельное изучение 10.0 6
11 Методика формирования представлений о величине предметов у детей разных возрастных групп Лекция 2.0 7
12 Методика формирования представлений о величине предметов у детей разных возрастных групп Самостоятельное изучение 10.0 7
13 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с размерами предметов Самостоятельное изучение 10.0 8
14 Обучение дошкольников измерению условными мерками Самостоятельное изучение 10.0 10
15 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Другое 2.0 11
16 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Вариативное задание 2.0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников Лекция Знать предмет, цель и задачи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
Составлять схему связи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" с другими науками Применение
2 Дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников Самостоятельное изучение Знать предмет, цель и задачи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
Составлять схему связи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" с другими науками Применение
3 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Самостоятельное изучение Характеризовать содержание математического образования дошкольников. Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику вариативных образовательных программ дошкольного образования (раздел "Математика"). Применение
4 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Реферат Характеризовать содержание математического образования дошкольников. Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику вариативных образовательных программ дошкольного образования (раздел "Математика"). Применение
5 Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста Лекция Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
6 Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста Самостоятельное изучение Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
7 Формированиен количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Лекция Определять виды арифметических задач, их структуру Воспроизведение
Обосновывать этапы работы над арифметической задачей Воспроизведение
Составлять тексты арифметических задач для дошкольников, фрагменты образовательных ситуаций по решению арифметических задач Применение
Обосновывать методические приёмы изучения состава числа из единиц и из двух меньших, деления целого на части. Воспроизведение
8 Формированиен количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Самостоятельное изучение Составлять тексты арифметических задач для дошкольников, фрагменты образовательных ситуаций по решению арифметических задач Применение
Обосновывать методические приёмы изучения состава числа из единиц и из двух меньших, деления целого на части. Воспроизведение
9 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Другое Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
10 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Самостоятельное изучение Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
Демонстрировать методические приёмы формирования количественных отношений у детей среднего дошкольного возраста Творчество
11 Методика формирования представлений о величине предметов у детей разных возрастных групп Лекция Обосновывать задачи и содержание работы по возрастным группам (раздел"Величина") Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Воспроизведение
12 Методика формирования представлений о величине предметов у детей разных возрастных групп Самостоятельное изучение Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по разделу "Величина" Применение
13 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с размерами предметов Самостоятельное изучение Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Воспроизведение
Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по разделу "Величина" Применение
14 Обучение дошкольников измерению условными мерками Самостоятельное изучение Оппределять виды измерения и условных мерок, функциональные зависимости, доступные для освоения дошкольниками Воспроизведение
Обосновывать методику обучения измерению условными мерками Воспроизведение
15 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Другое Обосновывать методику обучения измерению общепринятыми мерками Воспроизведение
Определять особенности овладения измерительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста Воспроизведение
Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками , установлению функциональных зависимостей Применение
16 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Вариативное задание Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками , установлению функциональных зависимостей Применение

Литература

Основная

  1. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.А. Габова. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 534 с. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239494 –Загл. с экрана
  2. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению подготовки 050100 "Педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 464 с. : ил. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО
  3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей [Текст].- М.:Издательский центр "Академия", 2015. – 352 с.

Дополнительная

  1. Абашина, В.В. Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для студентов педагогических вузов по направлению подготовки44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) ; Сургут. гос. пед. ун-т. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 117, [1] c.
  2. Баймуратова, Д.Ж. и др.Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.//Международный журнал экспериментального образования. -2013. №4. С.14-17. – Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/30269448. .-Загл. с экрана.
  3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников (Курс лекций). [Текст]. - М.:Владос, 2004/ -260 c/
  4. Вербенец, А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода. [Текст]. // Детский сад: теория и практика. – 2012. - №1.
  5. Воронина, Л.В. Математическое образование периода детства: исторический экскурс [Электронный ресурс]/ Образование и наука, 2009.Т. 67.№ 10С.70-81 – Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа:http://elibrary.ru/query_results.asp?pagenum=2.-Загл. с экрана.
  6. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие/Е. И. Щербакова. [Текст]. –М.: Изд – во Московского психолого – социального институ-та; Воронеж: Изд – во НПО «Модэк», 2005. – 392 с.

Цифровые ресурсы

  1. Обучение математике в игровой занимательной фор-ме. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://shop.mycab.ru/shop_p_book_346904.html
  2. Обучение математике дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://odnaskazka.ru/Obuchenie-Matematike-Doshkolnikov-3803.html
  3. Развивающие игры для дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.igromagazin.ru/metodika-zajceva/

Источники

  1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б3.В.ОД.6. Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Дошкольное образование» [Электронный ресурс]: Б-3061, Б-3062 Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Дошкольное образование» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б3.В.ОД.6. Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Дошкольное образование»/ ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.