бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 17, 2018
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Sept. 24, 2018
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано Sept. 24, 2018

Б1.В.ОД.2 Система физической культуры , 1 семестр

М-8011, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Теория физической культуры и технологии физического воспитания), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.Н. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готов к осуществлению педагогического проектирования образовательных программи индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8) Знание основных направлений в развитии современной педагогической и психологической науки знаниевый
владение общей схемой проектирования образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов в сфере физической культуры ориентировочный
умение проектировать образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты в сфере физической культуры операциональный
готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2) Знание современных проблем образования, науки, физической культуры и спорта, пути решения этих проблем в профессиональной практике знаниевый
Умение выделять причинно-следственные связи современных проблем науки и образования ориентировочный
готовность к разработке и реализации, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4); знание инновационных процессов в физкультурном образовании; знаниевый
владение способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению современных систем физической культуры. ориентировочный
умение отбирать, разрабатывать методики, приёмы обучения в соответствии с задачами, актуальными потребностями операциональный
способен проектировать образовательные пространства, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7) Знание возможностей, особенностей инклюзивного образования при реализации процесса физического воспитания знаниевый
владение общей схемой проектирования образовательного пространства, в том числе в условиях инклюзии при реализации процесса физического воспитания ориентировочный
умение проектировать образовательное протсранство при реализации процесса физического воспитания операциональный
способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4) понимать назначение и возможности использования ресурсно-информационных баз в профессиональной деятельности ориентировочный
владеть обобщенными способами применения ресурсно-информационных баз в образовательном процессе операциональный
иметь опыт использования ресурсно-информационных баз для решения профессиональных задач опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование общих научно-методических основ профессионального мировоззрения будущего преподавателя физической культуры, умений самостоятельно в практической деятельности использовать разнообразные средства, методы и формы физического воспитания, примнять инновационные технологии в области физической культуры и спорта

Задачи

  1. Формирование понятий современной системы физической культуры и ее мировоззренческих, программно-нормативных и организационных основ
  2. Формирование умений применения современных средств, методов, технологий системы физической культуры

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 5.0 ч.
Семинар 13.0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 83.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 2.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1Формирование знаний о системе физического воспитания как социальной категории Формирование понятий современной системы физической культуры и ее мировоззренческих, программно-нормативных и организационных основ Знать направления функционирования физического воспитания как социального явления. Уметь формулировать цель и задачи систем в различных общественно-экономических формациях. Понимать научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физического воспитания.Знать общекультурные и специфические функции физической культуры и современного спорта. Понимать место физической культуры в рамках современных социальных систем физического воспитания. Разбираться в различных направления организации процесса физического воспитания: образования-воспитания; в системе повседневного быта; в системе лечебно-реабилитационных факторов и т.п.
  • Физическая культура как социально-педагогическая система
  • Проблемы пространства физической культуры
  • Спорт в структуре физической культуры
  • Спортивная культура как средство формирования личности
  • Дидактическая единица (5)
Модуль 2 Проблемы углубленного познания закономерностей процесса физического воспитания Формирование умений применения современных средств, методов, технологий системы физической культуры Знать главенствующие закономерности на которых основан процесс физического воспитания. Уметь руководствоваться основными принципами государственной политики в сфере физического воспитания. Знать проблемы разработки технологий обучения основным жизненно-важным двигательным действиям.проблематику углубленного познания закономерностей оптимизации процесса физического развития индивида, совершенствования на этой основе технологии воспитания физических качествЗнать проблематику разработки методологии и технологии прогнозирования моделирования и контроля процессов развертывания физкультурно-спортивной дееятельности и ее результатов. Разбираться в современной системе органов управления физической культурой и спортом в России. Знать классификации системы средств направленного воздействия в системе физического воспитания. Уметь пользоваться классификацией общепедагогических и специфических методов при организации обучения двигательным действиям и развития физических качеств
  • Управление движением
  • Физические способности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Понятие о системе физической культуры Семинар (М) 2.0 1
2 Понятие о системе физической культуры Лекция 2.0 1
3 Общие принципы функционирования системы физической культуры Семинар (М) 2.0 2
4 Общие принципы функционирования системы физической культуры Самостоятельное изучение 2.0 2
5 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Лекция 2.0 3
6 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Конференция 2.0 4
7 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Самостоятельное изучение 3.0 4
8 Спорт в структуре физической культуры Самостоятельное изучение 3.0 5
9 Спорт в структуре физической культуры Семинар (М) 2.0 5
10 Спортивные достижения и их характеристика Семинар (М) 2.0 6
11 Спортивные достижения и их характеристика Самостоятельное изучение 3.0 6
12 Современный подход к пониманию пространства физической культуры Лекция 1.0 7
13 Спортивные достижения и их характеристика Индивидуальная работа 1.0 7
14 Современный подход к пониманию пространства физической культуры Индивидуальная работа 1.0 7
15 Проблемы пространства физической культуры Самостоятельное изучение 4.0 8
16 Проблемы пространства физической культуры Коллоквиум 2.0 8
17 Проблемы пространства физической культуры Индивидуальная работа 1.0 8
18 Ценностный потнециал спортивной культуры Семинар (М) 2.0 9
19 Ценностный потнециал спортивной культуры Самостоятельное изучение 3.0 9
20 Ценностный потнециал спортивной культуры Индивидуальная работа 1.0 9
21 Технологические основы спортивной культуры Практическая работа (М) 2.0 10
22 Технологические основы спортивной культуры Контрольная работа 2.0 10
23 Технологические основы спортивной культуры Самостоятельное изучение 4.0 10
24 Технологические основы спортивной культуры Индивидуальная работа 1.0 10
25 Управление движениями Семинар (М) 1.0 11
26 Управление движениями Самостоятельное изучение 2.0 11
27 Управление движениями Индивидуальная работа 1.0 11
28 Структура физических способностей Семинар (М) 2.0 12
29 Структура физических способностей Самостоятельное изучение 3.0 12
30 Развитие физических способностей Индивидуальная работа 2.0 13
31 Развитие физических способностей Другое 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Понятие о системе физической культуры Семинар (М) Выделять структуру физической культуры Воспроизведение
Характеризовать цель, задачи, принципы фунционирования системы физической культуры Воспроизведение
2 Понятие о системе физической культуры Лекция Выделять структуру физической культуры Воспроизведение
3 Общие принципы функционирования системы физической культуры Семинар (М) Характеризовать цель, задачи, принципы фунционирования системы физической культуры Воспроизведение
4 Общие принципы функционирования системы физической культуры Самостоятельное изучение Характеризовать цель, задачи, принципы фунционирования системы физической культуры Воспроизведение
5 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Лекция Характеризовать содержание этапов становления ТиМФК Воспроизведение
6 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Конференция Выделять цель и задачи различных систем физического воспитания Воспроизведение
Сравнивать содержательные основы и принципы систем физического воспитания Применение
7 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Самостоятельное изучение Выделять цель и задачи различных систем физического воспитания Воспроизведение
Сравнивать содержательные основы и принципы систем физического воспитания Применение
8 Спорт в структуре физической культуры Самостоятельное изучение Объяснять структуру и состояние современного спорта Воспроизведение
Выделять социальные функции современного спорта Воспроизведение
9 Спорт в структуре физической культуры Семинар (М) Объяснять структуру и состояние современного спорта Воспроизведение
Выделять социальные функции современного спорта Воспроизведение
10 Спортивные достижения и их характеристика Семинар (М) Объяснять ценность спортивных достижений как интегрального продукта соревновательной деятельности Воспроизведение
11 Спортивные достижения и их характеристика Самостоятельное изучение Объяснять ценность спортивных достижений как интегрального продукта соревновательной деятельности Воспроизведение
12 Современный подход к пониманию пространства физической культуры Лекция Объяснять современные подходы к выделению пространства физической культуры Применение
13 Спортивные достижения и их характеристика Индивидуальная работа Результаты не указаны
14 Современный подход к пониманию пространства физической культуры Индивидуальная работа Выделять взаимосвязь структурных элементов современного простанства физической культуры Применение
15 Проблемы пространства физической культуры Самостоятельное изучение Выделять взаимосвязь структурных элементов современного простанства физической культуры Применение
Выделять проблемы пространства физической культуры и спорта Воспроизведение
Проектировать пути преодоления современных проблем пространства физической культуры Применение
16 Проблемы пространства физической культуры Коллоквиум Выделять взаимосвязь структурных элементов современного простанства физической культуры Применение
Выделять проблемы пространства физической культуры и спорта Воспроизведение
Проектировать пути преодоления современных проблем пространства физической культуры Применение
17 Проблемы пространства физической культуры Индивидуальная работа Результаты не указаны
18 Ценностный потнециал спортивной культуры Семинар (М) Выделять, сущность, ценностный аспект спортивной культуры Воспроизведение
19 Ценностный потнециал спортивной культуры Самостоятельное изучение Выделять, сущность, ценностный аспект спортивной культуры Воспроизведение
20 Ценностный потнециал спортивной культуры Индивидуальная работа Выделять, сущность, ценностный аспект спортивной культуры Воспроизведение
21 Технологические основы спортивной культуры Практическая работа (М) Выделять, сущность, ценностный аспект спортивной культуры Воспроизведение
Выделять технологические основы спортивно ориентированного физического воспитания Применение
22 Технологические основы спортивной культуры Контрольная работа Выделять технологические основы спортивно ориентированного физического воспитания Применение
Проектировать содержание физического воспитания на основе обобщения опыта инновационных проектов спортивной культуры в школе Применение
23 Технологические основы спортивной культуры Самостоятельное изучение Выделять, сущность, ценностный аспект спортивной культуры Воспроизведение
Выделять технологические основы спортивно ориентированного физического воспитания Применение
24 Технологические основы спортивной культуры Индивидуальная работа Выделять, сущность, ценностный аспект спортивной культуры Воспроизведение
Выделять технологические основы спортивно ориентированного физического воспитания Применение
25 Управление движениями Семинар (М) Уметь подбирать средства и методы при обучении ДД Применение
Различать семь уровней управления движением Применение
26 Управление движениями Самостоятельное изучение Объяснять воздействие принципов ФВ Применение
Различать семь уровней управления движением Применение
27 Управление движениями Индивидуальная работа Уметь подбирать средства и методы при обучении ДД Применение
Различать семь уровней управления движением Применение
28 Структура физических способностей Семинар (М) Владеть теоретическими основами развития физических способностей Применение
29 Структура физических способностей Самостоятельное изучение Владеть теоретическими основами развития физических способностей Применение
30 Развитие физических способностей Индивидуальная работа Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение
31 Развитие физических способностей Другое Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение

Литература

Основная

  1. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник/ О.Ю.Масалова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 572 с.: ил. - (Высшее образование).
  2. Никитушкин, В. Г.Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта : учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 034300 – Физическая культура / В. Г. Никутушкин. - М. : Советский спорт, 2013. - 279, [1] с
  3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2016. - 494, [2] с.

Дополнительная

  1. Кокоулина О.П. Основы теории и методики физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кокоулина О.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11049.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2012. - 409, [2] c.
  3. Платонов, В. Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм. Отечественный и зарубежный опыт. История и современность : [науч.-попул. изд.] / В. Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2010.
  4. Семенов Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие /Л.А. Семенов -М.: Советский спорт, 2011.-200с.

Цифровые ресурсы

  1. Высшее образование в России: Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ. http://www.vovr.ru
  2. Научный портал "ТЕОРИЯ.РУ". - http://teoriya.ru
  3. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru

Источники

  1. http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2001n4/p2-8.htmКонцепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
  2. http://www.oprf.ru/ru/about/structure/structurenews/newsitem/14089?PHPSESSID=59emdisva9eo8bpa4lqkpodm65 Федеральный закон РФ о развитии физическрй культуры и спорта

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.2 Система физической культуры [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (Направленность: Теория физической культуры и технологий физического воспитания) / БУ ВО «Сургут. Гос. Пед. Ун-т»; сост. В.Н. Бойко. – Электрон. Дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.ОД.2 Система физической культуры [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (Направленность: Теория физической культуры и технологий физического воспитания) / БУ ВО «Сургут. Гос. Пед. Ун-т»; сост. Г.М.Акушев – Электрон. Дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.